Как делают рэп-баттлы в Иркутске Организаторы баттлов — о деньгах, рэп-культуре и женском мате

Как делают рэп-баттлы в Иркутске

В середине нулевых иркутский хип-хоп жил в больших ночных клубах, деля сцену с разными представителями культуры — рэперами, битбоксерами и брейкерами. Именно тогда, в 2007 году, объединение иркутских рэп-команд Untouchables организовало Cash Battle, где молодые МС могли проявить себя как исполнители, авторы и фристайлеры. Спустя десять лет Cash Battle по-прежнему регулярно собирает единомышленников. На волне популярности рэп-баттлов в Иркутске появляются новые площадки, в частности — Irkutbattle, где состязания МС проводят в том же формате, что и петербургский Versus и #Slovospb.

The Village поговорил с организаторами баттлов о том, как развиваются площадки и что собой сегодня представляет рэп-культура в Иркутске.

Фотографии

Дмитрий дмитриев

Cash Battle


Организаторы Cash battle: MC Sheriff и Xlay

Доступ на сцену

MC Sheriff: В хип-хоп мы попали в 2000 году. Сами как-то двигались, делали соло, пока учились в старших классах и университете. В 2007 году собрали рэперов в одну тусовку — лейбл Untouchables (UN). У нас были примерно одинаковые взгляды на то, о чем мы хотим говорить, каким должен быть рэп. Стали записывать и выпускать альбомы, делать вечеринки.

Xlay: Мы тогда все работали в ночном клубе «Объект 01». Его арт-директор Сергей Бельков, он же диджей Терминатор, увидел во мне какие-то организаторские способности. Там мы придумали идею ежемесячного рэп-баттла, чтобы создать постоянный доступ на сцену всем желающим. Каждый рэпер знал, что раз в месяц он может получить опыт выступлений на публике.

MC Sheriff: После пятого сезона мы добавили раунд, в котором оппоненты должны угнать друг друга за одну минуту.

Xlay: Это стало актуальным, все просили этот раунд. Для него мы нарезаем четыре разных бита на одну минуту, за которую участники, заранее написав текст, должны красиво или жестко опустить друг друга. Этот раунд и фристайл самые зрелищные. В год проходит четыре отборочных баттла — в апреле, мае, сентябре и октябре. В феврале делаем финал.

MC Sheriff: У нас нужно показывать себя как готового артиста, а не только умение баттлить. Мы смотрим на МС с нескольких сторон: как чувак делает песни, как двигается на сцене, как общается с публикой, как он делает баттл-рэп и как он может фристайлить. Нужно не только выйти и оттараторить что-то, а донести свой посыл.

Untouchables [Xlay, MC Sheriff] — Видеоклип-приглашение на Cash Battle 6 | Финал. Возрастное ограничение: 18+

«Батя в здании» и нет феминизму

Xlay: За год через баттлы проходит 15-20 исполнителей. Мы обычно никому не отказываем, но если есть перебор, отбираем по качеству записей или читки.

MC Sheriff: По заявке легко можно понять, что это какой-то 15-летний парень, который несет что-то про первую любовь и не попадает в ритм. Конечно, мы ему говорим, что надо еще подготовиться. Еще не приветствуем всяких мамо****, людей, которые несут откровенный бред. Нам важно, чтобы было качественно. Записанный трек — это обязательное условие для заявки, иначе кому ты нужен, если пишешься дома на телефон? Иди на студию, потрать деньги, сделай нормальную запись. Мы выросли на той рэп-музыке, которая дала понимание хип-хоп культуры в целом, и стараемся приучать молодежь к тому, чтобы они сразу делали нормально.

Мы понимаем хип-хоп широко — он абсолютно во всем. У нас бывают танцоры, битбоксеры, когда-то граффити-художники приходили в жюри. Сейчас среди наших участников есть представители разных стилей — классического хип-хопа, какого-то грязного андеграунда, грайма, новой школы.

Xlay: Девушки в наших баттлах тоже принимали участие. За всю историю было три-четыре участницы. В городе в принципе немного девчонок, которые читают рэп.

MC Sheriff: В последний раз это было довольно вульгарно. В том раунде, где нужно опустить оппонента, девушка ругалась как сапожник, использовала очень жесткий мат. Все поржали, но мне не понравилось. Девушка не должна как пацан стоять и крыть матом. Из всех участниц, что были на баттлах, ни одна не выиграла. Нет феминизму! (Смеется.)

Состав публики и участников зависит от того, что популярно в данный момент. И мы стараемся тоже немного в эту сторону смещаться: иногда берем какие-то хайповые темы, новые граймовые биты. На прошлогодний финал брали тему «Батя в здании» по мотивам клипа Хованского — хорошо зашло. Иногда берем что-то на злобу дня — например, про санкции. Выбранная тема влияет на настроение и атмосферу баттла.

