27 сентября, понедельник
Москва
Войти

Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС Феликс Сандалов — о попытке фронтмена «Антихайпа» сделать серьезную запись

На днях Слава КПСС выпустил важный для своей карьеры альбом «Солнце мертвых», в котором отказался от роли скомороха и главного хейтера российского хип-хопа в пользу хтонических строчек про смерть. Параллельно вышел новый выпуск журнала «Телепрограмма», на главной обложке которого рэпер позировал с Филиппом Киркоровым — скоро стартует телешоу на канале СТС, куда Славу позвали в жюри. «Сейчас все работает по другим законам. Прошло время королей эстрады, теперь мы — главные», — объяснял свое участие рэпер.

Получилось ли у Славы КПСС сделать свободный от постиронии материал, более понятный массовому слушателю? Что предлагает рэпер, критиковавший Оксимирона за банальность «любви посреди антиутопии»? По просьбе The Village Феликс Сандалов послушал «Солнце мертвых» и объяснил, что с ним не так.

Текст

Феликс Сандалов

Во вторую годовщину смерти Юрия Мамлеева Вячеслав Машнов, он же Карелин, он же Гнойный, он же Слава КПСС, выпустил хмурый рэп-макабр «Солнце мертвых». Названия у песен говорящие: «Шатуны», «Следы на снегу». Впору вспомнить характеристику рэпера, выданную его новым коллегой Филиппом Киркоровым: «Начитанный мальчик, по глазам видно». «Солнце мертвых» метит если не на переворот игры, то уж точно на изменение траектории самого Машнова. Самый известный баттл-рэпер страны, профессиональный пересмешник и проповедник философии постиронии, чей смысл ускользает от всех, включая ее адептов, выдает нарочито серьезный альбом — без фитов, без подколок в адрес других рэперов, без привычной для артиста ернической атмосферы. Увы, бездна, предлагаемая ко вниманию Славой КПСС, похожа на 3D-граффити на асфальте: отойди на метр — и нет ее. Что же пошло не так?

Первое, что бросается в глаза: даркушная тематика, пронизывающая лирику «Солнца мертвых». Гроб, гроб, кладбище — словом, все то, что было модно в прошлом сезоне, скажем спасибо запустившему подростковую суицидальность в широкое хождение Фараону. Современный русский рэп часто промышляет локализацией — перекладывая западные достижения на доступный массам язык, не добавляя ничего нового, но даже на этом поле КПСС оказывается удивительно вторичен. Там, где можно было позволить по-настоящему радикальное высказывание (окей, это уже делали «Четвертый рейх Records», но кто сегодня об этом вспомнит) или осмысленно переработать наследие русского хоррор-рэпа, КПСС внезапно сваливается в заполошную сентиментальность. Никакого блэка, сатанизма или хотя бы просто отчаянной мизантропии, только самолюбование и однообразные причитания под гулкий мрачный бит. Приема в его арсенале всего два: раскавыченные цитаты из Летова и перепроизводство уменьшительно-ласкательных суффиксов, которыми КПСС снабдил каждое третье слово. Старушечье приговаривание сочетается с трупным окоченением языка — «Вся эта жизнь — это такой себе анекдот», «Он скинет платье, повесит на стул / Надо ли скорбеть, когда хоронят в дурацкий костюм». На поэзию это не тянет.

Но, пожалуй, главная проблема «Солнца мертвых» в том, что невооруженным глазом видно, как сделан альбом. Это искусственная конструкция, полностью лишенная метафизического измерения, без которого немыслимы миры Мамлеева: смертельная здесь только скука.

Самое обидное, что КПСС запросто мог бы написать альбом про настоящий страх, да такой, что Лавкрафт покажется сказкой на ночь. Про панику, которая охватывает человека от мысли, что вместо 15 минут славы ему отмерили десять, и нужно успеть продать себя всюду, пока время не вышло. Про ужас омертвения совести, позволяющей вставлять рекламу в собственные песни и расшаркиваться перед теми, кого ты еще недавно не считал за людей. Про кошмарную реальность лени, мешающей убрать со стола или уделить чуть больше пары вечеров собственному альбому. Про липкое необратимое превращение тебя в то, что ты так громко учил всех ненавидеть.


Обложка: Слава КПСС

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным
«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты
Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным

Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры»
Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры» 19-летняя рэперша — о баттлах, бизнесе на рынке и автоматах
Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры»

Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры»
19-летняя рэперша — о баттлах, бизнесе на рынке и автоматах

От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа
От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа Что такое биф, флип и низкий флекс
От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа

От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа
Что такое биф, флип и низкий флекс

«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»
«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп» Кто входит во временное правительство российского хип-хопа
«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»

«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»
Кто входит во временное правительство российского хип-хопа

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Первая полоса

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю? Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интернатаИ теперь живут вместе

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната И теперь живут вместе

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Подпишитесь на рассылку