Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд» «Это не выставки — это иммерсивные спектакли на минималках»

Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»

В разгар пандемии в Петербурге, в здании бывшей военно-картографической фабрики на набережной Пряжки, открылась галерея «Стыд» — проект журналистки и куратора Александры Генераловой, искусствоведа Евгения Кузьмичева и художницы Александры Гарт.

По российским меркам предприятие кажется фантастической авантюрой. Взяв в аренду помещение площадью около 20 квадратных метров, команда решила отказаться от всего, что их раздражало в традиционных галерейных пространствах: от шумных вернисажей, напоминающих вечеринки, бесплатного входа (за посещение выставки нужно заплатить 300 рублей — деньги, сопоставимые со стоимостью билетов в популярные музеи) и, главное, от групповых посещений экспозиции. В «Стыд» можно попасть только в одиночку, чтобы провести наедине с искусством 20 минут — именно столько длится сеанс. Интересно, что формат, такой актуальный в разгар пандемии, создатели галереи придумали еще в прошлом декабре, когда о локдауне и социальной дистанции не было и речи.

The Village побывал в новой галерее во время монтажа новой выставки и поговорил с Александрой Генераловой о том, как был придуман проект, удается ли его окупать и почему формат одиночных посещений останется актуальным и по окончании пандемии.

«Стыд»


Адрес

наб. Пряжки, 5

Сколько

300 рублей

 Нам же хотелось открыть место, где у гостя будет 20 минут наедине с искусством, без болтовни и отвлекающих факторов. При этом внутри он может делать что хочет: хоть на полу лежать, хоть снимать себя на камеру — его никто не видит, и галерейные правила приличия на него не давят.


Александра Генералова

журналист и куратор

 В конце прошлого года мои друзья — искусствовед и исследователь видеоигр Евгений Кузьмичев и художница Александра Гарт — предложили открыть собственное выставочное пространство без вернисажей и с индивидуальным посещением. Почему это важно? Основная масса гостей на выставку в независимом пространстве или галерее приходит во время открытия — часто не ради выставки, а для общения и бесплатной выпивки. После вернисажа единичные гости забегают в выходные минут на 10, потому что по плану у них еще два-три проекта в разных локациях. Нам же хотелось открыть место, где у гостя будет 20 минут наедине с искусством, без болтовни и отвлекающих факторов. При этом внутри он может делать что хочет: хоть на полу лежать, хоть снимать себя на камеру — его никто не видит, и галерейные правила приличия на него не давят.

Кураторский опыт у всех троих был: мы с Женей два года делали проект о современном графическом дизайне «Маргинальный дизайн» — организовывали выставки и на Новой Голландии, и в техно-клубе Mosaique, и на 200 квадратных метрах «Бертгольд-центра», и в пятиметровом независимом пространстве FFTN. Александра в течение года была куратором выставочных и образовательных программ кабинета графики в Малом Манеже.

Свое идеальное помещение искали на Avito и перед Новым годом нашли 20-метровую комнату в бывшей картографической фабрике на берегу реки Пряжки — Богом забытое место на Матисовом острове, по соседству с психиатрической лечебницей, при этом в 10 минутах ходьбы от Мариинского театра. Здание второй трети XIX века выглядит как уютный особнячок с балкончиком, который контрастирует с заброшками на другом берегу — это Петербург фильма «Окно в Париж» Юрия Мамина и «Обводный канал» Алексея Учителя.

Когда мы делали ремонт, сотрудники фабрики только-только начали съезжать, оставляя после себя старинную мебель, книги и документы 50-х годов, портреты Горбачева и множество артефактов эпохи — в последние годы контора, которая управляет зданием, частенько сдавала некоторые помещения под съемки фильмов. Нам понравилось, что место слегка запущенное: там нет лоска креативных кластеров, баров и коворкингов, а арендаторы самые разнообразные — от салона красоты и студии стрип-пластики до театра и пошивочного цеха.

