5 декабря, воскресенье
Москва
Войти

«Кофемания» величия: История самой дорогой кофейни России От первого капучино в Москве до коллаборации с метро и новой доступной программы лояльности

«Кофемания» величия: История самой дорогой кофейни России

В Москве 2001 года все было по-другому: в рестораны было принято наряжаться, правильный капучино варить умели всего в нескольких местах, а кофе с собой считался редкостью. Именно тогда недалеко от Лубянки открылась первая «Кофемания» — без вычурных интерьеров, с приветливыми и ненавязчивыми официантами и понятными сырниками в меню. Спустя 20 лет это сеть самых дорогих ресторанов-кофеен России, подарившая нам раф-кофе, мемы про Кокорина и Мамаева, универсальное место для деловых встреч и новый символ статуса — бело-оранжевый стаканчик с напитком навынос. За это время у «Кофемании» появились заведения-родственники, «темная кухня», десерт, сделанный в коллаборации с департаментом транспорта, и многоступенчатая программа лояльности — неизменными остались только те самые сырники. The Village рассказывает историю «Кофемании» — как ресторана, бизнеса и социального явления.

Отец-основатель

В 2001 году начинающий ресторатор Игорь Журавлев в интервью журналу «Эксперт» перечислял проблемы московского общепита того времени. «У нас очень мало заведений, в которые можно прийти в любой одежде, не думать, хватит ли денег, и не обременять себя тонкостями общения с официантами», — объяснял Журавлев. Его проект — только открывшаяся «Кофемания» — как раз должен был выгодно отличаться от конкурентов: там хоть и был сделан ремонт за 300 тысяч долларов, задумывалась она как демократичное место с ненавязчивым сервисом. К тому же в обычные рестораны было принято ходить парами или компаниями, а здесь можно было посидеть в одиночестве и почитать газету или даже взять кофе навынос. Чтобы заведение окупилось и вышло на прибыль, Журавлев собирался продавать в день не меньше тысячи чашек эспрессо. У основателя были планы и на масштабирование — за первой точкой на Пушечной улице сразу же запускалась вторая, в здании Консерватории, а через три года бизнесмен рассчитывал держать уже не меньше 20 кофеен.

Основатель и совладелец «Кофемании» Игорь Журавлев — человек не публичный. Он не ведет соцсети, а интервью дает редко, так что про него известно немногое: например, что он любит актрису Тильду Суинтон, периодически готовит яичницу с краковской колбасой, спонсируетсоревнования по джиу-джитсу, а деловые встречи проводит в своих заведениях. Forbes связывает Журавлева с сетью бюджетных супермаркетов «Копейка», выкупленной X5 Retail Group, но сам предприниматель это не комментирует. Учредителем ООО «Филиас» и ООО «Камино» — юридических лиц «Кофемании» – значится ООО «Эспрессо Прайм» (его учредители Игорь Журавлев и Амир Галлямов).

Желание Игоря Журавлева открыть демократичное заведение так и не осуществилось: «Кофемания» превратилась в самую дорогую сеть кофеен-ресторанов России. Зато планы на рост сети оправдались полностью. Недавно заработали новые «Кофемании» в бизнес-центре «Аркус» и возле Даниловского рынка — со светлыми интерьерами, деревьями в кадках и акцентом на природных материалах. Все рестораны хоть и объединены под общим брендом, но абсолютно разные: есть сдержанно-деловая «Кофемания» на Тверской-Ямской, уютно-семейная на Новой Риге и одна из самых известных и тусовочных — на Кутузовском проспекте. Про нее даже есть музыкальный трек в стиле кальянного рэпа, а рядом образовался небольшой сопутствующий бизнес на бронировании парковки: за определенную плату человек, который специально занимает место у ресторана, его освободит. Основатель любимую точку не выделяет. «Они все как дети от одних родителей: похожее что-то есть, но у всех разный характер. У меня самого трое детей, все разные, но я их всех люблю и принимаю», — говорит он в интервью The Village.

