Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии Спекуляции, фейки, прогнозы коронацены в «Гараже»

Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии

Человечество до конца не знает, чего нам всем будет стоить мировая коронавирусная пандемия. Быстрее всех на новую реальность реагирует современное искусство. Во время первого локдауна музей «Гараж» объявил сбор заявок на участие в первой выставке о мире после пандемии; из тысячи заявок для реализации выбрали 33 проекта, созданных за период самоизоляции — более современного искусства сейчас увидеть просто негде. Корреспондент Павел Яблонский сходил на выставку «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» и разобрался, как художники видят новый мир.

«Архiv»

Ирония, фейк или прогноз

Помните онлайн-бары, виртуальные экскурсии, группы «Изоизоляция» и «Шар и крест»? Тогда, весной 2020 года, во время локдауна все эти новые явления эпохи коронацена, как ее называют кураторы «Гаража», пронеслись мимо нас, как дорожные знаки на скоростной трассе. Но что это было? И как после этого жить дальше? Этот новый опыт пытаются проработать участники выставки. Но проекты ни в коем случае не привязаны к коронавирусу напрямую — это было бы слишком скучно. «Мы всячески педалируем факт, что эта выставка не про коронавирус и пандемию и не посвящена всей этой ситуации. Скорее, она представляет собой шоукейс результатов работы художественного воображения во время пандемии, — объясняет Ярослав Воловод, один из трех кураторов. — Хотя, конечно, многие художники использовали сложившуюся ситуацию как внешнюю точку референции».

Фейки, прогнозы, спекуляции (от латинского speculatio — «высматривание») — на эти три составляющие можно условно разделить подходы художников (что и следует из названия выставки). Для кого-то пандемия послужила просто эмоциональным фоном, другие обратились к конспирологическим теориям, причем не обязательно связанным с ковидом. «Искусство никогда не является прямой реакцией на действительность, иначе оно бы и не было искусством».

И правда. Например, группа «Архiv» внезапно предлагает использовать алтайских коз в качестве мобильных Wi-Fi-роутеров — эдакая следующая ступень взаимодействия человека и природы «во времена более интенсивных цифровых взаимосвязей». Кто-то прибегает к абсурдизации как реакции на политическую реальность времен пандемии — например, коллектив «Что делать» с их утопической Zoom-лабораторией. В 45-минутном фильме художники вырабатывают разные рефлексы как способ реагировать на новости. Один из способов, как нетрудно догадаться, — вызывать рвоту при виде насилия (отсылка то ли к «Заводному апельсину», то ли к японской послевоенной литературе).

Некоторые подходят к проблеме серьезнее. Чеченский медиахудожник Заур Цугаев собрал реальный портрет своей матери из банковских карт. Помимо подтрунивания над самой банковской системой (чтобы выпустить карты, Зауру пришлось перевести фотографию в ч/б и поставить точки для считывания), это отсылка и к финансовому краху, с которым столкнулись многие художники во время пандемии.

«Преимущество выставки в том, что мы можем включать в нее разные по темпераменту и энергии работы. Для некоторых характерна ирония и карнавальная позиция, другие же обладают серьезным политическим содержанием. Широкий тематический зонтик позволяет нам включать их в контекст одной выставки», — объясняет куратор.

Но все же ключевое и объединяющее слово во всей этой истории — «спекуляция». От прямых трактовок вроде рыночных спекулянтов и их махинаций до теорий заговора, конспирологии, фейков, нетрадиционных методов исцеления, виральных технологических стартапов и несуществующих тайных обществ.

МишМаш

Как устроена выставка

Из всех нынешних музеев «Гараж», пожалуй, наиболее интересно подходит к вопросу организации выставок. Вспомнить хоть последнюю триеннале — тогда экспозицию поделили по типам отношений между пригласившим и приглашенным художниками: «Мыс удачи», «Остров соперничества», «Архипелаг наставников», «Заповедник любви». Со «Спекуляциями, фейками и прогнозами» все еще сложнее.

