Режиссер Ангелина Никонова — о фильме «Кто-нибудь видел мою девчонку?», кинокритике и Петербурге 90-х

Режиссер Ангелина Никонова — о фильме «Кто-нибудь видел мою девчонку?», кинокритике и Петербурге 90-х

Ангелину Никонову спасла Франция. Вернее, французские кинокритики. Ее первый полнометражный фильм «Портрет в сумерках», написанный в соавторстве с Ольгой Дыховичной (и с ней же в главной роли), в России встретили прохладно. Драму о девушке, которая хочет отомстить ростовскому менту за изнасилование, но всё выходит из-под контроля, вышла в прокат в ноябре 2011 года, и спустя два месяца — во Франции. Как говорит Никонова сейчас, «к счастью, в моей жизни была история, связанная с Францией, с прокатом фильма там и с его анализом французскими кинокритиками. Мне есть с чем сравнивать».

Поэтому в сентябре 2020-го, когда после премьеры на «Кинотавре» многие критики освистали её последний фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?», Никонова отреагировала спокойно: «Я уже тертый калач». Это третий выходящий в прокат фильм 44-летнего режиссёра, уроженки Ростова-на-Дону, изучавшей кинорежиссуру в Нью-Йорке. «Кто-нибудь видел мою девчонку?» — экранизация изданных в 2014 году мемуаров редактора и медиаменеджера Карины Добротворской в форме 100 писем-обращений к покойному мужу, важнейшему отечественному кинокритику Сергею Добротворскому.

Погибший в 38 лет от героиновой передозировки, Добротворский — один из главных героев российского независимого кинодвижения. В книге представлена точка зрения его возлюбленной, а потом и жены Карины — история их знакомства, романа, насильственных отношений и болезненного расставания. Время действия фильма — Петербург начала 90-х годов. Студентка театроведческого Кира (будущая Карина Добротворская в исполнении Анны Чиповской) встречает многообещающего кинокритика — 28-летнего Сергея Добротворского, синефила, писателя и всеобщего любимца (Александр Горчилин). На историю их несчастной любви ретроспективно смотрит Карина Добротворская из 2010 года (Виктория Исакова), редактор и медиаменеджер Conde Nast.

Многие зрители, присутствовавшие на премьере на «Кинотавре», знали лично Сергея и Карину и историю их отношений: фильм обвинили в спекуляциях на памяти известного человека, неправдоподобности и искажении фактов. Сама Ангелина Никонова комментирует реакцию оппонентов так: «Фильм не обижает память Сергея, я не топчусь ни на чьей могиле. Я — человек деликатный и не склонна ни на ком хайповать, кого-то хладнокровно использовать для достижения своих целей».

Кинокритик Алиса Таёжная встретилась с режиссером Ангелиной Никоновой перед выходом фильма в прокат (с 4 февраля) и поговорила о трагической любви главных героев, насилии и страсти, природе кинокритики и Петербурге в 90-е.

«Кто-нибудь видел мою девчонку?»


Режиссер

Ангелина Никонова

Сценарий

Ангелина Никонова, Карина Добротворская


В ролях

Аня Чиповская, Александр Горчилин, Виктория Исакова

В прокате

С 4 февраля

«Женщина в 25 лет и женщина в 40 лет — это два разных человека»

— Что происходило с вами в начале 90-х годов, когда происходит действие фильма? Как вы сами запомнили этот период?

— В то время я еще училась, была подростком. И со мной случилось знаменательное событие: в 1989 году я на две недели оказалась в Соединенных Штатах Америки. И эта поездка, конечно, многое изменила в моей жизни. Потому что на контрасте пустых полок перестройки Америка с ее потребительским изобилием не могла не впечатлить еще не оформившуюся психику подростка. Тогда я приняла решение, что поеду туда учиться после окончания средней школы. Поэтому в 1993-м, я, окончив школу в Ростове-на-Дону, поехала в Нью-Йорк. Мне было гораздо меньше лет, чем Сергею Добротворскому и Карине, поэтому вся эта киносреда вокруг меня не существовала вообще — существовали мои одноклассники.

— Историю отношений Карины и Сергея вы узнали из книги, как и все остальные?

— Книга «Кто-нибудь видел мою девчонку?» долго лежала у нас в доме, но я ее не читала. А когда Нателла Крапивина нашла меня в фейсбуке и предложила написать сценарий и поставить фильм, я решила прочесть. Пока я читала, я вообще не представляла, как это можно экранизировать, от слова «совсем». Но когда дочитала, случилось чудо: я поняла, через какой драматургический элемент можно превратить книгу в кино. Этим элементом стало разветвление героини. На два человека. Не просто на женщину младше или старше.

