«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном «Пусть у нас вокруг все будет хеппи. Тогда будут хеппи-энды»

«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном

Название «Чики» появилось почти случайно. «Сначала они назывались „Пять женщин“, так как героинь было пять, — вспоминает сценарист и режиссер хитового сериала стриминга More.tv Эдуард Оганесян. — Прекрасное название. Потом я как-то прихожу в гости к своему другу Антону, который мне помогал. И он говорит: странно он у тебя называется как у меня фильм, ты забыл? „Четыре женщины“».

С «Женщинами» не получилось. Потом возникло название «Петь, пить, плакать». «Думаю: „Вот это вообще гениальное название!“ И тут мне звонит моя знакомая, говорит: Эдик, привет, поздравляю со сценарием, все круто, только он называется как моя пьеса». Так что снова пришлось менять: «Начали перебирать названия. [Появилось слово] „Чики“, и все, прицепилось. Есть [такие] паразитирующие слова, они всегда имеют отношение к истории. В данном случае сошлось все».

С «Чиками» все действительно сошлось как надо. Роскошный южный сеттинг Кабардино-Балкарии, снятый бывшим художником-постановщиком Оганесяном с нездешней любовью («Это не чужие мне места, это моя родина»), обилие музыки, звездный состав, стриминговый бум, вернувший на экраны жизнь. В центре — история четырех женщин, бывших секс-работниц, борющихся за свою независимость — со всеми неприятностями, которые могут в процессе этого случиться (шестая серия начиналась с дисклеймера о том, что в сериале есть сцены психологического и сексуального насилия, и телефонов кризисных центров). Для русского кино, которое все глубже тонет в собственной архаичности, это не просто смело — это невероятно. И оправданно — первые четыре серии «Чик» посмотрели больше 3 миллионов человек.

«Почему не говорить об этом? [Тем более что] я и есть зритель, тот, кто так или иначе ощущает проблемы, которые существуют здесь и сейчас», — говорит Оганесян.

После премьеры последней серии я поговорил с режиссером и сценаристом «Чик» о том, как снимать провинцию красиво, почему он не стал делать ментов и священников плохими, русском юге и втором сезоне (которого не будет).

Текст

Лев Левченко

Ирина Горбачева в роли Жанны Майской и та самая обшарпанная стена. Эдуард Оганесян: «Я не воспринимаю с точки зрения убогости стену, даже обшарпанную. В обшарпанной стене есть что-то прекрасное. Например, история ветров, которые принесли соль на эту стену, история плесени, которая там живет»

«Чики»


Год выхода

2020

Создатель

Эдуард Оганесян

Серии

8 по 45–60 минут

В ролях

Ирина Горбачева, Алена Михайлова, Ирина Носова, Варвара Шмыкова, Виталий Кищенко, Антон Лапенко, Виктория Толстоганова, Михаил Тройник, Сергей Гилев, Стивен Томас Окснер

«Почему я не могу полюбить полицейского Юру и рассказать с любовью о священнике?»

— Я так понял, вы же сами откуда-то с юга, правильно?

— Да, я родом из города Тырныауз, Кабардино-Балкария, на тот момент КБ АСССР. Маленький шахтерский городок, который стоит у подножия Эльбруса. Там я родился и рос.

— Не чужие для вас места, получается.

Нет, не чужие. Правда, в 2000 году я уехал в Москву, и за это время много что изменилось. Сейчас, конечно, эти места немножко другие, но, в принципе, конечно, да, не чужие, это моя родина.

— Мне просто понравилось то, с какой любовью вы снимаете эту фактуру: забегаловки, вот эти домики покоцанные, какие-то поля, квартиры. Обычно у нас такое принято снимать не то чтобы в негативном ключе, но как-то не так симпатично.