Евгений Кузьмичев
Александра Гарт

Правила посещения мы придумали сразу, еще в конце декабря: вход строго по одному, сеанс длится 20 минут, гостям выдаются черные перчатки — чтобы трогать объекты. О коронавирусе мы не думали — эпидемия даже в Китае еще не началась. В марте стало понятно, что наш формат обогнал время: ровно о таком протоколе посещения начали рассуждать в арт-среде, а сейчас это стало новой нормой. Но мы исходили не из соображений эпидемиологической безопасности — хотелось разорвать порочный круг хождения на выставки ради тусовки или «культурного» убивания времени. Наша цель — дискомфорт, благодаря которому весь фокус зрителя будет на работах, а сам поход в «Стыд» он запомнит, выделит из череды других пространств.

 Мы не называем наши проекты выставками — это иммерсивные спектакли на минималках, квесты в реальности в белом кубе или сет-дизайны

Потом случились локдаун и закрытие границ — открытие пространства отложилось, и, если честно, мы были в замешательстве: по плану у нас были проекты авторов из Минска, Краснодара и Берлина. В июне начались послабления, и мы решили запустить «Стыд»: привезти работы и художников было нереально, но мы все равно планировали сначала показать наш коллективный проект.

Место открылось трехчастным иммерсивным спектаклем под названием «Стыд» — каждую часть «режиссировали» мы сами, по очереди. Это был проект-манифест, в котором мы рассказывали о наших эстетических ориентирах, анализировали само понятие «стыдного» в мире современного искусства, а также окружающий нас остров, который завис в безвременье: то ли 90-е, то ли вообще 70-е. Опубликовали объявление в своих соцсетях, думали, никто не пойдет — ведь за билеты надо платить. Однако в первый же день к нам пришли 10 человек, включая коллекционера и создателя ДК Громов Игоря Суханова — тогда мы поняли, что, пойдя против правил, все сделали правильно.

Мы не называем наши проекты выставками — это иммерсивные спектакли на минималках, квесты в реальности в белом кубе или сет-дизайны, где есть продуманный звук, свет, специальные детали, которые нужны для того, чтобы лучше воспринять конкретный проект: можем поставить кресло и напиток в ведре со льдом, чтобы человеку было удобно, можем, наоборот, сделать нахождение внутри невыносимым с помощью саунд-дизайна. Сам факт того, что внутрь нельзя войти с другом, надо провести сеанс в одиночестве, вызывает стресс и непонимание, но без этого правила не будет эффекта. Смысл самого названия «Стыд» мы не объясняем, само звучание — прекрасно, да и забыть сложно.

 До Нового года в пространстве идет проект «Провал» Александры Гарт, который намеренно обманывает ожидания от показа печатной графики.

Наш формат посещения позволяет в день принять не более 12–13 человек — это пять часов работы, достаточно тяжелой эмоционально, ведь встречающий гостей куратор или художник после сеанса общается с посетителями, получается индивидуальный тур. Обычно в галереях такую роскошь предоставляют только важным коллекционерам или журналистам. Мы сразу поняли, что сеансы надо делать платными, иначе желающих будет очень много и нам придется оставить работу и заниматься только «Стыдом». Да, есть люди, которых отпугивает необходимость купить билет, но для нас не важно — придут два человека на проект или 82: главное, чтобы нас удовлетворил результат.

Некоторые представители арт-сообщества критикуют нас за платный вход по цене билетов в «Манеж»: мол, мы пытаемся «нажиться» на своих же коллегах и друзьях — другие независимые пространства так не делают. Это смешно: заработанных денег не хватает, чтобы покрыть расходы, о доходах речи нет — да это и невозможно. Нам важно, что люди готовы платить за наши «иммерсивные спектакли» — это доказательство нужности «Стыда» на петербургской арт-сцене. Хотя местные арт-критики нас до сих пор принципиально игнорируют.

