В Москву приезжает одно из лучших в мире собраний послевоенного и современного искусства — коллекция Fondation Louis Vuitton. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея покажут 65 произведений, созданных художниками из разных стран с 1947 по 2018 год: Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Марины Абрамович и других суперзвезд современного искусства. The Village попросил кураторов проекта выбрать несколько знаковых работ, которые можно будет увидеть на экспозиции, и рассказать о них.

Центр Fondation Louis Vuitton в Париже

Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное


Когда

19 июня — 29 сентября 2019 года

Где

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Сколько

500 рублей

Как фонд Louis Vuitton сотрудничает с Пушкинским музеем

Пять лет назад президент группы LVMH (Louis Vuitton — Moët Hennessy), один из крупнейших французских коллекционеров и меценатов Бернар Арно открыл в Париже новый культурный центр — Fondation Louis Vuitton. Центр разместился в здании, выстроенном по проекту архитектора Фрэнка Гери на западе города, в Булонском лесу.

Уже на третий год своего существования Fondation Louis Vuitton вошел в число 50 самых посещаемых музеев мира. Помимо выставок-блокбастеров, в Фонде стали проводиться концерты самых разных музыкантов: от Люка Дебарга до Канье Уэста. Интерес Бернара Арно к музыке, в особенности классической, не случаен. Он сам увлекается игрой на фортепиано, а его жена Элен Мерсье-Арно — известная пианистка, гастролирующая по всему миру. 

Иза Генцкен, «Букет», 2004 (вид экспозиции в Fondation Louis Vuitton)

Сотрудничество Пушкинского музея и Fondation Louis Vuitton началось с открытия здания фонда в 2014 году. Самым ярким событием этого партнерства стала выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С. И. Щукина» (Icônes de l’art moderne. Collection Chtchoukine). Проект о русском коллекционере, 100 лет назад открывшем для российской публики работы импрессионистов Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо, в 2017 году стал самым посещаемым в мире. Работы из Эрмитажа и Пушкинского, представленные на этой выставке, увидели более 1,2 миллиона человек — это сделало ее самой успешной художественной выставкой во Франции за последние 50 лет.

Этим летом легендарную коллекцию Сергея Щукина соберут вновь, чтобы показать уже в Москве — на выставке «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее. Полотна французских художников на время переедут из Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков в Главное здание музея, освободив место для современного искусства из коллекции Fondation Louis Vuitton. Таким образом, Пушкинский музей представит сразу две коллекции — начала и конца ХХ века, позволяя зрителю обнаружить параллели в искусстве разных эпох, а заодно проникнуться духом собирательства на примере двух важнейших коллекций.

Ив Кляйн, Антропометрия, без названия (ANT 104), 1960

Что смотреть на выставке: Каттелан, Уорхол, Баския, Абрамович, Рихтер 

Чтобы вместить выставку коллекции Fondation Louis Vuitton, пришлось освободить все три этажа здания Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, где традиционно находилась часть постоянной экспозиции музея. Те, кто привык посещать Галерею для осмотра знаменитых картин импрессионистов, с трудом узнают привычное пространство — так сильно изменили его работы современных художников.

Альберто Джакометти, «Трое идущих», 1948 (вид экспозиции в Fondation Louis Vuitton)

Экспозицию открывают Альберто Джакометти и Ив Кляйн, теперь уже классики искусства ХХ века. Тонкая эфемерная скульптура Джакометти соседствует с пугающе натуралистичным чучелом лошади, висящим под потолком, работой известного своим черным юмором итальянца Маурицио Каттелана под названием «Баллада о Троцком» (1996). Беспомощно болтающаяся в воздухе лошадь в полной сбруе — своеобразное посвящение Льву Троцкому и краху революционной утопии.

Безысходность чувствуется и в другой работе Каттелана — «Чарли не серфят» (1997), представляющей собой фигуру сидящего за партой мальчика, руки которого прибиты к поверхности стола карандашами. Эти работы главный куратор выставки Сюзанн Паже отнесла к субъективно-экспрессионистической линии, в рамках которой художники поднимают вопросы о жизни, смерти, любви, страхе и одиночестве.

