28 января, четверг
Москва
Войти

Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд» «Это не выставки — это иммерсивные спектакли на минималках»

Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»

В разгар пандемии в Петербурге, в здании бывшей военно-картографической фабрики на набережной Пряжки, открылась галерея «Стыд» — проект журналистки и куратора Александры Генераловой, искусствоведа Евгения Кузьмичева и художницы Александры Гарт.

По российским меркам предприятие кажется фантастической авантюрой. Взяв в аренду помещение площадью около 20 квадратных метров, команда решила отказаться от всего, что их раздражало в традиционных галерейных пространствах: от шумных вернисажей, напоминающих вечеринки, бесплатного входа (за посещение выставки нужно заплатить 300 рублей — деньги, сопоставимые со стоимостью билетов в популярные музеи) и, главное, от групповых посещений экспозиции. В «Стыд» можно попасть только в одиночку, чтобы провести наедине с искусством 20 минут — именно столько длится сеанс. Интересно, что формат, такой актуальный в разгар пандемии, создатели галереи придумали еще в прошлом декабре, когда о локдауне и социальной дистанции не было и речи.

The Village побывал в новой галерее во время монтажа новой выставки и поговорил с Александрой Генераловой о том, как был придуман проект, удается ли его окупать и почему формат одиночных посещений останется актуальным и по окончании пандемии.

«Стыд»


Адрес

наб. Пряжки, 5

Сколько

300 рублей

 Нам же хотелось открыть место, где у гостя будет 20 минут наедине с искусством, без болтовни и отвлекающих факторов. При этом внутри он может делать что хочет: хоть на полу лежать, хоть снимать себя на камеру — его никто не видит, и галерейные правила приличия на него не давят.


Александра Генералова

журналист и куратор

 В конце прошлого года мои друзья — искусствовед и исследователь видеоигр Евгений Кузьмичев и художница Александра Гарт — предложили открыть собственное выставочное пространство без вернисажей и с индивидуальным посещением. Почему это важно? Основная масса гостей на выставку в независимом пространстве или галерее приходит во время открытия — часто не ради выставки, а для общения и бесплатной выпивки. После вернисажа единичные гости забегают в выходные минут на 10, потому что по плану у них еще два-три проекта в разных локациях. Нам же хотелось открыть место, где у гостя будет 20 минут наедине с искусством, без болтовни и отвлекающих факторов. При этом внутри он может делать что хочет: хоть на полу лежать, хоть снимать себя на камеру — его никто не видит, и галерейные правила приличия на него не давят.

Кураторский опыт у всех троих был: мы с Женей два года делали проект о современном графическом дизайне «Маргинальный дизайн» — организовывали выставки и на Новой Голландии, и в техно-клубе Mosaique, и на 200 квадратных метрах «Бертгольд-центра», и в пятиметровом независимом пространстве FFTN. Александра в течение года была куратором выставочных и образовательных программ кабинета графики в Малом Манеже.

Свое идеальное помещение искали на Avito и перед Новым годом нашли 20-метровую комнату в бывшей картографической фабрике на берегу реки Пряжки — Богом забытое место на Матисовом острове, по соседству с психиатрической лечебницей, при этом в 10 минутах ходьбы от Мариинского театра. Здание второй трети XIX века выглядит как уютный особнячок с балкончиком, который контрастирует с заброшками на другом берегу — это Петербург фильма «Окно в Париж» Юрия Мамина и «Обводный канал» Алексея Учителя.

Когда мы делали ремонт, сотрудники фабрики только-только начали съезжать, оставляя после себя старинную мебель, книги и документы 50-х годов, портреты Горбачева и множество артефактов эпохи — в последние годы контора, которая управляет зданием, частенько сдавала некоторые помещения под съемки фильмов. Нам понравилось, что место слегка запущенное: там нет лоска креативных кластеров, баров и коворкингов, а арендаторы самые разнообразные — от салона красоты и студии стрип-пластики до театра и пошивочного цеха.

Евгений Кузьмичев
Александра Гарт

Правила посещения мы придумали сразу, еще в конце декабря: вход строго по одному, сеанс длится 20 минут, гостям выдаются черные перчатки — чтобы трогать объекты. О коронавирусе мы не думали — эпидемия даже в Китае еще не началась. В марте стало понятно, что наш формат обогнал время: ровно о таком протоколе посещения начали рассуждать в арт-среде, а сейчас это стало новой нормой. Но мы исходили не из соображений эпидемиологической безопасности — хотелось разорвать порочный круг хождения на выставки ради тусовки или «культурного» убивания времени. Наша цель — дискомфорт, благодаря которому весь фокус зрителя будет на работах, а сам поход в «Стыд» он запомнит, выделит из череды других пространств.

