21 сентября, понедельник
Москва
Войти

«Призрак в доспехах» и другие аниме, вдохновлявшие Голливуд Что американские кинематографисты взяли из японской анимации

«Призрак в доспехах» и другие аниме, вдохновлявшие Голливуд

В прокат вышел «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон — американский ремейк классического японского аниме 1995 года в жанре киберпанк, который стал одним из ключевых источников вдохновения для Голливуда рубежа тысячелетий. Например, идея «Матрицы» пришла Вачовски после его просмотра. Оригинальный «Призрак в доспехах» стал в прямом смысле матрицей, на которой сестры (тогда братья) построили собственный мир: начиная от знаменитых «закодированных» титров и визуализации боев и заканчивая проблемой самосознания компьютерных программ, уходящей корнями в декартовское учение о дуализме.

Символизм, раскиданный создателем аниме Мамору Осии по своей картине, также был взят Вачовски на вооружение: так в их трилогии появилась Пифия и библейские отсылки к горе Сион. И, конечно, прежде чем Нео впервые подключился к матрице через свой затылок, главная героиня аниме, майор Кусанаги, проделала это десяток раз в «Призраке в доспехах».

Лежащая в подкорке аниме идея, что в будущем наличие души больше не отличает человека от собранных на заводе машин, впоследствии проросла пышным букетом в целом ряде голливудских блокбастеров — впрочем, мало выходя за рамки первоисточника. Будь то поставленные Спилбергом фантастические драмы «Искусственный разум» и «Особое мнение», провальный боевик с Брюсом Уиллисом «Суррогаты» или недавний рекордсмен кабельного телевидения «Мир Дикого Запада», «Призрак в доспехах» продолжает оказывать влияние на кинематографический ландшафт Америки, оставаясь одним из самых цитируемых аниме в истории.

The Village вспомнил еще семь случаев, когда Голливуд заимствовал идеи у японских мультипликаторов.

Текст:

Андрей Писков

«Акира» (1988)

На одном уровне с «Призраком в доспехах» в качестве источника вдохновения для современных западных блокбастеров стоит «Акира» — революционное аниме Кацухиро Отомо, снятое по манге собственного сочинения. Гнетущий пейзаж будущего после Третьей мировой (государства установили тоталитарный контроль, военные проводят парапсихологические опыты над детьми в поисках совершенного оружия) у Отомо служит мощным фоном для простого сюжета о дружбе двух мальчишек, расколотой внезапно свалившимися на одного из них суперспособностями.

То, что «с большой силой приходит большая ответственность», мы знаем из американских комиксов уже давно. Однако никогда прежде мотив богочеловека не выглядел так свежо и к месту, как в «Акире». Образ разъяренного ребенка, разносящего половину Токио мановением руки, оказался исчерпывающей метафорой опасности ядерных экспериментов для нового поколения зрителей и породил множество последователей как среди японских, так и среди американских кинематографистов. В любви к «Акире» открыто признавались Алекс Пройас в «Темном городе» (режиссер посвятил аниме финал картины), Райан Джонсон в «Петле времени» (сюжетная линия с ребенком-телекинетиком) и Джош Транк в «Хронике». В свою очередь, фигура Канеды в кожаной куртке и очках, рассекающая ночной мегаполис на футуристичном байке, напрямую отразилась в образе Тринити у Вачовски.

«Паприка» (2006)

Если до сих пор вы думали, что сон внутри сна существует только в хитросплетенных сюжетах Кристофера Нолана, значит, вы проспали триумфальное шествие «Паприки» по главным киноманским спискам must see. Снятая по одноименному бестселлеру Цуцуи Ясутаки лента Сатоси Кона концентрируется на технологическом изобретении, позволяющем влезать в чужие сны, и полна тех самых элементов, за которые зрители позже возносили хвалу «Началу»: запутанные путешествия из одного сна в другой, спасение затерянных в собственных грезах персонажей и невозможность отличить реальность от иллюзии после пробуждения. Фантазия Кона оказывается в разы богаче перегруженного боевика Нолана не только по части содержания, но и в плане изобретательности визуальных приемов. В частности, недавние оптические игры с искажением пространства в «Докторе Стрэндже» берут свое начало прямиком из «Паприки».

