Маска, черная туалетная бумага, бар и овца: Кто и как делает иммерсивные спектакли The Village встретился с создателями шоу «Черный русский» и «Вернувшиеся»

Маска, черная туалетная бумага, бар и овца: Кто и как делает иммерсивные спектакли

Мартовской пятницей я спускаюсь в подвал небольшого особняка, где в баре сначала предлагают выпить, а потом женщина в черном властно просит надеть всех присутствующих маски. Дальше меня ждет почти три часа путешествия то ли по выставке, то ли по музею: не заправленные кровати, оставленные на столе в библиотеке чашки и разбросанные украшения на трюмо заставляют задуматься, что хозяева вернутся и будут не рады. Персонажей встречаю чуть позже — они могут дотронуться до плеча, долго смотреть в глаза или увести за собой и запереть дверь. Увлекшись разглядыванием интерьера, опаздываю на оргию, и из-за собравшейся в кружок толпы зрителей мне почти не видно, как в мерцании стробоскопа извивается несколько обнаженных тел. В следующую субботу — опять особняк. Тут людей встречают монашки, в еловом лапнике стоит гроб, кормят черной едой и предлагают водку. Когда посередине небольшого помещения с зеркальными стенами и черными елками меня обнимает Дубровский, я, кажется, уже не понимаю, зачем делаю этот материал.

Несмотря на трудности восприятия жанра, The Village все же разобрался, кто и как делает самые популярные в Москве иммерсивные постановки с бюджетом в десятки миллионов рублей и стоимостью билетов от 5 до 30 тысяч, которые раскупают на месяц вперед.

История

Словосочетание immersive theatre переводится с английского как «театр вовлечения». Здесь зритель становится участником происходящего. С первой минуты актер может вступить с ним в диалог, дотронуться, попросить совершить какое-то действие или поцеловать. Часто (но не всегда) зрителю дается свобода перемещения: он может сам изучать пространство спектакля, а может следовать за персонажами действия. Где-то ему позволяют менять ход события, а где-то — решают, что увидит именно он.

В начале 2000-х каноны иммерсивного театра установила британская театральная группа Punchdrunk. Они создали шоу Sleep No More, взяв сюжетную линию и основных героев из шекспировского «Макбет» и поместив действие в 30-е годы XX века. Посетители в одинаковых белых масках свободно перемещаются в полумраке по пятиэтажному отелю с 90 комнатами, где есть кабинеты, бары и кладбище с маленькими крестами. Периодически на их пути появляются актеры с пластическими этюдами; разговорных сцен в постановке нет. Зрителям запрещено разговаривать и снимать маску.

Спустя десятилетие интерес к иммерсивному театру появился в Москве. В 2014 году Центр имени Мейерхольда выпустил спектакль «Норманск», в котором публика ходила по городу, населенному детьми индиго и странными мокрецами. В 2015-м горожан пригласили надеть наушники и прогуляться по улицам, заглянув на кладбище, в монастырь и метро — это был спектакль-променад Remote Moscow.

Но говорить о буме иммерсивного театра стали только через год, когда запустился спектакль «Черный русский» и шоу «Вернувшиеся» — раньше в России театральных коммерческих проектов подобного жанра и масштаба не было. Судя по тому, что у обеих команд уже есть планы новых постановок, дело оказалось выгодным. Попробуем разложить спектакли двух команд на составляющие.

Идея

«Вернувшиеся»

Создатель шоу «Вернувшиеся» — хореограф Мигель, он известен по судейству на телешоу «Танцы». Приехав в Нью-Йорк, он сходил на Sleep No More восемь раз. «После первого раза я завис на три дня, потому что был в шоке от жанра и того, какие возможности открываются для меня как режиссера. Эта свобода настолько прошибает границу между зрителями и персонажами, что все они начинают впадать в какую-то непонятную игру для самих себя. Наблюдать за этим невероятно», — вспоминает он.

«Черный русский»

Дарья Золотухина и Елена Новикова, создатели «Черного русского», познакомились, работая с «Мастерской Брусникина», и загорелись общей идеей — спродюсировать проект, не похожий на другие иммерсивные шоу. «Мы задумали проект и решили изучить жанр и индустрию. Почти месяц мы провели в Нью-Йорке, каждый день посещая различные шоу site-specific формата, то есть те, которые проходят в нетеатральном пространстве. Мы побывали на спектаклях в заброшенных ангарах, в госпитале, на вымышленном гавайском курорте, в парке, в отеле 20-х, в русском кабаре XIX века, — рассказывает Дарья. — Не раз видели и Sleep No More, и наш любимый иммерсивный спектакль Then She Fell по мотивам писем Льюиса Кэрролла».

