Режиссер Виктор Косаковский рассказывает о своем доке «Гунда», после которого вы перестанете есть мясо «Она жива. Хозяйка фермы решила ее не убивать»

Я, разревевшись на титрах после берлинской премьеры «Гунды», вышла на улицу в Митте, увидела киоск с немецкими сосисками и поняла, что в этот вечер обойдусь без свиного мяса. «Гунда», премьера которой прошла на Берлинале в начале 2020 года, — полуторачасовой черно-белый документальный фильм о жизни свиньи по имени Гунда, живущей на норвежской ферме. Фильм без музыки, титров и закадрового голоса — смонтированные в полный метр несколько недель из жизни домашних животных на скотном дворе. Помимо Гунды в кадре — коровы, одноногая курица и поросята Гунды, которых она рожает и растит до их отправки на бойню. Это одно из самых сильных политических высказываний в документальном кино 2020 года о том, как человек пользуется природой и как природа живет без вмешательства человека

Следующие две недели прошли в таких же соображениях, потом я вспомнила про остальных животных в фильме — и тоже решила попробовать их не есть. Поменять привычки резко было очень сложно, поэтому, не объявляя себя вегетарианкой, я придумала «Гунда-челлендж» (наподобие «Пруд-челлендж») — просто каждый новый день отказываться от мяса и, по возможности, продуктов животного происхождения. С конца февраля я не ем мяса, перешла на растительное молоко и держусь за последнюю слабость — сыр, сырники и рыба (в основном, килька в томате).

«Гунда» ошарашила меня больше, чем все видео о животной индустрии со сценами жестокости, и сразу после фильма у меня появилась мечта — обязательно поговорить с режиссером фильма Виктором Косаковским («Антиподы», «Беловы» и «Акварель», не ест мясо с детства) о том, как ему удалось снять такое ранящее в самое сердце кино, которое перевернуло мою жизнь — и имеет все шансы повлиять еще на десятки тысяч людей, когда они увидят его в 2021 году. Это наш разговор, случившийся в Zoom, пока мы оба находились в карантине пандемии, я — в Москве, а Виктор — в Берлине. Мы разговаривали о веганстве и насилии, новой жизни Гунды, отравлении Алексея Навального, убийстве Александра Расторгуева в ЦАР и опасностях эволюции.

«Гунда»

Gunda


Режиссер

Виктор Косаковский

Прокат

С 15 апреля

«Сейчас у меня на столе есть 57 тем о России: 54 из них я не смогу снимать по-настоящему»

— Мы будем говорить с вами спокойно? Свергать Путина не будем?

— Нет, мы с вами будем разговаривать про прекрасные вещи, связанные с кино. На финальных титрах «Гунды» я расплакалась, как ребенок, и пообещала себе перестать есть мясо — и уже девять месяцев его не ем. Мне кажется, для этого ваше кино в том числе и снималось. Как получилось, что после таких масштабных фильмов, как «Антиподы» и «Акварель», которые снимались по всему миру, вы решили сосредоточиться на такой небольшой истории?

— Я понял, что люди не готовы смотреть, что называется, блокбастеры, даже документальные. И мне это надоело. Хотите просто? Вот вам просто. Вот вам проще некуда — «Гунда». Мне неинтересно еще раз снимать фильм «Беловы» (прим. ред. — документальный фильм Виктора Косаковского о пожилых брате и сестре): я мог бы это делать всю мою жизнь и быть успешным, может быть, даже богатым. Но мне каждый раз хочется создавать что-то совсем новое. О том, чего я еще не понимаю, и не знаю, как это надо снимать.

А еще видите в чем дело, документальное кино, которое было, когда я начинал, — это совсем не то документальное кино, которое существует сейчас. Сейчас документальное кино намного свободнее в выборе формы, и журналисты и блогеры взяли на себя много нашей работы. В России, например, и Лошак, и Навальный, и Пивоваров, и Дудь тоже делают документальные фильмы, дай им бог здоровья — и я очень этому рад. Это освобождает лично меня заниматься документальным кинематографом, в который я верю.

— В какой документальный кинематограф вы верите?