MC Sheriff

В 30 лет делать баттл, который не приносит денег, — ну, это роскошь. Мы делаем это для культуры

Компромисс для культуры

Xlay: За десять лет мы проводили баттлы, наверное, во всех клубах. Поменяли кучу мест, многие сейчас уже закрылись.

MC Sheriff: В 2011 году начался небольшой спад — на баттлы стало ходить меньше людей. Несмотря на это, мы тогда еще могли себе позволить собирать народ в больших клубах. Потом стали перебираться в небольшие заведения, куда придет человек сто, и атмосфера сохранится. Новым небольшим барам нужен был народ, и они давали место без аренды.

Сейчас заведения снова пытаются брать деньги за аренду. Cash Battle остался для ценителей — мы не собираем много народу и пытаемся объяснить, что не зарабатываем на этом, ищем компромисс. Сейчас в Иркутске почти не найти людей, кому больше 30 лет и кто до сих пор читает рэп. В этом возрасте делать баттл, который не приносит денег, — ну, это роскошь. Мы делаем это для культуры, потому что мы хотим.

Xlay: Каждый участник делает взнос по 500 рублей, весь банк забирает победитель. Один Cash Battle обходится от 8 000 до 10 000 рублей, финал — в два раза дороже. Основная статья расходов — это освещение баттлов. Последние четыре года мы приглашаем двух фотографов, чтобы было два разных взгляда. На видеосъемку финала тоже уходит много денег. Плюс платим диджею, девушке на кассе. Когда тусовались буйные ребята, ставили еще охрану.

MC Sheriff: В баттл-рэпе или фристайле, где оппоненты выступают против друг друга, иногда бывает, что люди заводятся, начинают злиться. Но чаще всего все нормально: почитали, пожали руки и окей. Все по-спортивному, все по хип-хопу, конфликтной атмосферы нет.


У нас есть чуваки из 90-х, из нулевых и десятых годов, и все они варятся в одной теме. Если ты приходишь на Cash Battle, ты вписываешь себя в историю

Xlay

Смена поколений

MC Sheriff: Большое внимание мы уделяем выбору жюри. Чаще всего это знаковые для культуры люди, которые начинали еще в 90-е. В этом году на отборочных у нас был один хип-хоп диджей, один бибой и один человек из нашего лейбла. На финал мы приглашаем всех чемпионов, которые выигрывали сезоны прошлых лет, — это очень крутое зрелище, когда они собираются вместе. В этом году мы планируем собрать всех с первого по восьмой сезон.

Главная история Cash Battle в том, что у нас происходит обмен знаниями между поколениями. У нас есть чуваки из 90-х, из нулевых и десятых годов, и все они варятся в одной теме. Если ты приходишь на Cash Battle, ты вписываешь себя в историю.

Xlay: Мне кажется, что хип-хоп культура в Иркутске достаточно живая. На баттлы сейчас приходят молодые люди от 20 лет — это уже новая школа. Мы рады, что появляются и другие организаторы, которые создают новые площадки — та же «Нига плиз», например (серия хип-хоп вечеринок). Есть и другие чуваки, которые в теме.

MC Sheriff: А я считаю, что все не очень хорошо с культурой. Мы, например, не можем 200 человек на баттл собрать. Прошло десять лет, а в городе так и не появилось сильного лидера, который мог бы запустить волну. Есть яркие персонажи, есть те, кто делает здесь материал, потом находит для себя лучшую среду и уезжает. Но мы живем в этом городе и стараемся делать так, чтобы и здесь что-то было все-таки.

Irkutbattle


Организаторы Irkutbattle: Евгений и Ярослав

Известный формат и своя атмосфера

Евгений: Идея создать баттловую площадку пришла просто. В Питере есть Versus, #Slovospb, почему бы у нас не замутить что-то подобное? Задумался об этом после баттла Оксимирона и Джоннибоя. Начинал со своим одноклассником, сейчас он отошел от проекта.

Ярослав: С Женей мы еще со школы вместе что-то придумывали. Даже пытались снимать кино и создавали рок-группу. Надо признать, что рэп сейчас превосходит многие жанры. Когда ребята замутили Irkutbattle, я год провел в Питере, находясь в армии, и искренне болел за них, смотрел, как получается. Привез кое-какие свои идеи, будем их воплощать. Пока буду вести баттлы.

Евгений: В первую очередь мы искали участников. Записали приглашение, нам прислали сначала одну-две заявки, потом их становилось все больше. Приходят разные молодые ребята: кто-то баттлит в первый раз, кто-то уже имел подобный опыт. В основном все сидят дома, пишут треки на плохие микрофоны, выкладывают где-то, и никому это не нужно.

Мы решили не изобретать велосипед. У нас известный формат: два участника, три раунда, три камеры, ведущий, три судьи, публика — все по стандарту.

Ярослав: Но атмосфера другая. Не питерская. Мне кажется, у нас более сплоченные и открытые люди. В Питере народ, может быть, избалован большим городом, у нас такого не чувствуется — легче контактировать с людьми, все проще.

Irkutbattle «Гевара VS Silhouette». Возрастное ограничение: 18+

Евгений

У нас частенько перегибают: много мата, оскорбления родственников, мамы, папы. Хоть это и часто можно услышать на рэп-баттлах, мы такое не приветствуем

Юмор и мат

Евгений: На первый баттл пришло больше 40 человек — в два раза больше, чем я ожидал. По организации все прошло нормально, только сами поединки были не очень. Сначала мы проводили баттлы в баре «Политик», потом в «Бронксе» — аудитория у нас небольшая, поэтому эти места нам подходили. Сейчас договорились с Club 7 Bar — это заведение побольше, со сценой и бильярдом.

Пока у нас есть проблемы с качеством видео. Иногда приходится только на одну камеру снимать, а предыдущий баттл вообще записывали в разрешении четыре на три. Это фиаско, на самом деле. Видео мы снимаем всегда, но выкладываем редко, только если баттл был действительно хорош. Например, в последний раз видео ужасное вышло, но само противостояние отличное получилось, и мы его выложили.

С судьями получается по-разному. Иногда судит битмейкер, часто бывает, что в жюри приглашаем барменов, которые много слушают рэп, разбираются в нем. Они независимы, не знакомы с участниками. Баттл 18 февраля, например, судил ΨBoy со #Slovospb.

Когда выбираем участников, смотрим на технику, содержание текста, на то, как человек себя перед камерой ведет. Никому не отказываем, просто пишем, что участники набраны, предлагаем прийти в другой раз. Есть ребята, которые уже баттлили по несколько раз. Гевара, например. Мне кажется, пока это самый офигенный чувак из всех. Обычно уже по заявке понятно, как человек выступит.

Ярослав: Важно, чтобы баттл был смотрибельным для любой аудитории, а не только для школьников. Если текст полностью состоит из ненормативной лексики, стоит ли пускать таких участников? Все-таки нужно иметь какую-то грань.

Евгений: Вообще у нас с этим как-то не очень — частенько перегибают: много мата, оскорбления родственников, мамы, папы. Хоть это и часто можно услышать на рэп-баттлах, мы такое не приветствуем. Любому будет неприятно слушать гадости про своих родителей. С участниками мы это никак не обговариваем. Ответ будет таким — это же баттл. До драки никогда не доходило, но вот на предыдущем баттле оппоненты толкаться начали.

Как таковой личной неприязни между оппонентами нет, чаще всего на баттлах они видят друг друга в первый раз, так что это просто соперничество. В монологах говорят про внешность, за какие-то косяки в прошлом, за фотографии во «Вконтакте» и т. д. Вообще в баттлах и много юмора.


Важно, чтобы баттл был смотрибельным для любой аудитории, а не только для школьников

Ярослав

Больших масштабов не будет

Евгений: Дохода от баттлов нет, МС тоже ничего не получают — участие в баттле бесплатное. Постепенно о нас больше узнают, но проблема в том, что мы сами за это время почти никак не выросли. Я сам студент, и пока нет возможности плотно заниматься баттлами. Много раз думал, что пора завязывать.

Наш рэп хуже — это главное отличие иркутского рэп-баттла от площадок в других городах. Тем не менее, участники постепенно растут: реже забывают слова, техника и подача на уровне, да и сами баттлы получше стали.

Ярослав: Здесь нет большого движения, людям негде себя показывать. Мы сталкивались с этим еще с нашей группой — нет сцен, нет людей, заинтересованных в твоих выступлениях. В какой-то момент просто останавливаешься и все. В том же Питере с этим полегче.

Евгений: Развиваться, конечно, есть куда: нужно расширять аудиторию, отбирать более качественных участников, делать хорошее видео. Перспективы есть, но больших масштабов не будет.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Это круто, мы везде»: Кто и как делает рэп-баттлы в Петербурге
«Это круто, мы везде»: Кто и как делает рэп-баттлы в Петербурге Организаторы баттлов Versus и #Slovospb — об аудитории, цензуре, Оксимироне, КВН и мёртвой кошке судьи
«Это круто, мы везде»: Кто и как делает рэп-баттлы в Петербурге

«Это круто, мы везде»: Кто и как делает рэп-баттлы в Петербурге
Организаторы баттлов Versus и #Slovospb — об аудитории, цензуре, Оксимироне, КВН и мёртвой кошке судьи

«Бабский рэп — действительно отстой»: Участницы рэп-баттлов о поединках с мужчинами и друг с другом
«Бабский рэп — действительно отстой»: Участницы рэп-баттлов о поединках с мужчинами и друг с другом «Тебя никто не воспринимает всерьез»
«Бабский рэп — действительно отстой»: Участницы рэп-баттлов о поединках с мужчинами и друг с другом

«Бабский рэп — действительно отстой»: Участницы рэп-баттлов о поединках с мужчинами и друг с другом
«Тебя никто не воспринимает всерьез»

На чем зарабатывают молодые рэперы?
На чем зарабатывают молодые рэперы? Галат, Redo и Букер рассказывают про работу юристом, дизайнером и учебу на философском факультете
На чем зарабатывают молодые рэперы?

На чем зарабатывают молодые рэперы?
Галат, Redo и Букер рассказывают про работу юристом, дизайнером и учебу на философском факультете

От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа
От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа Что такое биф, флип и низкий флекс
От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа

От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа
Что такое биф, флип и низкий флекс

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

У редакторов журнала DOXA — обыски, допросы в СК и суд в один день

6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы

Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион

Сдержанный японский ресторан Hibiki на Трубецкой улице

Наконец-то хорошая погода! Где искать тренч на весну и лето

Первая полоса

У редакторов журнала DOXA — обыски, допросы в СК и суд в один день
У редакторов журнала DOXA — обыски, допросы в СК и суд в один день Что сейчас происходит со студенческим журналом и почему его надо поддержать
У редакторов журнала DOXA — обыски, допросы в СК и суд в один день

У редакторов журнала DOXA — обыски, допросы в СК и суд в один день
Что сейчас происходит со студенческим журналом и почему его надо поддержать

6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы
6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы Столичные биргартены — не как в Берлине, но тоже отличные
6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы

6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы
Столичные биргартены — не как в Берлине, но тоже отличные

Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион
Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион Планируем, куда отправиться на этой неделе
Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион

Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион
Планируем, куда отправиться на этой неделе

Сдержанный японский ресторан Hibiki на Трубецкой улице
Сдержанный японский ресторан Hibiki на Трубецкой улице Районное место вовсе не районного масштаба
Сдержанный японский ресторан Hibiki на Трубецкой улице

Сдержанный японский ресторан Hibiki на Трубецкой улице
Районное место вовсе не районного масштаба

Наконец-то хорошая погода! Где искать тренч на весну и лето
Наконец-то хорошая погода! Где искать тренч на весну и лето
Наконец-то хорошая погода! Где искать тренч на весну и лето

Наконец-то хорошая погода! Где искать тренч на весну и лето

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали

Отдохнуть в Турции на майские не получится. Что делать?
Отдохнуть в Турции на майские не получится. Что делать? И что происходит с туристами, которые должны были туда лететь
Отдохнуть в Турции на майские не получится. Что делать?

Отдохнуть в Турции на майские не получится. Что делать?
И что происходит с туристами, которые должны были туда лететь

«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас
«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас Постпанк, который уделал даже Моргенштерна
«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас

«Молчат дома» — самая популярная в мире русскоязычная музыка прямо сейчас
Постпанк, который уделал даже Моргенштерна

Вегетарианцы и веганы советуют свои любимые места в Москве
Вегетарианцы и веганы советуют свои любимые места в Москве
Вегетарианцы и веганы советуют свои любимые места в Москве

Вегетарианцы и веганы советуют свои любимые места в Москве

Минималистичная двушка с камином и видом на гостиницу «Украина»
Минималистичная двушка с камином и видом на гостиницу «Украина»
Минималистичная двушка с камином и видом на гостиницу «Украина»

Минималистичная двушка с камином и видом на гостиницу «Украина»

Почему в России дорожает одежда
Почему в России дорожает одежда И что купить прямо сейчас, пока цены не выросли еще больше
Почему в России дорожает одежда

Почему в России дорожает одежда
И что купить прямо сейчас, пока цены не выросли еще больше

Сникер-культура в России и мире
Спецпроект
Сникер-культура в России и мире Почему мы любили, любим и будем любить кроссовки
Сникер-культура в России и мире
Спецпроект

Сникер-культура в России и мире
Почему мы любили, любим и будем любить кроссовки

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

Как избежать переработок?
Как избежать переработок? И что делать, если все коллеги задерживаются допоздна, а вы не хотите
Как избежать переработок?

Как избежать переработок?
И что делать, если все коллеги задерживаются допоздна, а вы не хотите

Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»
Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»
Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»

Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского» Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города

Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям
Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям Говорим о репетициях до первой крови, Radiohead и благотворительности
Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям

Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям
Говорим о репетициях до первой крови, Radiohead и благотворительности

Как привить детям любовь к чтению
Как привить детям любовь к чтению И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух
Как привить детям любовь к чтению

Как привить детям любовь к чтению
И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли
Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли В 5, 10, 15 и 20 лет
Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли

Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли
В 5, 10, 15 и 20 лет

Подпишитесь на рассылку