Основатель и совладелец «Кофемании» Игорь Журавлев

Самая первая «Кофемания», заработавшая в 2001 году, до 20-летнего юбилея не дотянула — осенью 2018 года она закрылась

Пока «Кофемания» остается исключительно московским рестораном, хотя попытка выйти в регионы у проекта была. В 2018 году в Сочи открылась своя «Кофемания», там она заняла чрезвычайно удачную локацию — помещение в здании Морского вокзала, — а в меню добавили типично южные блюда, приготовленные на мангале и в тандыре. Но продержалась она меньше года. Журавлев объясняет это тем, что ресторан за пределами столицы не получалось контролировать должным образом. Проще оказалось следить даже за заокеанской «Кофеманией» в Нью-Йорке — там она успешно работает уже пять лет. Правда, заведению дали название L’Adresse («адрес», но в значении «место встречи»), чтобы гости не приняли полноценный ресторан за одну из тысяч кофеен, где можно на бегу взять напиток с собой.

А вот та самая первая «Кофемания», открывшаяся в 2001 году, до 20-летнего юбилея не дотянула — осенью 2018 года она закрылась. Здание на углу Пушечной и Рождественки нуждалось в реконструкции, а из-за исторического статуса собственник не торопился начинать работы. Оставив лестницу в кофейных зернах и стены, расписание комиксами, ресторан поспешно съехал.

Латте на картофельном молоке

«Кофе в Москве так или иначе пили всегда», — уверен Глеб Невейкин, директор департамента бариста «Кофемании», наш эксперт из материала про напитки за доллар и человек, вошедший в городские легенды как создатель раф-кофе. Он рассказывает, что первые эспрессо-машины привезли еще на Олимпиаду-80, одну поставили в ЦДХ на Крымском Валу, а вторую — в аэропорту Шереметьево. Круглосуточных кафе и ресторанов тогда не было, и особым шиком считалось ночью по пустому городу помчаться пить кофе в никогда не прекращающий работу аэропорт. Но пользоваться эспрессо-машинами тогда никто не умел. «В ЦДХ женщина, которая варила кофе, заряжала молотое зерно, нажимала кнопку и подставляла одну чашку за другой, пока струйка не становилась совсем светлой. А ты стоишь в очереди и думаешь: „Вот бы мне досталась первая чашка“», — вспоминает Невейкин.

К середине 80-х кофейных мест стало больше. В кафе «Джалтаранг» на Чистых прудах, где собиралась богемно-неформальная молодежь, подавали кофе по-индийски со специями, который отлично сочетался со вкусом французских сигарет Gitanes. А люди попроще могли зайти за напитками в гастроном «Елисеевский». В 90-е кофейная культура начала активнее проникать в Россию из-за границы, а к концу десятилетия в Москве уже существовало несколько кофеен в современном понимании. В одной из них — Coffee Bean — как раз работал консультантом (называть эту профессию «бариста» у нас тогда еще не начали) кофейный энтузиаст Глеб Невейкин, пока в 2000 году Игорь Журавлев не позвал его в готовящуюся к открытию «Кофеманию».

Матча, растительное молоко, чайные напитки на основе фруктов гости «Кофемании» распробовали в числе первых

«Тогда уже было нужное оборудование, профессия бариста начинала немного звучать в мире. Сформировался круг профессионалов, главным образом из Соединенных Штатов, Австралии и Скандинавии, и они решили провести первый кофейный чемпионат в Монте-Карло, — рассказывает Глеб Невейкин. — Причем мы с Игорем ехали туда с мыслью, что мне надо было подать заявку и выступить, но, как оказалось, мы ничего не знаем и не умеем. Мы тогда поняли, что такое международный уровень». С мирового чемпионата по мастерству бариста Журавлев и Невейкин привезли не только инсайты, но и полезные знакомства: одного из финалистов позвали обучать будущих сотрудников «Кофемании». Если до этого в московских кафе молочную пену в чашку капучино было принято выкладывать ложкой так, чтобы получалась внушительная горка, то в новом месте его решили готовить правильно — подливая вспененное молоко к эспрессо.

Игорь Журавлев уверен, что «Кофемания» познакомила москвичей со многими кофейными тенденциями. Еще в 2006 году у сети появился свой ростер, чтобы обжаривать зерно на месте, а не везти из США, Италии или Англии. Когда в моду вошел латте-арт, сотрудников учил рисовать на кофе сам изобретатель этой техники Луиджи Лупи. Матча, растительное молоко, чайные напитки на основе фруктов гости «Кофемании» тоже распробовали в числе первых. Кстати, в ближайшее время их ждут и другие эксперименты: прямо во время интервью ресторатору принесли на дегустацию новые виды альтернативного молока, в числе которых оказалось картофельное.