Вернувшись в Москву, девушки обратились к Максиму Диденко за рекомендацией: хотели найти режиссера и хореографа — в иммерсивном жанре большой фокус делается на работу с телом. Идея так понравилась Диденко, что он сам захотел стать режиссером проекта. «Перед нами не стояла задача сделать массовое коммерческое шоу, нам был интересен продукт на стыке современного театра и качественного городского интертейнмента. Именно поэтому над спектаклем работала именно театральная команда», — отмечают создательницы.

Сюжет

«Вернувшиеся»

Journey Lab, с которыми Мигель договорился о сотрудничестве, к тому времени уже выпустили в Нью-Йорке небольшой спектакль с бюджетом в 3 тысячи долларов. Это был собственноручно написанный приквел «Привидений» Генрика Ибсена — семейной драмы дома Алвингов с периодически возникающими в нем призраками из прошлого, душевными страданиями и трагическими судьбами героев. В Москве было решено ставить саму пьесу.

Получился спектакль без сцены, где зритель сам решает, что делать в старинном особняке на протяжении нескольких часов: можно сидеть в одной комнате, можно выбрать героя и попытаться понять его сюжетную линию, можно двигаться хаотично и стараться застать как можно больше моментов. В шоу — 240 сцен, которые проходят параллельно на протяжении двух с половиной часов, поэтому все увидеть невозможно.

«Черный русский»

Дарья Золотухина и Елена Новикова выбирали между «Опасными связями» Шодерло де Лакло, сказками Гофмана и «Маскарадом» Лермонтова. Но Максим Диденко и драматург Константин Федоров предложили «Дубровского». «Это, с одной стороны, школьная программа, то есть знакомый всем материал, а с другой — произведение, которое отлично проецируется на современные реалии. Здесь есть и любовь, и интрига, и кровавая развязка», — говорят авторы проекта.

В спектакле «Черный русский» три сюжетные линии — при входе в особняк каждому выдается маска оленя, совы или лисы. Маска определяет, каким маршрутом — Маши, Троекурова или Дубровского — пройдет зритель. Три маршрута — три разных набора сцен с общим финалом.

Актеры

«Вернувшиеся»

Искать актеров для шоу начали примерно за полгода до премьеры. Мигель рассказывает, что боялся «трудностей перевода, которые могли возникнуть между иностранной командой и российскими актерами». Через месяц после знакомства Миа и Виктор прилетели в Россию.

На кастинг театрального проекта от Мигеля пришло 900 человек. Среди них были профессиональные актеры, танцовщики и медийные лица, хотя никаких подробностей о шоу тогда не раскрывали. «Для начала мы заставили их 40 минут ходить по комнате — это немного отличалось от того, что требуют на обычных кастингах. Нам было важно увидеть, насколько естественными они могут быть», — рассказывают продюсеры. В результате нескольких туров кастинга выбрали 25 человек.

После кастинга началась неделя тренингов с еще более странными заданиями. Так, три дня подряд актеры по несколько часов сидели в запертой комнате. Продюсеры утверждают, что с помощью этих упражнений смогли «вытащить из них внутренние переживания и составить психологические портреты героев». Сами репетиции длились два с половиной месяца.

«Американцы поделились с нами самым ценным для этого спектакля, жанра и вообще бизнеса — технологией почти математического расчета спектакля и актерскими техниками, которые в нашей стране не практикуются», — говорит Мигель. Еще один продюсер шоу, Тимур Каримов, добавляет: «Каждый актер здесь главный. Режиссеры учили их завораживать, тянуть за собой людей при помощи взгляда или пластики». Рассказывать детали особенных технологий создатели не спешат — «Это как если бы вы увидели сложный фокус, посмотрели на его секреты и сказали: „Да ну вас, я и сам так могу“».

Особенность спектакля в том, что роли в нем не закреплены за конкретными артистами. Есть основные персонажи, каждого из которых дублируют два актера, и так называемый стафф — роли слуг и горничных. Сегодня актер может играть центральную роль Освальда Алвинга, а завтра — одного из слуг.

У каждого героя есть своя линейка сцен в спектакле, в части которых он пересекается с другими персонажами. «Это непрерывное действие каждого актера. Только у него нет кулис, в которые можно спрятаться, умыться, переодеться, выдохнуть и снова войти в спектакль», — рассказывают организаторы.

«Черный русский»

Со многими артистами, которые пришли на кастинг «Черного русского», продюсеры были знакомы, многие хотели поработать с Максимом Диденко, кого-то привлекал экспериментальный проект. Кастинг вели продюсеры, режиссер, хореограф и композитор. Каждый давал задание артистам: прочесть прозу, спеть или поучаствовать в пластическом этюде.