«Манускрипт ниндзя» (1993)

За 10 лет до того, как Квентин Тарантино выпустил против Невесты «88 бешеных» в первой части «Убить Билла», Ёсиаки Кавадзири устроил не менее кровавые разборки своему нарисованному герою Дзюбэю. История средневекового ниндзя, в одиночку выступившего против демонических сил зла, окутавших Японию, обрела культовый статус сразу после выхода и питала вдохновение не одного поколения экшн-постановщиков. Впрочем, гипертрофированные схватки и со вкусом отсекаемые конечности — не главное, что Голливуд позаимствовал у «Манускрипта». Так, эротическое напряжение между отрешенным Дзюбэем и смертельной наемницей Кагэро стало прототипом романтической линии между Тринити и Нео. К слову, именно Вачовски подступили максимально близко к игровой адаптации «Манускрипта», в 2009 году спродюсировав прямой оммаж своему анимационному кумиру — «Ниндзя-убийца».

«Навсикая из Долины ветров» (1984), «Небесный замок Лапута» (1986) и «Принцесса Мононоке» (1997)

В любви к Хаяо Миядзаки, главному сказочнику японской анимации на протяжении последних десятилетий, признавались все: от главы студии Pixar Джона Лассетера до автора «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. Но влияние творческого наследия Хаяо Миядзаки можно обнаружить не только в зарубежных мультиках. Масштабный проект Джеймса Кэмерона по фантастической обработке мифа о Покахонтас во многих деталях напоминает сказочные миры Миядзаки. От «Навсикаи» «Аватару» досталась экологическая повестка и летательные аппараты, превратившиеся у Кэмерона в икранов, от «Небесного замка» — весь визуальный ряд с летающими островами, в то время как нетронутая цивилизацией природа Пандоры с ее древесными духами неизбежно вызывает в памяти дикие японские леса из «Принцессы Мононоке».

«Ганбастер: Дотянись до неба» (1988–1989)

Прежде чем покорить подростков всего мира «Евангелионом», Хидэаки Анно рисовал чудовищ у Миядзаки и снимал шестисерийный аниме-сериал «Ганбастер», ставший пробным наброском его будущего творения. Именно в нем впервые появляются пилотируемые детьми гигантские роботы, которых Гильермо дель Торо впоследствии выпустил против кайдзю в «Тихоокеанском рубеже», за что его не пнул только ленивый. Однако намного больше точек соприкосновения сериал Анно имеет с другим амбициозным блокбастером последних лет — «Интерстелларом». Обе ленты неоднократно пересекаются как в сюжетной арке (дочь ищет пропавшего с важной космической миссией отца), так и в околонаучных играх с растяжением времени и практическим использованием черных дыр, что значительно снижает градус оригинальности фильма Кристофера Нолана.

«Голос далекой звезды» (2002)

Другим важнейшим источником вдохновения для «Интерстеллара» послужила 25-минутная фантастическая зарисовка Макото Синкая, застолбившая молодому постановщику место в пантеоне современной японской анимации. Во многом копируя сюжетную завязку уже указанного «Ганбастера», Синкай добавляет то, что станет отличительной чертой его будущих полнометражек, — до слез пробирающую сентиментальность. История любви Микако и Нобору начинается на Земле, когда они оба посещают школу, а заканчивается за пределами Солнечной системы, откуда отобранная в межзвездный флот Микако шлет Нобору любовные эсэмэски, идущие годами сквозь космическое пространство. Несмотря на схематичность сценария и достаточно сырую анимационную графику, не расплакаться на моментах межзвездного общения двух влюбленных практически невозможно. Как уж тут не вспомнить душещипательные сцены «Интерстеллара», в которых Купер и его дочь Мерф оказываются разделены миллионами световых лет.