— В связи с тем, что до режиссуры я работал художником-постановщиком, мне не чужда вся эта изобразительная история. Видно, это во мне просто заложено. То есть у каждого свой стиль. Я не воспринимаю с точки зрения убогости стену, даже обшарпанную. В обшарпанной стене есть что-то прекрасное. Например, история ветров, которые принесли соль на эту стену, история плесени, которая там живет. Во всем есть прекрасное. И действительно, если смотреть на это под разными углами, можно увидеть разные стороны одной и той же стены. Поэтому тут момент того, что просто во мне, в моей голове это красиво, поэтому так я это переношу на экран. Это что-то родное.

— С персонажами у вас так же, по-моему.

— Есть черное и белое, это самое простое, что может быть. А вот находить белое в черном и черное в белом намного интереснее. Если делать злодея абсолютным, 100%-ным злом, он перестает быть интересным даже на стадии написания сценария. Нет ничего скучнее. Потому что тот же казак Данила для меня интересная личность с какими-то потаенными штуками.

Эта история достаточно авторская, никто не настаивал на том или ином решении персонажа. Все исходило от меня, а я очень люблю людей, люблю каждого своего персонажа. Потому что так или иначе это же твоя кукла, если так можно выразиться. На уровне написания сценария это кукольный театр, он в голове, когда ты еще не знаешь, какой это актер. Это такие фигурки, они там широкоплечие или длинношеие или еще какие-то. И они у тебя живут в голове и там ходят, передвигаются, говорят. И они все любимы.

— У вас есть персонажи Лапенко и Тройника, мы их между собой называем мент и поп. Они у вас получились такие практически полностью позитивные. И это выглядит вызовом, учитывая сложные, мягко говоря, отношения российского общества с церковью и полицией.

— Мы любим говорить плохо про полицию и священнослужителей — и это небезосновательно, хочется подчеркнуть. Но если я люблю каждого персонажа, то почему я не могу полюбить полицейского Юру и рассказать с любовью о священнике? Я не хочу ругать священника, этого достаточно и без меня. Не хочу ругать полицейских. Я хотел показал пример того, какими они могут быть. Чтобы они были человеколюбивыми, как Антон. Чтобы они имели смелость идти против течения, если течение дерьмовое. Я бы хотел, чтобы священники брали пример вот с такого священника, очень живого. Не который состоит из определенной формулы, а который гибкий, живой. И это моя позиция.

Эдуард Оганесян (крайний слева) на съемках сериала «Чики»

«Мы имеем право ошибаться. Я об это тоже через Жанну говорю»

— Я так понимаю, вы долго с идеей этого сериала ходили. Как она появилась?

— Я лежал в больнице с пневмонией, и мне в голову пришли сразу четыре идеи. Три я не буду рассказывать, а четвертая была «Чики». Я вышел и написал синопсис. Это было шесть лет назад. Идея выкристаллизовывалась, а три года назад, когда у меня уже совсем не было мочи и терпения не делать [ничего с этой идеей], мы сняли музыкальный ролик. Поехали снимать в поля, чтобы примериться, посмотреть, как это выглядит.

— Это изначально была история о четырех девушках?

— О пяти девушках и открытии фитнеса. Просто раньше это была более гэговая история. Больше сконцентрированная на комедии положений, без таких ярких гэгов типа банановой кожуры, более тонких. Но чем дальше, тем больше я понимал, что эта тема серьезная и вряд ли она может быть гэговой. А когда уже начал расписывать, я понял: ну все, это само собой уходит в трагикомедию. В какой-то момент фитнес перестал быть главным моментом, на первое место вышли девчонки. Мне стало интересно вместе с персонажами разобраться, пройти путь трансформации.

— трансформации в плане чего?

— Всего. Там же куда ни ткни — везде есть отражение мира, который нас окружает. В первую очередь их внутренняя трансформация как людей, которые почему-то думают, что не имеют права быть другими. Это про веру в себя, веру в то, что всегда можно все поменять, что они люди и имеют полное право на все, на что имеют право другие люди. А уже потом они заразили этим вирусом свободы и смелости принятия решения других людей, мужчин вокруг себя.

— Вы говорите про то, что они всех заражают свободой. А это, в свою очередь, изначально идет от Жанны, которая под конец чуть ли не антагонистом становится. Это сознательно?