Жан-Мишель Баския, Grillo, 1984 (вид экспозиции в Fondation Louis Vuitton)

На выставке присутствует «поп»-вектор, который объединяет работы Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баскии, Андреаса Гурски, Бертрана Лавье и Франсуа Морелле. В зале Уорхола внимание приковывает гигантский «Автопортрет» (1986). На фоне других, более ранних работ в этом жанре, которые представлены здесь же, эта картина выделяется отрешенностью — она была написана за год до смерти художника и стала его последним автопортретом. Изображая себя без шеи и плеч, Уорхол задумал провести параллель с каноническим изображением Иоанна Крестителя, казненного через отсечение головы.

Меланхоличные рефлексии Уорхола сменяются брызжущей энергией и цветом Жан-Мишеля Баскии. В его картинах множество отсылок — к Библии, афроамериканской культуре, боксу, Пикассо, комиксам, культу вуду и карибскому фольклору. Запрятанные смыслы можно отыскивать часами.

Бертран Лавье, «Императрица Индии II», 2005

Еще одна тема выставки — «музыкально-звуковая», выраженная в работах художников Пьера Юига и Марины Абрамович. Фильм Пьера Юига «Путешествие, которого не было» (2005) рассказывает историю поиска редкого животного — пингвина-альбиноса. Ради участия в этой экспедиции художник отправился в Антарктиду. Там Юиг зафиксировал световые и звуковые колебания, которые затем превратил в музыкальную партитуру, исполненную симфоническим оркестром. Инсталляция Марины Абрамович «Обновитель астрального баланса» (2000) побуждает зрителя сесть в шезлонг и в течение длительного времени (по замыслу Абрамович, 45 минут) медитировать под мерный звук стоящего напротив метронома.

Пьер Юиг, «Путешествие, которого не было», 2005 (вид экспозиции в Fondation Louis Vuitton}

Линия «созерцательного искусства» включает работы Герхарда Рихтера, Дэна Флавина, Зигмара Польке, Кристиана Болтански и Таситы Дин. Все они — об эмоциональном отношении к миру. Рихтер и Польке представлены масштабными абстрактными работами, демонстрирующими удивительные по своему разнообразию и полноте цветовые решения. Тасита Дин исследует тему времени, изучая его проявления на поверхности древнего мегалита и в рисунке алебастровых плит. Кристиан Болтански в фильме-инсталляции Animitas (2014) запечатлел 800 японских колокольчиков, установленных им в чилийской пустыне. Болтански разместил колокольчики в соответствии с картой звездного неба, каким оно было в день его рождения, — это порождает «музыку звезд и голоса человеческих душ».

Здание, спроектированное Фрэнком Гери

Заключительная часть выставки посвящена зданию Fondation Louis Vuitton. Арт-директор фонда Сюзанн Паже считает здание Фрэнка Гери первым творческим проектом Fondation Louis Vuitton. Построенное по проекту Гери, оно само по себе является ярким образцом современного искусства: 12 стеклянных парусов раскинулись в Саду акклиматизации Булонского леса. Кто-то сравнивает здание с айсбергом, кто-то — с космическим кораблем, но сам Гери, страстный любитель парусного спорта, называет его зданием-парусником.

Вместе с тем постройка Гери отсылает к традиции французских стеклянных парковых сооружений второй половины XIX века; по монументальности ее можно сравнить с дворцом Гран-Пале на Елисейских полях. Новейшие технологии позволили сделать здание пластичным и гибким: 19 тысяч листов специального бетона и 3 600 стеклянных панелей уникальны по размеру и форме. Макеты, рисунки, видео, панорамные фотографии и скульптура Гери из серии Fish Lamps познакомят посетителей с историей создания одного из самых интересных сооружений современности.


Фотографии: обложка, 3, 4, 5, 7 – Marc Domage / Fondation Louis Vuitton, 1, 8, 9, 10 – Iwan Baan / Fondation Louis Vuitton, 2 – Martin Argyroglo / Fondation Louis Vuitton, 6 – Courtesy galerie Yvon Lambert, Paris