6 марта, суббота
Юг
Юг
Войти

Как работают в «AliExpress Россия» Совместные ланчи, праздники распродаж и медитация онлайн

Как работают в «AliExpress Россия»

Офис «AliExpress Россия» отвечает за весь бизнес китайского онлайн-гиганта на территории России. До пандемии в его опенспейсах работали четыре сотни сотрудников. Сейчас большинство из них остается дома — приходить в офис можно по желанию и по записи. Мы начали готовить этот материал до начала нерабочих дней, так что теперь можем не только рассказать, как работается в российско-китайской компании, но и показать, что изменилось в ее офисе после начала пандемии.

«AliExpress Россия»

Количество сотрудников

420 человек

Площадь помещений

4 000 м²


Как устроен офис

«AliExpress Россия» — это совместное предприятие, которое принадлежит Alibaba Group, Mail.Ru Group, «Мегафону» и Российскому фонду прямых инвестиций. Оно выполняет все бизнес-функции AliExpress на территории России. Свой офис в московском «Сити» китайский гигант онлайн-ретейла открыл три года назад. Тогда же в Россию переехал Лю Вэй — всего он работает в компании 13 лет, семь лет назад он возглавил направление AliExpress Russia. Прошлым летом, когда было создано совместное предприятие, у него появился российский коллега — Дмитрий Сергеев, который до 2019 года был заместителем директора Mail.Ru Group. Сейчас в «AliExpress Россия» работает 420 человек — разработчики, специалисты по работе с российскими и международными продавцами, маркетинг, коммуникации, бизнес-аналитика, юристы, отдел персонала и другие.

Дмитрий Сергеев и Лю Вэй вместе возглавляют «AliExpress Россия»

Примерно две трети сотрудников — россияне, еще треть — китайские специалисты. Все они работают в опенспейсах, занимающих два этажа в одной из башен «Сити». В интерьерах использовали яркие цвета и китайские мотивы. Входы в кофе-пойнты и зоны отдыха оформлены в виде азиатских «лунных дверей» круглой формы. Под потолком висят вдохновляющие слоганы на английском и китайском. Кое-где на столах можно увидеть наборы посуды для чайной церемонии и фигурки котов манэки-нэко. Есть и гонг, звук которого отмечает конец больших распродаж. Но здесь виден и западный подход к офисным пространствам. Стеклянные переговорки, пуфики для отдыха, здоровые перекусы возле кофемашин — типичные приметы интерьера глобальной IT-компании налицо. Основной язык общения — английский.

Культурные различия

«Поскольку это российско-китайская компания, наша сила в разнообразии. Мы — результат слияния, и мы понимаем, что это позволяет нам выиграть», — говорит Лю Вэй. К примеру, в китайской культуре принято много работать, поэтому многие сотрудники приходят в офис к девяти утра и задерживаются в нем допоздна, хотя их никто не обязывает это делать.

При этом русский характер отличается от китайского. «Русские люди очень сильные и темпераментные. Когда возникают трудности, это очень увлекательно. Китайцы обычно более спокойные и невозмутимые, предпочитают сглаживать углы», — рассказывает Лю Вэй. В этом плане главный офис Alibaba тоже отличается от других китайских компаний. «Мы говорим прямо, посредством спора пытаемся разрешить трудную ситуацию, при этом уважая собеседника. Это весьма эффективно», — считает китайский директор компании.

Он считает, что в международном офисе очень важно принимать понятные решения, объяснять свою мотивацию и действия. «Так будет гораздо проще для всех, и, в конце концов, все культурные недопонимания будут устранены в силу того, что люди умны и способны рассуждать логически», — говорит Лю Вэй.

Он рассказывает, что в самом начале работы российского офиса сюда на работу устроилась девушка, которая уволилась через две недели. По ее мнению, российское представительство было больше похоже на хаотичный стартап, а не на часть огромной корпорации. С тех пор, нанимая сотрудников, Лю Вэй сразу предупреждает: «Мы сразу говорим: мы не Google или Amazon, не корпорация, а больше стартап. При этом мы большие, поэтому стоит быть готовым много работать и многое строить с нуля».

