Российское короткометражное кино набирает популярность. С одной стороны, вырос интерес к локальной индустрии, что привело к открытию новых киношкол, где снимают ленты небольшого хронометража. С другой, короткий метр — практически единственный доступный способ для начинающего сценариста или режиссера заявить о себе. И это не говоря уже об удешевлении производства фильмов. Собранные в альманахи короткометражки даже могут выходить в прокат: с 25 января по всей России начнут прокатывать второй выпуск альманаха «Русское краткое». По просьбе The Village журналистка Марина Аглиуллина рассказала о 19 хороших новых (и нескольких старых) российских короткометражках, которые можно посмотреть прямо сейчас.

«Опасность полного исчезновения» (2012)

Режиссер: Константин Колесов

О подростковом бунте и нежелании походить на родителей

Артистичный то ли студент, то ли старшеклассник Филипп (Филипп Авдеев) и его друзья не без вандализма бунтуют против обывательского образа жизни с беличьим колесом из работы, семьи и телевизора. Ладно скроенная работа в духе почти всех новых русских фильмов про анфан терриблей, сделанных людьми из «Гоголь-центра»: от «Изображая жертву» до «Кислоты», с которой «Опасность» делит актера-гогольцентровца Авдеева.

«У меня нет друга» (1988)

Режиссер: Алексей Балабанов

О соревновательности и вписках 80-х

История старшеклассницы (Настя Полева), желающей переспать со своим кумиром — звездой свердловской сцены (Егор Белкин в роли как бы Бутусова). Благодаря СТВ на ютьюбе можно посмотреть все фильмы Балабанова, включая студенческие работы. Короткие метры Балабанова — учебные работы, сделанные им на Высших двухгодичных курсах режиссеров и сценаристов. Бытовая вроде бы история из жизни молодого Свердловска 80-х, в которой уже просматриваются черты взрослого Балабанова — посмотрите хотя бы на название.

«Путешествие Федора по Москве начала XXI века» (2015)

Режиссер: Аксинья Гог

О нормах жизни как о странностях

Растерявшаяся Маша и рассудительный Саша-Федор, которого на время своего отъезда Маше подкинула ее троюродная сестра, собственно, путешествуют по вроде бы знакомой, но абсурдной Москве. Выпускница режиссерских факультетов ВГИКа и ГИТИСа Аксинья Гог сняла десяток короткометражек, но эта, пожалуй, самая обаятельная из них. Стильное (спасибо оператору «Опасности полного исчезновения» Евгению Козлову) и смешное «Путешествие...» — очарования детского взгляда на реальность и органичности.

Посмотреть

«Префект» (2018)

Режиссер: Олег Коронный

О модном префекте, встрявшем в колесо сансары российской политики

Молодой чиновник из числа приличных (Филипп Горенштейн) становится префектом какого-то из заштатных АО Москвы и попадает в фантасмагорический ад, где смешались тетушки с химзавивкой из администрации и урбанистика, хлеб с солью и скейт-парки, правда и вымысел. Режиссерский дебют бывшего ведущего шоу «О нет! Только не это!» сайта W-O-S и бывшего же шеф-редактора Arzamas Олега Коронного — сатирическая комедия, которая показывает, какой мутант может получиться из причудливого смешения популизма и новаторских убеждений на почве спального района. «Префект» снят все тем же оператором Евгением Козловым при поддержке агентства Stereotactic, постепенно все дальше заходящего на территорию кино, проекта Medialab и почему-то сервиса «Яндекс.Такси».

«Земля» (2017)

Режиссеры: Максим Шкурин, Ринат Ташимов, Алена Тремазова

О бесполезной попытке вырастить нового человека из старого

Женщина находит в поле подбитого летчика и решает вырастить из него нового человека. По-линчевски странный и жутковатый фильм екатеринбуржцев Максима Шкурина, Рината Ташимова и Алены Тремазовой — мрачная, сюрреалистичная русская сказка без диалогов, которая вполне могла бы стать клипом IC3PEAK.

