Я вернулся в офис Копирайтер, дизайнер, веб-разработчик и PR-менеджер — о том, почему променяли фриланс дома в тапочках на корпоративный кофе

Я вернулся в офис

Уход из офиса на фриланс — привычная история. У фрилансеров есть возможность вставать попозже, путешествовать не только во время отпуска, выбирать, какую работу делать и с кем сотрудничать. Но многие отказываются от гибкого графика и разнообразных проектов, чтобы продолжить работу в офисе, а значит, неизбежно рано вставать, тратить время на дорогу и даже соблюдать дресс-код. Почему? Об этом мы спросили у бывших фрилансеров, которые сейчас работают в штате компаний. 

Иллюстрации

тая стрижакова

Петр, дизайнер

Москва

 Я родился и живу в Москве. Когда в 2002 году окончил школу, в доме появился первый компьютер, а у меня появилось много времени. Необходимость искать постоянную работу привела меня в оперативную полиграфию, а затем в рекламное агентство. Там я быстро понял, что создавать хорошие продукты интереснее, чем рекламировать плохие, и переключился на дизайн сайтов.

С тех пор прошло больше десяти лет. За это время я успел поработать над сайтами для юридических компаний, поп-певиц, магазинов сантехники, инжиниринговых компаний, интернет-магазинов, над автомобильным порталом, большим порталом недвижимости и даже электронными учебниками для планшетных компьютеров. Сейчас я тружусь в Студии Артемия Лебедева и почти каждый день узнаю что-то новое.

Фрилансером я становился каждый раз, когда увольнялся с работы в офисе. Это было скорее вынужденное решение. Процесс поиска работы обычно затягивался, а на это время нужны были деньги. Искать заказы не приходилось. Узнав о моем освобождении от «офисного рабства», друзья звонили и предлагали заняться чем-нибудь — визиткой, логотипом или сайтом. Часто бывшие коллеги предлагали поучаствовать во фриланс-проекте. Это когда все исполнители — менеджер, верстальщик, программист и дизайнер — независимые фрилансеры. В общем, это было время, когда дизайнеров было еще немного, а спрос на дизайн рос очень быстро. Я не искал работу, она сама меня находила.

Трудность была в том, что я не из тех людей, кто может легко работать дома, где под рукой интересный фильм, сериал, книга, игра и телефон, на который звонят друзья и предлагают встретиться. В моей семье никто никогда не работал дома. Дом был только для отдыха, и в этой парадигме меня воспитали. В итоге я работал пару дней в неделю и ничего не успевал. Заработанных денег хватало только на существование.

Работа в офисе совсем по-другому устроена. Смена обстановки позволяет легко переключиться с домашних забот на рабочие, а общение с коллегами способствует обмену опытом. Для меня это было важным условием продуктивности. К тому же в компании всегда были люди, которые делают работу, которую ты делать не хочешь или не умеешь. Менеджеры, например, которые общаются с заказчиком. Или старшие дизайнеры, которые расставляют приоритеты и подсказывают верное направление. 

Единственным недостатком работы в офисе для меня всегда была дорога до него. Это время всегда хотелось пустить на какое-нибудь дело — собственный проект, например. Но с появлением мобильных устройств и этой проблемы не стало. Сейчас по пути в офис я прочитываю с айпада пару интересных статей и пролистываю несколько десятков заголовков. Для меня это уже как ритуал. Информационный шлюз между работой и домом.

Работа в офисе всегда приносила значительно больше денег. И не только потому, что моя продуктивность в офисе выше, чем дома. Примерно треть моих работ на фрилансе оставалась неоплаченной. Просто заказчик пропадал, и все. Я никогда не заключал никаких договоров, все держалось на честном слове. Бывало, что работу не оплачивали даже знакомые, которые выступали в роли посредников между мной и заказчиком. Разводя руками, они говорили: «Ну как я тебе заплачу, если мне заказчик не заплатил?»

Когда-нибудь я планирую вернуться к фрилансу, потому что очень хочу жить на природе. Но когда это произойдет, не знаю даже примерно.

Узнав о моем освобождении от «офисного рабства», друзья звонили и предлагали заняться чем-нибудь — визиткой, логотипом или сайтом

Анастасия, банковский специалист

Москва

 Я из Ставрополя, на третьем курсе я начала работать помощником адвоката. Мне очень нравилась моя работа, но спустя два года наступил ступор: мне не давали серьезной работы и приходилось довольствоваться малым, получая гроши. В какой-то момент все осточертело. Я решила бросить работу, не имея на тот момент каких-либо альтернатив.