Российский директор компании Дмитрий Сергеев считает, что не стоит переоценивать культурные различия. «Китай — это достаточно закрытая тысячелетняя культура, принципиально другой язык, несколько другое, более визуальное восприятие информации. Но я бы не сказал, что есть какие-то суперфундаментальные отличия», — говорит он. По его словам, «AliExpress Россия» много коммуницирует с Китаем, потому что маркетплейс и большинство продавцов находятся там, и в этом смысле она похожа на другие международные компании, тесно связанные с главным офисом за границей.

Между сотрудниками происходит постоянный культурный обмен: к примеру, они вместе заказывают еду. В компании есть традиция ланч-клуба, когда раз в неделю разные команды собираются за обедом, чтобы пообщаться и лучше понять задачи друг друга. Раз в месяц проходит all-hands meeting. «Это общая встреча с сотрудниками, где мы обсуждаем, что произошло за месяц, и все могут задать любой вопрос», — рассказывает Дмитрий Сергеев. В офисе отмечают как русские, так и китайские праздники, а также даты больших и успешных распродаж вроде Дня холостяка 11 ноября. Правда, в этом году китайский Новый год пришлось отменить из-за пандемии. «Многие работали из дома, кто-то был в Китае — было немножко не до отмечания», — объясняет Сергеев.

Что изменилось в пандемию

На Новый год некоторые китайские сотрудники уехали домой к родным и остались там, чтобы работать удаленно. Те, кто вернулся в Москву, отсидели 14 дней на карантине. «Меня восхищает в китайцах то, что они очень четко соблюдают правила. И когда китайцу говоришь про карантин, он реально будет сидеть дома. В этом есть сильная разница с нами: для нас круто любое правило нарушить, потому что, если ты правила не нарушаешь, ты не крутой», — рассуждает Дмитрий Сергеев.

В нерабочие дни сотрудники «AliExpress Россия» работали из дома и начали возвращаться в офис только в начале июля. Во время удаленной работы здесь активно использовали опыт коллег из Alibaba: онлайн-занятия йогой, медитацией и танцами для снятия стресса, а также планка-челлендж и мастер-классы от разных сотрудников. Каждый день нужно было пройти опрос о самочувствии и отправить отчет о своей работе в корпоративном мессенджере DingTalk, руководители компании регулярно выступали перед коллегами, чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям работы.

Сейчас в офис каждый день приходит не более 40 человек из 420, в основном это разработчики. Чтобы поработать в опенспейсе, нужно записаться в специальном графике. На ресепшене всем выдают маски и перчатки. Рассадку изменили в соответствии с правилами социальной дистанции: люди сидят в полутора метрах друг от друга, в переговорных комнатах может находиться не более пяти человек одновременно. В помещениях есть специальные аппараты для дезинфекции, бесконтактные санитайзеры и схемы движения, позволяющие избежать скопления людей. Офис продолжит работать в таком режиме до тех пор, пока возврат к старым порядкам не станет безопасным. А пока сотрудники сидели дома, показатели компании росли. Так, на 40 % увеличился оборот, в три раза выросла выручка российских производителей, а дневная аудитория достигла 8,8 миллиона уникальных пользователей.


Фотографии: обложка, 1–29 — Ксения Колесникова, 30–40 — Анастасия Пожидаева

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Офис венчурного фонда с работами Олега Доу и Кирилла Кто на стенах
Офис венчурного фонда с работами Олега Доу и Кирилла Кто на стенахПомещение компании Impulse VC с многофункциональными, экологичными и акустическими решениями в бизнес-центре «Сокол»
Офис венчурного фонда с работами Олега Доу и Кирилла Кто на стенах

Офис венчурного фонда с работами Олега Доу и Кирилла Кто на стенах
Помещение компании Impulse VC с многофункциональными, экологичными и акустическими решениями в бизнес-центре «Сокол»

Как выглядит офис Mattel
Как выглядит офис MattelАтмосфера легкой кармы, игрушки на рабочих местах и лаундж-кафе вместо столовой
Как выглядит офис Mattel

Как выглядит офис Mattel
Атмосфера легкой кармы, игрушки на рабочих местах и лаундж-кафе вместо столовой

Как выглядит российский офис Discovery
Как выглядит российский офис DiscoveryЛофтовый интерьер в здании бывшей фабрики с лесопилкой, акулами, героями мультфильмов и жаждой приключений
Как выглядит российский офис Discovery

