Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому И прошла пусть от тренировок для друзей до международных регат

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому

Если вы, записываясь на занятие «Силы ветра», рассчитываете на расслабленную прогулку на яхте, вы ошибаетесь. Два с половиной часа вам придется тянуть канаты, раскачивать лодку, грести и запоминать множество терминов (скорее всего, после первой тренировки в голове останется только «гена», то есть генакер — парус на носу яхты). Но останется немного времени и на фотосессию. Сейчас одна такая тренировка стоит 2 500 рублей. Когда начнет получаться, можно переходить к следующим этапам — школе капитанов и регатам в компании единомышленников.

«Сила ветра» как команда энтузиастов существует больше десяти лет, а как бизнес — с 2014 года и все это время борется со стереотипом о яхтинге как о развлечении для богатых и знаменитых. За это время под парусом вместе с «Силой ветра» ходили 35 тысяч человек — это и те, кто участвовал в регатах и путешествиях и просто бывал на тренировках в Москве, Петербурге, Сочи и еще нескольких городах. Мы поговорили с основателем «Силы ветра» Максимом Пинигиным и креативным директором Александром Сколковым о провальных регатах, страхе перед яхтами и конкуренции с бассейнами.

«Сила ветра»


Год основания

2013

Города работы

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Сочи, Геленджик, Минск

Выручка за 2020 год

150 миллионов рублей

Прибыль в 2020 году

10 миллионов рублей

Цена групповой тренировки

2 000–2 500 рублей

Курс в школе капитанов

25 500 рублей

Закрытый клуб

Впервые предприниматель Максим Пинигин попробовал управлять лодкой еще в студенчестве — в летнем лагере вместе с другом он выходил в Черное море на пару часов, но тогда не слишком проникся парусным спортом. По-настоящему он увлекся яхтингом только после того, как отправился в Хорватию на большой парусной лодке, кстати, все с тем же другом из студенческого лагеря. «Почти сразу после этого я записался на теоретические курсы и стал где-то два месяца в году проводить на яхте. Через год уже сдал на капитанские права и начал активно рассказывать друзьям, что есть такой новый вид отдыха, суперклассный и интересный», — вспоминает Пинигин.

Несколько лет яхтинг был для Максима исключительно хобби, а команды для морских путешествий подбирались по знакомству. Часто в путешествиях вместе с опытными яхтсменами оказывались новички, хоть и ничего не понимающие в управлении лодкой, зато из близкого круга общения. Для них теоретические уроки и тренировки проводил сам Пинигин или кто-то из его опытных друзей. Записаться в школу капитанов, попасть на тренировку в Москве и Подмосковье или присоединиться к путешествию на яхте было не так просто: вокруг яхтинга сложилось свое закрытое сообщество, состоящее из друзей и знакомых. Даже название «Сила ветра» придумал один из друзей Максима Пинигина — основатель и арт-директор креативного агентства ONY Макс Орлов. Пускай яхтинг больше не считался чем-то элитарным и доступным исключительно миллионерам, спортом для всех и каждого он тоже не становился.

 Чувак, зачем тебе вот идти сегодня в бар ночью? Иди лучше на ночную гонку в Строгино, там веселее!

«У нас не было желания делать массовую историю. Первое время попасть в сообщество, если ты никого не знаешь, было невозможно. Но это не из-за снобизма. Нам хотелось сначала набраться компетенций», — говорит Пинигин. Он признается, что вскоре дружеские уроки яхтинга пришлось «перенастроить так, чтобы эта штука приносила деньги, а иначе все бы просто развалилось». Не слишком близкие знакомые записывались на занятия, но потом на них не ходили, а как только за курс установили цену в 15 тысяч рублей, дисциплинированных учеников стало намного больше (а недисциплинированных начали выгонять за прогулы). «Нам пришлось ставить бизнес-цели, а не только исполнять нашу миссию по привлечению классных людей в парусный спорт. Нужно было становиться рентабельными, потому что никогда не было какого-то внешнего финансирования, мецената, который вливает в наше развитие деньги, кредитов», — рассказывает Пинигин. Точную сумму вложений в «Силу ветра» он назвать затрудняется — в бизнес просто шло все, что удавалось заработать.

Два капитана

Параллельно яхтингом увлекался и Александр Сколков, главный редактор интернет-издания Furfur (из того же издательского дома, что The Village и Wonderzine). Сначала он катался на серфе и лодках в родном Ейске, потом — на спортивных лодках в Москве. Как и Максим Пинигин, сдал на капитанские права, а заодно завел во «ВКонтакте» паблик о яхтинге. «Выглядело это так: „вот я, значит, яхтингом увлекаюсь, ничего в нем пока что не понимаю, но давайте я буду вам рассказывать о том, как я увлекаюсь яхтингом“. Я писал про то, как учусь, какие книжки читаю, и у паблика набралось приличное количество подписчиков, — говорит Александр. — Я подумал, а почему бы всех этих людей не отправить в родимый Ейск на тренировки к тому же самому инструктору, у которого я учился». Цены в Краснодарском крае были заметно ниже московских, и это помогло бы привлечь новую аудиторию. Как признается Сколков, он начал делать «что-то похожее на бизнес». С будущим партнером Максимом Пинигиным Александр познакомился в баре «Редакция», куда пришел показывать фильм о яхтинге.

Пинигин и Сколков быстро поняли, что у них много общего, отправились перегонять яхту из Сочи в Стамбул, организовали регату на Мальте, стали проводить совместные тренировки в Москве, и это привлекло новых клиентов. Предприниматели решили, что работать под двумя разными брендами не имеет смысла и объединились под одним названием. Александр присоединился к «Силе ветра» в качестве партнера и стал отвечать за маркетинг. Из Furfur Сколков ушел, как он сам признается, из-за отсутствия контакта с читателями: «В какой-то момент я устал от ежедневного создания текстов для аудитории, которую я не вижу, а она существует для меня просто в виде просмотров и планов. Хотелось делать что-то вместе с живыми людьми и для живых людей».

Пока Александр Сколков увлекался яхтингом и писал о нем, Furfur закрылся — в 2017 году издание заморозили. Бывший главред объясняет это не своим погружением в хобби, а изменившимися обстоятельствами: «Furfur был отличным медиа, описывающим дух времени. Но этот дух времени себя исчерпал, и такое издание не могло больше существовать. Перед тем как я уходил, журнал собирались перезапускать, он должен был превратиться в своего рода русский Vice. Если бы я не стал заниматься яхтами, а остался в „Фурфуре“, то он, может быть, все еще существовал бы, но все равно в другом виде».

Яхтинг или Netflix

Сейчас у «Силы ветра» несколько направлений работы. Первое — школа капитанов, где можно получить права или повысить свою квалификацию. Занятия идут в Москве и Петербурге офлайн или онлайн, за курс нужно заплатить 25 500 рублей.

ИСТОРИИ

«Сила ветра»: Как известное парусное сообщество работает в Петербурге. Разговор с основателями петербургского отделения яхтенной школы

Читать 

Второе направление, не самое маржинальное с точки зрения бизнеса, но работающее на популяризацию парусного спорта и туризма, — городской яхтинг. На базах «Силы ветра» в Москве, Подмосковье, Петербурге, Сочи, Геленджике и Нижнем Новгороде можно попробовать те самые тренировки, где знакомят с названием разных частей яхты (включая «гену») и научиться ими управлять. В будний день с 11:00 до 17:00 одно занятие обойдется в 2 тысячи рублей, по выходным и вечерам — 2 500 рублей. Максим Пинигин уверен, что это проще, чем сходить в бассейн: «Там тебя не пустят без шапочки и тапочек, надо хоть как-то уметь держаться на воде. А у нас нужно только надеть перчатки, если не хочешь руки немного поцарапать — и все».

 У нас не было желания делать массовую историю. Первое время попасть в сообщество, если ты никого не знаешь, было невозможно. Но это не из-за снобизма

Предприниматели считают, что и по цене занятия «Силы ветра» вполне сопоставимы с другими спортивными занятиями: персональная тренировка в известном московском фитнес-клубе обойдется почти в два раза дороже. Но своими конкурентами Сколков и Пинигин называют не только спортивные классы и бассейны, и особенно им не хочется соревноваться с другими яхтенными школами. «Яхтинг существовал и до нас, и сейчас есть разные школы и яхт-клубы. Но для нас основной конкурент — это те занятия, на которые люди тратят время и деньги, вместо яхтинга то есть. Условный ночной клуб, Netflix или какой-нибудь фестиваль для нас в большей степени конкуренты, чем другой яхт-клуб. Мы не боремся с ними за одну и ту же аудиторию, мы, скорее, пытаемся увлечь широкие народные массы яхтингом и сказать: «Чувак, зачем тебе вот идти сегодня в бар ночью? Иди лучше на ночную гонку в Строгино, там веселее!» — говорит Александр Сколков.

Третье направление работы — парусный туризм, который в «Силе ветра» называют просто приключениями. Можно отправиться компанией на нескольких яхтах отдохнуть на Канарах или в Турции, а можно — на одной лодке осматривать красоты Камчатки или Фарерских островов. Яхты для приключений берут на месте. Например, за 865 евро «Сила ветра» предлагает провести восьмидневные каникулы в Турции. За эти деньги клиент получает место в каюте, необходимые принадлежности, услуги профессионального шкипера, обучение азам парусного дела и печатный номер журнала «Сила ветра», который компания издает не ради прибыли, а для продвижения своих проектов и идей.

Помимо самостоятельных путешествий для любителей яхтинга, «Сила ветра» проводит и корпоративные регаты и поездки: если в компании решат, что тимбилдинг стоит организовать не в переговорной комнате, а на яхте в Турции или Строгине, можно заказать и такую услугу.

Также у «Силы ветра» есть совместные проекты с брендами, например, с «Мегафоном» или Lamoda, регату проводили и вместе с The Village. «Мы на регате The Village заработали примерно, мне кажется, ноль. Такой классный ноль», — говорит Максим Пинигин. Он добавляет, что только четыре года назад предприниматели стали стараться делать только те мероприятия, которые могут быть финансово оправданы, но «Сила ветра» еще балансирует между энтузиазмом и бизнесом.

 Мы на регате The Village заработали примерно, мне кажется, ноль. Такой классный ноль

На плаву в пандемию

Большая весенняя регата, которая должна была состояться на майских праздниках, регулярные тренировки в нескольких городах, экспедиция на Фарерские острова — все это пришлось приостанавливать и переносить из-за локдауна в начале прошлого года. Единственное, что предпринимателям удалось быстро перестроить, — это школа капитанов. Теоретический курс перевели в онлайн очень вовремя — еще до первого обращения президента. Просто потому, что так получилось снизить цену на обучение и сделать его доступным клиентам из регионов, где «Сила ветра» не работает. Также во время локдауна проходили лекции по яхтингу, а статьи из печатного журнала выложили на сайте. Предприниматели хотели поддержать аудиторию, которая, «испугалась, что все их мечты о путешествиях в разные страны и заповедные уголки мира окажется несбыточной».

Как рассказывают Пинигин и Сколков, выстоять во время локдауна им помогли все же вовремя открывшийся сезон и лояльность аудитории — она с пониманием отнеслась к переносу событий. До пандемии 80 % выручки приносили заграничные поездки, а в прошлом году «Силу ветра» на плаву поддерживали в первую очередь тренировки на базах, а во вторую — путешествия по России, например, на Белое море и Камчатку.