В интернете я увидела сайт об удаленной работе, там предлагали пройти курс обучения, и я решилась. Не знаю, что именно подтолкнуло меня на такой шаг, но я оплатила и месяц училась зарабатывать удаленно. Чуть позже я стала брать заказы на написание статей и работ для студентов. Еще нравился видеомонтаж и фотошоп, но освоить его профессионально не вышло. Тогда я, сидя дома, зарабатывала 20 тысяч рублей — больше, чем получалось на офлайн-работе. Но что-то меня угнетало.

Тогда я решила выйти из зоны комфорта и в сентябре переехала в Москву. В Москве на такие деньги без своей квартиры не проживешь, это тебе не провинциальный городок. Стало понятно, что нужно искать офлайн-работу. Да, это снова скучная работа в офисе. Я пыталась найти что-то близкое к тому, чем занималась на фрилансе, но за месяц поисков ничего не нашла.

Недавно устроилась в банк специалистом по взысканию. Зарплата в два раза больше, чем на фрилансе. Но фриланс оставлять не собираюсь: надеюсь, что работа в банке — это лишь промежуточный этап моей жизни. Перестроиться на график с 09:00 до 21:00 было очень сложно. Я люблю делать то, что хочу, и тогда, когда захочу. И мне сейчас тяжело до безумия. Я понимаю, почему у людей частые депрессии и недовольство жизнью. Людей загоняют в рамки, а многие так жить не могут, они просто существуют.

На удаленке можно зарабатывать столько же, сколько и на офлайн-работе. Просто нужен опыт. В офлайн-работе я вижу лишь одни минусы. Я понимаю, что у меня стабильная заработная плата и мне не нужно волноваться, но стоит ли это моей свободы...

Елена, копирайтер

Тула

 Я из Тулы, всю жизнь живу здесь. Фрилансить я стала почти сразу, как пришла в копирайтинг. Получалось так, то с 09:00 до 18:00 я писала тексты в офисе, а после 18:00 — дома. Я стала задумываться о том, чтобы полностью уйти на фриланс, но не было нужного опыта и клиентской базы. 

В конце 2013 года мне повезло — меня сократили. И я начала делать первые серьезные шаги на пару с моим лучшим другом. Мы рассылали коммерческие предложения SEO-студиям, предлагали услуги по написанию текстов. Через пару месяцев сделали себе сайт, который быстро вошел в топ «Яндекса» и Google по поисковым запросам. Почти сразу пошли заказы.

У меня тогда не было какого-то строгого графика. Я могла приступить к работе в восемь утра, а могла и в два часа дня. Все это продолжалось до 18–19 вечера, но я всегда оставалась на связи как минимум до полуночи, чтобы оперативно реагировать на форс-мажоры. Работы всегда хватало, так же как и денег. 

Мы почти сразу стали зарабатывать суммы, сравнимые со средней зарплатой офисного планктона в Туле. А через полгода работы студия приносила уже около 100 тысяч дохода в месяц. Возвращаться в офис при таких условиях было, мягко говоря, невыгодно и глупо. Но потом деловые отношения с партнером по студии сошли на нет, и я ничего не могла с этим сделать. Мне пришлось оставить свой пост. 

Сейчас я снова тружусь в офисе. Я работаю с внештатными копирайтерами, курирую их работу, иногда пишу сама. Конечно, после свободного домашнего графика снова привыкать к офису было невыносимо трудно. Мне до сих пор тяжело отодрать себя с кровати в шесть утра, загрузиться в транспорт и принести бренное тело на работу. Тяжело привыкается к пресловутому open space, но другого выхода у меня нет. Во всяком случае, пока. Я слишком долго не работала в профессии, мне нужно заново влиться в копирайтинг, вспомнить все нюансы. Сделать это сейчас я могу только в офисе.

У офиса и фриланса есть и плюсы и минусы. Фриланс не всегда похож на праздник, а офис — это не только уныние и серость. В плюсах у офиса — стабильность, соцпакет (хотя бы минимальный), строгий распорядок дня. Не надо постоянно думать, где искать заказчиков, так как это головная боль работодателя. Вы всегда знаете, сколько денег и когда получите в этом и всех последующих месяцах, а это уже неплохо. Ну и плюс ежедневное общение с коллегами в курилке и в столовой.

Фрилансер таких плюшек лишен. Он если не постоянно, то очень часто в поиске заказчиков, потому что их либо дефицит, либо они платят слишком мало, а хочется большего. И даже когда новый клиент находится, это всегда риск, потому что не каждый готов работать по предоплате, а если фрилансер соглашается на постоплату, он должен понимать, что могут и кинуть. Эту дилемму решает договор и работа через юридическое лицо, но не каждый в состоянии сделать ИП.

Зато фрилансер может работать в халате и тапках, даже не вставая с кровати. И никто об этом не узнает. Можно в любой момент выключить компьютер и пойти гулять, например. Или вообще в отпуск. А еще фрилансер волен сам выбирать проекты и даже клиентов. Не нравится, как я пишу? До свидания! Не хочется писать про кабели или гипоаллергенные протезы? В чем проблема? Не будем! Но для этого, конечно, надо сначала выйти на определенный уровень, что получается далеко не сразу и не у всех. Чаще всего фрилансер берется за любые заказы, потому что кушать все-таки хочется каждый день.

Так что я не могу сказать твердо, где лучше — в офисе или на фрилансе. И там, и там есть свои плюсы и минусы, и, чтобы окончательно что-то выбрать, надо попробовать и то и другое, посмотреть, что получается легче и лучше. Я свой выбор на сегодня сделала, но точно знаю, что, когда обстоятельства сложатся подходящим образом, я выберу фриланс.

У офиса и фриланса есть и плюсы и минусы. Фриланс не всегда похож на праздник, а офис — это не только уныние и серость

Евгений, веб-разработчик

Белгород

 У меня ветеринарное образование, по профессии я работал два года, но потом понял, что это все-таки не мое. Поскольку еще в студенчестве я увлекся IT, то решил, что нужно работать в этой сфере. Мой друг, работавший в то время в сфере веб-разработок, посоветовал попробовать создавать сайты и зарабатывать на них. 

Дело было в 2011-м или 2012 году, и заработать в интернете было гораздо проще, чем сейчас. Конечно, получаться стало далеко не сразу, потому что создать сайт и создать хороший сайт, а потом еще и монетизировать его — это совершенно разные вещи. Тем не менее спустя какое-то время у меня начало что-то получаться. Поскольку я создавал сайты не для клиентов, а под конкретные виды заработка (контекстная, баннерная реклама и так далее), мне не нужно было заниматься поиском клиентов. Я просто смотрел, какая партнерская программа хорошо платит и за что именно, выбирал наиболее подходящую под этот вид рекламы тематику и делал под нее сайт. Заработок, конечно, не был фиксированным, но 50–60 тысяч рублей — это в несколько раз больше, чем я зарабатывал до того, работая по профессии.

Четкого распорядка дня у меня не было: если появлялась какая-то новая идея, я загорался ею и мог работать по 12–14 часов в сутки на протяжении недели, пока не была проделана основная часть работы по новому сайту. Или же, наоборот, мог устроить себе перерыв и в течение, скажем, недели не делать вообще ничего. Сайты продолжали работать, и заработок с них шел все равно.

Главный плюс фриланса в том, что ты сам решаешь, как потратить свое время, и тебе не нужно тратить время на то, чтобы добраться до рабочего места. Главный минус — работать все-таки удобнее в офисе. Никакие переговоры по скайпу этого не заменят. О каком-то карьерном росте на фрилансе тоже мечтать не приходится.

В 2014 году я решил перебраться из Белгорода в Москву, где некоторое время продолжал заниматься сайтами, подумывая о том, чтобы найти работу в этой сфере в офисе. В это же время в этой сфере многое поменялось и работать в одиночку стало очень сложно. Передо мной встал выбор: или перестраиваться, или идти в офис. Я предпочел второй вариант. Я решил попробовать найти работу в сфере создания игр.

Эта задача оказалась очень сложной, поскольку у меня совсем не было нужных навыков. На собеседованиях меня часто спрашивали, почему я решил уйти из фриланса и снова работать в офисе. У работодателей возникали опасения, что я отвык от офисной жизни и не смогу эффективно работать. И вообще, работодатели с большой опаской смотрят на людей, идущих в офис после длительной работы на фрилансе. Чтобы снова привыкнуть к такому темпу и получить «офисный» стаж, я устроился оператором баз данных на проект сроком на полгода в одну московскую компанию, занимающуюся маркетинговыми исследованиями.

Спустя полгода я понял, что у меня по-прежнему не хватает навыков для трудоустройства в GameDev. Тогда я решил попасть в индустрию уже проверенным способом, начав с фриланса. Это позволило мне составить начальное портфолио. Фрилансом я занимался полгода, а потом узнал, что в моем родном городе только что появилась инди-студия, которая начала разрабатывать мобильные игры. Связался с ее директором, и мне предложили работу.

Уже четвертый месяц я работаю гейм-дизайнером в этой студии, и не жалею о принятом решении, хотя мне и пришлось вернуться из Москвы в Белгород. Если нам удастся выйти на какой-то серьезный уровень и превратить нашу инди-студию в крупную компанию, то у меня будет ощущение, что я сделал что-то важное в своей жизни, и никакой фриланс не может этого дать.

На собеседованиях меня часто спрашивали, почему я решил уйти из фриланса и снова работать в офисе. У работодателей возникали опасения, что я отвык от офисной жизни и не смогу эффективно работать

Алиса, логист

Москва

 Я работаю примерно с 16 лет, начинала промоутером и моделью на выставках, с 18 лет работала продавцом-консультантом в бельевом магазине, когда не смогла совмещать работу с учебой, перешла на парт-тайм. Пока писала диплом, была администратором, а затем финансовым консультантом в школе английского языка — сидела в кабинете, мучилась с 1С. На самом деле условия были довольно приятные: свой кабинет, практически отсутствие дресс-кода, средняя зарплата, небольшой коллектив, корпоративные плюсы. Все хорошо, только работа была нервная и выматывающая. В какой-то момент надоело, опротивело, так что я плюнула и ушла. Пару недель я отсыпалась и отдыхала, а затем начала поиски вариантов работы из дома.

Больше полугода питалась копирайтингом, SMM и подработками на всяких выставках. Заказы находила в профильных сообществах во «ВКонтакте», но зарабатывать соразмерно с офисом я не могла. Для меня фриланс был чем-то вроде отдыха от офисной среды. Если находились заказы, я старалась разбираться с ними в кратчайшие сроки, чтобы освободить себе больше свободного времени. Так что понятия «рабочий день» у меня не было. Это могла быть рабочая ночь или рабочие сутки. Больше всего мне нравилось заниматься ведением сообществ во «ВКонтакте» и на Facebook. Платили мало, но нигде не требовалось создавать свой контент, так что меня устраивало. 

Сейчас я логист в компании по ремонту газонефтетрубопроводов. Вернулась в офис потому, что я довольно ленива и мне не хватает самодисциплины. Фриланс суров: нужно бороться за заказы, делать все быстро и качественно, доказывать, что именно ты хочешь и можешь сделать все в лучшем виде. В работе из дома есть своя тяжесть. Рядом книжный шкаф, кровать, холодильник, а в интернете столько фильмов и сериалов — это отвлекает. В общем, вернулась в корпоративную среду и работаю спокойно и без отвлекающих факторов уже три года.

Самое сложное — приехать вовремя на работу. Я живу в 20 минутах езды на машине, но в силу различных причин — начиная от мигрени до выбора одежды утром — я частенько опаздываю. Меня спасает то, что я хороший специалист, так что, кроме небольших задержек, ко мне нет претензий. 

Кроме изменения режима, почти ничего не поменялось, я одеваюсь во что хочу, работаю, когда есть заказы на перевозку, успеваю поделать свои дела. Сейчас в офисе я получаю в три раза больше, чем тогда во фрилансе.

Я не жалею о своем возвращении в офис, учитывая все мои проблемы с дисциплиной, мне проще все же дотащить себя вовремя до рабочего места, чем заставить работать из дома. И, конечно, подкупают приятные корпоративные бонусы в виде страховки, праздников да даже того же кофе.

Егор, PR-менеджер

Москва, имя изменено

 Я занимаюсь связями с общественностью около десяти лет, также профессионально занимаюсь музыкой с 15–16 лет, если считать с первого оплачиваемого выступления. Я бы вообще не назвал себя фрилансером в чистом виде, но проектная работа мне нравилась. Есть люди, которые становятся фрилансерами, потому что им не хочется работать офисе, или им кажется, что работать в агентстве — зло, либо они не готовы работать на условного начальника, потому что им кажется, что все эти начальники не умнее и не талантливее их самих. У меня этот переход прошел довольно органично. Пресс-службу на моей первой работе расформировали и офис переехал в другое здание, я не хотел работать в сфере политического пиара, а меня как раз позвали делать фестиваль анимации. Команда мне понравилась, и мы приступили к работе, облегчалось, конечно, все тем, что работать нужно было на соседней улице от дома, где я тогда жил.

Заказы я искал по-разному, но приходили они в основном либо от бывших коллег, либо от друзей. Рабочий день я строил исходя из объема работы и сферы проекта, которым занимался: иногда нужно было вставать рано утром, чтобы связаться или встретиться с определенным человеком, иногда ночью, как когда я делал региональную рекламную кампанию для одного международного бренда на восемь городов, в число которых входил Владивосток.

Зарабатывать всегда получалось довольно неплохо, поскольку фриланс у меня включал сразу много направлений, были видео- и фотосъемки, сочинение аранжировок, в принципе, в этом списке нету разве что стрельбы из лука. Я зарабатывал на фрилансе 70–140 тысяч рублей, но точно посчитать сложно, потому что своей бухгалтерией я особо никогда не занимался.

Мне нравится разнообразие, а социализация — мой конек, поэтому сейчас я работаю в офисе. Образ жизни остался такой же, как и был: я могу выпить бокал вина за обедом во вторник, как делал это и раньше, не могу встретиться с друзьями иногда, но и они работают, поэтому мы подстраиваемся друг под друга.

Сумма, которую я получаю в офисе, стабильна, это и является главным отличием работы на фрилансе от работы в офисе. Вначале фриланс никак не был сопоставим с зарплатой в офисе, но впоследствии с приобретением навыков (в том числе по выбиванию денег из заказчика) гонорары частенько стали перекрывать мой стабильный заработок. Но я не жалею. Я считаю, что работать фрилансером хорошо не во всех сферах, в моей точно нет.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут программисты
На что живут программисты Специалист по IT, который работает на московскую и зарубежную компании, рассказал The Village, сколько он зарабатывает и на что тратит деньги
На что живут программисты

На что живут программисты
Специалист по IT, который работает на московскую и зарубежную компании, рассказал The Village, сколько он зарабатывает и на что тратит деньги

Как отправиться в отпуск на пару месяцев?
Как отправиться в отпуск на пару месяцев? The Village узнал у тех, кто отдыхал несколько месяцев, как им это удалось и как они возвращались к работе
Как отправиться в отпуск на пару месяцев?

Как отправиться в отпуск на пару месяцев?
The Village узнал у тех, кто отдыхал несколько месяцев, как им это удалось и как они возвращались к работе

Личный ассистент — о том, как всё успевать
Личный ассистент — о том, как всё успевать The Village поговорил с девушкой, которая помогает справляться с делами гендиректору крупной компании, и узнал, как она планирует работу
Личный ассистент — о том, как всё успевать

Личный ассистент — о том, как всё успевать
The Village поговорил с девушкой, которая помогает справляться с делами гендиректору крупной компании, и узнал, как она планирует работу

Как живут люди, работающие по ночам
Как живут люди, работающие по ночам Сотрудник аптеки, таксист, официантка и продавец шаурмы — об особенностях работы в ночную смену
Как живут люди, работающие по ночам

Как живут люди, работающие по ночам
Сотрудник аптеки, таксист, официантка и продавец шаурмы — об особенностях работы в ночную смену

Новое и лучшее

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Первая полоса

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Евгений Мякишев сажал девушек на цепь у себя дома и насиловал. Свидетельства

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Евгений Мякишев сажал девушек на цепь у себя дома и насиловал. Свидетельства

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Что делать в Белграде в конце марта?
Что делать в Белграде в конце марта? Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах
Что делать в Белграде в конце марта?

Что делать в Белграде в конце марта?
Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша» «Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
«Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта? «400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
«400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России? «У тебя была возможность иметь больше детей»
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
«У тебя была возможность иметь больше детей»

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге Это преподаватели СПбГУ
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Это преподаватели СПбГУ

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым«Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым «Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Что делать в Ереване во второй половине марта
Что делать в Ереване во второй половине марта Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»
Что делать в Ереване во второй половине марта

Что делать в Ереване во второй половине марта
Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»

Что говорят на российском телевидении о смерти
Что говорят на российском телевидении о смерти «Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»
Что говорят на российском телевидении о смерти

Что говорят на российском телевидении о смерти
«Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса От эмо до интеллигентного драм-н-бейса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
От эмо до интеллигентного драм-н-бейса

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта

Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта
Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики Ну, типа
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Ну, типа

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной

7 винтажных магазинов Стамбула
7 винтажных магазинов Стамбула Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе
7 винтажных магазинов Стамбула

7 винтажных магазинов Стамбула
Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий» Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года? Хуже монстров здесь только сами люди
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
Хуже монстров здесь только сами люди

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентахФоторепортаж Григория Радченко с протестов

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах Фоторепортаж Григория Радченко с протестов

 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии? Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х
 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?

«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х