В труппу вошли 45 человек — актеры «Гоголь-центра», «Практики», Театра Вахтангова, «Мастерской Брусникина» и других репертуарных театров на время стали главными героями «Дубровского» и слугами дома Троекуровых, которые помогают зрителям ориентироваться в пространстве. Закрепленных за ролью в спектакле нет: роли Маши и Дубровского делят между собой пять актрис и четыре актера, а один человек может исполнять несколько партитур. Спектакль играется от 10 до 14 раз в неделю, многие актеры совмещают иммерсивный проект с другой театральной работой — гибкость в составе и ролях тут необходима. «Это распространенная практика, в том же Sleep No More каждый артист знает и регулярно играет две роли, чередуя их: одну — физически более сложную, изнурительную, другую — более легкую. Это балансирует физическую и эмоциональную нагрузку», — рассказывает Елена Новикова.

Десятичасовые репетиции шли шесть дней в неделю, они длились полтора месяца, а весь процесс создания шоу занял больше полугода. «Максим и хореограф Женя Кулагин — фанаты жесткой физической дисциплины, и в этом смысле у артистов не было поблажек», — рассказывает Дарья. Каждый день начинался с традиционной пятиминутной планки и отжиманий — так актеры учились быть выносливыми. «У нас в спектакле Дубровский прыгает на кровати-батуте — за два-три спектакля это несколько сотен прыжков, Троекуров дерется с медведем, а Дефоржи делают сальто в движении», — добавляет она.

Еще одно важное умение — психологическая работа со зрителем. От актеров требовалось научиться сканировать его эмоциональное состояние: в иммерсивном жанре сценарий взаимодействия актера и зрителя зачастую зависит от реакции последнего, поэтому ее нужно быстро считывать.

По приглашению российской команды один из создателей нью-йоркского иммерсивного спектакля Then She Fell Том Пирсон провел мастер-класс для актерского состава. «В таком жанре эмоциональная нагрузка в разы сильнее, чем в обычном спектакле: каждый может посмотреть тебе прямо в глаза, взять за руку, что-то сказать. Том практикует со своими артистами специальные медитативные техники, потому как играть сотни спектаклей, безусловно, не просто. В его труппе есть актриса, сыгравшая более тысячи шоу», — говорит Елена Новикова.

Помещение

«Вернувшиеся»

«Нам нужно было найти помещение с историей: чтобы чувствовался запах паркета и половицы скрипели. Это должен был быть дом, в котором реально могла бы жить семья Алвингов», — говорит Тимур Каримов.

Помещение должно было подходить «Вернувшимся» по нескольким критериями: быть не на виду, иметь сложную организацию комнат и определенную зональность, чтобы зрители как можно дольше ориентировались в пространстве. Такое в итоге нашлось в Дашковом переулке. В четырехуровневом особняке 1926 года с подвалом, чердаком и множеством комнат до этого находился банк. «В Sleep No More можно запросто обнаружить посередине президентского люкса огромную оцинкованную трубу вентиляции. Мы же избавились от всего, придавая месту атмосферу начала ХХ века. Нас ограничивал только закон, поэтому из инородных объектов остались пожарная сигнализация и видеонаблюдение. А вы знали, что в России нет ни одного сертифицированного пожарного датчика не белого цвета?», — говорит Тимур.

«Черный русский»

О проблемах Sleep No More знают и продюсеры «Черного русского»: «Мы дружим с командой Punchdrunk и знаем, что они не могут перезапустить Sleep No More в Лондоне уже несколько лет, потому что не находят подходящую недвижимость. В иммерсивном театре постановка чаще всего все начинается с помещения».

Особняк в Малом Гнездниковском переулке, который арендуют для «Черного русского», отреставрировали по изначальным эскизам архитектора, здание сохранило все детали. Менять потолок, стены и лестницу в процессе монтажа запрещалось, но создателям спектакля удалось переоборудовать место под свою задумку: они установили свет, звук, подвесные проекторы и объемные статичные декорации.

Сделать в особняке качественные проекции было одной из самых сложных задач. «Мы хотели получить картинку 360 градусов и специально приглашали специалиста из Берлина, чтобы синхронизировать 20 проекторов и вписать это в антураж особняка», — рассказывают создатели.

Декорации

«Если это обои, то они должны соответствовать, если краска, то из того времени, и должна точно также пахнуть. „А была ли тогда краска такого оттенка?“, „А кто красил?“, „А давайте разберемся?“ — эти вопросы мы могли обсуждать часами», — рассказывает Тимур Каримов. На подготовку помещения и производство декораций понадобилось 29 дней и 50 % всего бюджета шоу.

Реквизит искали на барахолках Москвы и Питера, что-то заказывали на аукционах в США и Великобритании. «Спектакль идет уже три месяца, а мы до сих пор докупаем реквизит. Нам хочется, чтобы люди, приходя на шоу во второй и третий раз, находили для себя что-то новое», — говорят продюсеры.