— Сознательно. Мне не хотелось делать ровных персонажей. Ведь мы с вами не можем сказать, что Жанна — антагонист: приехал человек с такой идеей! Но было бы неинтересно наблюдать за персонажем, который как мушкетер вел всех к светлому будущему. Это момент искушения, которым подвергаемся все мы всегда.

Было интересно, что ее швыряет и она несется к этой мечте. Это же показывает, как сильно она желает выбраться из этого. Поэтому финал такой [что она становится почти антигероем]. Знаете, когда очень-очень сильно хочется, всякое может произойти с человеком. И с Жанной это произошло.

Поэтому да, мне это хотелось сделать. Потому что все мы имеем на своем пути моменты принятия неправильных решений, ошибки, на которые мы имеем право, вообще-то. И я об этом тоже через Жанну говорю. Мы имеем право ошибаться. И человек, который ошибся, не должен быть мгновенно осужден. Поэтому мне хотелось пойти по грани, где зрителю, с одной стороны, хотелось бы Жанну осуждать, но с другой — понять ее. И, кажется, это удалось.

— В сериале очень много музыки. та же луна — как она появилась?

— Это опять же история о том, что во мне воспитано. У меня папа родом из Тбилиси, я провел там много времени. Грузины — музыкальный народ. Наверное, от папы передалось. Да и у мамы пять сестер, вся большая семья любит песни. Естественно, и я. Поэтому мне очень хотелось иметь много музыки. Даже в какой-то момент думал: какой же это жанр тогда, музыкальное кино? Да нет. Не мюзикл, конечно. Просто это кино, где много музыки.

Зритель к этому готов сейчас. Много людей скачивают какой-нибудь Ableton и начинают делать музыку. Она стала доступной всем.

Луна… Просто на тот момент это была музыка, которую я слушал. А потом я примерил это к девчонкам. Мне нравится песня «Алиса». Когда я писал сценарий, у меня висели бумажечки, и я какие-то записи делал. На одной было написано: «Я принцесса, которая заблудилась и не может найти дорогу в свое царство». Мне казалось, что все девчонки немного принцессы. Конечно же, все девчонки так считают. Это важно, они должны так считать, они действительно принцессы. Просто в данном случае чикам запрещено об этом думать. И мне показалось, что «Алиса» — песня, очень подходящая к этому ролику. Я ее подставил, и все случилось. А потом на уровне написания сценария я писал под какую-то музыку, которая мне попадалась.

Поэтому так много музыки. Я точно могу сказать, что не жалею об этом. Были опасения, но они не подтвердились. Зрители по итогу благодарны. Потому что и здесь мы нарушили некую границу нашего кинопроизводства — что же столько музыки, мы же не клип снимаем! Да, отчасти и клип.

За это спасибо продюсерам. Потому что это стоит немаленьких денег, а бюджет был небольшой. В момент, когда мы начали менять музыку на более простую, некоторые сцены стали проседать. Продюсерский департамент на это спокойно смотреть не хотел, к моему счастью. Посмотрели и сказали: «Ну нет, так не работает, возвращай музыку, которая была». Я говорю: «Ребят, давайте тогда серьезно говорить о том, какую музыку мы берем». Созвонились по Zoom, приняли решение. Продюсерский департамент пошел к большим людям куда-то, попросил денег, нам эти деньги выделили. И сразу все раскрылось, руки развязали — и понеслась история.

«Я убедился в грандиозном уме нашего зрителя»

— У вас перед шестой серией был дисклеймер о том, что здесь есть сцены психологического и сексуального насилия, вы вывесили там телефоны центров поддержки и так далее. сильный жест.

— Это заслуга PR-отдела, продюсерского отдела. Сугубо их идея. Единственное, что я попросил сделать, — не внедрять это в картинку самого фильма. И ребята нашли правильное решение — поставить это в начале фильма в дисклеймере. Сработало, я видел реакцию зрителей в моем инстаграме.

— Просто это еще удачно совпало с новой волной осуждения абьюза в социальных сетях. а у вас вообще про это много — про сексуальное насилие, психологическое, я такого в русском кино не видел, пожалуй, никогда.