На проекты тратим свои деньги, на гранты не подаемся — пока мне проще взять дополнительные проекты и за месяц заработать нужные 30 тысяч, чем бесконечно заполнять заявки в фонды с непрогнозируемым результатом. Так мы привезли в Петербург краснодарского скульптора Владимира Омутова, который сочетает блэк-метал и пост-интернет-эстетику: максимально сократили смету и потратили в итоге около 35 тысяч, включая авиабилеты. Сначала художник рассчитывал, что поможет дружественная институция, — в итоге мы помогли себе сами.

Художница из Беларуси Вероника Ивашкевич взяла все расходы на производство проекта на себя — 50 тысяч. «Стыд» же предоставил ей квартиру и собрал команду: саунд-дизайнера, видеографа, продюсера, технических помощников и оплатил им небольшие гонорары.

Несмотря на маргинальность «Стыда» — 20-метровая комната, вход через двор с помойкой, — нас рекомендуют своим друзьям сотрудники Фонда Аксенова, управляющие московских галерей, сотрудники крупных музеев, коллекционеры и известные кураторы. Иногда приходят люди, с которыми у нас нет никаких общих знакомых, — непонятно, откуда они о нас узнали, никакой рекламы мы не даем.

Экономика проекта простая: в месяц нам надо платить за аренду — мы покрываем ее из выручки, кое-что остается на продакшн. Ремонт стоил 70 тысяч — частично делали его своими руками, частично — руками рабочих, которых нашел арендодатель. У нас есть ИП — так что «Стыд» даже платит налоги. Мы стараемся вести бухгалтерию и все наши расходы фиксировать — к этой части вопроса относимся серьезно, как если бы «Стыд» был предприятием.

Больше всего поразила реакция гостей после сеансов. Первые посетители почему-то думали, что мы спрятали скрытые камеры, чтобы потом сделать арт-проект о стыде — но камер не было. Не могу сказать, что все были в восторге, некоторые выходили раньше окончания сеанса, но 70 % гостей говорили потрясающие вещи: «как будто в лес съездил»; «как сталкер Тарковского»; «почувствовала себя внутри гравюры Александры Гарт»; «сильный темный опыт», «я старался даже не заглядывать в телефон». Круто, что гости внутри снимали сами себя на видео, фотографировали на таймер — в общем, взаимодействовали с пространством и проникались идей.

Был такой случай: я пригласила на сеанс своего кураторского проекта нашу соседку — хозяйку швейного цеха. Пока она находилась в «Стыде», у нас случилось недопонимание с ее мужем, который был недоволен какими-то нашими вещами в коридоре и поведением гостей. Я решила зайти за ней раньше срока, чтобы она помогла нам в этом мини-конфликте: захожу, начинаю объяснять, а соседка просто смотрит на меня и молчит. Оказалось, она настолько погрузилась в атмосферу, что сначала подумала, что моя речь — часть «спектакля». И это человек, который вообще не ходит на выставки современного искусства и не привык к специфическим перформативным практикам! Это была лучшая похвала моему кураторскому «мастерству».

Евгений Кузьмичев и Александра Гарт. Третья создательница галереи – Александра Генералова – на время карантина переехала в Прагу и не смогла поучаствовать в съемке

Но самый мощный фидбэк мы получили после проекта Thanks for Nothing художницы из Минска Вероники Ивашкевич — ей было очень важно рассказать о своем опыте жизни в стране, где каждый день митинги, опасность, где совсем нет доверия медиа, а информация из телевизора ни капли не соответствует тому, что ты видишь своими глазами. Я была куратором и решила, что делать прямые политические высказывания мы не будем: искусство имеет куда более мощный инструментарий эмоционального воздействия. Мы придумали ход: визуальная часть не имела никакой связи с событиями, но саунд-дизайн, который сделал Антон Шанихин, вызывал у зрителей настолько сильные переживания, что несколько людей вышли из «Стыда» в слезах.

До Нового года в пространстве идет проект «Провал» Александры Гарт, который намеренно обманывает ожидания от показа печатной графики. Проект открылся к началу Art Weekend — фестиваля галерей и арт-пространств всех сортов, который уже второй год проводит петербургский филиал ГЦСИ. Мы оказались на карте Weekend’а: к событию выпустили симпатичные путеводители с описанием всех участников и распространили по барам, кафе и книжным магазинам города.