«Если раньше на российские проекты приходилось только 20 % нашей выручки, то в прошлом году ситуация по понятным причинам изменилась. Мы поняли, что в России существуют возможности для развития парусного туризма. Очевидно, когда пандемия отступит и границы откроют, доля российских проектов все равно будет существенно больше», — комментирует Максим Пинигин.

Круизная коллекция

Изначально для тренировок «Силы ветра» предприниматели не планировали покупать собственные лодки. В теории удобнее и дешевле было бы брать их в аренду, но на практике это не сработало: частные арендодатели не могли обеспечить надежный и удобный сервис. Лодки пытались привозить из Европы, но после первых же попыток стало понятно, что на транспортировку и растаможку уходило слишком много денег. «В Европе одна лодка может стоить 5–6 тысяч евро, другая — 10–12 тысяч, и примерно в два раза дороже она получается, когда приезжает в Россию. Поэтому мы решились на отчасти авантюрный шаг — сначала помечтали, а потом начали делать свои лодки», — рассказывает Максим Пинигин. О производстве договорились с базирующейся в Нижнем Новгороде компанией «Ракета-Яхтс» конструктора Михаила Тихонова, вложили в запуск 8 миллионов рублей. Первое время лодки выпускали только для себя и своих друзей, но сейчас шестиметровую парусную яхту SV20 — такую же, как на тренировочных базах «Силы ветра», — можно купить за миллион рублей. Как объясняет Максим, это заметно дешевле, чем привезенная из Европы десятилетняя лодка.

У «Силы ветра» есть и свой магазин, но не с лодками, а с мерчем. Там можно найти футболки, шапки, кепки, ветровки и дождевики — просто с логотипом «Силы ветра» и из коллаборации с маркой Grunge John Orchestra. Explosion. Онлайн-магазин запустили как раз во время локдауна, но в перспективе точки должны открыться еще и на тренировочных базах, а в ассортименте помимо мерча появятся еще и необходимые для яхтинга аксессуары.

«Мы хотим делать классный городской мерч, типа того, что всегда делали ребята из „Энтузиаста“ или Ping Pong Club Moscow, — говорит Сколков. — Для нас это маркетинговый проект, который позволяет показать, что яхтинг — это не что-то страшное, где нужна сложная экипировка. Яхтинг — это классная модная среда, по крайней мере, мы пытаемся ее такой сделать. Так что если ты модный, активный и классный горожанин, то у тебя должна быть футболка „Силы ветра“ и абонемент на наши тренировки».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию
Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию
Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию

Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию

Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию
Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию Салон красоты для собак вместо обычного, автодом и духи для тех, кто не потерял обоняние
Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию

Невеселые старты: Стартаперы, которые смогли выжить и заработать в пандемию
Салон красоты для собак вместо обычного, автодом и духи для тех, кто не потерял обоняние

Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга
Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга И смогла значительно вырасти после локдауна
Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга

Как BelkaCar сумела удержаться на рынке каршеринга
И смогла значительно вырасти после локдауна

«Ветсити»: От спасения щенков до ветклиники за 500 миллионов рублей — со стоматологией, ИВЛ и фитнесом для кошек и собак
«Ветсити»: От спасения щенков до ветклиники за 500 миллионов рублей — со стоматологией, ИВЛ и фитнесом для кошек и собак
«Ветсити»: От спасения щенков до ветклиники за 500 миллионов рублей — со стоматологией, ИВЛ и фитнесом для кошек и собак

«Ветсити»: От спасения щенков до ветклиники за 500 миллионов рублей — со стоматологией, ИВЛ и фитнесом для кошек и собак

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты

Чек-лист: Как собраться в поход

Первая полоса

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса? И только недавно вновь вернулась к этому материалу
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
И только недавно вновь вернулась к этому материалу

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Подпишитесь на рассылку