Женщина в 25 лет и женщина в 40 лет — это два разных человека. Эти внутренние изменения могут быть не очень заметны внешне — особенно в наше время, когда все долго молоды и прекрасны, — но они есть. В киноязыке это можно воплотить через двух разных актрис.

— Что вы искали в актрисах — в Анне Чиповской и Виктории Исаковой? Они действительно очень отличаются по органике.

— Работа режиссера с актером по-хорошему должна нести синергетический эффект, где один плюс один равно три. В юной Кире я искала, помимо эмоциональной трогательности и чувственности, начало того стержня, который приведет к ее к будущему успеху, в том числе карьерному. И это сочетание уязвимости и силы мы нашли в Ане. С Викой мы искали ту же комбинацию, но с акцентом на другом. Это должна была быть цельная самостоятельная и сильная женщина, способная быть уязвимой. Та, кто вызывает эмпатию у зрителя.

Вообще эмпатические акценты — одна из самых сложных режиссерских задач, которая стояла передо мной. К сожалению, кинокритика у нас сейчас отсутствует, и никто не умеет анализировать фильмы: все только делают субъективные обзоры «нравится — не нравится», «плохо — хорошо». Если бы у нас была кинокритика, наверное, кто-то отметил бы, что я поставила перед собой задачу перебрасывать эти эмпатические акценты с героя на героиню, с героини на героя и обратно. Мне нужно было, чтобы зритель сочувствовал сначала ей, потом ему, потом опять ей — и сделать это так, чтобы, эмоционально соединяясь с героиней, зритель окончательно не отвернулся от героя и всегда мог снова к нему приблизиться. Чтобы зритель проживал с ними эту историю общей любви. К сожалению, мне приходится самой это объяснять.

Фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

— Были ли у вас в голове какие-то примеры фильмов если не о несчастной, то о не до конца исполнившейся любви?

— «9 с ½ недель», «Последнее танго в Париже» и настроение «Мужчины и Женщины». Отчасти поэтому мы поехали снимать историю в Нормандию. В фильме есть несколько зашитых киноцитат: кто прочтет — здорово, кто нет — ничего страшного. Это не суть композиции, мы просто попытались элегантно процитировать мир кино, в котором жили герои. А в образе Вики я ориентировалась на Анук Эме.

— С Кариной Добротворской вы обсуждали постановку? Ведь мы смотрим на их роман с Сергеем с ее точки зрения.

— Да, так получилось, что меня познакомили с Кариной практически параллельно с предложением о постановке, чудесное совпадение. Мы начали обсуждать экранизацию ее книги онлайн: она — в Лондоне, я в Москве. Удивительно, что, когда Карина еще не получила предложения об экранизации, она уже мыслила, что, если когда-нибудь кто-нибудь будет ставить фильм, ей хотелось бы, чтобы это была я.

Фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

— Как Карина участвовала в подготовке фильма?

— Мы с Кариной сразу определили границы. И Карина, будучи человеком умным, профессиональным и адекватным, при подписании договора озвучила, что она готова к тому, что фильм будет отдельным произведением, и дала мне абсолютный карт-бланш и не ограничивала меня ни в чем. Но так как у меня встроен этот ограничитель по отношению к другим людям, я очень аккуратно отнеслась к книге и прожила ее, стараясь прочувствовать фактическую историю, чтобы по мотивам ее создать художественное произведение. Впервые посмотрев фильм, Карина сказала, что заново прожила боль своей истории. И это для меня стало большим комплиментом. Притом что нашей целью не было документально что-то рассказывать, и многие никак не могут с этим смириться.

— Одна героиня — автор, она до сих пор жива, мы видим историю ее глазами. Другого героя уже с нами нет, он эти отношения не описывал. Как оживить Сергея Добротворского для зрителя, не только с точки зрения Киры или Карины?

— Оживить никого невозможно. Даже если бы мы поставили перед собой задачу сделать Сергея Добротворского и канонизировать его, мы бы попали впросак. Кино тогда было бы другим и о другом. И мы выбрали ключевые вещи, важные именно для истории любви этого фильма. Нам нужно было, чтобы герой был умен, остроумен, харизматичен, чтобы он обладал сексуальной манкостью. И чтобы он нес в себе разрушительную составляющую любого талантливого человека, в котором сочетаются уязвимость и опасность. Мы поставили перед собой сложную задачу и поэтому год искали героя.