Раф-кофе хоть и пришел в «Кофеманию» вместе с Невейкиным из другой кофейни, стал известным и цитируемым уже как фирменный напиток сети. Позже его успех повторил «Сингапур» — под разными названиями латте по тому же рецепту готовят в десятках заведений по всей России. Глеб Невейкин из-за копирования не переживает: «Наоборот, мне греет душу, когда я вижу цитаты из нашего меню. Я даже общаюсь с коллегами и предлагаю всем начать называть эти блюда и напитки одинаково. Есть же салат цезарь, который все знают. А так раф уже пошел по стране, иногда где-нибудь его встречаешь, и он там не раф, а „Сливочная нежность“».

Пусть едят пирожные

Едва ли не больше, чем своими кофейными заслугами, «Кофемания» известна тем, что стала любимым местом чиновников. В прошлом году выход города из почти трехмесячного локдауна Сергей Собянин отметил как раз в «Кофемании» — на веранде ресторана на Большой Никитской он встретился с главным санитарным врачом Еленой Андреевой и столичными рестораторами. В этом же заведении произошла потасовка с участием футболистов Павла Мамаева и Александра Кокорина, в которой пострадал чиновник Минпромторга Денис Пак. Герман Клименко в должности советника президента по вопросам развития интернета обещал уехать из страны, если закроют «Кофеманию» и «Азбуку вкуса». А по версии журнала Tatler, составившего светскую карту всех ресторанов сети, самая высокая концентрация костюмов Brioni, джемперов Loro Piana и разговоров о госконтрактах зафиксирована в точке на Трубной.

Логичным продолжением любви московских чиновников к «Кофемании» стала коллаборация с департаментом транспорта. Игорь Журавлев рассказывает, что люди из ведомства обратились к нему с предложением сделать совместный проект, который помог бы популяризировать общественный транспорт, и предприниматель идею поддержал. Так что теперь периодически среди фирменных десертов (их разрабатывают и готовят кондитеры собственного бренда Cake Buro) появляется пирожное «Московский транспорт» — бисквитный рулет с шоколадом и клубникой, малиновым пюре, ганашем с маскарпоне, а иногда еще и спрятанной в середине конфетой. Тем, кому она попадется, положены лимитированные кольца и браслеты «Тройка» от «Кофемании», остальным дают просто брендированную транспортную карту. Второй продукт коллаборации — «Метрокофе» в честь 85-летия московского метро.

Но в соцсетях сотрудничество «Кофемании» и дептранса посчитали спорным. Десерт и напиток оказались не по карману большинству постоянных пассажиров общественного транспорта: пирожное стоило 500 рублей, а «Метрокофе» стандартного размера — 470 рублей. Разве что городские власти таким образом пытались пересадить на метро завсегдатаев дорогого заведения, но тем, кто привык ездить на комфортном автомобиле с водителем, вряд ли нужен браслет «Тройка». В департаменте транспорта отказались подробно комментировать причину выбора для коллаборации именно «Кофемании». «У городского транспорта огромная целевая аудитория. Он для всех и про всех, и мы стараемся, чтобы наши проекты охватывали интересы разных пассажиров», — ответили на запрос The Village в ведомстве.

Хеллоу, «Узбечка»!

В 2018 году в «Депо» заработал ресторан создателей «Кофемании» с нарочито молодежным названием «Хеллоу пипл!» и таким же меню — типичными для гастромаркетов бургерами, раменами и блюдами с обилием зелени и авокадо. Еще до запуска деловые издания писали, что новое родственное заведение будет демократичным, а средний чек обещали на уровне 700 рублей — примерно как в корнерах на рынках еды. Но бюджетной «Кофеманией» ресторан не стал: заявленная демократичность означала не доступные цены, а общение работников с посетителями. Между кухней и залом убрали стену, а повара здесь сами разносили блюда и рассказывали о них гостям. Поначалу персонал шел на такое общение неохотно, и пришлось даже нанимать специального тренера.

В таком формате ресторан проработал недолго: вскоре его переименовали в «Кофеманию ХП», а в меню рядом со шведскими тостами появились бессменные хиты вроде бургера «Афоня». Оказалось, что посетителям «Депо» нужны были не креативные блюда и смол-токи с поварами, а привычные сырники. «Не все получилось, локация была не вполне подходящая, — говорит Игорь Журавлев. — Чтобы сгладить этот момент, пришлось объединить „Хелоу пипл!“ с материнской концепцией. Это сработало, но пока развивать проект в других локациях мы не планируем». Даже на Черемушкинском и Даниловском рынках недавно открыли именно классические «Кофемании» — уже без разговорчивых поваров.