«Эксперименты Лэйн» (1998)

Мало кто думал, что у научно-фантастического дебюта Уолли Пфистера может быть анимешный аналог. Фильм «Превосходство» обернулся невнятной попыткой обыграть классические ходы киберпанка и откровенно слабо показал себя в прокате. Однако у провальной ленты постоянного оператора Кристофера Нолана обнаружился прямой предшественник, и это не «Призрак в доспехах». 13-серийный сериал «Эксперименты Лэйн» исследует те же самые темы очеловечивания компьютерных программ и обретения цифрового всемогущества, что и голливудский блокбастер, но с одним отличием: у японцев вместо грузного Джонни Деппа покорять мир цифровых технологий берется скромная школьница.


Обложка: KINOMANIA.RU

Share
4
скопировать ссылку

Читайте также:

«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима Джармуша
Гид The Village
«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима ДжармушаВыходящий на экраны «Патерсон» безошибочно опознается как картина Джармуша, и вот почему
«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима Джармуша
Гид The Village

«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима Джармуша Выходящий на экраны «Патерсон» безошибочно опознается как картина Джармуша, и вот почему

Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн»
Кинопремьеры
Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн»Разбираем фильм — фаворит европейских критиков
Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн»
Кинопремьеры

Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн» Разбираем фильм — фаворит европейских критиков

20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг»
Кинопремьеры
20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг»Кризис маскулинности, ностальгия и другие ингредиенты главной премьеры недели
20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг»
Кинопремьеры

20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг» Кризис маскулинности, ностальгия и другие ингредиенты главной премьеры недели

16 фильмов весны
Планы на сезон
16 фильмов весныРидли Скотт, Терренс Малик, Гай Ричи, М. Найт Шьямалан: Что мы будем смотреть в ближайшие три месяца
16 фильмов весны
Планы на сезон

16 фильмов весны Ридли Скотт, Терренс Малик, Гай Ричи, М. Найт Шьямалан: Что мы будем смотреть в ближайшие три месяца

«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима Джармуша
Гид The Village
«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима ДжармушаВыходящий на экраны «Патерсон» безошибочно опознается как картина Джармуша, и вот почему
«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима Джармуша
Гид The Village

«Здравствуй, грусть!»: Без чего нельзя представить фильмы Джима Джармуша Выходящий на экраны «Патерсон» безошибочно опознается как картина Джармуша, и вот почему

Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн»
Кинопремьеры
Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн»Разбираем фильм — фаворит европейских критиков
Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн»
Кинопремьеры

Лунный папа: Из чего сделан «Тони Эрдманн» Разбираем фильм — фаворит европейских критиков

20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг»
Кинопремьеры
20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг»Кризис маскулинности, ностальгия и другие ингредиенты главной премьеры недели
20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг»
Кинопремьеры

20 лет спустя: Из чего сделан «Т2: Трейнспоттинг» Кризис маскулинности, ностальгия и другие ингредиенты главной премьеры недели

16 фильмов весны
Планы на сезон
16 фильмов весныРидли Скотт, Терренс Малик, Гай Ричи, М. Найт Шьямалан: Что мы будем смотреть в ближайшие три месяца
16 фильмов весны
Планы на сезон

16 фильмов весны Ридли Скотт, Терренс Малик, Гай Ричи, М. Найт Шьямалан: Что мы будем смотреть в ближайшие три месяца

Комментарии

4 комментария
Показать все

Ну так писалось для тех, кто не в теме. Постарался привести как раз самые адекватные примеры, которые пересекаются больше, чем завязкой. По этой причине Elfen Lied или Chobits, например, не были взяты. 

Perfect Blue, при всей тематической схожести, все же совсем не тянет на брата-близнеца "Черного лебедя": у них и сюжет, и стилистические особенности, и развязка совершенно разные. 

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)

Большой гид по Турции, которая вас удивит

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке

Главное: Отравление Навального

Первая полоса

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас) На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»

Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия
Большой гид по Турции, которая вас удивитМарсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки
Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия

Большой гид по Турции, которая вас удивит Марсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке

Главное: Отравление Навального
Ситуация
Главное: Отравление НавальногоМатериал обновляется
Главное: Отравление Навального
Ситуация

Главное: Отравление Навального Материал обновляется

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеряИ куда теперь сдавать ненужные вещи
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря И куда теперь сдавать ненужные вещи

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?