Некоторые говорят, что Саша Горчилин внешне похож на Сергея, но это было не определяющим, это просто какой-то бонус. На Саше мы остановились в первую очередь потому, что он умен, тонок и обладает харизмой нового времени. Саше, конечно, было непросто, потому что он выступил для себя в новом актерском амплуа взрослого драматического героя.

— Обычно он такой ироничный, живой и игривый.

— Да, лицедей, который выбрал для себя такой образ, который мы, конечно же, не могли использовать и создавали болезненно что-то совершенно новое. Понятно, что представления моего поколения о составляющих сексуальной манкости мужчины могут быть несколько другими. Но мы делали кино не для себя, мы создавали для зрителя. Мы с продюсерами изначально договорились на уровне создания сценария, что у нас будет не кино не для всех, а кино для всех. Хотя я была готова написать артхаусный проект — и одна из версий сценария у меня была такой.

— А чем эта версия отличалась?

— Много чем. Там было больше нетривиальных сексуальных сцен, надрывной чувственности, символизма, амплитуда насилия была сильно больше, жестче сцены употребления наркотиков, алкоголя и другие страсти, которые бы объективно ограничили нашу аудиторию.

Фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

«Те, кто знали Сергея, должны были знать также и то, что на этом же „Кинотавре“ Сергей избивал Киру жестче, чем мы показываем это в кино»

— Возвращаясь немного назад, что вы имеете в виду под разрушительной природой любого талантливого человека?

— По-настоящему талантливый человек несет в себе, к сожалению, некую склонность к саморазрушению. Носители таланта — если это действительно дар, а не что-то «псевдо» — очень уязвимы. Когда ты талантлив, ты являешься сосудом, через тебя проходит нечто, что ты, к сожалению, имеешь свойство присваивать. Потому что это нечто проходит через тебя как ток, по всем твоим волокнам. Поэтому одно из качеств этого «сосуда» — большая чувствительность к миру. Если ты сам не прочувствуешь все микронюансы того, что ты создаешь, ты не сможешь это передать. Эта гиперчувствительность не выключается по какой-нибудь кнопке или по хлопку и делает сложным существование в мире, где превалирует цинизм. И тогда на помощь приходит «анестезия» разрушительных способов выключения своих сенсоров.

— Я думаю, самым тяжелым для многих людей, знавших Сергея, на «Кинотавре» было видеть его зависимости и сцену избиения Киры.

— Те, кто знали Сергея, должны были знать также и то, что на этом же «Кинотавре» Сергей избивал Киру жестче, чем мы показываем это в кино.

— Насколько для вас история отношений Карины и Сергея насильственная, нездоровая?

— То, что она нездоровая, и было одной из причин, почему они расстались. Понятно, что о чем-то можно говорить, а что-то можно замалчивать, но страстные отношения склонны к таким проявлениям. Кто-то видит здесь любовь, но любовь и страсть — это вещи разного порядка. Мне очевидно, что все, что связано с любовью, несет в себе сохранение, а не разрушение. Уважение, сохранение, прощение, понимание. Все, что касается страстей, имеет вектор разрушительный. Просто в наше время понятие любви очень сильно искажено. Понятием «любовь» люди сейчас часто называют созависимые отношения.

— Собственно то, что происходит в фильме.

— Да, и отчасти поэтому история имеет такое трагическое развитие.

Ангелина Никонова на съемочной площадке фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

— Какие у вас отношения с текстами Сергея Добротворского? Что вы узнали о Сергее из его текстов?

— Я была под большим впечатлением. Когда я начала работать над сценарием, у меня было две книги на столе: «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Карины и большая книга статей Сергея Добротворского «Кино на ощупь». Естественно, мне нужно было прочувствовать его — чтобы писать диалоги, я должна была учитывать его голос, несмотря на то, что мы создавали нового героя на основе прототипа. Я открыла для себя кинокритика, который действительно понимает свою профессию. И, как я уже сказала, очень грустно, что этой профессии в нашей стране больше нет. Сергей служил мостом между автором и зрителем, и это позволяло авторам свободно творить, не задумываясь о том, поймет его зритель или нет. Был мост, медиатор, человек, который позволял авторам и их фильмам быть свободнее.

— В чем его самая ценная для вас особенность?

