29 ноября, понедельник
Санкт-Петербург
Войти

«Образцовый самец» Бена Стиллера

«Образцовый самец» Бена Стиллера

20 лет назад в прокат вышел «Образцовый самец» Бена Стиллера. Маша Бессмертная рассказывает, почему кретинская комедия о нравах модной индустрии — идеальный, но не очень очевидный кандидат на полку с «новой классикой»

«Образцовый самец»

Zoolander


Режиссер

Бен Стиллер

Сценаристы

Дрэйк Сэтер, Бен Стиллер, Джон Гамбург


В ролях

Бен Стиллер, Оуэн Уилсон, Кристин Тейлор, Уилл Феррелл, Милла Йовович

«Знаток кэмпа находит искусные наслаждения. Не в латинских стихах и редких винах да бархатных куртках, но в грубейшем, распространеннейшем наслаждении, в искусстве для масс. Явное использование не запачкало предмет его наслаждения, так как он научился обладать им на свой особый манер. Кэмп — дендизм в век массовой культуры — не различает вещей уникальных и вещей, поставленных на поток. Кэмп преодолевает отвращение к копиям», — написала Сьюзен Зонтаг в эпохальном эссе 1964 года «Записки о кэмпе», в котором так называемый «плохой вкус» впервые получил истинное признание. И еще: «Вкус кэмпа упраздняет разделение по оси хороший — плохой обычного эстетического суждения. Но ничего не переворачивает. Он не считает, будто плохое — это хорошее или хорошее — плохое. Что он делает, так это предлагает для искусства (а также и жизни) некий иной — дополнительный — набор стандартов».

Как раз такой дополнительный набор стандартов и для жизни, и для искусства спустя 37 лет после публикации эссе предложил Бен Стиллер в комедии о модной индустрии «Образцовый самец». Стиллер сам снял и стал соавтором сценария этого фильма — практически экранизации того самого эссе Зонтаг о кэмпе — а также исполнил главную роль: супермодели Дерека Зуландера, легкомысленного (скажем так, дабы соблюсти корректность) настолько, что его с помощью гипноза удается запрограммировать на убийство премьер-министра Малайзии.

Чего только стоит сцена, где главный герой, ненадолго разочаровавшись в модной индустрии, вернулся к отцу и братьям, которые работают шахтерами, и, сидя вместе с ними в баре, смотрит в гробовой и нехорошей тишине рекламу с собственным участием. «Увлажнение — это суть влажности. А влажность — это суть красоты», — говорит переодетый в русалку Бен Стиллер, он же Зуландер (людям, потратившим за жизнь небольшие состояния на покупку кремов, тут, впрочем, не до смеха). Или ушедшая в народ «голубая сталь» — так Зуландер называет свой коронный взгляд в камеру: глазки в кучку и губки жопкой.

Но не будем забегать вперед, вернемся к политической подоплеке «Образцового самца», тем более что безобидная комедия была запрещена к показу в Малайзии — высшая форма признания для фильмов в этом жанре. Зуландер должен был убить малайзийского премьера согласно злодейскому плану модного магната Джакобима Мугату (еще одна великая роль Уилла Фаррелла, который в «Самце» выглядят как пудель, который решил, что наконец-то дорос до костюма Круэллы де Виль). Новый премьер покусился на фабрики Мугату, где дети бесплатно отшивают все последние коллекции, и бесконечно успешный бизнес оказался под угрозой: неделикатная, но до сих пор актуальная шутка, которая в менее искусных руках могла бы обернуться сущей катастрофой, здесь работает на ура.

С благословения людей, подозрительно похожих на Карла Лагерфельда (имеется классический хвостик и веер) и Анну Винтур (тут каре и темные очки), Мугату начинает действовать. И если глава модного дома Chanel и главный редактор американского Vogue сами себя сыграть не смогли, то некоторые их коллеги в фильме все же появились. Том Форд, Томми Хилфигер, Донателла Версаче, Виктория Бэкхэм и даже Натали Портман в роли голливудской инженю, в интервью на красной дорожке признающейся в любви к Зуландеру. Отдельного упоминания заслуживает Дэвид Боуи, который появляется, чтобы судить импровизированный конкурс на лучшую походку по подиуму. В общем, все те, кто знают, что самоирония никогда не выходит из моды.

Казалось бы, тема «Самца» — высмеивание индустрии, построенной на эксплуатации конвенционально красивых людей, спустя двадцать лет после премьеры должна смотреться диким пережитком из темных времен, когда шутки про «тупых, но красивых» еще не стали абсолютным моветоном. Однако с «Самцом» этого не произошло. Критики разгул Стиллера не оценили. Роджер Эберт и вовсе написал, что «именно из-за таких сюжетов Америку ненавидят во всем мире». Но фильм тем не менее собрал в прокате приличные 60,8 миллиона долларов (при бюджете в 28 миллионов, миллион из которых Стиллер вложил из своих), а после выхода на DVD обзавелся вполне себе культовым статусом.

