«По волнам: Искусство звука в кино» на Beat Weekend: Зачем смотреть картину о саунд-дизайне
С 16 по 21 октября в Екатеринбурге пройдет фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Weekend. В программе представлены фильмы о людях и явлениях, которые сформировали современную культуру: от Бэнкси и Трумена Капоте до независимой книготорговли и создания интернет-мемов. Культурный обозреватель и автор телеграм-канала «Е-катарсис» Анна Филосян специально для The Village посмотрела фильм «По волнам: Искусство звука в кино» и рассказывает, почему его стоит увидеть.
«По волнам: Искусство звука в кино»
Making Waves: The Art of Cinematic Sound
Документальный фильм «По волнам: Искусство звука в кино» показывает сферу, которую мало кто из простых кинозрителей выделяет и замечает. А между тем за век существования она стала настоящим видом искусства. Речь идет о саунд-дизайне в кино. Никогда бы не подумала, что такой, казалось бы, нишевый фильм может быть столь увлекательным. Всего за 1,5 часа перед глазами пролетает вся история кинематографа, причем в невиданном до этого ракурсе.
Первый звуковой фильм, внедрение технологий стерео и Dolby Surround, появление звукового сценария у Хичкока, создание целой звуковой вселенной для «Звездных войн» — погружение в эти события заставляет по-новому взглянуть не только на роль звука в кино, но и в целом глубже проникнуть в феномен звука. Звук имеет дело прямиком с нашим подсознанием, оказывает воздействие на наше эмоциональное состояние, он невидим и неосязаем, это настоящее таинство природы. «По волнам» приподнимает завесу тайны — и показывает, как люди с чувствительным слухом способны воспроизводить мир звука не хуже природы.
Другая важная тема в фильме — фанатизм. Простая мысль о том, что именно увлеченные фанатики двигают вперед любую индустрию, в том числе и кинопроизводство, раскрывается на экране в собрании увлекательных кейсов о фанатичном отношении к собственному делу. Именно фанатики способны потратить собственные деньги на внедрение новых технологий, не дожидаясь решений неповоротливых киностудий. Как, к примеру, сделала Барбара Стрейзанд, потратив миллион долларов на первое в мире использование стереозвука в фильме «Звезда родилась» 1976 года.
Именно фанатиков не устраивают библиотеки звуков, собранные студиями за годы работы, и они не спят ночами, чтобы придумать и создать собственную звуковую библиотеку. Например, рев первого Кинг-Конга получили из наложения рыков льва и тигра, воспроизведенных в обратном направлении и двукратном замедлении. А узнаваемый голос Чубакки из «Звездных войн» принадлежит медвежонку по кличке Пух, в клетке которого команда просидела целый день, записывая нужные звуки.
Фильм также позволяет лучше осознать, насколько искусство кино синтетическое: как важен для успеха именно синтез равных друг другу талантов — режиссера, оператора, художника по костюмам и, конечно, звукорежиссера; что режиссер, хоть и главный в этой банде, без остальных не менее крутых участников процесса ничего не добьется. На экране постоянно появляются именитые режиссеры — Джордж Лукас и Стивен Спилберг, Дэвид Линч и София Коппола, Барбара Стрейзанд и Кристофер Нолан — и вперебивку со своими напарниками-звукарями повествуют о совместных творениях. Одну из таких знаковых пар образовали Фрэнсис Форд Коппола и Уолтер Мерч, в 1979 году записавшие саундтрек для фильма «Апокалипсис сегодня», на десятилетия определив стандарты создания звука в кино. Совместно они придумали построить фильм на воспоминаниях американского офицера о войне во Вьетнаме, пропустив все события через фильтр его галлюцинаций, в том числе звуковых, и крайне субъективного восприятия реальности.
Показательная история произошла с Сиси Холл, главным редактором звука в фильме «Лучший стрелок» (Top Gun) Тони Скотта. Чтобы записать звук воздушного боя, она целую неделю записывала самолеты-истребители на аэродроме. Но их звук показался ей хиловатым, и тогда она добавила к нему целую библиотеку звуков экзотических животных: рев слонов, рык тигров, визг обезьян. Это заняло целую вечность, и один из боссов студии собрался ее увольнять со словами: «Звук в этом фильме не так важен». Но в итоге фильм номинировали на Оскар за лучший звук, и босс отправил Холл цветы с запиской: «Звук все-таки был важен».
Зачем смотреть фильм? Чтобы осознать, насколько важен звук в кино и в следующий раз, услышав в фильме какой-то непривычный скрежет, хлюпанье, выстрел или, наоборот, зловещую тишину в самом неожиданном месте, сразу вспомнить о невидимых джедаях, которые ежедневно выходят из дома с пушистыми микрофонами на охоту за новыми звуками, чтобы создавать аудиомиры наших любимых фильмов.
Посмотреть полную программу и приобрести билеты на Beat Weekend можно по ссылке.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.