— Он глубинно рассказывает о режиссерских приемах, но рассуждает просто. Кино стало примитивнее отчасти из-за того, что кинокритик у нас пропал, его нет. Поэтому можно сколько угодно захлебываться от возмущения, как Никонова с Еремеевой и Крапивиной посмели снять фильм о Добротворском, а можно проанализировать картину. Потому что этими брызгами критики прежде всего нарушают принцип Сергея Добротворского — незыблемое уважение к автору. Некоторые высказывания, которые у нас позволяют в адрес режиссеров, — запредельны. Хорошо, что я человек взрослый и уже достаточно уверенный в себе, но если бы я была моложе, меня бы просто могли лишить профессии. А кто-то послабее может выйти в окно после таких «критических» рецензий, которые больше похожи на троллинг.

— Воссоздание прошлого — очень сложная задача, потому что любые несоответствия создают ощущение фальши или игры, какого-то поддельного ретро. Как вы решали эту проблему, снимая Петербург и людей начала 90-х 20 лет спустя?

— Если нацелиться передать все детали времени досконально, все равно можно облажаться. Ну и надо положить руку на сердце и честно признаться, что в начале 90-х Россия была очень несимпатична. Некрасивое время. Даже Петербург. Начиная с вывесок, которые стали появляться на улицах, заканчивая одеждой, которую в лучшем случае можно назвать «фьюжн»: сочетание несочетаемого. К нам тогда приехала Турция с какими-то безумными «петушками», цветами, принтами, джинсами «Мальвина». Это было просто страшно.

И сейчас особо тоже не погуляешь по Питеру того времени тропами 90-х годов. Город настолько изменился — и какие-то вещи мы уже позволяли себе не убирать. Если бы мы восстанавливали то время покадрово, у нас бы был черный экран. Начало 90-х в Петербурге — это темные улицы с небольшим количеством разбитых фонарей. С бабушками, которые продавали семечки на перевернутых ящиках на улицах. И когда кто-то хочет предъявить очередную претензию по поводу фильма, конечно же, они не обходят стороной эти неточности по времени. Но мне кажется очевидным, что мы не играли в доскональное воспроизведение деталей и артефактов.

Мы выбрали подход более стилистический, где определили, что для нас значит «дух того времени». Без четких акцентов. Конечно, мы не хотели совсем игнорировать эпоху, но не хотели и зацикливаться на ней. Мы учитывали тренды в одежде, афиши, VHS-кассеты, плееры, знаковые места. Но визуально у нас были совсем другие референсы — «Последнее танго в Париже», «9 ½ недель» и «Мечтатели».

Ангелина Никонова на съемочной площадке фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

«У нас, например, принято думать, что авторов хвалить нельзя: они зазнаются»

— На «Кинотавре» ваш фильм правда встретили очень холодно. Как вам кажется, это потому, что многие люди из киносреды лично знали Сергея и Карину? Или потому, что им неприятен экранный образ Добротворского, в котором есть агрессия, насилие и зависимость?

— Для меня эта реакция — театр абсурда, если честно. Я как человек, который ориентирован на логику, стараюсь везде искать логические обоснования того или другого. Логики здесь нет никакой, тут есть иррациональные, эмоциональные рефлексии, которые, как я полагаю, связаны и с личностью Карины, и с отношениями между Кариной и питерским кинобомондом. Фильм не обижает память Сергея, я не топчусь ни на чьей могиле. Я человек деликатный и не склонна ни на ком хайповать, кого-то хладнокровно использовать для достижения своих целей. Поэтому истеричные реакции некоторых товарищей кажутся мне нездоровыми.

— Есть мнение, что если режиссер хочет добиться успеха, то он перетерпит и переживет любую критику, потому что слишком мотивирован и не будет обращать внимания на мнение со стороны.

— Работать по призванию и хотеть добиться успеха — радикально разные подходы к профессии. Если человек не чувствителен и не обращает внимания, то у него и кино будет такое, топорное. Чтобы рассказывать истории, передавать эмоции, ты сам должен быть как пульсирующая вена, твоя антенна должна улавливать все веяния. Другой вопрос, что можно просто служить профессии и не стремиться к успеху. Я уже тертый калач. Меня уже не сбить с пути. Но в профессию приходят новые таланты. И я призываю к аккуратности как к тенденции. Есть некоторые запрещенные приемы, к которым прибегать нельзя. Я уж не говорю о том, что критика — это второстепенная профессия: не было бы режиссеров — не было бы критиков. И можно быть представителями профессии, отдающими себе отчет в этом и как следствие относящимися с уважением к творцам, а можно быть паразитами на теле кино. Я бы и российских продюсеров призывала не относиться к авторам как к инструменту, как к лопате. У нас, например, принято думать, что авторов хвалить нельзя: они зазнаются.