— Кино рождено показывать, на мой взгляд, а не рассказывать. Но, говоря серьезно, настоящее документальное кино в России, я думаю, окончательно уничтожено выстрелом в Александра Расторгуева (прим. ред. — документалист Александр Расторгуев и его коллеги Орхан Джемаль и Кирилл Радченко были убиты в ЦАР летом 2018 года во время съемок расследования о «Группе Вагнер», аффилированной с магнатом Евгением Пригожиным).

Я помню, почти двадцать лет назад, несколько заметных кинематографистов решили встретиться на Красной площади и изменить судьбу документального кино в России. Все, что тогда делалось в Министерстве культуры и в Союзе кинематографистов, нам казалось абсурдным. Один сказал: «Мы должны показать, что мы интеллектуалы. Мы должны прийти на программу «Кто хочет стать миллионером» и выиграть этот миллион. Я спросил — «А как мы выиграем-то?» — «А мы договоримся с телевидением». Я говорю: «Пока, ребята. Если мы будем договариваться с телевидением…»

— Это без вас, не в вашу смену?

— Да. И вот интересно, что случилось дальше со всеми нами. Кого-то выдавливали из страны, кого-то подкупили, кого-то приблизили. Кто-то стал делать вид, что ничего странного в российской действительности не видит, кто-то ушел в игровое кино. И последнее — выстрел в Расторгуева. Сейчас у меня на столе есть 57 тем о России: 54 из них я не смогу снимать по-настоящему.

— Это причина, по которой вы сейчас находитесь и работаете в Германии и не берете для проектов российские деньги?

— Я живу в странах, где есть свобода художественного высказывания, где мои фильмы финансируют и, главное, где их показывают и смотрят. Сейчас — в Германии, потому что несколько немецких фондов выделили средства на мой следующий фильм. Последний раз я получил деньги в Министерстве культуры и комитете кинематографии России в 1997 году.

Россия не финансирует кино, которое я снимаю. Оно, видимо, недостаточно патриотическое. Вот сейчас, например, я очень хочу снять полнометражный фильм про процесс над Юрием Дмитриевым. (прим. ред. — Юрию Дмитриеву, историку и исследователю сталинских репрессий, дали срок в 13 лет колонии строгого режима). Можно ли всесторонне рассмотреть эту трагическую историю? Нет. Профинансирует ли Минкульт такой фильм? Нет. Показали бы такой фильм в российских кинотеатрах и на федеральных телеканалах? Нет. Страна решила, что ей летопись не нужна. Поэтому я и снимаю, как вы знаете, то про антиподов, то про воду, то про свиней, коров и куриц.

— Но страна ничего не решала: решила совершенно определенная группа людей.

— Вот это неправильно. Это ошибка. Во-первых, раз уж мы говорим о кино, напомните, пожалуйста, кто любимый экранный герой у нашего народа? Кто-то обаятельно-брутальный, кто может и убить, если что, «за правду», как он ее понимает. Скажи мне, кто твой любимый киногерой, и я скажу тебе, кто ты.

Во-вторых, ошибочно думать, что виновата только эта «определенная группа людей» и/или ее вожак. Мы все, кроме немногих непокорных, виноваты: каждый по-своему. И те, кто смирился ради спокойствия. И те, кто не вытерпел и сбежал. И те, кто приспособился и получает от этого дивиденды и комфорт.

— Не смиряться — выбор абсолютного меньшинства?

— Я всегда ошибочно думал, что приспособленчество противоестественно и аморально. Я даже разорвал отношения с друзьями, согласившимися с нашими действиями в Украине, и с коллегами, снявшими панегирики про президента. Но когда готовились съемки фильма «Гунда», я прочитал много книг о животных и понял, что в приспособленчестве нет ничего необычного. Эволюция научила большинство приспосабливаться, чтобы выживать. Когда изменится климат или другие обстоятельства, то выживут те растения и животные, которые сумеют приспособиться. Другие же, кто не желает приспосабливаться или выискивает новые пути, выживают редко. Так что у прогресса и у демократии, которая, как известно, опирается на большинство, есть невидимый внутренний враг — тормоз, доставшийся нам в наследство от эволюции: приспособленчество.

