«Я жил как рок-звезда»: Как устроен рынок перепродажи модной одежды Участники черного рынка — о своих доходах, куртках за полмиллиона рублей и российском кемпинге

«Я жил как рок-звезда»: Как устроен рынок перепродажи модной одежды

Через 25 лет после падения железного занавеса у московских магазинов вновь стали собираться очереди. Но во времена нового дефицита — лимитированного всего — они реинкарнировали в клуб по интересам любителей редких коллабораций и выпущенных ограниченным тиражом вещей узнаваемых марок. Субкультуры канули в Лету, но одежда продолжает быть социальным маркером. Только вместо Landlubber как у Роберта Планта молодежь готова неделю ночевать у дверей концепт-сторов ради кроссовок как у Канье Уэста. Но для кого-то стояние в этих очередях не хобби, а прибыльный бизнес: купленный эксклюзив и даже место в очереди можно продать. The Village выяснил, как он устроен и сколько приносит реселлерам.

Иллюстрации

Даша Сурма

Новые очереди

Западный вторичный фэшн-рынок образовался лет 30 назад, когда первые коллекционеры перепродавали одежду и обувь из эксклюзивных коллекций. Гонка за лимитированными кроссовками, по мнению коллекционера Марка Бостика, началась аж в 1995-м, когда на рынок вышли Air Jordan XI. Явление стало массовым в нулевых. Так, например, 12 лет назад бешеный ажиотаж вызвали появившиеся на нью-йоркских прилавках кроссовки Nike x Staple SB Dunk Low Pigeon (в этом году их переиздали). Сейчас первую версию модели можно купить на eBay за 2–3 тысячи долларов. В США даже есть настоящая кроссовочная биржа StockX, где можно отследить динамику стоимости редких релизов и, естественно, купить или продать их.

Российский рынок значительно отстал от западного. «Лет пять-семь назад ценителей ограниченных релизов было совсем мало, — поясняет основатель Brandshop Илья Гребенщиков. — Все спокойно приезжали к открытию магазина, приобретали желанный продукт и разъезжались по домам. Всего два года назад за кроссовками от Канье Уэста стояло не более 50–100 человек. А уже в этом году мы получили больше 20 тысяч заявок на Yeezy».

Одним из популяризаторов кроссовочного коллекторства в России считается паблик «Сникерхэд» во «ВКонтакте», выросший в главное отечественное сообщество о кроссовках, где на данный момент состоят 300 тысяч человек. Его основатель и идеолог Роман Раимов истерию вокруг вещей популярных брендов с уличными корнями и солидным ценником связывает с повальным увлечением рэпом (лимитки носит большинство исполнителей жанра) и осознанием, что на перепродаже можно хорошо заработать. Быть модным и разбираться в моде, по словам Раимова, это тренд. «Раньше были эмо, ска, а сейчас вот это», — объясняет он.

Магазин во «ВКонтакте»

В этом году Раимов открыл паблик купли-продажи модных релизов и кроссовок Beast. Схема простая: для продажи вещи пользователям нужно предложить новость-объявление с фото и ценой. Сейчас в паблике состоят 32 тысячи пользователей. При этом его создатель перепродажей не занимается, «только однажды купил кроссы в дисконте, а затем толкнул на тысячу больше». Сникерхедские паблики — основная работа Раимова, на них он зарабатывает 50–80 тысяч в месяц — «хватает на проживание и покупку новых вещей».

Главная же площадка перепродажи в России — паблик themarket, младший брат американского Grailed — бесперебойно обслуживает 160 тысяч фэшиониста с конца апреля прошлого года. Сообщество было придумано буквально на коленке. «Я не то чтобы сникерхед, но уличной одеждой увлекаюсь давно, — рассказывает основатель themarket Михаил Постников, — с 2006 года гонял в скейтерских кедах, к 2010-м переключился на андеграундные марки вроде Palace, Ambivalent, Polar Skate Co.». В 2013 году он был первым, кто начал популяризировать Palace, написал статью о них для сайта Skateboarding Sucks (проект Виталия Котова, который сейчас работает в adidas Originals. — Прим. ред.), тогда же он создал группу Palace Skateboards. «Собственно, там у меня были первые специализированные альбомы для купли-продажи одежды. А в прошлом году мы с друзьями придумали сначала паблик, а затем и сайт themarket», — говорит Постников.