Главные выставки осени
Планы на сезон

Главные выставки осениУорхол, Макаревич/Елагина и Саша Фролова

Главные выставки осени
Планы на сезон

Главные выставки осени Уорхол, Макаревич/Елагина и Саша Фролова

«Я живу в Пале-Рояль на Литейном»
Где ты живёшь

«Я живу в Пале-Рояль на Литейном»Дом, где работал Шагал и снимают кино

«Я живу в Пале-Рояль на Литейном»
Где ты живёшь

«Я живу в Пале-Рояль на Литейном» Дом, где работал Шагал и снимают кино

Может ли гаджет быть универсальным
ПРОМО
Может ли гаджет быть универсальнымИ помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу
Может ли гаджет быть универсальным
Спецпроекты
ПРОМО

Может ли гаджет быть универсальным И помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу

«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
СПЕЦПРОЕКТ
«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:StoreДля путешествий с комфортом
«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
Спецпроекты
СПЕЦПРОЕКТ

«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:Store Для путешествий с комфортом

«Никогда, редко, иногда, всегда»: Искренняя история о подростковом аборте в Америке эпохи Трампа
Фильмы недели
«Никогда, редко, иногда, всегда»: Искренняя история о подростковом аборте в Америке эпохи Трампа В кино — с 17 сентября
«Никогда, редко, иногда, всегда»: Искренняя история о подростковом аборте в Америке эпохи Трампа
Фильмы недели

«Никогда, редко, иногда, всегда»: Искренняя история о подростковом аборте в Америке эпохи Трампа В кино — с 17 сентября

Отказаться от чайных пакетиков
Хорошая привычка
Отказаться от чайных пакетиковЧтобы жить экологичнее
Отказаться от чайных пакетиков
Хорошая привычка

Отказаться от чайных пакетиков Чтобы жить экологичнее

Роскошные нулевые снова в моде. А вместе с ними — стринги. Как их носить в 2020-м?
Гид The Village
Роскошные нулевые снова в моде. А вместе с ними — стринги. Как их носить в 2020-м?
Роскошные нулевые снова в моде. А вместе с ними — стринги. Как их носить в 2020-м?
Гид The Village

Роскошные нулевые снова в моде. А вместе с ними — стринги. Как их носить в 2020-м?

Культурные: 9 отличных петербургских мест в Москве
Гид The Village
Культурные: 9 отличных петербургских мест в Москве
Культурные: 9 отличных петербургских мест в Москве
Гид The Village

Культурные: 9 отличных петербургских мест в Москве

Просторная двушка на месте коммуналки в центре Петербурга
Квартира недели
Просторная двушка на месте коммуналки в центре Петербурга Год ремонта и полная перепланировка
Просторная двушка на месте коммуналки в центре Петербурга
Квартира недели

Просторная двушка на месте коммуналки в центре Петербурга Год ремонта и полная перепланировка

Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге
Архитектура

Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге

Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге
Архитектура

Как устроена башня Нормана Фостера в Екатеринбурге

Бюджетные часы, отличный iPad Air и единая подписка на все сервисы: Что показала Apple вместо айфонов
Гаджеты
Бюджетные часы, отличный iPad Air и единая подписка на все сервисы: Что показала Apple вместо айфонов
Бюджетные часы, отличный iPad Air и единая подписка на все сервисы: Что показала Apple вместо айфонов
Гаджеты

Бюджетные часы, отличный iPad Air и единая подписка на все сервисы: Что показала Apple вместо айфонов

«Ассистентка»: Умная производственная драма о стеклянном потолке
Фильмы недели
«Ассистентка»: Умная производственная драма о стеклянном потолке Джулия Гарнер пытается сделать карьеру в (очень сексистском) кинобизнесе и терпит поражение
«Ассистентка»: Умная производственная драма о стеклянном потолке
Фильмы недели

«Ассистентка»: Умная производственная драма о стеклянном потолке Джулия Гарнер пытается сделать карьеру в (очень сексистском) кинобизнесе и терпит поражение

Подпишитесь на рассылку