Вот вам наглядный и всем знакомый пример. Я решил привести в порядок свое запущенное тело: начал активно двигаться, бегать, сел на диету и довольно быстро потерял несколько килограммов. Но постепенно и незаметно мое тело возвратилось в прежний привычный вес. Потому что за долгие годы ленивой жизни тело успело приспособиться к лишнему весу. Оно не хочет меняться, не хочет никакого стресса. Телу так комфортнее.

Так же и наша страна все время возвращается к авторитарной форме правления. Вроде бы оттепель начиналась — а глядишь вдруг снова заморозки. Вроде бы гласность пришла — а тут опять цензура. Строили демократию — оказалось, феодализм. Тело страны возвращается в привычные комфортные формы. А мы это не учитываем и удивляемся, что ничего не меняется.

Коррупция — другой пример. Сбежал нос у майора Ковалева у Гоголя. Помните? В конце повести приходит к майору полицейский и говорит: «Поймали мы ваш нос, вот он, хотел границу перебежать!» — «Ой, спасибо, садитесь, чайку попьем!» — «Да чай-то мне некогда пить, а вот знаете, сын у меня такой талантливый мальчик, а денег нет на обучение». Майор Ковалев мгновенно все понял и подкинул деньжат полицейскому.

— За десять лет меняется все, за двести лет — ничего?

— Вот вы читали книгу Лескова «Смех и горе»? Я бы сказал всем нашим молодым людям — прочитать. Очень поучительно. Там молодой человек, студент, хочет снять квартиру. А какая-то бабка говорит: «Что, сынок, квартиру ищешь? Вон иди в этот дом, там капитан живет». Стучит в дверь студент: «Есть у вас комната свободная?» — «Есть, прекрасная комната, смотрите, какая чистая». Сговорились по цене. Вечером хозяин входит к молодому человеку: «Ну как вы живете, кто вы такой? А я вот вам книжечку принес. Не читали? Почитайте, очень интересная книжечка». И положил ее на стол. Утром, еще спит студент, к нему в дверь стук. Полиция. «Ах, молодой человек, у вас тут на столе книжечка запрещенная! А ну-ка вас в каталажку!» Студент смотрит на хозяина: «Да не моя это книжечка, вы что? Вы же мне эту книжку принесли, не так ли?» —«Я? Вам? Ничего не приносил». А потом и говорит: «Понимаешь, студент, все мои приятели уже полковники. А я все в капитанах хожу. Надо же как-то и мне продвигаться. Не обижайся, студент!»

Ничего из сегодняшней нашей жизни не напоминает? Все это надо помнить и учитывать, если хочешь, чтобы твое кино, даже если оно и наберет миллионы лайков за первую неделю, не умерло через год.

— Но миллион просмотров дока, если мы говорим о расследованиях российских журналистов, которые публикуют в YouTube, — это все-таки очень много.

— Конечно, это очень много. Мне такой успех и не снился. Моим фильмам требуются годы, чтобы набрать миллионы зрителей в кинотеатрах разных стран. И все-таки, набирать миллионы просмотров среди единомышленников — это еще не все. Такое могут себе позволить политические деятели и партии, имитирующие оппозиционную деятельность, но для искусства этого маловато. В искусстве надо говорить и с единомышленниками, и с теми кто думает иначе, и с теми кто будет жить намного позже автора и описанных им событий.

— А вам не кажется, что такие вещи, как фильмы про ВИЧ, гексоген или Беслан — это как раз способ поговорить с теми, кто не согласен, кто не твой единомышленник? Способ перенастроить многих людей, дать им правдивую информацию.

— Я не хочу критиковать этих авторов. Прекрасно, что они этим занимаются, как умеют. Смешно, однако, что есть ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, еще 20 учебных заведений, готовящих режиссеров документального кино, а смотрим мы фильмы Навального и Дудя, которые, кажется, никогда этой профессии не учились. У фильмов Навального, например, безупречный ритм. Он прекрасный драматург, виртуозно владеющий интригой, с чувством юмора. Дудь освещает темы, как правило, не замеченные профессионалами. Я бы даже рекомендовал принять и Навального, и Дудя в союз кинематографистов России. Но мы же, кажется, не собирались делать революцию?

«Мы позволяем себе не думать, откуда берется мясо»

— Революцию может и не собирались, а о политике уже говорим. О «Гунде» вот пытаемся говорить.

— Да, давайте сейчас попытаемся поговорить о «Гунде». Это фильм про эмпатию, сопереживание и про раздвоение личности. Вот все прекрасно знают...

— …что мясо не берется из воздуха.

— Да, так же, как все прекрасно знают, что Навального пытались отравить не в Германии и не в самолете, летящем в Германию. Но мы позволяем себе не думать об этом, чтобы не разрушать наш комфорт. Мы позволяем себе не думать, откуда берется мясо. Даже самые интеллигентные, прекрасные, умные и талантливые люди смотрят мой фильм: «Да, вот это кино!» — и заказывают гамбургер. А я хочу спросить: «Дорогой мой, ты же великий мыслитель, ты же, может быть, самый выдающийся человек на Земле. Ты слепой, что ли?» Он мне говорит: «Но ведь животные тоже друг друга убивают. Сильные убивают слабых. Природа поставила человека на вершину пищевой пирамиды».

Но почему мы уверены, что природа сделала нас хищниками? Ни клыков, ни когтей у нас нет. Природа не создала для нас ни грилей, ни барбекю. Да, некоторые животные убивают по необходимости и с риском быть убитыми. А мы убиваем и для удовольствия. Что такое, например, вольерная охота, недавно узаконенная в России? Мы загоняем животных в вольер, берем карабин с оптическим прицелом, стреляем в беззащитное животное, а потом делаем селфи. Вот это называется человек. И чем больше животных он убьет, тем круче и важнее такой человек.

Мы умеем убивать и массово, и изысканно. Разве животные изобрели «Новичок», «Калашников», атомную бомбу, оружие массового поражения, концентрационные лагеря, пытки? Разве они сажают нас в клетки? Ставят на цементный пол? Отбирают наших детей? Что произойдет, например, если в кои-то веки какая-то акула или какой-то тигр случайно или неслучайно откусит ногу человеку? Вооруженные до зубов полчища людей сбегутся со всех сторон и не успокоятся, пока не уничтожат ту акулу или того тигра. Когда же мы убиваем рыб и животных нещадно и массово, миллиардами, животные нам не мстят.

— Чаще всего звучит аргумент, что люди умнее животных и поэтому могут пользоваться своим превосходством.

— Умные и образованные люди часто утверждают, что только у человека есть интеллект и что именно этим мы и отличаемся от остальных живых существ. Но если вы посмотрите фильм «Гунда», вы увидите, что даже у моей одноногой курицы есть интеллект. Ей трудно передвигаться и преодолевать препятствия, поэтому прежде чем сделать шаг, она посмотрит налево или направо, оценит трудности и примет решение. И ты видишь это в ее глазах.

И еще, между прочим, про интеллект. Собака на седьмом месте по интеллекту среди животных. Когда мы узнаем, что в некоторых странах все еще едят собак, мы громко негодуем. А свинья на втором месте по интеллекту. Она умнее и дельфина, и кита, и слона, и лошади, и собаки. Только шимпанзе умнее свиньи.

— Я так и думала, что у нас с вами будет грустный разговор.

— Просто это кошмар. Я хочу сказать несколько слов всем, кто переживает про глобальное потепление и изменение климата. Ребята, если вы действительно этим встревожены, вам не надо ждать резолюции ООН, когда все страны достигнут соглашения. Нужно просто начать с себя и перестать есть мясо. И 30% кошмара, который мы творим с природой, исчезнет. Потому что мы все эти миллиарды убитых животных должны заморозить, разрубить, упаковать, перевезти, приготовить. Какое несметное количество энергии.

На Земле у миллиарда человек нет доступа к чистой питьевой воде. А коров на Земле больше миллиарда. И каждой корове нужно в 10 раз больше воды, чем человеку. Чтобы вырастить корм для коров, мы вырубаем лес. А лес бы производил облака и дождь. Мы делаем чушь и злодеяния. Это в природе людей — делать вид, что мы не убийцы: мясо само откуда-то появилось, с дерева упало, прямо в упаковке. Нет, не появилось. Убили мы.

