19 мая, четверг
Москва
Войти

«ИП Виноградов»: Брежневский шик, хоррор-эстетика и убийство Осмоловского на заводе «Энергоремонт» Арт-объединение имени друга с ИП

«ИП Виноградов»: Брежневский шик, хоррор-эстетика и убийство Осмоловского на заводе «Энергоремонт»

Идея организовать свой небольшой арт-центр возникла у двух художников — воронежца Миши Гудвина и владивостокца Ромы Казуса, которые встретились в «Открытых студиях» при «Винзаводе». Первый, как и многие пришедшие в художественную систему за последние лет пять художники, начинал в стрит-арте, а потом решил поучиться в институте «База». Второй занимался графическим и интерактивным дизайном, а позже увлекся живописью и оказался в «Свободных мастерских» при ММОМА. «Нам пришла в голову мысль, что нужно организовать коллективные мастерские со своим галерейным пространством, — вспоминает Гудвин. — У меня уже был опыт создания artist-run space в Воронеже — „Дай пять“, куда мы вместе с моим со-организатором Яном Посадским и сейчас привозим художников из других городов. На удивление и в Москве, где сфера современного искусства развита гораздо лучше, все равно ощущается нехватка пространств для молодых авторов. В городе преобладают коммерческие галереи, в которые начинающему художнику почти не возможно постучаться самому. Ощущая нехватку такого пространства, мы решили, что, помимо комнат с мастерскими, нам нужна еще и галерея».

Павел Польщиков, Миша Гудвин, Наташа Перова, Слава Нестеров, Рома Казус, Саша Лемиш, Алексей Журавлев

«После месяца поисков на авито, Рома нашел место на никому не известном заводе в районе Авиамоторной, помещения в котором арендуют разные предприниматели и компании. Одна из комнат в советские годы служила кабинетом директора предприятия. Мы сразу влюбились в стены, обшитые шпоном, и в весь антураж советского шика. Собрали друзей единомышленников (хотя состав немного поменялся впоследствии), сняли пространство и сделали легкий ремонт. Так появилось „ИП Виноградов“. Чтобы оформить аренду, нужен был кто-то с ИП. Рома нашел своего друга, который согласился нас выручить. В итоге мы решили назваться именем человека, с которым мы даже на тот момент не были знакомы».

Помещение действительно выглядит фантастически — аутентичные застойные потолки, покосившиеся, но не потерявшие представительского достоинства лампы. В общем, такой брежневский шик, который, как и всякие руины большого социального проекта в любой стране, только приобретает дополнительный шарм со временем. Две боковые просторные комнаты, где сейчас располагаются мастерские, принадлежали директору завода «Энергоремонт» (в советское время носил название «Электроремонт») и его заместителю. А в центральной узкой и вытянутой зале, сидел секретарь — в этом пространстве собственно и проходят выставки.

Рома Казус

В декабре прошлого года в инстаграме появился анонс небольшой групповой выставки в одном из помещений завода «Энергоремонт» в 10 минутах ходьбы от станции метро Авиамоторная. Тот вернисаж был одновременно стартом новой площадки. С тех пор в этом месте открылось уже пять выставок, а еще несколько запланировано на ближайшие месяцы. До начала ноября в этом пространстве показывается проект Антона Кушаева «Камея». Художник отталкивается от иконописной традиции, которую умело сочетает с нынешним повсеместным увлечением нечеловеческим (теперь почти на каждой выставке можно обнаружить щупальцы, ветки, языки пламени и прочие хаотичные структуры). В «ИП Виноградов» он выпилил в стенных панелях своеобразные рамы, в которые поместил свои рисунки. Узкое выставочное пространство Кушаев заполнил абстрактными скульптурами из полимерной глины, гипса и дерева, окрашенные в насыщенный синий цвет. Что касается самих участников «ИП Виноградов» — они и вне своей штаб-квартиры крайне активны. Работы Славы Нестерова можно было совсем недавно увидеть в Третьяковской галерее на выставке «Живое вещество», Миша Гудвин сделал одни из самых ярких работ на прошедших в сентябре ярмарке Cosmoscow и нелегальном екатеринбургском фестивале «Карт-бланш» (1, 2), у Алексея Журавлева прямо сейчас идет персоналка в MMOMA, а Наташа Перова оформила последний номер журнала «Диалог искусств».

Выставка Наташи Перовой и Павла Польщикова «Guilty Dreams: Oneroid», вид экспозиции
Видео Ольги Скубеевой на выставке Наташи Перовой и Павла Польщикова «Guilty Dreams: Oneroid»

На уже упомянутой первой выставке свои работы показали все резиденты «ИП Виноградов», которых тогда насчитывалось шесть человек. Однако уже через четыре месяца на следующей выставке Arcanum, зрителей познакомили с обновленным составом участников проекта — теперь их было семеро. «Прошлой зимой я готовила большой проект и интенсивно искала мастерскую для его реализации, — рассказывает Наташа Перова, — Через сарафанное радио дала клич, что ищу пространство. Он дошел до Миши Гудвина, который на тот момент вместе с Ромой Казусом уже нашли место на старом заводе „Энергоремонт“. Помню, как первый раз зашла сюда и меня триггернуло, как любого травмированного постсоветским антуражем человека. Деревянный шпон на всех стенах выглядел интригующе. Мы его оставили. Таблички „кабинет директора“ и „часы приема“, написанные от руки, тоже до сих пор красуются на дверях. Мы не стали отказываться от среды, в которой оказались. В „ИП Виноградов“ я храню работы, иногда что-то произвожу. И, если выстраивание идеологии, формирование вайба и среды нашей самоорганизации можно назвать тусовкой, то да, тусуюсь!»

Миша Гудвин

«ИП Виноградов» — самоорганизация, мастерская и выставочная площадка. Это не первый artist-run space, который стал своеобразным маячком для московской художественной сцены. Ранее подобную роль играли другие места: так, в первой половине 2010-х это была Галерея «Электрозавод» (располагалась на одноименном заводе), в середине десятилетия — Центр «Красный» на Красном Октябре. Каждый раз на пике популярности пространство такого рода могло и не задавать сами художественные тренды. Но во всяком случае, оно становилось главным интерфейсом между свежими силами, пришедшими в искусство, и ядерной аудиторией столичных вернисажей, да и вообще всеми желающими узнать, что сегодня происходит в искусстве. Любителям искусства памятны толпы посетителей, прорывавшихся через проходную «Электрозавода» со строгой охраной, и знаковые выставки в крохотном зале рядом со «Стрелкой», куда приходили даже православные активисты — выяснить, все ли порядочно в работах Виталия Безпалова. Но время идет. Центр «Красный» закрылся в 2018 году, а галерея «Электрозавод», переехавшая в НИИДАР, хоть и существует до сих пор, уже не играет системообразующей роли и прямо сейчас вынуждена покинуть нынешнее место базирования в связи со сносом завода на Преображенке, так что ее перспективы туманны (хотя говорят, новое пространство уже нашли).

Выставка Наташи Перовой и Павла Польщикова «Guilty Dreams: Oneroid», вид экспозиции
Наташа Перова. Liebefraumilch, 2021
Павел Польщиков. Sephiroth on the Face of a Nymph. 2021

Павел Польщиков, один из резидентов «ИП Виноградов», прекрасно понимает, что площадка вероятно не проживет дольше пары лет. И это далеко не вопрос финансовых возможностей или непостоянства арендодателей, а скорее свойство такого рода мест. «Мы существуем и развиваемся как типичный artist-run space, — считает Польщиков, — мы связаны с узким кругом молодых художников, и грубо говоря, когда часть из нас достигнет следующего карьерного уровня (или, наоборот, выпадет из художественного процесса), суть инициативы исчерпается. Сейчас у нас есть условное окно в несколько лет, когда мы как институция можем делать актуальные и свежие проекты. Потом оно захлопнется, и все мы скорее всего будем двигаться дальше уже в других форматах. В худшем случае замкнемся в собственном пузыре и через несколько лет будем делать то же самое, что и сегодня, только это уже не будет отвечать запросам времени и вряд ли будет решать интересные художественные задачи». Вариант сохранения бренда и объединения во что бы то ни стало на долгие годы вперед, как то происходит с Галереей «Электрозавод», участники «ИП Виноградов» не рассматривают. Говоря о запросах времени, Павел имеет в виду общий эстетический код участников «ИП Виноградов».

Саши Лемиш, персональная выставка “plemennoe” в пространстве «ИП Виноградов»; куратор Миша Гудвин, 2021. 
Саши Лемиш, персональная выставка “plemennoe” в пространстве «ИП Виноградов»; куратор Миша Гудвин, 2021. 
Саши Лемиш, персональная выставка “plemennoe” в пространстве «ИП Виноградов»; куратор Миша Гудвин, 2021. 
Саши Лемиш, персональная выставка “plemennoe” в пространстве «ИП Виноградов»; куратор Миша Гудвин, 2021. 

Другой резидент пространства Саша Лемиш подтверждает: такой код, очевидно, есть. «Всем интересны какие-то элементы, навеянные кино, интернетом или субкультурами, — продолжает он, — Всякая хоррор-эстетика. Ну и эстетика платформ-агрегаторов тоже всем близка. Мы спорим по поводу разных художников, но о нашем искусстве — не особо. Даже обменивались работами в знак симпатии. При этом работы друг друга обсуждаем и советуемся, если интересно мнение. На удивление, наше восприятие искусства очень похоже». К тому же, отмечает художник, многие из резидентов площадки просто дружат в жизни. Что касается агрегаторов, это пространство уже с несколькими проектами попало в TZVETNIK, самый популярный сайт такого рода в России, и на O Fluxo. При этом сами организаторы «Цветника» — Наталья Серкова и Виталий Безпалов — тоже оценили расположение завода «Энергоремонт», доступную аренду и заряд, который место получило благодаря деятельности «ИП Виноградов», и въехали в мастерскую этажом ниже, где также открыли небольшое выставочное пространство. Сюда же из закрывающегося НИИДАРа переезжает другая самоорганизация — НИИ Причастность. К помещениям вблизи этой новой точки на художественной карте столицы теперь присматриваются–прицениваются художники, так что, может, при благоприятных условиях сложится кластер.

'ГОЛОВА' Виталий Безпалов @vitalybezpalov
'ГОЛОВА' Виталий Безпалов @vitalybezpalov

Среди участников объединения есть выпускники почти всех московских арт-школ — и Школы Родченко, и Института современного искусства, и Свободных мастерских, и Института «База». Ректор последнего, Анатолий Осмоловский, в конце августа сказал в интервью, обращаясь к своим потенциальным студентам: «Художник должен не только заниматься искусством, но и организовывать вокруг этого искусства какой-то движ. Это очень-очень важно, и я буду вас на это обязательно подвигать. И поощрять. И вдохновлять». Во многом именно силами базовцев был инициирован в 2015 году Центр «Красный», в 2020-м — «ИП Виноградов», а в этом — НИИ Причастность. Однако подобные самоорганизации не просто служат удобной платформой для студентов и выпускников, которым требуется взаимная поддержка в начале карьерного пути, но также способом отрезать пуповину от alma mater. Так это описывает Лемиш: «Есть шутка, что в „Базу“ идут люди, у которых проблемы с отцом или его не было, и, подсознательно выбирая институт, они воспринимают Осмоловского как символическую фигуру отца, которого потом надо убить в творческом плане». Сценой такого ритуального убийства и становится самоорганизация, которую, как и многие до нее, художник-патриарх поощряет и вдохновляет. Впрочем, в планах «ИП Виноградов» стоит в том числе выставка Осмоловского — видимо, отца хотят все же добить.

Фотографии: обложка, 2, 5, 13, 14 – Виктор Никишов / «ИП Виноградов», 1  – Василий Крестьянинов / Baltazar, 3, 4, 6, 7, 8 – Кристина Матвеева / «ИП Виноградов», 9, 10, 11,12 – Михаил Лоскутов / «ИП Виноградов»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Цикорий»: Как живет центр современного искусства в городе на 100 тысяч человек
«Цикорий»: Как живет центр современного искусства в городе на 100 тысяч человек
«Цикорий»: Как живет центр современного искусства в городе на 100 тысяч человек

«Цикорий»: Как живет центр современного искусства в городе на 100 тысяч человек

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале
Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале Что посмотреть в Екатеринбурге и городах Урала
Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале

Полный гид по 6-й Уральской индустриальной биеннале
Что посмотреть в Екатеринбурге и городах Урала

Тэги

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Первая полоса

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Подпишитесь на рассылку