Оказалось, что посетителям «Депо» нужны были не креативные блюда и смол-токи с поварами, а привычные сырники

«ХП» — это не первый эксперимент создателя «Кофемании». Ресторан высокой японской кухни Kinki тоже со временем стал тяготеть к материнской концепции, а две точки вьетнамского «Фо Фа» и вовсе пришлось закрыть. Игорь Журавлев признает, что ресторан не пошел, хотя в него было вложено немало сил, а одна из точек пережила ребрендинг. Среди причин предприниматель называет то, что еще на этапе разработки концепта и меню были ошибки, в итоге сделать из дорогих продуктов бюджетные блюда не получилось и средний чек на гостя выходил не ниже 800 рублей. Не помог и «Фо челлендж» — каждому, кто съедал 3,5 литра супа фо за полчаса, обнуляли чек. «Заданная высокая планка для этого формата не сработала. Плюс локация: в аэропорту вьетнамская кухня оказалась невостребованной, на Усачевском рынке ресторан располагался в слепой зоне», — считает Журавлев.

В период популярности бургерных у «Кофемании» появился еще один сторонний проект — английский паб Cheapside с бургерами в основе меню. Он проработал более пяти лет, и было время, когда паб показывал хорошие результаты, даже несмотря на более высокий средний чек, чем в средней бургерной. Но тренд оказался быстротечным, а рядом, в районе Лесной улицы, как раз открылся гастромаркет «Депо». Так что на месте Cheapside заработал авторский мясной ресторан «Жажда крови», запущенный в партнерстве с шефом Павлом Поцелуевым.

Дольше всех из родственных ресторанов «Кофемании» пока держится «Узбечка» — ресторан с тремя точками в разных терминалах Шереметьева. «Восточная кухня, как известно, хоть и чрезвычайно вкусная, но тяжелая: такие блюда для завтрака не подойдут, пообедать ими еще можно, но сложно. А в аэропорту человек теряется во времени, потому может есть плов, шурпу, лагман хоть утром, хоть вечером — в любое время перед вылетом», — уверен Игорь Журавлев.

Официант, бот и няня

Прошлогодний локдаун отразился на бизнесе «Кофемании» сильнее, чем предыдущие кризисы 2008 и 2014 года. Основатель объясняет, что если до этого «было ясно, что когда-нибудь или санкции закончатся, или наши научатся делать продукты», то в пандемию коронавируса никакой определенности не было. Поэтому многие процессы пришлось перестроить на ходу: наладить систему заказов онлайн, организовать самовывоз, запустить собственную доставку. «Кофемания» и до этого сотрудничала с сервисами доставки (причем как с известными агрегаторами, так и с нишевыми вроде «Мира Сити», работающего в пределах делового квартала), но во время локдауна часть заказов начали развозить своими силами.

«Нашей основной задачей было не потерять компанию и сотрудников. Мы не сократили ни одного человека, — говорит Игорь Журавлев. — Мы дали работу всем, кто хотел. Не только официанты, но и управляющие ездили на своих машинах, доставляли еду». Но курьеров-официантов при этом все равно не хватало: кто-то уехал из Москвы, кто-то сидел дома, кто-то вообще решил бросить сферу общепита, а количество заказов росло лавинообразно. Тогда к доставке привлекли еще и сотрудниц сервиса автонянь KidsWay, которые остались без работы на время перехода школ и кружков в онлайн.

Если до этого «было ясно, что когда-нибудь или санкции закончатся, или наши научатся делать продукты», то в пандемию коронавируса никакой определенности не было

Клиенты были рады встретить с заказом уже знакомого официанта или автоняню, и такие заказы получали оценку выше, чем при доставке агрегаторами. Благодаря этому в «Кофемании» решили, что сети нужна своя доставка — высококвалифицированными курьерами, разделяющими ценности ресторана. К тому же стало понятно, что локдаун все же скоро закончится, официанты вернутся в зал, няни — к работе с детьми, а сервис нужно сохранить на прежнем уровне. Плюс при высоком спросе на доставку выросла цена на услуги сторонних курьеров. Так, после выхода из локдауна в «Кофемании» запустили свою «Школу курьеров» в учебном центре, через который проходят официанты.

Еще одно нововведение, появившееся во время карантина, — прием заказов онлайн. Как объясняет Журавлев, до этого у «Кофемании» был персонализированный подход и точечная доставка — гость мог написать в WhatsApp (исторически постоянные клиенты выбирают именно его, а не Telegram) или позвонить по телефону. Но во время локдауна запертые дома москвичи буквально обрушили телефон и мессенджер. Силами собственного IT-отдела и подрядчиков быстро создали новый сайт с удобным онлайн-заказами и возможностью убрать или добавить ингредиенты по клику. До этого, делая заказ на сайте, клиенту приходилось следом отправлять письмо со своей просьбой заменить молоко растительным или не добавлять в салат соус. Быстро запустить онлайн-заказы помогло то, что и раньше в ресторанах сети уже был высокий уровень цифровизации: официант записывает пожелания гостя на планшет, информация тут же отправляется на кухню, и гость получает напитки и еду в среднем за семь минут. Сейчас все заказы на доставку поступают к оператору из разных источников — с сайта, по телефону или в мессенджере, где для ускорения процессов работает бот.

Новые завсегдатаи

Оранжевая карточка завсегдатая «Кофемании», дающая скидку 15 % во всех ресторанах сети, в том числе и в нью-йоркском L’Adresse, — это артефакт, который можно было получить только после участия в сложном квесте. Для начала нужно было отправиться в одно из новых заведений, взять там «Карту друга», а потом в течение 365 дней побывать с ней в «Кофемании» не меньше 100 раз. Даже если заказывать там всего одну чашку кофе, расходы все равно выходили серьезные — порядка 50 тысяч рублей. Только после того, как друг доказывал свою преданность, он мог перейти на следующий уровень и получить заветную «Карту завсегдатая». Скидка по ней должна была действовать бессрочно (и к тому же открывала новые возможности для хвастовства своим уровнем жизни).

Только после того, как друг доказывал свою преданность, он мог перейти на следующий уровень и получить заветную карту завсегдатая

Но в марте этого года постоянные клиенты оказались разочарованы: в сети объявили о новой программе лояльности. С 1 января 2022 года проходить квест больше не нужно, достаточно скачать мобильное приложение и начать копить баллы — сразу после регистрации это будет 5 % с каждой покупки, дальше на уровне «Друг» — 7 %, на уровне «Завсегдатай» — 10 %. Баллами потом можно будет оплачивать до 20 % чека. «Друг» начинает копить баллы, после того, как зайдет в «Кофеманию» не меньше 50 раз и потратит там не меньше 500 рублей за одно посещение, а «Завсегдатай» должен побывать в ресторане 70 раз. Тем, кто уже и так является счастливым обладателем оранжевой карточки, обещают сразу переход на уровень «Завсегдатай Плюс», позволяющий получить 15 %. Сначала писали, что и старым участникам придется считать посещения, а при несоблюдении условий они могут опуститься на уровень простого «Завсегдатая» и вернуться назад будет невозможно. Но «Кофемании» эти опасения развеяли: постоянным клиентам сохранят статус и привелегии.

Под постом в инстаграме об изменениях собралось несколько сотен гневных комментариев, в которых люди обещали даже объявить некогда любимой сети бойкот. Но благодаря программе лояльности с градацией в «Кофемании» рассчитывают завоевать самую широкую аудиторию. К тому же теперь все будет завязано не на карточке, а на мобильном приложении, а это ближе и привычнее молодым людям, уже выросшим с телефонами в руках. Игорь Журавлев объясняет, что, привлекая в семью «Кофемании» новых пользователей, стремились не обидеть старых преданных друзей, поэтому им все равно оставили определенные привилегии. Также программа лояльности должна помочь «Кофемании» лучше понимать своего клиента и общаться с ним. Многие карты завсегдатаев оказались утеряны, подарены и даже переданы по наследству, а мобильное приложение как раз позволит сделать сервис и предложения более персонализированными, и через него можно будет рассказывать об акциях, новинках меню и недавно открывшихся ресторанах.

«Мы работали так 20 лет, и настало время изменений. Подрастает новое поколение, есть молодые ребята, которые тоже хотят участвовать в нашей программе лояльности, но я не могу дать им то, что уже есть у наших завсегдатаев, которые многие годы ходили, были у нас уже тысячи раз. Всех наделить нашими карточками невозможно, да это просто было бы несправедливо», — говорит Игорь Журавлев. Пока представители ресторана общаются лично с возмущенными завсегдатаями. Перейти на новую программу лояльности им нужно в ближайшее время, хотя и сроки, и условия руководство «Кофемании» сейчас обсуждает и еще может поменять.

