28 января, пятница
Москва
Войти

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Агнии Стерлиговой, основательнице бюро «Planet 9», которое специализируется на архитектуре музеев и выставок, всегда хотелось сделать выставку про какого-нибудь героя или явление. «Как выставка „David Bowie is“ в музее Виктории и Альберта», — называет она один из очевидных референсов. Загвоздка была в том, что герой не находился. Как часто бывает, проблема решилась почти случайно — два с половиной года назад Стерлигова увидела, как ее муж, Алесандр Кармаев, управляющий бюро, и их старшая дочь поют на кухне их петербургской квартиры цоевскую «Кукушку»: «Саша просто из музыкальной семьи, у них так принято, а я нет, но тут прямо удивилась — настолько это естественно у них было». Тут-то ее и осенило: «Так вот же эта тема, которая со всех сторон оптимальна!»

Тема действительно оптимальна. Не только в том смысле, что фигура Цоя еще не забронзовела (хотя для кого как), и в рамках выставки можно было позволить себе эксперименты, что было важно для архитекторов. («Когда мы говорим про Цоя, мы говорим про новую культуру — про что-то, что еще не стало каноном. Поле, в котором возможен эксперимент. Никто не скажет „как ты выставил Малевича, посягнул на скрепы„»). И не только в плане того, что сравнимой с Цоем по популярности и значимости фигуры в отечественной культуре последних лет тридцати, пожалуй, так и не нашлось. Но скорее из-за того, что прилипший к Цою героический образ давно нуждался в переосмыслении, и сделать это в рамках выставки, начавшейся с кухонной посиделки, пожалуй, получилось.

«Виктор Цой. Путь героя»


Когда

с 15 января

Где

Центральный Манеж (Москва)

Сколько

600 рублей

Хотя по первости открывающаяся 15 января в московском Манеже выставка настраивает на противоположный лад. Начать хотя бы с названия — «Путь героя». Или с того, что она проходит в Манеже. Или с того, что значительную — 37 миллионов рублей — часть бюджета выставки выделили из гранта Президентского фонда культурных инициатив. Когда на пресс-конференции перед показом выставки журналистам сын Цоя Александр начал говорить, что поддержал организаторов только из-за того, что увидел в выставке потенциал для чего-то грандиозного, я совсем поник: ну, все понятно.

Первый зал — с картинами, записками (есть перевод рецензии на концерт Duran Duran, например), видеокассетами, виниловыми пластинками и детскими фотографии Цоя: меморобилии в нем, пожалуй, больше всего

Но все оказалось гораздо симпатичнее, чем можно было бы подумать. Основу выставки составляет разнообразные артефакты и меморабилия — и это сразу как-то приземляет Цоя, вписывает его в бытовой контекст советских восьмидесятых, сизого, бедного, неприятного времени, как улицы Ленинграда в клипе на «Видели ночь».

Графики дежурств в знаменитой «Камчатке» — котельной на Петроградке, отапливавшей женское общежитие 1-го ремонтно-строительного треста Ленинграда. В середине списка — «Цой В.Р.», чуть выше — «Башлачев А.Н.», Сашбаш тоже там подрабатывал. Телефонные книжки. Зарисовки на клеенках. Впечатляющее видео домашней репетиции в доме у барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова в середине восьмидесятых — крошечная комната с обшарпанными стенами, сам Гурьянов в одних трусах лупит по чему-то непонятному (коробке?), остальные рубятся так, словно они уже в «Лужниках», которые случатся только через пять лет. Кассеты с фильмами с Брюсом Ли и Шварцнеггером. Подборка винила — рядом с понятным альбомом «Disintegration» The Cure («Его любимая группа», — уточняет главный конфидент ленинградских рокеров того периода Джоанна Стингрей), хороший, респектабельный выбор, лучшие хиты беспонтовой группы Scorpions. Под ним — кассетник с двумя деками с рисунком собачки.

Документы Цоя в зале, посвященном заграничным поездкам «Кино» — во Францию, Японию и на кинофестиваль «Санденс»

Скуповато, но что делать — больше просто ничего не сохранилось. «Выставка «David Bowie is», которая была для нас одним из референсов, она как получилась? Боуи передал музею Виктория и Альберт свой закаталогизированный архив на 50 тысяч единиц», — рассказывает Стерлигова. С Цоем — ситуация противоположная. «У нас национальная черта — мы ничего не храним, — сокрушается сокуратор выставки Валерия Халгаш. — Все выкидываем. Эти пластинки, например — все, что есть. Пластинки — из коллекции Наталии Разлоговой, последние годы его жизни, с 87 года, когда они вместе начали жить, у него не так много уже оставалось вещей. То же с кассетами — они больше у Липницкого из „Звуков Му“ смотрели. У нас есть один артефакт — объяснительная Цоя из РОВД, доставшаяся от бывшего председателя рок-клуба. И та спасенная чудом — потому что когда рок-клуб закрывался, весь архив был выброшен на помойку. У тех, кто успел до нее добежать и что-то ухватить, что-то сохранилось. Естественно, я бы хотела, чтобы было больше эскизов обложек и еще чего-то такого — очень много чего мы хотели, но этого просто не существует. Ребята сами говорят: „Мы несерьезно к этому относились. Порисуем — выбросим“».

Что-то это говорит и о творческом подходе самого Цоя: «Я старалась, конечно, брать рукописи, где есть зачеркивания и видна творческая мысль, — добавляет Халгаш. — Но этого малая часть, потому что он в блокнот писал уже чистовики». Но, в целом, вопрос остается — вот как из всех этих мелочей, подрезанных из-за границы базовой куртки недорогого бренда Esprit и таких же недорогих часов Swatch (также представлены на выставке, вместе с пояснительной запиской, переданной Стингрей: «Я щас очень пьяный, просто хочу сказать, что очень тебя люблю!! Кстати, если получится продать мои картинки, купи мне кожаные кроссовки и часы как у тебя». И продала, и купила — а еще показала «картинки» Энди Уорхолу: тот так обрадовался, что передал Цою и другим ленинградским художникам — еще одно цоевское увлечение, впервые в полной мере раскрытое на выставке — автографы на банках с кэмпбелловским супом. Гурьянов свой съел на следующий день. Бережливый Цой — сохранил. На выставке он тоже есть) появилось то, что появилось — эти образы, эти песни? А песен ведь выходило очень много, три альбома с 88 по 91 год, и все — хиты.

«Человека вообще не волновала среда, окружения, условия. У него долгое время не было дома — ночевал у друзей, у Гурьянова жил постоянно. Тяга к творчеству, совершенно независимая от условий. У меня любимое видео с выставки — с репетицией у Гурьянова: вот эта комната метр на метр, Гурьянов полуголый, все колбасятся, но такой драйв у этого видео… Не нужно было ничего: ни студий, ни хорошего оборудования», — говорит Халгаш.

Восстановленные луки Цоя — куртка, джинсы, кимоно и аксессуары — оригинальные, для выставки их решили даже не стирать

«Я хотела показать, как он менялся, — добавляет сокуратор. — Это свойство очень зрелого, мыслящего человека — когда ты не воспринимаешь себя как готового. Он всегда впитывал все вокруг. Для меня это самый большой показатель Цоя. Потому что если посмотреть на его современников, то увидишь, что у них стиль не меняется, да и песни, в принципе, тоже не меняются. Тридцать лет прошло — а у них все то же самое».

Это получилось: что в зале под названием «Стиль», где как раз выставлены его образы — от драных 501 «Левайсов» с белыми кедами до кимоно. Что в двух залах про кино — от реализма «Иглы» к постапокалипсису ее неснятого продолжения «Цитадель смерти» — советско-японско-американской копродукции, задуманной после триумфальной поездки режиссера Нугманова с Цоем на «Санденс». (Нереализованному проекту посвящен отдельный зал — и, судя по концепт-артам и кускам сценария, написанных в соавторстве с папой киберпанка Уильямом Гибсоном, мы лишились совершенно невообразимого фильма — каким бы он не вышел в итоге). Что в изобразительном искусстве: зал с его картинами и картинками, которые выставлены с искусствоведческими комментариями вообще впервые, показывает развитие довольно зрелого художника, где есть место и наивняку, и строгому кубизму, и даже концептуализму — на работе для выставки дружественных художников просто написано: «Картину написать не успел». Что в музыке.

Зал — путеводитель по дискографии «Кино». В центре — три полуакустических гитары, которыми Цой больше всего пользовался в последние годы жизни. «Мы искали героя, в котором важен звук. Когда вы слушаете Цоя, вам все равно что вокруг. Это совмещение эмоционального путешествия и многоуровнего исследования — поэтому мы и называем ее выставка-байопик, то есть она ближе к театру или кино по уровню эмоционального восприятия. Вы можете пробежаться-пофоткаться, а можете узнать в вещах свою эпоху», — говорит Агния Стерлигова
Самый странный зал , иллюстрирующий мысль, что окружение Цоя — это такие планеты в созвездии «Кино». Зато — много интересных интервью с его соратниками

Цой, в общем, скорее понимал, что занимается самомифологизацией — иначе зачем было давать этот тур на 79 концертов в 1990-м году, незадолго до своей смерти, говорят кураторы. «Он под впечатлением от заграничных поездок, он понимает, что он интересен, что пошло формирование мифа, образа и прочее — и он это чувство очень хорошо уловил. Группа, может быть, и не хотела бы поехать в тур давать концерты каждый день, но он понимал необходимость этого. „Игла“ дала ему пуш — вся страна о нем узнала, и он понимал, что этим надо пользоваться. Ему это не всегда было в кайф — но важность момента он понимал».

