15 декабря в Москве выступит аудиовизуальный художник Alva Noto — классик экспериментального техно, соавтор Рюити Сакамото и один из самых зрелищных музыкантов. Чтобы понять Alva Noto, нужны масштаб, пространство и большой звук, и свою новую программу Uniqav он представит в обновленном концертном зале ЦДП на Покровке. The Village попросил музыканта Сергея Голикова собрать небольшой гид, который поможет подготовиться к московской премьере.

Текст

Сергей Голиков

Alva Noto — сценический псевдоним Карстена Николая, классика экспериментального техно, исследователя звука, автора абстрактных электроакустических полотен и монументальных видеоинсталляций, владельца экспериментального лейбла Noton. Не композитора, а скорее скульптора или дизайнера от музыки.

Восточный немец из города Карл-Маркс-Штадт, Карстен Николай изучал ландшафтную архитектуру в Университете Дрездена. В 80-е в советской Германии творческих перспектив у молодого архитектора было немного — разве что модифицировать панельные блоки K-7. А вот музыка, как и при любом авторитарном режиме, напротив, была главным (и едва ли не единственным) независимым медиа. Так архитектор Николай занялся музыкой, вернее, саунд-дизайном, основанном на математических абстракциях и физике звука. Он и сам не считает, что пишет музыку — слишком уж аналитический научный подход. Не является он и тем, кого принято называть analog wizzard. У Карстена нет любимых синтезаторов или чего-то такого: он обходится без них, конструируя звук при помощи базовых элементов вроде осцилляторов, генераторов огибающей или примитивного музыкального софта.

Даже если не брать во внимание визуальное расширение, специфика музыки Alva Noto такова, что оценить ее дома, проигрывая файл в онлайн-плеере, практически невозможно. Подумайте о концерте как о выставке полотен или скульптур, детали которых просто невозможно рассмотреть с экрана. Alva Noto — галерейный артист, идеально звучащий в местах вроде Сиднейского оперного театра, нью-йоркского музея Гуггенхайма или лондонской Тейт Модерн.

Карстен Николай ‎— «Spin#25»

Одна из ранних работ Николая и один из первых релизов на его собственном лейбле Noton. Границы слышимого звукового спектра — излюбленная область поисков композитора. В детстве Карстен часами не выключал тестовую заставку на ТВ с полосками и тоновым сигналом на 14 килогерц и утверждает, что тот действовал на него успокаивающе.

Diamond Version — «Technology at the Speed of Life»

Совместный проект Николая и Олафа Бендера — еще одного важного восточного немца из Карл-Маркс-Штадта, многолетнего партнера Карстена по лейблу Noton. Здесь все больше напоминает классическое электро и техно и вполне уместно для рейва.

Alva Noto и Рюити Сакамото — «Glass»

Самая известная совместная работа Карстена Николая и Рюити Сакамото — саундтрек к фильму «Выживший». А это — запись получасовой импровизации двух музыкантов в «Стеклянном доме» Филиппа Джонсона, образце американской модернистcкой архитектуры 40-х годов.

Мика Вайнио + Рёдзи Икеда + Alva Noto — «Movements 1»

Важная коллаборация с двумя другими пионерами электронной музыки — Микой Вайнио (Pan Sonic), скончавшимся весной этого года, и Рёдзи Икедой — еще одним приверженцем аналитического метода и математических структур в электронной музыке.

ANBB — «Bernsteinzimmer»

В то время как в Западной Европе популярность группы Einstürzende Neubauten (да-да, снова архитектурные коннотации) пошла на спад в 90-е, в Восточной Германии (как и в России) она продолжала влиять на музыкальную сцену, в том числе и на музыку Alva Noto. Совместная запись Карстена с лидером Einstürzende Neubauten Бликсой Баргельдом — дань уважения визионерскому коллективу.

Игги Поп, Tarwater, Alva Noto — «From Pent-Up Aching Rivers»

Еще одна совместная работа в неожиданным составе. Игги Поп читает стихи Уолта Уитмена под музыку, написанную Alva Noto и дуэтом Tarwater. Один из участников Tarwater Рональд Липпок — брат более известного Роберта Липпока — в начале 90-х оба играли в группе To Rococo Rot, которая заслуживает отдельного внимания.

Alva Noto — «Unieqav»

Последний альбом Карстена Николая вышел в марте и вдохновлен выступлением в Berghain, который он называет «великим местом для изучения звука».

«Unieqav» был впервые представлен в Funkhaus, бывшем телерадиовещательном центре Восточного Берлина — том самом, который транслировал некогда успокаивающий тоновый сигнал для юного Карстена. В том же Funkhaus летом праздновал десятилетие московский клуб «Арма».

 Москва, ЦДП

Когда: 15 декабря, 20:00

Где: ул. Покровка, 47

Сколько: Билеты от 1 500 рублей

alvanoto.ticketscloud


Обложка: Raster–Noton