Базовый принцип — это аркадность всей выставки. Отсылки здесь у каждого свои: кто-то вспоминает фильм «Трон», другие — «Матрицу» (где киберпространство маркируется модульной сеткой), а третьи — «Тетрис». «Музей превращается в геймифицированную среду, ты движешься, как пакмен, по дорожкам — то выше, то ниже», — рассказывает Воловод.

Все эти вводные — дело рук архитектурного бюро «Новое». Кураторы решили развить «игровую энергию» и перенести аркадность на само устройство экспозиции — придумать специальную систему символов и присвоить по два из них каждой работе. Всего их шесть: «Музей», «Рынок», «Тайна», «Код», «Нечеловек» и «Лекарство». Тьюториал по их использованию напечатан на первой странице буклета: «Знак „Нечеловек“ объединяет произведения, для которых уместно понятие нечеловеческих агентов, будь то растения, насекомые, рыбы, птицы, динозавры или аватары и искусственный интеллект». Звучит запутанно. Это признают и сами кураторы: «Конечно, эти диаграммы могут затруднить восприятие выставки — нет никакой последовательности или зональности. Темы распылены внутри тела выставки, а сами рубрикаторы формируют более сложную смысловую стереометрию. Это не А следует за Б. Скорее, хочется представить полигональную паутину или семейство созвездий», — объясняет эту систему знаков Воловод.

Как и в незнакомой компьютерной игре, сначала потребуется практика. Мне, кстати, подобная система символов скорее напомнила «Героев меча и магии» — ходишь по карте, собираешь ресурсы. Только вместо серы и древесины — «Рынок» и «Лекарство». Кстати, символы на экспликациях состоят из крупных пикселей — от этого игровой элемент только усиливается.

Максим Трулов и Ксюша Ласточка

Что делать: смеяться, плакать или мечтать

Несмотря на геймификацию, победить в этой игре нельзя. Ровно как и проиграть — каждый сам выбирает свой игровой путь как способ реакции на постковидную реальность. Так что копинг-метод у всех разный — художники лишь могут натолкнуть на одну из траекторий.

Впрочем, некоторые совмещают сразу несколько. Например «Шесть кинетических историй для потребного будущего» коллектива «Что делать». Основная часть инсталляции — 45-минутное видео. На экране шесть Zoom-окошек, в каждом из них по художнику. Вместо виртуальных фонов и масок — кто этим не баловался во времена бесконечных созвонов — собственные работы (они представлены в соседнем зале и посвящены новым уголовным статьям и карательным практикам, которые появились во время пандемии).

«Мы начинаем нашу конференцию по выработке рефлексов для потребностей будущего. Нам необходимо дать ответы на вызовы, которые перед нами поставило время», — громогласно открывает онлайн-летучку одна из художниц. Рефлексы должны помочь человечеству справиться с гнетущей реальностью. Каждый из шести художников представляет лабораторию: «Риска и праздности», «Антибеспомощности», «Остановки», «Блуждающего тела», «Прикладной тошноты» и, наконец, «Трип-лабораторию Прибавочного энтузиазма».

После вступительного слова все шесть лаборантов отчитываются о проделанной работе, то есть искусственно вызывают рвоту, мысленно дарят друг другу предметы и так же невербально увеличивают и, наоборот, скукоживают пространство, в котором оказались. Самая пронзительная история — конечно, про тошноту. Чтобы справиться с невыносимой реальностью, «ученые» предлагают проблеваться: «Я, мы — насилие, — начинает доклад одна из лаборанток. — Нас всех тошнит от насилия. Будем зайками. Будем нравиться друг другу. Будем нежными друг с другом. Выразим происходящее телесно. Просто позволим себе стошнить. Больше не сдерживайся. Пусть тебя наконец вырвет. Пусть тошнит каждый раз. Пусть насилие перестанет быть в нашей природе, пусть растворится во рвоте. Больше не заблюривай блевотину — мы все помоем потом».

Многих художников эпоха коронацена погрузила в мир фейков и мистификаций. Например, Максим Трулов и Ксюша Ласточка придумали новую постковидную вселенную — в ней города превратились в автопарки. Все школы, кофейни и кинотеатры находятся в небольших трейлерах. Конечно, не обходится и без бандитов, мошенников и спекулянтов. Так, по городу начинает колесить фургончик с загадочной «бумажной панацеей», которая должна вылечить от всего. Намек ли это на безумные спекуляции в родительских чатах в WhatsApp или на упавшую платежеспособность населения — решать зрителю.

Кого-то спекуляции уводят, наоборот, в прошлое. Художница Дарья Правда создает свою собственную ретромистификацию — «Электрическое тело». Местом действия Дарья назначает Петербург конца XIX века, а в качестве наблюдаемого объекта выбирает придуманное тайное общество «Торус». Его основательница Елизавета Дмитриевна Прибыткова придумывает собственную психотехнику, с помощью которой можно нащупать свое электрополе. Художественные наблюдения Прибытковой, а также рассказы об ее арктической экспедиции и представлены в зале. Удивительно и забавно, как эта работа рифмуется с выставкой «Мы храним наши белые сны», которая прошла в «Гараже» год назад и также была посвящена мистике позапрошлого столетия: антропософам, масонам и толкователям Таро. Только вот их — Андрея Белого, Даниила Степанова и других — никто не придумывал. Впрочем, это не помешало реальным и выдуманным мистикам встретиться в одном и том же флигеле «Гаража» с разницей всего лишь в один год.

медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое»

Пожалуй, самую конкретную работу «Спекуляций, фейков и прогнозов» представила группа «Радикальные грезы» и медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое». Перед вами гигантская доска со множеством стрелочек, надписей и табличек — что-то вроде mind map. Она состоит из точечных тематических блоков и ризомоподобных схем. В них художники описывают состояние искусства в России — критикуют сломавшиеся механизмы и предлагают новые взамен. Например, вот блок «Грезы-метаморфозы». Там несколько призывов:

— Создавать и тиражировать более чувствительные и солидарные логики взаимодействия, доводить хрупкие внутренние коды до статуса новой нормы.

— Выработать протоколы взаимодействия с институциями, сформулировать требования для того, чтобы действовать консолидированно.

— Переозначивать понятия, бороться за смыслы.

— Политизировать недовольства и визуализировать будущее.

— Выстраивать и поддерживать модель культуры, которая несет не удовлетворение, а критический потенциал.

— Не использовать искусство как фасад или декорации на территориях присутствия капитализма.

Похоже на тонизирующие записи в ежедневнике во время карантина: больше заниматься спортом, купить коврик для йоги, читать хотя бы 30 страниц в день. Разумеется, «Радикальные грезы» — ерническая работа. Но в то же время в ней заложено огромное количество фактов и наблюдений. Такой плакат-исследование уже сложно назвать спекуляцией или фейком, максимум — прогнозом с элементом призыва.

Но «Грезы» — далеко не конец выставки. Вы находитесь всего лишь на половине пути. Дальше — больше: потоп в Венеции, сотни фигурок с динозаврами, серия обнаженных автопортретов на месте строительства скоростной трассы. Так что двигайтесь дальше по дорожке из белого кирпича, собирайте ресурсы. Это поможет по-новому взглянуть на реальность, в которой мы оказались.

Фотографии: Музей современного искусства «Гараж»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»
«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники» Как среди ужасов войны отыскать надежду
«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»

«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»
Как среди ужасов войны отыскать надежду

Криптоарт — новый этап в истории искусства
Криптоарт — новый этап в истории искусства Почему в NFT пришли бизнесмены, художники и Пэрис Хилтон
Криптоарт — новый этап в истории искусства

Криптоарт — новый этап в истории искусства
Почему в NFT пришли бизнесмены, художники и Пэрис Хилтон

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест