1 августа, воскресенье
Москва
Войти

Мария Любичева («Носуха») — о том, каково быть королевой драмы Участница группы «Барто» рассказывает о своем новом проекте, «маленьких трагедиях в двух частях»

Мария Любичева («Носуха») — о том, каково быть королевой драмы

24 января участница группы «Барто» Мария Любичева выпустила альбом «Drama» — это дебютный лонгплей ее сольного проекта «Носуха»: десять очень личных песен про агонию расставания с любимым человеком, водку, секс и мысли о суициде. «Маленькие трагедии в двух частях», — анонсирован альбом в паблике «Носухи». 

The Village поговорил с Марией об обстоятельствах, в которых она писала песни, пользе психотерапии и вреде наркофобии. 

Текст

Юлия Галкина

Фотографии

Ксения Бабушкина

— Как вам Москва по сравнению с заснеженным и не очень убранным Петербургом?

— Вообще тут после снегопадов тоже не сильно убрано, так же трудно ходить. Плюс Москва почему-то темнее. Я живу в центре Петербурге, у нас такая иллюминация — особенно на Невском. А тут то ли из-за экономии, то ли еще почему-то улицы выглядят более темными. А в остальном Москва замечательная, здесь хорошо бывать наездами с мероприятиями. Я сначала была зачарована и думала: может, стоит попробовать вернуться? Я ведь изначально отсюда, восемь лет назад уехала в Питер. Но что-то пожила, потусила, поработала и подумала, что нет — пока в Петербург останусь.

О передрягах

— Расскажите об обстоятельствах, в которых вы записывали альбом «Drama».

— Обстоятельства и тривиальные, и нет. В прошлом году мне исполнилось 40 лет. Одновременно произошел кризис отношений. Была серьезная эмоциональная встряска, плюс всяческие аварии: нападение (в июне 2017 года на участников группы «Барто» напал мужчина в доме на Московском проспекте. The Village писал об этой ситуации. — Прим. ред.), затем меня сбила машина. И я заметила, что многие люди моего возраста находятся в похожей ситуации. Больше половины ходят к психоаналитикам и психотерапевтам, сидят на таблетках. Многие принимают различные допинги: алкоголь, препараты. И всем довольно тяжело.

Обычно для меня, для людей, которых я знаю, музыка является эмоциональных выходом, якорем. Но в той музыке, что вокруг, нет ответа, что делать, когда твоя жизнь в очередной раз капитально рушится, а тебе уже не 25 и не 30. Ты начинаешь искать спасательный круг. Для меня выходом стал альбом. Мне хотелось записать переживания, поделиться тем, что это нормально — испытывать растерянность, стремление к саморазрушению. Я поняла, что единственное, в чем я не обманываюсь и что всегда со мной остается, — это музыка, которую я пишу.

В «Барто» у меня было всего три-четыре собственных текста. А тут я просто села за синтезатор и стала записывать альбом — достаточно быстро, целиком, от текстов до аранжировок. Я поняла, что для создания музыки мне никто рядом не нужен. Поэтому весь альбом, кроме мастеринга, сделан мною.

— Те передряги, которые вы перечислили, сейчас — 22 января 2019 года — уже позади?

— В основном все позади. То, что происходит сейчас со мной, — в принципе, ерунда. Подождем, пройдем. На сегодня я все пережила и оставила — в том числе в альбоме «Drama», а дальше буду заниматься сольным проектом и писать не такие трагичные песни.

О психотерапии

— Вы упомянули, что ваши друзья, которые, может быть, проходили через что-то подобное, нашли выход в психотерапии. Почему вы не выбрали психотерапию вместо альбома?

— А я же прошла полный цикл: и антидепрессанты, и психотерапевты, и даже загремела в больницу в прошлом декабре, не выдержав всех нервных событий вокруг себя. Но в конце концов достаточно быстро со всего этого слезла. Некоторые мои подруги по несколько лет сидят на таблетках и посещениях консультантов, они не могут себе представить нормальное существование без этого, для них помощь как подпитка. Мне сейчас все это не нужно, я давно не употребляю никаких препаратов и к психотерапевтам не хожу. Но в свое время это было полезно — я рада, что вовремя обратилась.