Как выглядит российский офис Discovery
Лофтовый интерьер в здании бывшей фабрики с лесопилкой, акулами, героями мультфильмов и жаждой приключений

«Я не смог работать в опенспейсе»
«Я не смог работать в опенспейсе»Люди, которые не выдержали шумных коллег, открытые форточки и сплетни — об уходе из открытого офиса
«Я не смог работать в опенспейсе»

«Я не смог работать в опенспейсе»
Люди, которые не выдержали шумных коллег, открытые форточки и сплетни — об уходе из открытого офиса

Тэги

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Места в Сочи, где можно отведать свежих устриц

12 главных событий выходных в Сочи

Где завтракать в Центральном Сочи

12 главных событий выходных в Краснодаре

«Мы сохранили лучшее, но сделали новое», — Максим Панин про обновлённый «Гусь Izakaya»

Первая полоса

Места в Сочи, где можно отведать свежих устриц
Места в Сочи, где можно отведать свежих устриц Главные деликатесы Черноморского побережья
Места в Сочи, где можно отведать свежих устриц

Места в Сочи, где можно отведать свежих устриц
Главные деликатесы Черноморского побережья

12 главных событий выходных в Сочи
12 главных событий выходных в Сочи Stand Up, спектакли, лекция, гастрономические ужины и музыка
12 главных событий выходных в Сочи

12 главных событий выходных в Сочи
Stand Up, спектакли, лекция, гастрономические ужины и музыка

Где завтракать в Центральном Сочи
Где завтракать в Центральном СочиНачинаем день вкусно и красиво
Где завтракать в Центральном Сочи

Где завтракать в Центральном Сочи
Начинаем день вкусно и красиво

12 главных событий выходных в Краснодаре
12 главных событий выходных в КраснодареКонцерты, гараж-винтаж, спектакли, мастер-классы и кино
12 главных событий выходных в Краснодаре

12 главных событий выходных в Краснодаре
Концерты, гараж-винтаж, спектакли, мастер-классы и кино

«Мы сохранили лучшее, но сделали новое», — Максим Панин про обновлённый «Гусь Izakaya»
Промо
«Мы сохранили лучшее, но сделали новое», — Максим Панин про обновлённый «Гусь Izakaya»Азиатская кухня и коктейли в центре Краснодара
«Мы сохранили лучшее, но сделали новое», — Максим Панин про обновлённый «Гусь Izakaya»
Промо

«Мы сохранили лучшее, но сделали новое», — Максим Панин про обновлённый «Гусь Izakaya»
Азиатская кухня и коктейли в центре Краснодара

10 фильмов весны

10 фильмов весны

10 фильмов весны

10 фильмов весны

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х
«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х
«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах
Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах«Время решимости и время заключения»
Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах

Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах
«Время решимости и время заключения»

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения
Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения А также о новых функциях приложения и независимости музыкальных редакторов
Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения
А также о новых функциях приложения и независимости музыкальных редакторов

За меня говорит моя кожа
Спецпроект
За меня говорит моя кожаМожно ли по одной фотографии определить, где мы живем и чем занимаемся
За меня говорит моя кожа
Спецпроект

За меня говорит моя кожа
Можно ли по одной фотографии определить, где мы живем и чем занимаемся

На что живут подкастеры
На что живут подкастерыПринятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы
На что живут подкастеры

На что живут подкастеры
Принятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

 Этикет подарков
Спецпроект
Этикет подарков7 негласных правил хороших презентов
 Этикет подарков
Спецпроект

Этикет подарков
7 негласных правил хороших презентов

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Как объединить рабочее пространство и квартиру

Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо
Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букетВместо важных слов, которые порой сложно сказать
Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо

Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букет
Вместо важных слов, которые порой сложно сказать

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Офисное экобинго
Спецпроект
Офисное экобингоПроверьте, насколько зеленое ваше рабочее место
Офисное экобинго
Спецпроект

Офисное экобинго
Проверьте, насколько зеленое ваше рабочее место

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 летИ почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века
Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
Спецпроект

Опередить время: История натуральной косметики длиной в 100 лет
И почему об устойчивом развитии задумались уже в начале XX века

Подпишитесь на рассылку