И у человека сейчас основной вид деятельности — убийство. И пытки. А мы лишаем животных детенышей, как только они родились, отбираем теленка от мамы, чтобы забрать у коровы молоко. Короче говоря, я не думаю, что у нас с вами есть перспектива серьезно разговаривать. Понимаете? Я слышал, что вы придумали «Гунда–челлендж». Я подумал: «Вот какая интересная женщина! Но как же я буду с ней говорить? Врать я ей буду что ли? Говорить о чем-то веселом?» Ведь уже Леонардо да Винчи говорил, что убить животное и убить человека — одно и тоже. И Толстой говорил то же самое. Но люди все еще не готовы это понимать, к сожалению.

«Гунда жива»

— Вы с самого детства природу так воспринимали или были какие-то события, которые поменяли ваше мнение в течение жизни?

— Ну, историю про поросенка Васю я рассказывал много раз. Когда мне было 4 года, меня на 2–3 месяца отправили в деревню. И там был поросенок Вася. Ему был месяц, примерно. И он стал моим лучшим другом. А когда его съели, я не смог больше есть мясо. Или самое первое впечатление о моем детстве — мне года три. Я шел по улице с моей мамой и проходя с куста оторвал один листик. А мама мне сказала: «Зачем ты это сделал? Просто так? Возьми-ка вот одну свою волосинку и оторви. Больно тебе? Вот и кусту тоже больно». Потом мама, правда, страдала, что я не ем мяса: ей же было трудно со мной — ну как это, ребенок не ест мяса в Советском Союзе. И она все спрашивала: «Все люди как люди, едят мясо, а ты почему такой странный?» А я ей говорю: «А ты помнишь, ты мне рассказала про листик и волосинку? Вот потому и странный».

— Что сейчас с вашей героиней Гундой? Она жива?

— Да, она жива. Вот это можно публиковать, это мило. Вот я вам покажу, как она сейчас выглядит (прим. ред. — показывает фото). Хозяйка фермы решила ее не убивать, дать ей возможность дожить до конца, может быть, лет до тридцати. Ведь 99.99% животных на разведение не доживают и до года.

Но я вам расскажу и хорошее — например, что случилось с этой фермой до моего там появления. Женщина вышла замуж. Муж ее был фермером. Они пожили там годик. Однажды среди ночи она разбудила мужа и говорит ему: «По ночам я рыдаю и больше так жить не могу. Не можем мы так продолжать. Животные наши в клетках стоят без движения, на цементном полу. А им природой заложено рыть землю. Мы их мучаем, они даже жизни не видят. Давай хоть что-то изменим. Я не предлагаю закрыть бизнес и колбасный заводик, но давай хотя бы немного улучшим их короткую жизнь». И вот они решили, что 20 метров земли положено каждой свинье: выкупили землю и сделали экоферму. Цена за мясо, конечно, у них выросла — не без этого. Но по крайней мере веление души было явно основополагающем в ее поступке. Сострадание. Она подала пример: теперь за ней следуют многие фермеры.

— А многие выкупают животных, которых ведут на бойню, и селят у себя на участках просто так.

— Да, в мире есть такое движение — люди в Англии, в Испании, во Франции, в других странах создают sanсtuaries (прим.ред. — заповедники для животных). Они едут к дверям бойни и выкупают животных за ту же сумму, которую фермеры могли бы выручить от их сдачи на убой. Потом привозят их на свою землю: «Ну вот, живи сколько выживешь». И корова живет там до 30 лет. А на обычных фермах 30-летних коров просто не бывает.

Поэтому мои коровы в «Гунде» — это такие портреты бабушек. У них в глазах целая жизнь. И они не боятся человека, поэтому мы могли подойти с камерой так близко: они понимают, что человек бывает и хорошим существом и не обязательно тебя убьет. А курицы? Они никогда не видели свободы. Им первый раз открыли дверь и они полчаса вообще не выходили. Потом первая вышла, но от первого прикосновения к траве отдернула лапку, как будто трава — это кипящая вода. А потом с удивлением посмотрела на небо, которое никогда не видела.