После аварии у меня сначала был бесплатный психотерапевт из поликлиники, где я проходила восстановительные процедуры. Дело в том, что, когда тебя сбивает машина, ты идешь в обычную клинику, и государство по страховке дает тебе возможность пройти ряд терапий и процедур. Это достаточно долгий восстановительный процесс. Ты же не робот: гипс снял — и начинаешь снова бегать. Все это очень серьезно сказывается на организме, на психике. У меня были не очень тяжелые повреждения, но я до сих пор испытываю проблемы со здоровьем. Поэтому и нужен врач. И когда вокруг начинается «о, депрессия — это какая-то модная болезнь» — нет, это реально то, о чем нужно думать, иначе исход может быть самым плачевным.

А насчет моих друзей, которые до сих пор пьют таблетки, — им помогает, я их понимаю. Когда нет какого-то хобби, остается терапия. Если находится серьезное увлечение, люди обычно слезают.

— А вот этот психотерапевт по ОМС в итоге помог?

— Он оказался золотом. Я даже могу порекомендовать: это поликлиника № 38 на Кавалергардской — там оказались прекрасные, очень чуткие врачи. Терапевт обратил внимание на то, что я привыкла сама справляться с проблемами, относилась к ним так же, как многие: депрессия — фигня, надо собрать волю в кулак, взять себя за шкирку, встряхнуть — и все получится. Но психика ломается так же, как кости: сколько ни говори себе «соберись, тряпка», зарастить кости без гипса не получится.

О журнале «Звезда»

— Возвращаясь к альбому. То концептуальное деление, которое там есть — на «Пати» и «Афтепати», — оно продуманное или получилось случайно?

— Драматически альбом был продуман с начала до конца. Одна моя хорошая знакомая из театральной среды преподает своим студентам, каким образом должен быть построен сюжет. Это такая одиссея: герой попадает в передрягу, потом находит способы выхода из нее. Весь альбом выстроен как театральная пьеса, переставлять местами и корректировать нельзя. Кстати, мы напечатаем кассету — там как раз будет две стороны.

— Я, возможно, ошибаюсь, но мне казалось, что вы не очень любите поэзию. Вот и в «Барто», как вы уже говорили, почти все тексты написал Евгений Овцебосх. Трудно ли вам давалось стихосложение в Носухе?

— Да, удивительно, но я не очень люблю читать поэзию. Люблю слушать, когда читают. Тексты давались не то чтобы трудно: они, видимо, во мне накопились. Я много лет нахожусь в окружении поэтов: у меня много друзей-поэтов, я работала в журнале «Звезда» (толстый литературно-художественный журнал, который выходит с 1924 года. — Прим. ред.), где все пропитано духом Бродского, Ходасевича, Рыжего и так далее, вокруг все время звучит поэзия.

Я консультировалась со своими друзьями, которые занимаются издательским делом или пишут стихи. Они указывали на очевидные ошибки: не очень хорошие рифмы, слова, которые выпадают из размера, — технические моменты. Говорили: «Маша, с текстом надо работать так же, как ты работаешь с аранжировками». В какой-то момент стихотворение просто из тебя льется, потом садишься и несколько часов дорабатываешь. Надеюсь, в дальнейшем с текстами у меня получится лучше, чем сейчас. Хотя меня хвалят, приятно.

— А в «Звезде» вы уже не работаете?

— Не работаю с этого года. Есть ряд сложных обстоятельств, в том числе с финансированием. Но я поддерживаю со «Звездой» хорошие отношения. Я там была эсэмэмщиком, занималась соцсетями.

— Это же ужасно интересная история в том смысле, что «Барто» — один мир, а «Звезда» — как будто совсем другой. Как вы совмещали?

— Вообще, эти миры пересеклись еще в 2010 году. Женя (Овцебосх, из группы «Барто». — Прим. ред.) работает в «Звезде» уже очень долго. «Звезда» нас поддержала, когда была ситуация, связанная с «Готов» (в 2010 году группе инкриминировали «экстремизм» за текст песни «Готов», но вскоре дело закрыли. — Прим. ред.): они сделали самостоятельную экспертизу, несмотря на то, что мы к ним не обращались. Я сама работала в «Звезде» около двух лет. По факту это не разные миры: это альтернативная реальность и постоянная борьба с существующим идиотизмом.

О королеве драмы

— Можно ли сказать, что лирическая героиня вашего альбома — такая королева драмы?

— Да, можно. Это сознательный образ. Альбом нужен, чтобы в дальнейшем от этого образа избавиться. Это итог, чтобы закрыть тему. И это нормально для многих исполнителей. В свое время Бейонсе все достало, она разошлась с Джей-Зи, записала альбом — избавилась от этого груза и вернулась к мужу. Была королевой драмы.

— Вам не страшно выпускать настолько личный альбом? Мало ли кто как поймет.

— Воспринимать могут как хотят: после «Барто» мне вообще уже мало что страшно выпускать. Надо понимать, что все равно это художественный образ. Многие вещи, о которых я рассказываю, произошли не со мной: просто я видела, что происходило с моими друзьями. Необязательно было выворачивать себя наизнанку.

— То есть он не на 100 процентов автобиографичный?

— Конечно, нет.

О женской музыке

— В интервью Vatnikstan вы говорили, что начали записывать альбом в том числе потому, что не нашли «женскую музыку, описывающую вашу реальность». Имеется в виду русскоязычная музыка? Потому что вот про Бейонсе вы уже вспомнили.

— Да, я не нашла именно русскоязычную музыку, которая говорит о том, о чем пытаюсь говорить я. В основном это страдания вокруг мужиков либо понты. Российский мир, несмотря на подъем феминизма и гендерных вопросов, все равно остается мужским. Многие исполнительницы просто недостаточно взрослые: они не накопили переживаний, трагедий и опыта. Мне кажется, альбом, который я записала, для аудитории 30+, а не для двадцатилетних. Я тестила его на большом числе людей: четко видно, что люди до 25 лет плохо понимают, о чем альбом, он с ними не резонирует. А дальше реакция меняется: с людьми постарше я говорю на одном языке.

— Погодите, по поводу страданий вокруг мужиков: у вас в альбоме ведь эта тема — переживание расставания — буквально красной нитью?

— Ну, конечно. Это альбом о разводе. Но он не о том, как я страдаю... В смысле я страдаю из-за того, что мужик ушел, но я хочу найти выход и найти силы с этим жить.

— То есть в центре именно ваши переживания?

— Да.

О водке

— Еще у вас в альбоме довольно много про спиртное. «Водка-любовь» — вообще великая песня. Помню, вы на фейсбуке писали, что стали гораздо меньше пить и это вроде бы хорошо сказалось на здоровье.

— Алкоголя в моей жизни было много, потому что я все-таки играю в панк-группе, очень много концертов и гастролей так или иначе проходят со спиртным. Но в какой-то момент понимаешь, что у тебя организм не двадцатилетний, ты не можешь столько выпивать, потом утром умираешь — жалко на это время тратить. Я сократила количество выпиваемого.

Александр Генис сказал: «Водка отняла у меня друзей и близких, но худого я о ней не скажу». Мне водка в принципе тоже ничего плохого не сделала, но я видела достаточно много окружающих, у которых распитие спиртных напитков стало приобретать чудовищные формы, это пугает. Поэтому я периодически пытаюсь не пить, ухожу на просушки — это увеличивает работоспособность. Я попыталась об этом честно рассказать: в моей жизни (и вообще в жизни россиянина) есть большое количество алкоголя, он влияет так. Если послушать текст «Водки» — там же нет такого, что это прекрасно и не опасно. Прямо говорится, что эти вещи разрушают — и я это понимаю.

О коммуналке

— Мне всегда интересно, как бытовые условия, в которые помещен музыкант, влияют на его творчество. Вы вроде бы живете в петербургской коммуналке?

— Да, можно сказать, доживаю. Но коммуналка на меня не очень сильно влияла, потому что я достаточно много езжу по гастролям. Сейчас «Барто» не особо функционирует как гастрольный коллектив, тем не менее постоянно происходят диджей-сеты, вечеринки, выезды. Я давно живу в поездах, самолетах, аэропортах, на вписках: поэтому такой быт — все время с рюкзаком, с возможностью в любом месте устроить гнездо — влияет больше. Коммуналка же — не то чтобы сильно. С другой стороны, там постоянно меняются соседи, у некоторых бывают алкогольные делирии, сдвиги, скандалы. У нас еще была культурная коммуналка. Была — потому что сейчас я на самом деле бомж, как ни странно. Коммуналку расселяют, я сейчас нигде не прописана и живу по друзьям.