«Лалай-Балалай» (2017)

Режиссер: Руслан Братов

О бессмысленном и беспощадном русском кутеже

После закрытия ресторана его владелец Олег Маратович (Евгений Сытый) бесцеремонно берет троих своих подчиненных (все — в изрядном подпитии) развлекаться в парк аттракционов. Еще одна остроумная короткометражка, сделанная Stereotactic и актером и режиссером Русланом Братовым. Главный короткометражный хит фестиваля «Кинотавр-2017» — беззлобный, но почему-то прозванный алкохоррором.

«Трофимъ» (1995)

Режиссер: Алексей Балабанов

О деревенском мужике, безжалостно вырезанном из истории

Трофим (Сергей Маковецкий) на почве ревности к жене зарубает топором брата и бежит в Петербург, где натыкается на французского режиссера — пионера кинематографа, по-люмьеровски снимающего прибытие поезда. Еще один короткий метр Балабанова, на этот раз из киноальманаха «Прибытие поезда» — практически прототип, возможно, самого совершенного фильма режиссера «Про уродов и людей». Здесь и зарождение кинематографа, и предреволюционный Петербург, и даже немного порнографии — Трофим в какой-то момент оказывается в борделе.

«Незначительные подробности случайного эпизода» (2011)

Режиссер: Михаил Местецкий

О течении и случайности жизни в большой сюрреалистичной метафоре

Два поезда застревают друг напротив друга из-за проблем с рельсами. Пассажирам все время обещают, что поезда вот-вот тронутся, но составы стоят на месте годами, и в них своим чередом протекает жизнь людей, получающих повышения и штампы о браке прямо в своих купе. Довольно известная короткометражка режиссера Михаила Местецкого, снявшего «Легенду № 17», «Хорошего мальчика» и «Тряпичный союз», — практически пелевинская «Желтая стрела» с противоположным содержанием.

«Вдвоем» (2005)

Режиссер: Николай Хомерики

О проводах близкого в мир иной

Мать и сын доживают последние дни вместе — скоро их разведет смерть. Пока мать болеет, сын ухаживает за ней и пытается облегчить ее страдания. Короткометражка режиссера «Последней сказки Риты» и «Сказки про темноту» Николая Хомерики была его учебной работой и получила «Золотую пальмовую ветвь» в каннском конкурсе студенческих фильмов. Синопсис мрачный, но Хомерики убедительно доказывает, что на деле жизнь куда многообразнее, и кино следует за этой идеей, уходя то в веселье, то в печаль.

«Дым» (2017)

Режиссер: Иван Плечев

Об особенностях наркоторговли в спальных районах

Два полудурка из Мытищ начинают торговать гашишем на районе — и, конечно же, вляпываются в совсем дурную историю. «Дым» продвигали как короткометражку с музыкой Скриптонита, но не только это сделало ленту относительно популярной (около 800 тысяч просмотров). «Дым» — это насыщенный отчаянием мир воспетых Хаски панелек, на месте героев которого представить себя может практически любой.

«Олеся» (2016)

О нелепых причудах мажоров и любви на дурную голову

Два мажора (Александр Паль и Никита Ефремов) сходятся в потешной дуэли у стены Донского монастыря. Формально — из-за красивой и странной девушки Олеси (модель Анастасия Щеглова), а на деле — из-за старых обид. Режиссер Григорий Константинопольский — в прошлом успешный клипмейкер, в кино известный по противоречивым фильмам «Восемь с половиной долларов» и «Кошечка», а также наполненному звездами сериалу «Пьяная фирма». В конце января в прокат выйдет его «Русский бес», который наверняка тоже будут много обсуждать. «Олеся», короткометражка Константинопольского из альманаха «Русское краткое. Выпуск 1», — это причудливая вещь, как будто бы из 90-х, но с новыми лицами.

«Закон исключенного третьего, или Третьего не дано» (2016)

Режиссер: Александра Соколовская

О женском чувстве собственного достоинства и непримиримых противоречиях

Сцены из семейной жизни давно женатой пары интеллектуалов (превосходная, как обычно, Юлия Ауг и Николай Ковбас). Мужа тянет к более молодой и пустоватой девушке (Мария Иващенко), но от общения с умной женой он тоже отказаться не может. Он так бы и метался между ними, если бы не крымский вопрос, которому, кажется, не удалось расколоть только саму Землю. «Закон исключенного третьего» — короткометражка широкой фестивальной географии, объездившая мир от Азии до США, но почему-то малоизвестная дома — хотя и говорит без экивоков о том, что происходит здесь и сейчас. Большая редкость для нашего кино.