Вы читали «Скотный двор»? Всегда казалось, что «1984» Оруэлла важнее и больше. А прошло время, и сейчас вдруг «Скотный двор», как только мы начали менять конституцию, зазвенел по-другому. «Все животные равны, но некоторые животные равнее других». Или там еще в конституции скотного двора было «запрещено употреблять алкоголь». Но потом добавили «до беспамятства». Нельзя избираться президентом более двух сроков. Подряд. Но есть президенты равнее других, и им можно без конца.

— Когда начиналась история с Гундой, уже было понятно, что будет с ее детьми?

— Естественно! Это же ферма. Гунда — мать, ее там два раза в год осеменяют. Ей еще повезло, что она была два месяца с детьми. Обычно поросят отбирают через две-три недели.

— А у нее были с тех пор дети?

— Да, еще пару раз.

— Их тоже убили?

— Ну, естественно. Потом Гунда ушла на пенсию. По идее ее должны были убить. Но раз она стала знаменитой и о ней теперь пишут в The New York Times и The Wall Street Journal, хозяйка ее оставила. Она, кстати, продала свою ферму. Муж ее уже умер. И она сказала: «Больше не могу». У нее душа переживает за животных, и теперь она думает, что еще хорошего можно для них сделать.

Но в глобальной картине мира это ничего не меняет: против лома нет приема. 50% стран на земле рухнет, если у них отнять животную индустрию. Люди не понимают, что если не будет мясной индустрии, они найдут себе новое занятие, выберут что-то благороднее. Когда-то во время индустриальной революции люди протестовали, потому что боялись потерять работу. Но как-то потом все наладилось. И цифровая революция многих перепугала. Я же предлагаю революцию сострадания. Революцию эмпатии, с большой буквы.

«Я не хочу никого осуждать, потому что я не умнее других»

— Вообще, если говорить про изобретения, которые могут изменить мир, то уже в течение нескольких лет ученые обещают дешевое, доступное, веганское мясо, которое можно будет легко купить — и оно будет вкусным.

— Но есть страны, которым это не нужно. Вот я хочу спросить у вас. Почему наша страна — самая большая по территории? Что нас толкало на восток? Какого черта мы забрались в Сибирь? Зачем? 50 минус зимой, 50 плюс летом. Что там делать? Знаете, что делать? Сейчас у нас основной доход идет от нефти и газа.

— А раньше — мех?

— Да. Несколько столетий одной из основных статей пополнения казны Российской империи и до империи — пушнина. Шли на восток, чтобы массово убивать животных. Вот вам и «Гунда». Поэтому я думаю, что «Гунда» — это политический фильм.

Ну и конечно, это кинематографический фильм. Мне хотелось сделать фильм без музыки, без слов, доказать, что кино может показывать, а не говорить. Выражаться киноязыком. Я протестую против «рассказывать истории», я терпеть это выражение не могу. Кино показывает, а не рассказывает. Может быть, и историю. Но необязательно. Кино показывает то, что люди не хотят видеть, не могут видеть или решили не видеть.

А рассказывать истории можно иначе. Писать книжки. Статьи. Но это другой жанр. Мне важно было показать, что животные чувствуют, радуются, думают, понимают, страдают, сопереживают, шутят. У каждого животного — своя индивидуальность. Но люди не желают этого знать. Так удобнее убивать и быть соучастником убийства.

— Просто религия и культура это никогда убийством не называли.

— Да. Мы все, по большому счету, делимся на две категории — извините, я очень грубо буду говорить. Одни из нас верят в Бога, в то, что у человека есть душа, а у животных ее якобы нет. И на первой же страницы Библии написана страшная ошибка: что человек создан, чтобы управлять всеми живыми тварями. Ну если ты смотришь на Гунду, ты точно видишь, что у нее тоже есть душа.

Другие люди не верят в Бога, верят в эволюцию, и думают, что человек вершина эволюции. В обоих случаях мы главные. Поэтому мы доминируем. Ведем себя как хотим, убиваем кого хотим, выкачиваем недра, взрываем горы, поворачиваем реки. Гордимся своим превосходством, делаем фотографии с убитыми оленями, слонами, тиграми, медведями. Так вот: эволюция не остановится, рано или поздно обязательно появится другое существо — более умное и, может быть, более агрессивное. И оно будет употреблять в пищу нас и наших деток.

— И мы это заслужили?