В паблике появляется до 20 объявлений в день. Хотя каждый пост проходит премодерацию, подделки все равно иногда проскальзывают. «Но у нас очень лояльное комьюнити, которое сразу сообщает нам, если какая-то вещь вызывает сомнения. Если оказывается паль — пост удаляется, а пользователь банится», — объясняет Постников. Самые популярные лоты themarket — Supreme и Yeezy. По мнению основателя сообщества, благодаря им во многом и существует вторичный рынок.


Несмотря на то что культура перепродажи активно развивается, каким-то образом редкие релизы кроссовок чаще всего все равно достаются одним и тем же людям


Аудитория разная. Кто-то продает с целью заработка, кто-то просто хочет избавиться от ненужной вещи. Среди клиентов themarket — подростки, видеоблогеры, рэперы. Самим администраторам в карман идут только деньги от рекламы, так как они не берут процент от сделки. На вопрос о самой большой купле-продаже, прошедшей на их площадке, Постников отвечает так: «Знаю, что куртки Louis Vuitton x Supreme стоимостью свыше полумиллиона рублей у нас успешно продались». Подобные коллаборации сильно размывают портрет типичного клиента перекупщика, так как вторичный рынок в России оказывается единственной возможностью заполучить вошедшие в них артефакты.

«На Louis Vuitton x Supreme я тоже заработал, хотя изначально и не планировал, — рассказывает реселлер, представившийся как Виталя Негр. — Кореш мне перепродал вещь, которая ему не подошла, а я ее толкнул одному очень известному человеку, имя его назвать не могу, но скажу, что он очень популярен среди молодежи». Перепродажами он занимается уже шесть лет. Начинал с работы в adidas: брал вещи по скидке сотрудника или в дисконте и перепродавал дороже. Так куртки за 3 700 рублей в дисконте перепродавались за 15 тысяч новым клиентам, часть которых уходила коллегам из дисконта. «Нормально в месяц выходило, я жил как рок-звезда, тратил бабки на всякую хрень и не парился, — вспоминает Виталий. — Особенно хорошо заходили вещи из коллекции Porsche — обычно у меня их покупали мужики при бабках, которые прям тащились по этой коллаборации». Сначала все сделки проходили по телефону: реселлер просто брал номера телефонов у состоятельных покупателей и обещал им раздобыть «классный шмот». Затем торговля переместилась в онлайн: во «ВКонтакте», в Viber, на eBay.

«Почему все покупают во „ВКонтакте“? Это наиболее удобная площадка. Паблики в какой-то момент заменили молодому поколению СМИ», — объясняет основатель популярного комьюнити Ömankö Артем Ермилов. Паблик он открыл в 2014 году, начинал с музыки и картинок. Теперь он считает, что делает «полноценное медиа», которое зачастую быстрее и оперативнее многих СМИ освещает Недели моды, переводит актуальные лонгриды и рассказывает о новостях брендов и магазинов. «Я заметил, что молодежь охотнее покупает на themarket, чем на том же Farfetch, — рассказывает Ермилов. — Кроссовки там перепродают не обязательно агрессивные фарцовщики. Очень многие ребята видят в этом возможность быстро и легко заработать деньги, а также испытывают азарт и спортивный интерес. Но, несмотря на то что культура перепродажи активно развивается, каким-то образом редкие релизы кроссовок чаще всего все равно достаются одним и тем же людям».

Щедрые китайцы и общий доход

Почти у каждого российского реселлера в послужном списке есть сделка с щедрым гражданином Китая. «Когда я работал в магазине Street Beat, один знакомый китаец заказал у меня 40 пар „джорданов“, причем за какой-то безумный кеш, — вспоминает Виталий. — Я сказал своим пацанам, что можно нехерово навариться, и попросил отложить пары и пропустить без очереди. В итоге мы достали все пары и продали по 23 тысячи при изначальной стоимости 8 500 рублей. Вечером все были в нулину, спасибо компании Jordan за этот движ!»

Для другого нашего собеседника — Алексея — с китайской сделки и началось увлечение перепродажами. Он решил продать подарок друзей — красные Nike Air Yeezy, пылившиеся у него без дела. Китаец купил их на eBay за 150 тысяч рублей. «На эти деньги я могу спокойно жить три месяца, — делится реселлер. — В офисе бы корячился за них месяца четыре».

Алексею 24 года, на перепродажу редкие модели Balenciaga и Yeezy он покупает через знакомых, потом с друзьями записывается в очередь со ставкой на то, что хотя бы одному из всей компании достанется пара, а потом они делят куш «и одежду Рафа Симонса». «В принципе, особого ума не надо, главное, чтобы везде были связи, — делится он. — Знакомлюсь я на вечеринках, куда обязательно хожу, хоть и через силу. Конечно, за этот год я стал настоящим сникерхедом. У самого имеются adidas Yeezy Boost 350 Pirate Black, Balenciaga Triple S. Продаю все на eBay и themarket». Это не основная работа Алексея, но реселлинг приносит ему в месяц дополнительно 40–50 тысяч рублей с продажи двух-трех пар кроссовок.

Кемпинг у магазинов

Чтобы заполучить вещь на перепродажу, участникам рынка иногда приходится стоять в очередях в день релиза. «В очереди за кроссовками можно встретить и дагестанцев, и правых пацанов, поскольку все уже прознали про перепродажи, все хотят легких денег», — рассказывает Виталий. Но кемпинг в России — для искушенных реселлеров «история тяжелая». «Я это лето провел в Лос-Анджелесе, просто приехал отдыхать и заодно кемпил там пару раз, например за M+RC Noir. Было прекрасно: сидишь под зонтиком, пьешь коктейли, общаешься с людьми. Одно удовольствие», — вспоминает 20-летний Леонид Бурхавин.

Он занимается перепродажами около двух лет. Начинал как раз с продажи места в очереди за кроссовками, но, осознав, что на самих перепродажах можно заработать существенно больше, сменил профиль. «Начинал с ресейлов кроссов и только спустя полтора года занялся шмотом, в основном Yeezy и Supreme, — поясняет Бурхавни. — С одной стороны, это увлечение, очень азартное, и азарт этот растет вместе с растущей конкуренцией. С другой — источник дохода». По его словам, стояния в очереди в основном требует именно охота за редкими кроссовками, вещи на перепродажу он покупает онлайн. Самая выгодная сделка Бурхавина — тоже вещи из коллаборации Louis Vuitton с Supreme, которые ему помог достать приятель — VIP-клиент бутика — и первым получил доступ к одежде. Ценник, по которому артефакты купили уже у Бурхавина, превышал стартовую стоимость в четыре раза.


Леонид Бурхавин

реселлер

Я не сникерхед, отношусь к этому всему без фанатизма, но иногда интересные модели могу оставить себе, у меня есть пара вещей Yeezy. А вообще я за классику больше.


Но среди кемперов встречаются и те, для кого очередь — больше элемент социализации и своеобразного досуга, чем заработка. Друг Бурхавина, например, даже встретил в ней свою любовь. «Иногда даже насрать на вещь, просто хочется потусить возле магаза, попить пива с пацанами, познакомиться с кем-то, — поясняет Виталя Негр. — А если ты еще купишь тряпку, а потом еще ее перепродашь ради того, чтобы купить новую тряпку, — так вообще круто. Такой вот спортивный интерес».


Виталя Негр

реселлер

Я терпеть не могу Yeezy. Это полный зашквар, все в них ходят, причем часто в паленых с AliExpress. Когда я это вижу, сразу отпадает желание их покупать. Сам я одеваюсь везде, от H&M до Alexander Wang. Все зависит от денег, есть кеш — зависаю на Farfetch и themarket, нет — спасает Asos. В основном для себя покупаю только кроссовки. Самые ценные в моей коллекции — Nike Air Yeezy 2. Еще куча разных „джорданов“ имеется. Любимые — седьмые Jordan Championship Pack, подаренные одним китайцем, так запали в душу, хотя надевал всего один раз и на ноге они ужасно смотрятся.


Магазины всячески стараются бороться с недобросовестными перекупщиками. Чтобы разогнать дружескую тусовку с пивом у дверей концепт-стора, КМ20 ввел регистрацию по номеру паспорта, телефону и активному открытому аккаунту в социальных сетях. «Несколько раз пережив на старте продаж Yeezy палатки у наших дверей, списки в очередях, группировки агрессивных ребят, считающих выручку прямо под крышей магазина, мы, как и другие концепт-сторы, перешли на прозрачную и безопасную систему онлайн-розыгрышей», — объясняет пиар-директор KM20 Анна Биневская. По ее словам, такая система в разы снижает шансы продать несколько пар одному человеку: обмануть такую систему гораздо сложнее, и в магазин в день релиза в итоге приходят только случайно выбранные победители — условно 10 % от тех, кто стоял раньше в очередях.

«[В дни релизов с очередями] мы командой много шутили про фарцовщиков, которые никуда не делись с советских времен, — делится Биневская. — Только если тогда люди продавали джинсы стоимостью в четыре зарплаты, чтобы выжить, сейчас молодежь, которая не жила во времена дефицита, почему-то тоже оказалась готовой неделю спать на улице под дверями магазина, продавать места в очереди, угрожать соседям по списку, собираться в группировки и прочее ради легкого заработка на кроссовках. И это при том что сейчас уйма способов заработка для поколения Z. Как насчет устройства на работу?»

Share
3
скопировать ссылку

Читайте также:

Для чего нужны коллаборации?
Для чего нужны коллаборации?Разбираемся, почему это выгодно масс-маркету и дизайнерам, с чего всё началось и когда закончится
Для чего нужны коллаборации?

Для чего нужны коллаборации? Разбираемся, почему это выгодно масс-маркету и дизайнерам, с чего всё началось и когда закончится

Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на Grailed
Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на GrailedКак устроена площадка по перепродаже редкой мужской одежды, где закупается A$AP Mob
Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на Grailed

Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на Grailed Как устроена площадка по перепродаже редкой мужской одежды, где закупается A$AP Mob

«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре Москвы
«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре МосквыСлава Глушков из The Misia — о законах ретейла, доступном хайпожорстве и о том, почему Yeezy Boost — это масс-маркет
«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре Москвы

«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре Москвы Слава Глушков из The Misia — о законах ретейла, доступном хайпожорстве и о том, почему Yeezy Boost — это масс-маркет

Кто и зачем перепродает товары с AliExpress
Кто и зачем перепродает товары с AliExpressФутболки, спиннеры и наушники с наценкой в 700 % — как устроен рынок перепродажи китайских товаров
Кто и зачем перепродает товары с AliExpress

Кто и зачем перепродает товары с AliExpress Футболки, спиннеры и наушники с наценкой в 700 % — как устроен рынок перепродажи китайских товаров

Для чего нужны коллаборации?
Для чего нужны коллаборации?Разбираемся, почему это выгодно масс-маркету и дизайнерам, с чего всё началось и когда закончится
Для чего нужны коллаборации?