«Последний из сарацинн» (2014)

Режиссер: Федор Ромм

О творце, его почитателях и цене за божий дар не яичницу

Комедийная короткометражка Федора Ромма про режиссера Александра Сосова высмеивает ажиотаж вокруг авторского кино, концепции художника-творца, теорий заговоров и одновременно с любовью говорит о режиссерах — фанатиках своего дела, готовых жертвовать чем угодно ради экспериментов. Ромм, выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров, сам сыграл главную роль Александра Сосова и спродюсировал свой фильм. Получилась легкая, смешная, абсурдная комедия с множеством цитат из кино и поп-культуры.

«Машина» (2016)

Режиссер: Петр Левченко

О суровой жизни на периферии и отце, ищущем своего сына

У 60-летнего жителя захолустного российского городка Виктора (Геннадий Прошин) пропадает сын. Виктор объедет на велосипеде все места, опросит всех людей, которые могут что-то знать о случившемся, и в итоге докопается до сути произошедшего. По-документалистски грубое, но привлекательное кино в редком для короткого метра жанре детектива.

CinePromo

«Как жизнь без любви» (2015)

Режиссер: Светлана Самошина

О сложности и неоднозначности чувств

Зарисовка об эпизоде из жизни режиссера (Александр Яценко) и актрисы (Анна Шепелева из «Школы»), которые встречаются на пробах в сериал, а потом решают прогуляться и выпить вместе. Не бог весть какой сюжет, но фильм выпускницы Московской школы нового кино Светланы Самошиной гораздо более жизненный, чем вечно пытающаяся угодить романтическая мелодрама или комедия.

«Толстая» (2017)

Режиссер: Борис Хлебников

О любви и праздновании Нового года с традиционными ценностями и оливье

20-летняя девушка приезжает праздновать Новый год к родителям своего парня — паре старой закалки с соответствующими шутками и отношением друг к другу. В 2017 году режиссер «Сумасшедшей помощи» и «Аритмии» Борис Хлебников снял эту короткометражку специально для благотворительного аукциона Action! в поддержку фонда «Антон тут рядом».

Colta.ru

«Психотроника» (2017)

Режиссер: Дмитрий Кузнецов

О влиянии на умы и промывке мозгов — снятый, что характерно, для «Яндекса»

Короткометражный фильм Хаски — скорее музыкальное видео с флером безумного в лучшем смысле этого слова российского телевидения 90-х, которого, к сожалению, сегодня не делают даже ютьюб-блогеры. И все же в ролике есть сюжет, идея, авторское видение, юмор и стиль. Видео также пестрит отсылками к Кроненбергу и Линчу — не самый плохой, в общем, выбор тех, чьему влиянию поддаваться.

«Премьера» (2016)

Режиссер: Иван Оганесов

О муках просмотра артхауса и отношениях режиссера и продюсера

Режиссер Иван Оганесов и сценарист Сергей Чеботарев сняли этот фильм на основе реальных событий, которым были свидетелями. В общем-то, картина о разговоре режиссера с претензией, снявшего страшный артхаусный сон любого критика и зрителя, и продюсере с надеждой на заработок, задевает много знакомых болевых точек всех так или иначе причастных к кино — от режиссеров до синефилов.

«Проклятие» (2012)

Режиссер: Жора Крыжовников

О бедственном положении русского кинематографа

Актер-неудачник (Тимофей Трибунцев) приходит на кастинг в третьесортный сериал, довольно быстро получает отказ — и начинает яростный монолог о том, как все хреново. В 2013 году режиссер-дебютант Андрей Першин под псевдонимом Жора Крыжовников снимет фильм «Горько!» и заработает все деньги мира. Метакороткометражка «Проклятие» доказывает, что это случилось не случайно: театрал и бывший преподаватель актерского мастерства Крыжовников за эти семь минут демонстрирует блестящее владение формой (и, разумеется, работу с актерами) при минимальных ресурсах — весь фильм стилизован под ролик с собственно кастинга, снятый с двух ракурсов.


Обложка: Stereotactic