— Безусловно! Мы деструктивный элемент. Если мы не одумаемся, природа нас вытолкнет и вздохнет с облегчением. Вы приезжали когда-нибудь в нетронутый лес? Как красиво там. Какая там гармония. Миллионы лет природа создавала этот баланс. А мы все разрушаем.

— Для вас важно, чтобы зритель после «Гунды» очнулся, стал вегетарианцем или веганом, что-то поменял в себе?

— Я не хочу никого осуждать, потому что я не умнее других. Я могу только сказать, что есть другой взгляд на мир. Вместо того чтобы показать бойню, как все режиссеры делали до меня, я показал, что такое семья. И я не хочу «рассказывать историю». Я хочу, чтобы вы просто посмотрели. И если у вас есть глаза, вы это увидите. Я не хочу говорить: «Вы такой аморальный человек». У каждого свое представление о мире, и он нашел свой путь жить и выживать.

В фильме нет текста, нет музыки. На финальном кадре — он длится 15 минут — просятся виолончель и скрипки, чтобы все зрители зарыдали и стали веганами. Но я решил сделать фильм без нажима. Потому что я снимал кино не для веганов и не для вегетарианцев. Я снимал кино для всех.

Надо уважительно и без нажима разговаривать со всеми. Даже с антиподами, кто думает совершенно иначе. Все-таки я верю, что мы поймем когда-нибудь, что прежде чем покорять природу, надо научиться ее уважать. Уважать всех живых существ на планете и найти наше скромное равноправное место среди них.

Фотографии: Международный Берлинский кинофестиваль

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Последний министр»: Роман Волобуев — о том, как сделать политический сериал в стране без политики
«Последний министр»: Роман Волобуев — о том, как сделать политический сериал в стране без политики «Смеяться над государством проще: мишень крупнее, статичнее, и в нее легче попасть»
«Последний министр»: Роман Волобуев — о том, как сделать политический сериал в стране без политики

«Последний министр»: Роман Волобуев — о том, как сделать политический сериал в стране без политики
«Смеяться над государством проще: мишень крупнее, статичнее, и в нее легче попасть»

«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном
«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном «Пусть у нас вокруг все будет хеппи. Тогда будут хеппи-энды»
«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном

«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном
«Пусть у нас вокруг все будет хеппи. Тогда будут хеппи-энды»

Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме
Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме
Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме

Режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев — о Чукотке, пацанских правилах жизни и магическом реализме

Тэги

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Евгений всюду ищет мины

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды

Первая полоса

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам Как — читайте в гиде The Village по волонтерству
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Как — читайте в гиде The Village по волонтерству

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе

Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»

На компанию впервые подали в суд за увольнение

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити

Как будет выглядеть новый небоскреб?

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной

Проверьте, доставляют ли их в ваш город

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»

Что теперь грозит школьникам?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»

Почему?

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком

(*признан властями иностранным агентом)

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей

Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей

Вы тоже можете прислать свою историю

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Что делать в Москве и Питере в декабре? Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»
Что делать в Москве и Питере в декабре?

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»

Почему?

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ

Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат

Где он сейчас?

Как стать волонтером в Ереване
Как стать волонтером в Ереване И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам
Как стать волонтером в Ереване

Как стать волонтером в Ереване
И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован

Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад? В Турции, Грузии, Армении и Сербии
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
В Турции, Грузии, Армении и Сербии

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина

Кто в этом виноват?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%

Почему подорожали цитрусовые?

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе

Доброго понедельника!

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет

Сколько это может стоить?

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники

И предложили альтернативу

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»

В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»

Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Совфед одобрил закон о запрете митингов у зданий органов власти и церквей

Сотрудники склада Ozon в Подмосковье заболели менингитом. Госпитализировано более 10 человек

Совфед одобрил пакет законов о запрете «пропаганды» ЛГБТ, педофилии и смены пола в кино, книгах, рекламе и СМИ

Сырки «Б. Ю. Александров» вернутся на прилавки

Popcorn Books больше не издают и не продают квир-книги. Завтра последний день, когда их можно купить

«За него все подписали и теперь везут в военную часть в Твери». Данила Шершева из «Кружка» забрали в армию

В «Черную пятницу» россияне потратили более 13 миллиардов рублей