Для чего нужны коллаборации? Разбираемся, почему это выгодно масс-маркету и дизайнерам, с чего всё началось и когда закончится

Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на Grailed
Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на GrailedКак устроена площадка по перепродаже редкой мужской одежды, где закупается A$AP Mob
Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на Grailed

Свитер Kenzo и рубашка Raf Simons за 70 долларов: что покупать и как продавать на Grailed Как устроена площадка по перепродаже редкой мужской одежды, где закупается A$AP Mob

«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре Москвы
«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре МосквыСлава Глушков из The Misia — о законах ретейла, доступном хайпожорстве и о том, почему Yeezy Boost — это масс-маркет
«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре Москвы

«Хайп рождает хайп»: Сложно ли продавать кроссовки в центре Москвы Слава Глушков из The Misia — о законах ретейла, доступном хайпожорстве и о том, почему Yeezy Boost — это масс-маркет

Кто и зачем перепродает товары с AliExpress
Кто и зачем перепродает товары с AliExpressФутболки, спиннеры и наушники с наценкой в 700 % — как устроен рынок перепродажи китайских товаров
Кто и зачем перепродает товары с AliExpress

Кто и зачем перепродает товары с AliExpress Футболки, спиннеры и наушники с наценкой в 700 % — как устроен рынок перепродажи китайских товаров

Комментарии

3 комментария
Показать все

Спасибо за материал! - очень помог восстановить пошатнувшуюся за время отпуска ненависть к человечеству.

Комментировать

Тэги

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Первая полоса

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга

«Двуликий Янус»: История самой узкой улицы Петербурга Рассказывают жители

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Гид по самым красивым деревням Архангельской области

Чем заняться этой зимой в Москве
Чем заняться этой зимой в МосквеАльтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков
Чем заняться этой зимой в Москве

Чем заняться этой зимой в Москве Альтернатива горнолыжным курортам и новые правила катков

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезонаГде купить их и куртку как в кино
Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона
Промо

Деним, флис, шерпа: Вещи из главных материалов зимнего сезона Где купить их и куртку как в кино

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique
Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Паназиатский ресторан Koji и азиатская кулинария Ksu Ksu, кебабы-конструктор в Wrap&Kebab, бранчи в Asiatique

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках
Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Как программист из Петербурга пытается заработать на древних моллюсках

Современные композиторки
Современные композиторкиПлейлист с композициями женщин в современной академической музыке
Современные композиторки

Современные композиторки Плейлист с композициями женщин в современной академической музыке

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов
Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Где покупать секс-игрушки: 7 современных магазинов

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»Отмечаем главный праздник потребления по-новому
Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу»

Уроки английского, книги и тренировки в Fitmost: Что еще купить со скидкой в «черную пятницу» Отмечаем главный праздник потребления по-новому

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома
Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Бары закрываются в 11 вечера. Учимся мешать коктейли дома

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)
Промо

Кухня 2.0: 5 устройств для гурманов (и не только)

Как построить успешную карьеру
Промо
Как построить успешную карьеруИ где искать наставников, стажировки и гранты
Как построить успешную карьеру
Промо

Как построить успешную карьеру И где искать наставников, стажировки и гранты

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах
«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

«Человек из Подольска»: Бодрая экранизация абсурдистской пьесы о ментах-интеллектуалах

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$Премьера на The Village
R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$

R&B, записанный в бане: «Воздушный шар» от ростовчанина May Wave$ Премьера на The Village

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке
Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Polustrovo.mod: Инстаграм-блог об архитектуре модернизма и ремонте в трехэтажной двушке

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения
Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Где искать скидки в «черную пятницу»: 22 заманчивых предложения

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий
Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях?

Можно ли уволить сотрудника за посты в соцсетях? И как отстаивать свои права любителям провокационных твитов и фотографий

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве
Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Кудри в городе: Как кудрявые девушки создают собственное комьюнити, косметику и парикмахерские в Москве

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелитьИ попасть в элиту мирового бизнеса
Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить
Промо

Как студентам и стартаперам-новичкам выстрелить И попасть в элиту мирового бизнеса

Как женщины в России борются с насилием
Как женщины в России борются с насилием 25 ноября — День борьбы против насилия в отношении женщин
Как женщины в России борются с насилием

Как женщины в России борются с насилием 25 ноября — День борьбы против насилия в отношении женщин

Подпишитесь на рассылку