 Мы не называем наши проекты выставками — это иммерсивные спектакли на минималках, квесты в реальности в белом кубе или сет-дизайны

Потом случились локдаун и закрытие границ — открытие пространства отложилось, и, если честно, мы были в замешательстве: по плану у нас были проекты авторов из Минска, Краснодара и Берлина. В июне начались послабления, и мы решили запустить «Стыд»: привезти работы и художников было нереально, но мы все равно планировали сначала показать наш коллективный проект.

Место открылось трехчастным иммерсивным спектаклем под названием «Стыд» — каждую часть «режиссировали» мы сами, по очереди. Это был проект-манифест, в котором мы рассказывали о наших эстетических ориентирах, анализировали само понятие «стыдного» в мире современного искусства, а также окружающий нас остров, который завис в безвременье: то ли 90-е, то ли вообще 70-е. Опубликовали объявление в своих соцсетях, думали, никто не пойдет — ведь за билеты надо платить. Однако в первый же день к нам пришли 10 человек, включая коллекционера и создателя ДК Громов Игоря Суханова — тогда мы поняли, что, пойдя против правил, все сделали правильно.

Мы не называем наши проекты выставками — это иммерсивные спектакли на минималках, квесты в реальности в белом кубе или сет-дизайны, где есть продуманный звук, свет, специальные детали, которые нужны для того, чтобы лучше воспринять конкретный проект: можем поставить кресло и напиток в ведре со льдом, чтобы человеку было удобно, можем, наоборот, сделать нахождение внутри невыносимым с помощью саунд-дизайна. Сам факт того, что внутрь нельзя войти с другом, надо провести сеанс в одиночестве, вызывает стресс и непонимание, но без этого правила не будет эффекта. Смысл самого названия «Стыд» мы не объясняем, само звучание — прекрасно, да и забыть сложно.

 До Нового года в пространстве идет проект «Провал» Александры Гарт, который намеренно обманывает ожидания от показа печатной графики.

Наш формат посещения позволяет в день принять не более 12–13 человек — это пять часов работы, достаточно тяжелой эмоционально, ведь встречающий гостей куратор или художник после сеанса общается с посетителями, получается индивидуальный тур. Обычно в галереях такую роскошь предоставляют только важным коллекционерам или журналистам. Мы сразу поняли, что сеансы надо делать платными, иначе желающих будет очень много и нам придется оставить работу и заниматься только «Стыдом». Да, есть люди, которых отпугивает необходимость купить билет, но для нас не важно — придут два человека на проект или 82: главное, чтобы нас удовлетворил результат.

Некоторые представители арт-сообщества критикуют нас за платный вход по цене билетов в «Манеж»: мол, мы пытаемся «нажиться» на своих же коллегах и друзьях — другие независимые пространства так не делают. Это смешно: заработанных денег не хватает, чтобы покрыть расходы, о доходах речи нет — да это и невозможно. Нам важно, что люди готовы платить за наши «иммерсивные спектакли» — это доказательство нужности «Стыда» на петербургской арт-сцене. Хотя местные арт-критики нас до сих пор принципиально игнорируют.

На проекты тратим свои деньги, на гранты не подаемся — пока мне проще взять дополнительные проекты и за месяц заработать нужные 30 тысяч, чем бесконечно заполнять заявки в фонды с непрогнозируемым результатом. Так мы привезли в Петербург краснодарского скульптора Владимира Омутова, который сочетает блэк-метал и пост-интернет-эстетику: максимально сократили смету и потратили в итоге около 35 тысяч, включая авиабилеты. Сначала художник рассчитывал, что поможет дружественная институция, — в итоге мы помогли себе сами.

Художница из Беларуси Вероника Ивашкевич взяла все расходы на производство проекта на себя — 50 тысяч. «Стыд» же предоставил ей квартиру и собрал команду: саунд-дизайнера, видеографа, продюсера, технических помощников и оплатил им небольшие гонорары.

Несмотря на маргинальность «Стыда» — 20-метровая комната, вход через двор с помойкой, — нас рекомендуют своим друзьям сотрудники Фонда Аксенова, управляющие московских галерей, сотрудники крупных музеев, коллекционеры и известные кураторы. Иногда приходят люди, с которыми у нас нет никаких общих знакомых, — непонятно, откуда они о нас узнали, никакой рекламы мы не даем.

Экономика проекта простая: в месяц нам надо платить за аренду — мы покрываем ее из выручки, кое-что остается на продакшн. Ремонт стоил 70 тысяч — частично делали его своими руками, частично — руками рабочих, которых нашел арендодатель. У нас есть ИП — так что «Стыд» даже платит налоги. Мы стараемся вести бухгалтерию и все наши расходы фиксировать — к этой части вопроса относимся серьезно, как если бы «Стыд» был предприятием.