Кураторская команда ГЦСИ привезла в Петербург важных игроков российской арт-сцены из Москвы специально для того, чтобы они посмотрели в том числе независимые пространства и крошечные галереи. Без этого посредничества о нашем «Стыде» они, возможно, не узнали бы. В итоге за два дня мы собрали отзывы и критику московских кураторов, представителей фондов и галерей, екатеринбургских музейных сотрудников — это мощный триггер для того, чтобы дальше делать свою работу. Сравнивали «Провал» и с хоррорами, и с произведением «Стеклянный пол» Стивена Кинга, и с иллюстрациями советских книг о войне, с берлинским Музеем холокоста, даже с работами последних лет жизни Франсиско Гойи. Но нам важнее даже не эти лестные сравнения, а сильные эмоции, неожиданно нахлынувшие детские воспоминания, о которых сообщают гости.

Понятно, что у нас никогда не будет большого охвата, но у каждого посетившего «Стыд» человека останется память об этом опыте — что само по себе ценность в городе, где новые выставочные пространства открываются чуть ли не каждую неделю даже во время эпидемии.


Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита
«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита
«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

«Сестры»: Как две девушки с академическим образованием оказались на лейбле Скриптонита

Что нужно знать о творчестве Ли Бул  — звезды современного искусства Южной Кореи
Что нужно знать о творчестве Ли Бул — звезды современного искусства Южной Кореи Ее выставка открылась в петербургском «Манеже»
Что нужно знать о творчестве Ли Бул  — звезды современного искусства Южной Кореи

Что нужно знать о творчестве Ли Бул — звезды современного искусства Южной Кореи
Ее выставка открылась в петербургском «Манеже»

Тэги

Новое и лучшее

Где покупать базовые футболки прямо сейчас

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

Что происходит с магазинами H&M, Zara, Uniqlo и другими

The Village становится платным

«Еще сантиметр, и был бы летальный исход»: Диджейка Лера Фоер — о том, как ее избил музыкант Александр Алтымбаев

Первая полоса

Российский Starbucks откроется 18 августа под названием Stars coffee

«Аэрофлот» ввел тариф для пенсионеров на рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска

Поставки телефонов в Россию упали на 38 %

Цифра дня: Сколько евреев уехали из России с начала *****

Peace & Love: 5 пацифистских украшений российских дизайнеров
Peace & Love: 5 пацифистских украшений российских дизайнеров
Peace & Love: 5 пацифистских украшений российских дизайнеров

Peace & Love: 5 пацифистских украшений российских дизайнеров

«Аэрофлот» снова начнет летать на Сейшелы с 8 октября

Бизнесмен Олег Дерипаска подал в суд на команду Навального

На юге и юго-западе Москвы появились сильный запах гари и смог

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

«Бумага»: У консульств Финляндии и Швеции в Петербурге поставили билборды с надписью «Не будьте игрушками в чужих руках»

6 рецептов яблочных пирогов от хороших шефов
6 рецептов яблочных пирогов от хороших шефов Как готовить тарт татен, крамблы и террин с главным фруктом августа
6 рецептов яблочных пирогов от хороших шефов

6 рецептов яблочных пирогов от хороших шефов
Как готовить тарт татен, крамблы и террин с главным фруктом августа

В Казани прошли массовые обыски у журналистов

Предложение дня: Выплачивать миллион рублей за третьего ребенка

Редакцию «Новой рассказ-газеты» обвинили в «дискредитации армии»

IKEA решила ликвидировать российскую «дочку»

«Ведомости»: Половину авиадиспетчеров отправили в «частичный простой»

Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания
Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания
Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания

Топ-менеджер Газпромбанка протаранил три машины и мотоцикл. Погибли два человека, а виновник пытается избежать наказания

На петербуржца составили протокол по митинговой статье за пикет в Финляндии

Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries
Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries
Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries

Ягодки и точечка: Как пользователи твиттера отреагировали на новое название Wildberries

Русификация отменяется: Wildberries не регистрировал товарный знак «Ягодки»

В России впервые с 19 марта выявили более 33 тысяч случаев коронавируса за сутки

В AppStore появилось приложение с функционалом Сбербанка

«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке
«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке
«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке

«Меня заставляли слышать»: История глухой психоактивистки, которая ведет блог о ментальном здоровье на жестовом языке

«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги»
«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги» «Петербургом управляют профнепригодные люди, которые на постоянной основе выдают кринжа»
«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги»

«Хуяга»: Шутки о насущном от сотрудников «Бумаги»
«Петербургом управляют профнепригодные люди, которые на постоянной основе выдают кринжа»

Юрия Шевчука признали виновным в «дискредитации армии»

Росавиация продлила ограничение полетов на юг до 23 августа

Группа Anakondaz перенесла все концерты в 2022 из-за давления властей

Цифра дня: Сколько денег выделил Роскомнадзор на систему поиска запрещенного контента

Decathlon начал распродавать товарные запасы на Ozon

Швейцарский производитель шоколада Lindt & Sprüngli полностью уйдет из России

Эстония (вероятно, временно) закрыла границу с Россией, пока в Нарве демонтируют памятник-танк Т-34

Пропавший журналист-расследователь «Московского комсомольца» записал видео

Канцлер Германии Олаф Шольц выступил против запрета на выдачу шенгенских виз для россиян

Финляндия в два раза сократит количество принимаемых от россиян заявлений на визы

«Ъ»: «Сбер» больше не будет заниматься «умными устройствами»

Бизнесмен Олег Дерипаска подал в суд на Тинькова и компанию Meta

Евросоюз увеличил поставки косметики и лекарств в Россию

Осужденная в России американская баскетболистка обжаловала приговор по делу о контрабанде наркотиков

Приложение Rutube на iOS стало доступно только для россиян

Фонд «Дом Роналда Макдоналда» продолжит работать в России под названием «Семья вместе»

Журналистку «Соты» задержали по статье о «дискредитации» за освещение акции с крестами в Пугаревском карьере

Подписку на The Village теперь можно оплатить зарубежной картой

Производитель Persil, «Пемолюкса», «Ласки» и Vernel выставил на продажу российские активы

Предложение дня: Запретить денежные переводы больше 60 тысяч рублей без открытия счета

Илон Маск одержал победу в судебном деле о приобретении Twitter

Суд оштрафовал Telegram за отказ удалить бот с данными российских военных

Автору телеграм-канала «Протестный МГУ» продлили арест до февраля

Журналиста Илью Азара оштрафовали из-за поста про обстрел Одессы

Навального поместили в штрафной изолятор из-за расстегнутой пуговицы на робе

Госдума изменила порядок рассмотрения обращений граждан к депутатам

Ссылка дня: Подкаст «Женский срок» от исследовательницы женской тюрьмы, сотрудницы «ОВД-Инфо» и журналисток «Медиазоны»

Apple потребовала от Rutube скрыть контент государственных СМИ в iOS-приложении

«Ъ»: В России заканчиваются премиальные наушники

Польша планирует запретить выдачу виз россиянам

Президент Латвии предложил аннулировать визы и ВНЖ россиянам, которые поддерживают *****

В России впервые с конца марта выявили почти 29 тысяч заболевших коронавирусом за сутки

В Москве из-за жары объявили «оранжевый» уровень опасности 14 и 15 августа

Цифра дня: Как изменилось число российских обращений на шенгенские визы

У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз
У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз В лайнапе «Комсомольск», «Аффинаж» и «Источник»
У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз

У Motherland сменилась команда. В августе фестиваль пройдет в десятый раз
В лайнапе «Комсомольск», «Аффинаж» и «Источник»

В Telegram обновили функции Premium. Теперь платную подписку можно дарить другим пользователям