Хочется верить, что хоть какая-то часть поклонников фильма обитает и на второй родине Филиппа Киркорова, чей образ при просмотре фильма Стиллера посещает и не раз. В 2016 году «Самец» получил продолжение, в котором снялись уже действительно все: в эпизодах появились Бенедикт Камбербэтч (без бровей и с прической под Шер классического периода), Пенелопа Крус в главной женской роли, Джон Малкович, Джастин Бибер (его быстро убили), креативный директор Valentino Пьерпаоло Пиччоли, Марк Джейкобс, Наоми Кэмпбелл, Льюис Хэмильтон, Стинг с женой, главный редактор итальянского Vogue Франка Соццани, наконец, настоящая Анна Винтур и еще несколько десятков очень известных людей, над чьей профессиональной жизнью Стиллер продолжал с упоением измываться.

В чем же заключается секрет «Самца»? Возможно, ответ заключается в том, что Стиллер не скрывал того факта, что фильм придуман из скетча, и даже не пытался делать вид, что сюжет там не носит чисто декоративного характера. Интонационно «Самец» — наследник комедийной традиции Джерри Льюиса и Лесли Нильсена, когда для «смешного» совершенно не требовался повод.

Сейчас, когда американская комедия для широкого проката в большинстве своем оказалась погребена под кризисом среднего возраста своих мужчин-постановщиков (от Апатоу до Филлипса), в этом стиле работает разве что Адам Маккей. Не то чтобы построенная на слэпстике и уанлайнерах абсурдная комедия закончилась на фильме Стиллера, просто спустя уже пять лет юмор в кино изменился: попробуйте вспомнить хотя бы одну именно шутку, а не смешную ситуацию, в которой оказался Сет Роген или Зак Галифианакис, в «40-летнем девственнике» или «Мальчишнике». В фильме Стиллера же удачных шуток десятки.

Возможно, дело в том, что фильм, действие в котором происходит в Нью-Йорке и который вышел в прокат спустя чуть больше двух недель после теракта 11 сентября, моментально стал письмом из прошлого, напоминанием о гораздо более невинных временах. Или в том, что умение быть одновременно и кретином, и умником — это настоящий талант, который ни с чем не спутаешь.

Спустя неделю после премьеры «Самца», кстати говоря, в американский прокат вышла «Семейка Тененбаум» Уэса Андерсона, главные роли в которой исполнили как раз-таки Стиллер и Оуэн Уилсон (в «Самце» он играл главного соперника Зуландера, супермодель нового формата — то есть со скейтом, оргиями и татуировками — Ханселя). Скажем кощунственную вещь: их роли у Андерсона, по сравнению с «Самцом», кажутся едва ли не скучными.

А может быть, важнее всего — подрывной гражданский потенциал кэмпа, чья нарочитая и манерность, и театральность, и любовь к «вульгарному» всегда была прежде всего политическим высказыванием. В конце концов, даже сама Зонтаг говорила, что ее статья — в некотором смысле — аутинг.

Зуландер, который в начале фильма решает найти в жизни «вещи, более важные, чем просто очень, очень, очень привлекательная внешность» — это, конечно, Дон Кихот и Санчо Панса в одном лице — с учетом специфики времени и общества, одержимого капитализацией внешней привлекательности. Его двадцатилетней давности поход против этого общества заканчивается ленинскими максимами — «учиться, учиться и учиться» (школа для чтения, которую Зуландер построил в виде раскрытой книги, достойна Прицкера по кэмпу). Учиться, хотя бы и для того (добавим мы от себя), чтобы в какой-то момент убедительно послать любого, кто скажет, что «мужику не пристало рядиться в костюм русалки».

Фотографии: «Ист-Вест»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Необратимость» Гаспара Ноэ
«Необратимость» Гаспара Ноэ
«Необратимость» Гаспара Ноэ

«Необратимость» Гаспара Ноэ

Хенде хох, или Вас я попрошу остаться: «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга
Хенде хох, или Вас я попрошу остаться: «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга
Хенде хох, или Вас я попрошу остаться: «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга

Хенде хох, или Вас я попрошу остаться: «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга

«Ненависть» Матьё Кассовица
«Ненависть» Матьё Кассовица
«Ненависть» Матьё Кассовица

«Ненависть» Матьё Кассовица

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

Первая полоса

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы Гимн, награды и наказания для сотрудников
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
Гимн, награды и наказания для сотрудников

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна И где сейчас находится рэпер
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
И где сейчас находится рэпер

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»
Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»
Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»

Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет» Как создавать значимые городские события
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Как создавать значимые городские события

Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект
Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга Как ароматы вызывают воспоминания
Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект

Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга
Как ароматы вызывают воспоминания

Сколько россияне тратят на котов и собак
Сколько россияне тратят на котов и собак Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара
Сколько россияне тратят на котов и собак

Сколько россияне тратят на котов и собак
Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3 Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

Подпишитесь на рассылку