Больше всего поразила реакция гостей после сеансов. Первые посетители почему-то думали, что мы спрятали скрытые камеры, чтобы потом сделать арт-проект о стыде — но камер не было. Не могу сказать, что все были в восторге, некоторые выходили раньше окончания сеанса, но 70 % гостей говорили потрясающие вещи: «как будто в лес съездил»; «как сталкер Тарковского»; «почувствовала себя внутри гравюры Александры Гарт»; «сильный темный опыт», «я старался даже не заглядывать в телефон». Круто, что гости внутри снимали сами себя на видео, фотографировали на таймер — в общем, взаимодействовали с пространством и проникались идей.

Был такой случай: я пригласила на сеанс своего кураторского проекта нашу соседку — хозяйку швейного цеха. Пока она находилась в «Стыде», у нас случилось недопонимание с ее мужем, который был недоволен какими-то нашими вещами в коридоре и поведением гостей. Я решила зайти за ней раньше срока, чтобы она помогла нам в этом мини-конфликте: захожу, начинаю объяснять, а соседка просто смотрит на меня и молчит. Оказалось, она настолько погрузилась в атмосферу, что сначала подумала, что моя речь — часть «спектакля». И это человек, который вообще не ходит на выставки современного искусства и не привык к специфическим перформативным практикам! Это была лучшая похвала моему кураторскому «мастерству».

Евгений Кузьмичев и Александра Гарт. Третья создательница галереи – Александра Генералова – на время карантина переехала в Прагу и не смогла поучаствовать в съемке

Но самый мощный фидбэк мы получили после проекта Thanks for Nothing художницы из Минска Вероники Ивашкевич — ей было очень важно рассказать о своем опыте жизни в стране, где каждый день митинги, опасность, где совсем нет доверия медиа, а информация из телевизора ни капли не соответствует тому, что ты видишь своими глазами. Я была куратором и решила, что делать прямые политические высказывания мы не будем: искусство имеет куда более мощный инструментарий эмоционального воздействия. Мы придумали ход: визуальная часть не имела никакой связи с событиями, но саунд-дизайн, который сделал Антон Шанихин, вызывал у зрителей настолько сильные переживания, что несколько людей вышли из «Стыда» в слезах.

До Нового года в пространстве идет проект «Провал» Александры Гарт, который намеренно обманывает ожидания от показа печатной графики. Проект открылся к началу Art Weekend — фестиваля галерей и арт-пространств всех сортов, который уже второй год проводит петербургский филиал ГЦСИ. Мы оказались на карте Weekend’а: к событию выпустили симпатичные путеводители с описанием всех участников и распространили по барам, кафе и книжным магазинам города.

Кураторская команда ГЦСИ привезла в Петербург важных игроков российской арт-сцены из Москвы специально для того, чтобы они посмотрели в том числе независимые пространства и крошечные галереи. Без этого посредничества о нашем «Стыде» они, возможно, не узнали бы. В итоге за два дня мы собрали отзывы и критику московских кураторов, представителей фондов и галерей, екатеринбургских музейных сотрудников — это мощный триггер для того, чтобы дальше делать свою работу. Сравнивали «Провал» и с хоррорами, и с произведением «Стеклянный пол» Стивена Кинга, и с иллюстрациями советских книг о войне, с берлинским Музеем холокоста, даже с работами последних лет жизни Франсиско Гойи. Но нам важнее даже не эти лестные сравнения, а сильные эмоции, неожиданно нахлынувшие детские воспоминания, о которых сообщают гости.

Понятно, что у нас никогда не будет большого охвата, но у каждого посетившего «Стыд» человека останется память об этом опыте — что само по себе ценность в городе, где новые выставочные пространства открываются чуть ли не каждую неделю даже во время эпидемии.


Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита
«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита
«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

Что нужно знать о творчестве Ли Бул  — звезды современного искусства Южной Кореи
Что нужно знать о творчестве Ли Бул — звезды современного искусства Южной Кореи Ее выставка открылась в петербургском «Манеже»
Что нужно знать о творчестве Ли Бул  — звезды современного искусства Южной Кореи

Что нужно знать о творчестве Ли Бул — звезды современного искусства Южной Кореи Ее выставка открылась в петербургском «Манеже»

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Новое и лучшее

«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели

Самые интересные события грядущей недели

Где завтракать, смотреть гастроспектакли и ужинать на Большой Никитской

«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»

Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей

Первая полоса

«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели
«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебелиПейзажи и натюрморты, нарисованные плесенью
«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели

«Мама, я вырастил плесень»: Группа об удивительных грибках на ваших продуктах и мебели Пейзажи и натюрморты, нарисованные плесенью

