Рембрандт, Вермеер и Леонардо: Что нужно знать о шедеврах Лейденской коллекции в Эрмитаже Главные факты об одном из лучших частных собраний в мире

Рембрандт, Вермеер и Леонардо: Что нужно знать о шедеврах Лейденской коллекции в Эрмитаже

С 5 сентября по 13 января в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», на которой представлены около 80 произведений старых голландских мастеров XVII века, в том числе картины Рембрандта, работы Франса Халса и Яна Вермеера. Основной корпус работ принадлежит американскому коллекционеру Томасу Каплану и его супруге Дафне Реканати-Каплан. Собрание их уникально не только художественной значимостью подборки, но и своей историей: Лейденская коллекция основана только в 2003 году, а сейчас она одна из лучших в мире. The Village собрал основные факты об этом примечательном феномене, а также составил компактный гид по главным экспонатам выставки.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»


Когда: 5 сентября — 13 января

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость: 450 рублей

hermitagemuseum

Коллекция

Американский бизнесмен Томас Каплан одержим голландской живописью с раннего детства. В шесть лет он впервые увидел картины Рембрандта в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в девять лет, отправившись с родителями в Европу, попросил отвезти его в Амстердам, потому что там родился художник. Свою карьеру он в итоге с искусством не связал (его компания занимает инвестициями в добычу полезных ископаемых), но увлечение не забросил, поддерживая отношения в сфере галеристов, искусствоведов, музейщиков и арт-критиков. Впрочем, до 40 лет о коллекционировании Каплан не помышлял. Как он позднее рассказывал в интервью, он был уверен, что интересующие его работы давно распределены по музеям и на арт-рынке их просто нет.

Первую работу «Портрет Дирка ван Берестейна» Геритта Дау Каплан приобрел только в 2003 году, а вот дальше коллекция росла стремительно: порядка 250 работ, включая 12 картин Рембрандта, были куплены всего за 15 лет — ничтожный по музейным меркам срок. Такого результата Каплан добился в первую очередь благодаря почти полному отсутствию азарта: за все это время он ни разу не принял личного участия в аукционах, действуя через представителей, почти не торговался, а решение о покупке той или иной работы принимал в считаные часы, благодаря чему в среде арт-дилеров добился репутации идеального покупателя.

Каталог и музейные выставки

Изначально супруги Каплан планировали сохранить анонимность, имена владельцев быстрорастущей коллекции оставались неизвестными широкой общественности. В то же время работы регулярно выставлялись — как в специально созданной для этих целей галерее, так и на музейных выставках. Однако в какой-то момент Каплан решил не просто выставлять картины для показа, но и создать подробный каталог, доступный для изучения студентами и искусствоведами. И в дальнейшем сохранять анонимность было уже невозможно. Следующим шагом стали крупные международные выставки, на которых Лейденскую коллекцию уже представляли как целостное собрание: показы уже прошли в Лувре, Национальном музее Китая, Пушкинском музее, а теперь добрались до Эрмитажа. Причем выставка в Петербурге проходит в самом расширенном варианте: помимо 82 работ из коллекции (в Москве подборка была такой же), на ней показывают восемь эрмитажных картин, так или иначе связанных с произведениями из собрания Каплана . Кроме раннего и зрелого Рембрандта — главных сокровищ коллекции, — посетители увидят работы его учителя Питера Ластмана, друга и соседа по мастерской Яна Ливенса, прославленного ученика и основателя собственной школы Геррита Дау, а еще рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя» — набросок, который был использован художником для создания картины «Дама с горностаем». Никакого отношения к голландцам рисунок, разумеется, не имеет и на выставке проходит чем-то вроде бонуса.

Рембрандт


«Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»)

В Лейденской коллекции хранятся 12 картин Рембрандта, и это почти половина всех живописных произведений великого голландца, которые находятся в частных руках. Самая ценная работа — «Минерва», созданная художником в возрасте 29 лет и, по одной из версий, написанная с молодой Саскии. Но куда любопытнее история трех ранних полотен из серии «Аллегории пяти чувств»: «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания»), «Три музыканта» («Аллегория слуха») и «Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»). Последняя из них три года назад стала сенсацией: прежний коллекционер приобрел ее на маленьком аукционе в Нью-Джерси. Изначально полотно было атрибутировано неизвестному художнику, его стартовая цена составляла всего 800 долларов. Но уже в процессе подготовки торгов специалисты стали догадываться о настоящем авторстве — и в результате картина была продана за 870 тысяч долларов, превысив эстимейт более чем в тысячу раз.

Ян Ливенс


«Портрет мальчика в плаще и тюрбане»

Второй по значимости художник в собрании — современник и друг Рембрандта, в ранней молодости делившей с ним одну мастерскую в Лейдене — Ян Ливенс. Его «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» — изображение принца Руперта Пфальцского в восточном тюрбане со страусиным пером и накидке, закрепленной золотой цепочкой, — это и кивок в сторону библейских сюжетов, и примета моды в Нидерландах и Англии того времени, когда в Европе активно развивалась торговля с Персией, а роскошь восточных посольств поражала воображение голландцев.