— Как нельзя сказать ребенку, что он молодец, а то избалуешь.

— Да, что-то советское. Потому что, когда в режиссера верит продюсер, у режиссера просто вырастают крылья и он выдает по максимуму. Если бы не Франция в моей жизни, когда вышла моя первая картина, я бы, наверное, поверила нашим кинокритикам, что я не умею снимать. Но, к счастью, в моей жизни была история, связанная с Францией, с прокатом фильма там и с его анализом французскими кинокритиками. Поэтому мне есть с чем сравнивать. Плюс я жила в Соединенных Штатах Америки. Так что уже знаю, что может быть по-другому. Конечно, у нас еще остались точечные профессионалы в сфере киноведения, которые умеют пойти против кулуарного сшептывания с коллегами, имеют свою точку зрения и не оглядываются на товарищей, чтобы понять, можно хвалить что-то или надо ругать. Но их единицы.

Фотографии: обложка, 1, 2, 3 — Централ Партнершип, 4, 5 — Студия «Слон» / «Трумен Пикчерз»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте»
Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте» Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге
Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте»

Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте»
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге

Режиссер Виктор Косаковский рассказывает о своем доке «Гунда», после которого вы перестанете есть мясо
Режиссер Виктор Косаковский рассказывает о своем доке «Гунда», после которого вы перестанете есть мясо «Она жива. Хозяйка фермы решила ее не убивать»
Режиссер Виктор Косаковский рассказывает о своем доке «Гунда», после которого вы перестанете есть мясо

Режиссер Виктор Косаковский рассказывает о своем доке «Гунда», после которого вы перестанете есть мясо
«Она жива. Хозяйка фермы решила ее не убивать»

20 фильмов года
20 фильмов года От «Гунды» до «Джентльменов»: Алиса Таёжная выбрала лучшие фильмы года
20 фильмов года

20 фильмов года
От «Гунды» до «Джентльменов»: Алиса Таёжная выбрала лучшие фильмы года

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Евгений всюду ищет мины

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды

Первая полоса

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику

Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику
Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь Слушать «Нервы», «Пошлую Молли» и закупаться на благотворительном маркете
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Слушать «Нервы», «Пошлую Молли» и закупаться на благотворительном маркете

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам Как — читайте в гиде The Village по волонтерству
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Как — читайте в гиде The Village по волонтерству

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава

Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава
Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»

На компанию впервые подали в суд за увольнение

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»
На компанию впервые подали в суд за увольнение

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

обновлено

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»
А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити

Как будет выглядеть новый небоскреб?

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити
Как будет выглядеть новый небоскреб?

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной

Проверьте, доставляют ли их в ваш город

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной
Проверьте, доставляют ли их в ваш город

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»

Что теперь грозит школьникам?

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»
Что теперь грозит школьникам?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»

Почему?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»
Почему?

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком

(*признан властями иностранным агентом)

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком
(*признан властями иностранным агентом)

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе

Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе
Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Как стать волонтером в Ереване
Как стать волонтером в Ереване И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам
Как стать волонтером в Ереване

Как стать волонтером в Ереване
И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей

Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей
Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован

Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован
Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад? В Турции, Грузии, Армении и Сербии
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
В Турции, Грузии, Армении и Сербии

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей

Вы тоже можете прислать свою историю

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей
Вы тоже можете прислать свою историю

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Что делать в Москве и Питере в декабре? Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»
Что делать в Москве и Питере в декабре?

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»

Почему?

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»
Почему?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина

Кто в этом виноват?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина
Кто в этом виноват?

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ

Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ
Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%

Почему подорожали цитрусовые?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%
Почему подорожали цитрусовые?

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе

Доброго понедельника!

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе
Доброго понедельника!

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат

Где он сейчас?

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат
Где он сейчас?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет

Сколько это может стоить?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет
Сколько это может стоить?

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники

И предложили альтернативу

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники
И предложили альтернативу

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»

В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»
В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»

Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»
Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году
Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

обновлено

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат
Где они находятся сейчас?

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»
Что говорят об этом сами активисты?

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов
Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

В России появятся казачьи факультеты
Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ
Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

Официанты и бармены остались без работы
Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Можно ли отказаться идти на войну через суд?
Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?