Самые интересные события грядущей недели
Самые интересные события грядущей неделиКинопоказы, выставки, лекции и концерты
Самые интересные события грядущей недели

Самые интересные события грядущей недели Кинопоказы, выставки, лекции и концерты

Где завтракать, смотреть гастроспектакли и ужинать на Большой Никитской
Где завтракать, смотреть гастроспектакли и ужинать на Большой Никитской
Где завтракать, смотреть гастроспектакли и ужинать на Большой Никитской

Где завтракать, смотреть гастроспектакли и ужинать на Большой Никитской

«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»
«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»
«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»

«Из жуков теперь делают продукты. Я ела их месяц»

Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей
Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей
Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей

Смелая литература Нидерландов и Фландрии: 5 отличных книг для детей и родителей

Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках
Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках Рассказывает психотерапевт Екатерина Сигитова
Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках

Как говорить с детьми о разводе, смерти и наркотиках Рассказывает психотерапевт Екатерина Сигитова

«Мы пари с друзьями заключили, что Беглову придется уйти в отставку до марта»
«Мы пари с друзьями заключили, что Беглову придется уйти в отставку до марта»Интервью с «куратором нелегальной торговли в Петербурге»
«Мы пари с друзьями заключили, что Беглову придется уйти в отставку до марта»

«Мы пари с друзьями заключили, что Беглову придется уйти в отставку до марта» Интервью с «куратором нелегальной торговли в Петербурге»

Какие новые способы увольнения появились сейчас?
Какие новые способы увольнения появились сейчас?Удаленка как прогул и корпоратив как пьянство на рабочем месте
Какие новые способы увольнения появились сейчас?

Какие новые способы увольнения появились сейчас? Удаленка как прогул и корпоратив как пьянство на рабочем месте

Новое в Москве: Очень красивые магазины российских марок и шоурум-коммуналка в особняке
Новое в Москве: Очень красивые магазины российских марок и шоурум-коммуналка в особняке
Новое в Москве: Очень красивые магазины российских марок и шоурум-коммуналка в особняке

Новое в Москве: Очень красивые магазины российских марок и шоурум-коммуналка в особняке

Modest fashion по-русски: Шоурум Others с современными дагестанскими дизайнерками и не только
Modest fashion по-русски: Шоурум Others с современными дагестанскими дизайнерками и не только
Modest fashion по-русски: Шоурум Others с современными дагестанскими дизайнерками и не только

Modest fashion по-русски: Шоурум Others с современными дагестанскими дизайнерками и не только

Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчас
Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчасОт дизайнерской одежды до пельменей
Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчас

Опять киберпонедельник: Что можно купить со скидками прямо сейчас От дизайнерской одежды до пельменей

Как приготовить рамен
Как приготовить раменГлавное блюдо японской кухни
Как приготовить рамен

Как приготовить рамен Главное блюдо японской кухни

Как начать вести совместный бюджет
Как начать вести совместный бюджетМожно ли открыть счет на двоих и как отслеживать общие расходы
Как начать вести совместный бюджет

Как начать вести совместный бюджет Можно ли открыть счет на двоих и как отслеживать общие расходы

Что смотреть в главных московских музеях
Что смотреть в главных московских музеяхОткрывшихся после локдауна
Что смотреть в главных московских музеях

Что смотреть в главных московских музеях Открывшихся после локдауна

Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортаж
Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортажThe Village собрал самые яркие кадры акции в столице
Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортаж

Московский митинг в поддержку Навального: фоторепортаж The Village собрал самые яркие кадры акции в столице

Митинги в поддержку Алексея Навального
Митинги в поддержку Алексея НавальногоКак люди по всей России выходят на улицы за «никому не нужного» блогера
Митинги в поддержку Алексея Навального

Митинги в поддержку Алексея Навального Как люди по всей России выходят на улицы за «никому не нужного» блогера

«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня
«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодняТотальная слежка за гражданами, культ Большого Брата и уничтожение несогласных
«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня

«1984»: Самая актуальная антиутопия сегодня Тотальная слежка за гражданами, культ Большого Брата и уничтожение несогласных

Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм
Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализмЧто читать, слушать и смотреть на этой неделе
Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм

Новый альбом Bicep, комедийный триллер о женской мести и книга про аквадискотеку и капитализм Что читать, слушать и смотреть на этой неделе

Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области
Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области И в них можно попасть без согласования с ФСО
Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области

Дворцы не Путина: Гид The Village по лучшим дворцам Москвы и области И в них можно попасть без согласования с ФСО

Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog
Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog
Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog

Специи Masala Traders на Даниловском рынке, ресторан Lila Asia на Сретенке и хардкорные завтраки в Underdog

Подпишитесь на рассылку