Что не мешало ему относится к себе и вообще всему вокруг с большой иронией — и это тоже одно из открытий выставки. Что-то можно было увидеть в фильме Серебренникова «Лето», но в «Манеже» представлены документальные свидетельства — те же насмешливые картины, та же записка Стингрей с просьбой купить кроссовки. Об этом говорят в записанных для интервью знакомые Цоя. «Он никогда не пытался занять какую-то позицию и ее отстаивать. Очень зрелая позиция — когда ты понимаешь, что мир меняется, что ты меняешься, и занимать одну позицию и ее выбивать головой не совсем правильно. В этом плане он был на шаг назад», — говорит сокуратор выставки Халгаш.

Так из этих незначительных, казалось бы, подробностей и вырисовывается этот новый, непривычный образ Цоя: «Маленькие детали делают историю, — говорит Халгаш. — Из этих деталей ты собираешь образ — и у каждого он свой».

Фотографии: Манеж

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

Музей криптографии: «Энигма», шифр Цезаря, ядерные чемоданчики и хакеры
Музей криптографии: «Энигма», шифр Цезаря, ядерные чемоданчики и хакеры В марфинской шарашке из «В круге первом»
Музей криптографии: «Энигма», шифр Цезаря, ядерные чемоданчики и хакеры

Музей криптографии: «Энигма», шифр Цезаря, ядерные чемоданчики и хакеры
В марфинской шарашке из «В круге первом»

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

Первая полоса

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?
Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?
Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Данные пользователей почти всех сервисов «Яндекса» передают силовикам. Чем тогда пользоваться?

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты
Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Умная колонка «Сбера», камера Leica за 700 тысяч рублей, переносной проектор Samsung и другие новые гаджеты

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs
Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Финальная распродажа в московских аутлетах, флагман adidas и NFT-коллекция Crocs

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне
Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне Пате крут и беф бургиньон от команды DuoBand
Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне

Французский вестник: Frantsuza Bistrot на Петроградской стороне
Пате крут и беф бургиньон от команды DuoBand

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store
День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store
День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

День круассанов и китайский Новый год в московских ресторанах, новая пицца в Mátes и бранчи в Rockets Concept Store

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы
Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы Ее выставка «Кочевники» проработает в галерее Jart до 30 января
Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы

Как художница Женя Дудникова рисует лошадей и скучает в Москве без природы
Ее выставка «Кочевники» проработает в галерее Jart до 30 января

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля
Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

Парфюмерная вода Mugler Angel, средство для мытья посуды Toilet Paper, крем для сухой кожи SVR и другие новинки февраля

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына Уязвимые мужчины с североирландским акцентом
«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына

«Один на один» — трогательное кино об отношениях папы и четырехлетнего сына
Уязвимые мужчины с североирландским акцентом

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня
Промо

Чем круто завтракать в 2022 году? 5 рецептов с манго для отличного начала дня

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму» Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»
«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»

«Меня пытали полицейские, и я посадил одного из них в тюрьму»
Этот материал — часть акции «Статья, которой нет»

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку» Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта
«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»

«IKEA выпустила игрушку по моему рисунку»
Познакомьтесь с Саввой Зарубиным — он придумал собаку-русалку из новой коллекции шведского мебельного гиганта

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке И его подружка Кисси-Мисси
Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке

Хагги-Вагги: Любимый монстр зумеров и главный мем в тиктоке
И его подружка Кисси-Мисси

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ? Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех
«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?

«Торчок», «нарколыга» или все же человек, употребляющий ПАВ?
Разбираемся, как формируется стигма вокруг зависимости от наркотиков и почему это касается всех

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Фанатки кейпопа, которые основали студию корейских танцев, открыли кейпоп-кафе и поступили на корееведение

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования
Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск

Бывшего главу московского штаба Навального Олега Степанова объявили в розыск
Поговорили с оппозиционером о его планах и причинах преследования

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург) Ветошь, люкс и секс-игрушки
Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)

Что происходит с вещами, которые вы опускаете в контейнеры «Спасибо!» (Петербург)
Ветошь, люкс и секс-игрушки

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

История Ильи Крючкова, который стал родителем собственной мамы

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его
Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Как взять кота с улицы, а еще воспитать и социализировать его

Где учиться, чтобы стать писателем
Где учиться, чтобы стать писателем Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства
Где учиться, чтобы стать писателем

Где учиться, чтобы стать писателем
Как и для кого работают школы и курсы писательского мастерства

Подпишитесь на рассылку