Геррит Дау


«Ученый, затачивающий перо»

Один из самых успешных учеников Рембрандта, создатель техники живописного письма на миниатюрных дощечках и основатель собственной школы, Геррит Дау добился непревзойденного уровня в искусстве создавать миниатюрные жанровые сценки из жизни простых голландцев. На выставке, например, представлена его работа «Ученый, затачивающий перо»: овальное изображение старика, склонившегося над письменным столом с пером и перочинным ножиком в руке, будет выставлено рядом с эрмитажной картиной Дау «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном» и «Гераклит»). На обоих из них изображен один и тот же натурщик, которого часто называют «отцом Рембрандта», поскольку он многократно появляется в произведениях Дау и многих других живописцев из Лейдена.

Карел Фабрициус


«Агарь и ангел»

Карел Фабрициус — другой талантливый ученик Рембрандта, мастер светотени и лирических пейзажей, проживший всего 32 года и погибший в результате взрыва на пороховом складе. Во всем мире сохранилось всего 16 его картин, одна из которых представлена в Лейденской коллекции. «Агарь и ангел» написана в 1645-м, вскоре после того, как Фабрициус окончил обучение у Рембрандта. Его влияние выражено здесь сильнее, чем в более поздних работах. Интересна история, связанная с интерпретацией сюжета. Изначально считалось, что картина изображает первую встречу Агари с ангелом в пустыне, куда та сбежала беременной от притеснения Сары. Однако во время одной из реставраций был удален потемневший слой лака в правой части картины, за которым скрывался сосуд с водой, — так стало понятно, что картина изображает более поздний сюжет скитания Агари с сыном по пустыне, когда ангел спасает умирающего от жажды Измаила, выведя его с матерью к источнику.

Вермеер


«Девушка за верджинелом»

В коллекцию Капланов входят не только произведения Лейденской школы, но и другие голландцы. Например, харлемский живописец, мастер портрета Франс Халс (на выставке показаны две его работы — «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора»). Кроме того, представлено и полотно Яна Вермеера — «Девушка за верджинелом». Возможно, не самая показательная вещь, но взглянуть на нее все равно любопытно, поскольку в мире сохранилось всего 36 произведений художника — и это единственное его полотно, которое до сих пор остается в частной коллекции


Фотографии: The Leiden Collection

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение
Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года

Почему «Генеральная репетиция» — важнейшая выставка года
Которую V-A-C и ММОМА превратил в спектакль, эссе и стихотворение

11 выставок осени в Петербурге
11 выставок осени в Петербурге Лейденская коллекция в Эрмитаже, выставка-спектакль Андрея Могучего, шедевры Художественно-исторического музея Вены и поляки на отдыхе
11 выставок осени в Петербурге

11 выставок осени в Петербурге
Лейденская коллекция в Эрмитаже, выставка-спектакль Андрея Могучего, шедевры Художественно-исторического музея Вены и поляки на отдыхе

От Face и Монеточки до Laibach и Mac DeMarco: 25 концертов осени в Петербурге
От Face и Монеточки до Laibach и Mac DeMarco: 25 концертов осени в Петербурге А также плейлист из 50 песен
От Face и Монеточки до Laibach и Mac DeMarco: 25 концертов осени в Петербурге

От Face и Монеточки до Laibach и Mac DeMarco: 25 концертов осени в Петербурге
А также плейлист из 50 песен

10 главных книг осени
10 главных книг осени Рассказы Владимира Сорокина, биография Венедикта Ерофеева, новый Нассим Талеб — что читать в эти три месяца
10 главных книг осени

10 главных книг осени
Рассказы Владимира Сорокина, биография Венедикта Ерофеева, новый Нассим Талеб — что читать в эти три месяца

Тэги

Событие

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Нитевые методы APTOS

Вопрос времени

Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне

«Работа в госучреждениях — это активизм»

20 фильмов зимы

Первая полоса

Нитевые методы APTOS
Промо
Нитевые методы APTOS Все о процедуре до и после
Нитевые методы APTOS
Промо

Нитевые методы APTOS
Все о процедуре до и после

Вопрос времени
Спецпроект
Вопрос времени Omega — изысканный бренд для тех, кто ценит свое время
Вопрос времени
Спецпроект

Вопрос времени
Omega — изысканный бренд для тех, кто ценит свое время

Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне
Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне Классический зерновой и авторские вариации
Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне

Где пить кофе в Сочи и Красной Поляне
Классический зерновой и авторские вариации

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

От Альп до флакона:
Спецпроект
От Альп до флакона: Какой путь проходит сырье для косметики
От Альп до флакона:
Спецпроект

От Альп до флакона:
Какой путь проходит сырье для косметики

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

Подпишитесь на рассылку