Салат в постамате

Еще один шаг «Кофемании» на встречу демократичной еде — запуск проекта Bez Tarelok. Это и магазин, где можно забрать с собой блюда-хиты и полуфабрикаты, и кафе на несколько столиков, и дарк-китчен, работающая на доставку. Правда, Игорю Журавлеву такое определение не нравится, так как «звучит грязновато», потому в сети новое заведение предпочитают называть «опен-китчен». Тем более что готовят в Bez Tarelok действительно на открытой кухне — сейчас одна из точек разместилась на месте «Фо Фа» на Усачевском рынке, и понаблюдать за готовкой можно даже с улицы через большие окна. Тарелок в новом заведении на самом деле нет: вся еда упакована в контейнеры из багассы — волокон сахарного тростника.

В планах и появление у Bez Tarelok своих постаматов для еды. Гость сможет заранее сделать и оплатить заказ через приложение и забрать его в ячейке по коду. В зависимости от того, что это за блюдо, оно попадет в определенные условия: десерт — в ячейку с аккумулятором холода, шницель — с подогревом. Постаматом смогут пользоваться не только интроверты, но и курьеры. Это должно помочь «развести поток курьеров с потоком гостей и усилить гигиенические меры безопасности».

Новый проект запустили благодаря разросшемуся направлению онлайн-заказов и доставки. За время пандемии они выросли настолько, что кухни обычных «Кофеманий» перестали справляться и гостям в зале приходилось ждать блюда по 20 минут вместо прежних семи. Чтобы разгрузить рестораны, в сети решили открыть дарк-китчен в локациях, где заказов больше всего: это район Хамовники вокруг Усачевского рынка и Украинский бульвар — там Bez Tarelok обслуживает жителей Дорогомиловского района и Кутузовского проспекта, частично разгружая ту самую «Кофеманию» с трудностями парковки. Следующей должна стать точка в «Сити», а в перспективе их может быть и 100 по всему городу. На запуск каждой точки уходит порядка 20 миллионов рублей.

Пока о перспективах Bez Tarelok Игорь Журавлев говорит сдержанно и, опять же, используя семейную метафору: «Мы еще будем работать с ассортиментной матрицей, смотреть, что нужно гостям с собой и в доставке. Пока это наш эксперимент, наше дитя, еще младенец, который не сформировался. Но мы его растим и надеемся, что станет он красивым и умным».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Напитки за доллар: Кто продает москвичам дешевый кофе
Напитки за доллар: Кто продает москвичам дешевый кофе Пробуем эспрессо и капучино за 50 и 60 рублей с экспертом из «Кофемании»
Напитки за доллар: Кто продает москвичам дешевый кофе

Напитки за доллар: Кто продает москвичам дешевый кофе
Пробуем эспрессо и капучино за 50 и 60 рублей с экспертом из «Кофемании»

Дорогая и любимая: Как «Азбука вкуса» пережила несколько финансовых кризисов
Дорогая и любимая: Как «Азбука вкуса» пережила несколько финансовых кризисов Но не снизила цены
Дорогая и любимая: Как «Азбука вкуса» пережила несколько финансовых кризисов

Дорогая и любимая: Как «Азбука вкуса» пережила несколько финансовых кризисов
Но не снизила цены

Темная сторона московского общепита: Как дарк-китчен приходят на смену ресторанам
Темная сторона московского общепита: Как дарк-китчен приходят на смену ресторанам И приучают клиентов не бояться еды из доставки
Темная сторона московского общепита: Как дарк-китчен приходят на смену ресторанам

Темная сторона московского общепита: Как дарк-китчен приходят на смену ресторанам
И приучают клиентов не бояться еды из доставки

«Деликатный переезд»: Как научить грузчиков улыбаться и стать главной мувинговой компанией Москвы
«Деликатный переезд»: Как научить грузчиков улыбаться и стать главной мувинговой компанией Москвы
«Деликатный переезд»: Как научить грузчиков улыбаться и стать главной мувинговой компанией Москвы

«Деликатный переезд»: Как научить грузчиков улыбаться и стать главной мувинговой компанией Москвы

Тэги

Сюжет

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Как провести первую неделю зимы в Москве

Как перестать выбрасывать еду

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Первая полоса

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть на выходных
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть на выходных

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Подпишитесь на рассылку