— Мне повезло, что на нашем пути появились смелые ребята в лице продюсерского состава Рубена Дишдишяна и ребят из More.tv, которые не побоялись [взяться за сериал]. Потому что многие побоялись.

У меня не стояло такой задачи изначально. Говорю, я же изучал девчонок, изучал этот путь. Я тогда не знал, что это будет так ярко обсуждаться. Но это же существует, почему об этом не говорить? Понимаете, для меня вопрос только в одном — как об этом говорить. Почему не говорить об этом, когда я и есть зритель, я и есть тот, кто так или иначе ощущает проблемы, которые существуют здесь и сейчас?

Бывший редактор Sports.ru Сергей Гилев в роли Данилы — одно из главных открытий сериала. Эдуард Оганесян: «Тот же казак Данила для меня интересная личность с какими-то потаенными штуками»

— Будет ли второй сезон?

— Нас не продлили на второй сезон. Когда я писал сценарий, у меня были мысли про второй сезон, но я вам уже не раз сказал, что по ходу написания много чего менялось. То есть официально разговора о продлении у меня с заказчиком не было. И в какой-то момент я сам понял, что продолжение не нужно. Понял это достаточно четко. Опять же в момент написания сценария, практически к его финалу, и уже от этого понимания я, кстати, немножко трансформировал финал.

— А какой был финал в первом варианте?

— Не скажу, уж извините. Зритель вправе дописать свой финал в голове. Коль у нас весь проект был такой жизненный, почему нам нужно было делать хеппи-энд, как в кино, где они разрезали ленту, стоят блестящие беговые дорожки и все беременные? Мы немножко другую историю рассказывали. Я не считаю это плохим финалом ни разу, я считаю его жизненным. Трансформация девчонок, если посмотреть на седьмую и восьмую серии и первые, — разве это не победа? Вот то, как Жанна сказала в финале: «Я и вас в это дерьмо втянула». А Марина ей отвечает: «Втянула или вытянула?» Вот в чем вопрос. Так бывает. И покаяние Жанны — разве это не есть ее очищение, причем в последнюю очередь? То есть она неслась, снося все на своем пути. Девчонки уже для себя что-то поняли, а она только в камере остановилась. То есть ее трансформация произошла последней.

Я убедился в грандиозном уме нашего зрителя. Всегда в это верил, просто сейчас это 100%-ное убеждение. Они все видят. И то, что в финале молодое поколение сожгло злое прошлое и, взявшись за руки, идет в будущее, мне тоже кажется хорошим знаком. Поэтому ни один зритель сегодня мне не написал о плохом финале. Просто сказали, что было ощущение и тревоги, и чего-то хорошего, и трагедии. Как в жизни, особенно в нашей жизни. Пусть у нас вокруг все будет хеппи. Тогда будут хеппи-энды.


Фотографии: More.tv

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

15 сериалов лета
15 сериалов лета От нового «Времени приключений» до «Дивного нового мира»
15 сериалов лета

15 сериалов лета
От нового «Времени приключений» до «Дивного нового мира»

Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино?
Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино? Иногда, несмотря на вторую холодную войну
Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино?

Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино?
Иногда, несмотря на вторую холодную войну

«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический
«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический «В сольном проекте у меня есть возможность выкрутить фейдер искренности на максимум»
«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический

«Лютик»: Как Саша Москалец записала самый летний русский альбом этого года. И самый упаднический
«В сольном проекте у меня есть возможность выкрутить фейдер искренности на максимум»

«Слушатели электроники — индивидуалисты»: Ник Завриев — об электронной музыке в СССР
«Слушатели электроники — индивидуалисты»: Ник Завриев — об электронной музыке в СССР Интервью с автором «Планетроники» — лучшего русскоязычного подкаста о музыке
«Слушатели электроники — индивидуалисты»: Ник Завриев — об электронной музыке в СССР

«Слушатели электроники — индивидуалисты»: Ник Завриев — об электронной музыке в СССР
Интервью с автором «Планетроники» — лучшего русскоязычного подкаста о музыке

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест