«Как я сыграл самый северный диджей-сет и попал в Книгу рекордов Гиннесса» История океанографа-музыканта, который поехал на Новую Землю

«Как я сыграл самый северный диджей-сет и попал в Книгу рекордов Гиннесса»

«Сыграть сет в Арктике — это прикольно, но изначально я не вкладывал в это большого смысла. Когда уже улетал из Москвы, один друг сказал: „Чувак, это же Книга рекордов Гиннесса“», — рассказывает Ваня Макаров.

Ваня, он же Graphic Violence, — начинающий диджей. Заканчивает магистратуру на кафедре океанологии географического факультета МГУ и параллельно работает на двух работах — организовывает мероприятия для Сбербанка и пишет статьи про музыку для издания Tapes & Stories. В свободное от этого время пишет музыку и играет диджей-сеты на вечеринках и фестивалях. Живет в Москве, но находится там достаточно редко — часто путешествует по России и ходит в экспедиции по Северной Двине и Белому морю. В этом году и вовсе оказался на краю света, где сыграл самый северный диджей-сет в истории: «Когда я узнал, что экспедиция планируется на Землю Франца-Иосифа и на Новую Землю, я офигел. Сразу же подал туда заявку, потому что когда еще в жизни ты сможешь попасть в такие дальние дали! Вот и попал».

Сама экспедиция «Арктический плавучий университет» — совместный проект архангельского университета САФУ и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). Этот проект позволяет студентам, занимающимся Арктикой, попасть туда и провести научные исследования: «В этом году было много именитых ученых, чуть ли не мировой величины — это очень круто. Океанологи, метеорологи, микробиологи, геологи, всякие люди, которые занимаются микропластиком, орнитологией и прочим. А вот студентов немного. Поэтому рейс был плотный по науке: все всё знали и просто занимались своими делами», — рассказывает Ваня. В процессе экспедиции он изучал конвективное перемешивание — «это такая сугубо научная штука про течения: горизонтальные, как Гольфстрим, и вертикальные, которые идут от дна до поверхности или, наоборот, от поверхности до дна. Мы это изучаем, чтобы понять, насколько застаиваются воды в разных водоемах» — объясняет Ваня. Вечером, когда все эксперименты проведены, исследования зафиксированы, а соседи уже начинают напевать под гитару «Батарейку», Ваня запирался в каюте: писал музыку и составлял будущий диджей-сет.

«Арктический плавучий университет» длился всего три недели. По ходу маршрута было четыре основные высадки: Мыс Желания — это самый конец Новой Земли, и три высадки на островах Земли Франца-Иосифа. Первая высадка и самая северная — это остров Хейса, где Ваня играл сет, две других — остров Белл и остров Гукера. «Там много всего, кроме льдов и снегов, это абсолютно невероятная природа. А если ты не видел чего-то подобного, то и ото льдов и снегов будешь в полном восторге. Это не описать словами, насколько классно, когда мимо твоего корабля проплывает огроменная, ****, льдина, размером с пятиэтажный дом. В голове не укладывается, как такое может существовать в этом мире. А она просто плывет, и ей пофиг. Я никогда не видел моржей и тюленей, птичьи базары и замерзшее море. И это впечатления на всю жизнь. А сами острова — это отдельный разговор… это какая-то абсолютно полярная природа, где не растет ничего, кроме мхов и лишайников. Голые камни, бесконечный снег, огромные ледники, арктические животные. Это дорогого стоит».

История Вани напоминает фильм National Geographic: Северный Ледовитый океан, снежные долины, огромные проплывающие мимо айсберги, киты-полосатики, нарвалы и белухи. Единственное отличие — в программах о дикой природе никто никогда не играл диджей-сеты. Особенно за 80-й параллелью северной широты. Мы попросили Ваню рассказать о диджеинге, экспедиции и о том, каково играть диджей-сет в вечной мерзлоте.

Из Архангельска на край света

Когда мы только отплыли из Архангельска и дрейфовали по Северной Двине, я сразу же озвучил: «Меня зовут Ваня Макаров, я океанолог, и я хочу отыграть самый северный диджей-сет в мире». Честно говоря, тогда мне было глубоко наплевать на Книгу рекордов Гиннесса и прочие регалии. Я просто хотел сыграть свою музыку там, где еще никто и никогда этого не делал. Но ученым дядечкам тяжело донести, почему электронную музыку играть классно. А сказать, что это Книга рекордов Гиннесса, — уже весомый аргумент и хорошая отмазка, почему я хочу это сделать.

Самой северной точкой нашего маршрута был остров Хейса на Земле Франца-Иосифа — 80 градусов 34 минуты 50 секунд северной широты. Там еще никто никогда не играл диджей-сет. Это территория заповедника, и туда не пускают практически никого. А те, кого и пускают, находятся под надзором госинспекторов — могут передвигаться только с ними. Да и в целом в таких экспедициях редко оказываются диджеи. Представители парка «Русская Арктика» говорят, что никогда ничего подобного не случалось ни на Новой Земле, ни на Земле Франца-Иосифа. А севернее земли нет вообще. Есть только Северный полюс, но и там никто не играл. Было дело, кто-то выступал на Шпицбергене, но он находится южнее, поэтому уже ушел в историю.

Полярная станция, бочка и самый северный диджей-сет

На острове Хейса есть полярная станция имени Эрнста Кренкеля. Изначально мы прилетели туда с единственной целью — проводить научные исследования. Но в итоге все получилось не совсем так. Ребята на метеостанции — абсолютно сумасшедшие люди, которые годами сидят впятером на вахте. Там нет ничего, кроме медведей, моржей и бесконечных снегов — куда ни глянь. И вот мы уже ждали вертолет, чтобы отправиться со станции на судно, как я все же решил подойти к полярникам и спросить: «Ребят, у вас есть какой-нибудь раскладной столик?» Столика не было, но мы нашли в подвалах какую-то бочку. Еле оттащили ее на 20–30 метров от метеостанции в классное место, где плюс-минус сошел снег. И вот, на фоне — замерший Северный Ледовитый океан, огромная льдина, виднеется соседний остров, часть метеостанции, и я стою с огромной бочкой, оборудованием и играю сет из экспериментал-электроники и боевого брейкбит электро. А ребята с метеостанции смотрят, слушают. Они не то что диджей-сетов не слышали, они людей год не видели — понятное дело, что они в принципе были в восторге, что к ним кто-то приехал, а тут еще и сет.

Полярники — сет. 1:0

К выступлению я начал готовиться еще на судне. Старался придумать сет, который подходил бы под пейзажи и контекст арктической природы. Мне показалось, что таким широтам свойственна экспериментальная и атмосферная музыка из разряда ambient или IDM. У меня на компе есть своя библиотека, я пытался из нее что-то составить. Но по ходу сета все поменялось — я решил, что для начала нужно что-то совсем другое. Например, экспериментальный нойз, а после него уже что-то более понятное. Сыграл трек группы Autechre, после которого меня самого так раскачало. что я продолжил повышать градус танцевальности, перешел на уже более задорное наэлектризованное музло — электро, брейкбит. Я пытался не скатываться совсем в техно, подумал, что это будет неуместно в красивых арктических пейзажах. В итоге получилось сбалансированно — в меру экспериментально, в меру танцевально.

Меня прям «торкнуло», а вот чуваки со станции не заценили: «без ритма, без бита» — слишком непонятная музыка. Они послушали первые пять минут и ушли. А вот другим ребятам из научной экспедиции понравилось — прозвали меня «мерзлотным диджеем». Они, правда, тоже такое обычно не слушают, но я рад заняться просветительской деятельностью, познакомить людей с чем-то новым.

Про внутренний дзен и сочинение альбома

У меня не было цели устроить тусовку и всех повеселить. Сет я сыграл, чтобы приблизиться к арктическому пейзажу. Для меня через музыку это сделать проще всего. В какой-то момент я действительно проникся всей этой природой и слился со снегами и льдами. Я так погрузился в музыку, что забыл, что мне холодно, нос течет ручьем, ветер пронизывает до костей, пальцы немеют, сапоги промокли — мне вообще все равно было. А когда пальцы уже просто перестали двигаться, понял, что пора заканчивать. Так что финальный трек получился спонтанным — что-то ломаное хаотичное в плане бита и с очень электрическим звуком.

Еще я уже давно пишу альбом, все никак не могу доделать. Путешествие дало мне огромный заряд эмоций — если все сложится, то выпущу в конце июля — начале августа. Он будет небольшой — ломаная электроника, ЕРшка треков на четыре-пять: два из них я написал еще будучи в Москве, несколько наработок из экспедиции и все остальное это поствпечатления об Арктике.

Когда я прилетел с острова Хейса на судно, я просто трясся от восторга. Я не мог поверить, что это все у меня получилось, но при этом было непонятно, что делать дальше. В абсолютно экзальтированном настроении я в тот же вечер сел за комп и открыл Ableton. У меня не было с собой ничего, кроме ноутбука и наушников, ни MIDI-клавиатуры, ни звукокарты нормальной. Я набросал небольшую зарисовку, а когда на следующий день переслушал, понял, что она удачная и попала прямо в настроение, которое я хотел передать.

Афтепати с Булановой

В последний день экспедиции, когда мы уже возвращались обратно по Северной Двине к Архангельску, я решил устроить ребятам прощальную вечеринку и сыграть сет уже на палубе. В этот раз я решил поставить что-то попроще — чтобы уж наверняка. Начал включать хаус, осовремененное танцевальное диско. Поначалу танцевали два-три человека. Тогда пришло время доставать тяжелую артиллерию — папку с мемами. «Ловите Татьяну Буланову», — всем на корабле зашло, люди сразу оживились. Подумал: «Ну ладно, раз Буланова понравилась, ловите Газманова», и так далее. В процессе пытался сводить Газманова с какими-то брейкбитками — получилось прикольно. Все угорали, танцевали — так и доплыли до Архангельска незаметно.

Обложка: Graphic Violence

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я пропустил 2020 год»
«Я пропустил 2020 год» Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще
«Я пропустил 2020 год»

«Я пропустил 2020 год»
Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще

Современные толкинисты
Современные толкинисты Потратить 400 тысяч рублей на костюмы и построить ролевую семью
Современные толкинисты

Современные толкинисты
Потратить 400 тысяч рублей на костюмы и построить ролевую семью

Монологи людей, у которых давно (или никогда) не было отношений
Монологи людей, у которых давно (или никогда) не было отношений
Монологи людей, у которых давно (или никогда) не было отношений

Монологи людей, у которых давно (или никогда) не было отношений

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты

Чек-лист: Как собраться в поход

Первая полоса

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса? И только недавно вновь вернулась к этому материалу
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
И только недавно вновь вернулась к этому материалу

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Подпишитесь на рассылку