С другой стороны, для меня — как для человека, который любит пообщаться, послушать, что говорят, посмотреть на поведение и каким-то образом потом это описать в тексте или в музыке (поэтому со мной надо поосторожнее) —коммуналка скорее положительный момент. Хотя лет 20 назад я не могла себе представить, что буду жить в коммуналке и не то чтобы сильно захочу из нее выезжать. Сейчас же во всем мире есть тенденция, когда люди хотят жить в коллективах, даже если не знакомы — это называется коливинг. Так что нормально, я в мировом тренде.

О протесте

— Вы в декабре выходили с пикетом по поводу запретов концертов в России. Ситуация с Хаски и прочими похожа на то, что происходило с «Барто» в 2010 году?

— Мне кажется, похожа. И до «Барто» были такие ситуации. Список экстремистских материалов существует очень давно. Желание ввести цензуру, литовать тексты, указывать, о чем петь, вся эта псевдозабота о нравственности молодежи не отличается ни от ситуации десятилетней давности, ни от того, что было в 1980-е. Власть пытается вернуть то, что было раньше, потому что так удобнее жить. Так тебе кажется, что ты контролируешь мысли молодежи, ведь музыка и культура в целом — один из самых сильных способов воздействия на умы. Пропаганда, идеология пытаются проникнуть везде.

Ну и, опять же, все эти разговоры: «Ой, они поют про наркотики...» Когда во всем мире совсем другой тренд относительно тех же наркотиков — скорее просветительский. А у нас как всегда: это все запрещено, плохо, все наркоманы — асоциальные элементы. Хотя это далеко не так. Наркоманов полно в совсем не маргинальных слоях общества.

— То есть вы против наркофобии?

— Я против наркофобии.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме
Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме «Я предложила сделать что-то среднее между Кендриком Ламаром и Лорд. Из этого ничего не вышло»
Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме

Лиза Громова — о хоре, «Озерах» и дебютном альбоме
«Я предложила сделать что-то среднее между Кендриком Ламаром и Лорд. Из этого ничего не вышло»

Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне
Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне «Я всегда готова уступить место внезапности»
Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне

Катя Шилоносова — о новом альбоме, Москве и флексатоне
«Я всегда готова уступить место внезапности»

Госпожа Никто: Как Мицки променяла рок на поп — и победила
Госпожа Никто: Как Мицки променяла рок на поп — и победила Альбом «Be the Cowboy» как кинематографичная запись о ком-то другом
Госпожа Никто: Как Мицки променяла рок на поп — и победила

Госпожа Никто: Как Мицки променяла рок на поп — и победила
Альбом «Be the Cowboy» как кинематографичная запись о ком-то другом

IC3PEAK: «Страшно, если музыку начнут запрещать»
IC3PEAK: «Страшно, если музыку начнут запрещать» Московская группа пела на английском и играла на «Витчауте». Теперь ее больше беспокоят проблемы России при Путине
IC3PEAK: «Страшно, если музыку начнут запрещать»

IC3PEAK: «Страшно, если музыку начнут запрещать»
Московская группа пела на английском и играла на «Витчауте». Теперь ее больше беспокоят проблемы России при Путине

Тэги

Люди

Событие

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Как провести последнюю неделю июля в Москве

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

«Основной инстинкт»

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Первая полоса

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной И другие гастрономические новости этой недели
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
И другие гастрономические новости этой недели

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно Рассказываем, как это было и что делать со штрафами
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Рассказываем, как это было и что делать со штрафами

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Детские страхи: Как помочь ребенку
Детские страхи: Как помочь ребенку Отрывок из книги Натальи Ремиш
Детские страхи: Как помочь ребенку

Детские страхи: Как помочь ребенку
Отрывок из книги Натальи Ремиш

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Подпишитесь на рассылку