За все время, что идет спектакль, не произошло ни одной кражи реквизита. Причина — в налаженном контроле и видеонаблюдении: «Иногда люди берут в руки вещь и начинают как бы незаметно теряться по комнатам, будучи уверенными, что их никто не видит. Но когда вещь уходит, люди в черных масках, следящие за ходом шоу, сообщают об этом друг другу. И вот, в финале спектакля, когда человек думает, что затерялся в толпе, а маленькая книжка и исторические очки спрятаны в кармане, к нему подходят и говорят: „Будьте добры книжечку и очки“. И он не понимает, как так получилось».

«Черный русский»

Cценографию и статические инсталляции для «Черного русского» придумала художник Маша Трегубова, автор художественных решений «Алисы» в БДТ имени Товстоногова, «Манон Леско» в Большом театре и «Мефисто» в МХТ имени Чехова. «Наш подход кардинально отличался от известных иммерсивных постановок. В Sleep No More воссоздана абсолютно кинематографичная реальность: можно все потрогать, заглянуть в шкафчики, написать письмо за старым винтажным столом 20-х годов. Мы же изначально хотели создать очень театральную реальность, построенную на образах, метафорах, у нас не было задачи погрузить человека в кино», — говорит Дарья.

Часть видеоконтента — одной из самых важных составляющих сценографии — команда снимала сама. Для этого пришлось провести неделю в лесу под Петербургом. А кульминацию спектакля — видеопроекцию брызг крови, которые разлетаются по светлым стенам особняка, — снимали в студии в Москве.

Реквизит, как и у «Вернувшихся», стал одной из самых затратных статей бюджета спектакля. В каждом показе используется много невозвратного реквизита: пиротехника, сено и свежий лапник, селективные парфюмы, которые распыляют в комнатах, черная туалетная бумага. Животные — гусь, овца и поросенок — тоже приезжают на каждый спектакль.

Координация

«Вернувшиеся»

Во время каждого шоу режиссеры координируют движения зрителей, действия черных масок, контролируют, чтобы никто не фотографировал, не снимал маску и не разговаривал. «Спектакль — это такой часовой механизм, где все рассчитано до миллисекунды. Если мы где-то опоздаем, то все сразу же пойдет не так», — говорят продюсеры. Тимур Каримов рассказывает, что в особняке установлено 86 видеокамер — «как будто мы находимся в Центробанке». За видео следят пять человек, которые работают по таймкоду. «Даже наши актеры не понимают всей структуры спектакля. В control room перед началом спектакля можно услышать: „Пять секунд до старта, черные маски пошли, три, два, один, музыка, зрители пошли“. Это невероятно, потому что, кажется, мы управляем большим космическим кораблем. За весь вечер наш радиоэфир не умолкает дольше чем на 15 секунд», — рассказывает он.

«Черный русский»

Команда спектакля состоит из 70 человек — артисты, гримеры, костюмеры, звукорежиссеры, видеоинженеры, фониатр, хормейстер и другие.

Координатор всех цехов во время действия «Черного русского» — помощник режиссера Полина Мирошниченко, которая не пропустила ни один из 300 показанных спектаклей. Именно она дает финальную отмашку звуковикам, виджеям и артиcтам: подсказывает, когда Спицыну начинать петь, а трупу Дубровского-старшего — появиться в гробу. «У нас очень четкий тайминг, так как параллельно идут три сцены в разных пространствах, а действия заканчиваются и меняются синхронно», — отмечает Елена Новикова.

Во время спектакля работают четыре костюмера, которые сопровождают артистов на протяжении всего шоу, готовя их к последующим сценам. Самое длинное переодевание длится около минуты — Машу Троекурову облачают в свадебное платье с огромным шлейфом. В финальной сцене участвует пиротехник — теряясь в толпе, он на самом деле управляет выстрелами с пульта.

Билеты

«Вернувшиеся»

На каждое шоу продается 220 билетов по 5 тысяч рублей. Продюсеры шоу сравнивают цену билета с тем, что надо заплатить за первый ряд партера ведущего московского театра, и находят ее приемлемой. Также существует особая категория билетов VIP за 30 тысяч рублей — их всего шесть на каждый спектакль, и они дают определенные привилегии: зрители надевают маски другого цвета, ожидают шоу в отдельном баре с неограниченным количеством алкоголя и получают гарантированный personal experience — момент спектакля, когда зритель остается один на один с актером. После шоу Мигель любит присоединиться к обсуждению увиденного в VIP-баре: «Нам очень нравятся люди, которые покупают такие билеты. Сначала мы боялись, что зацепим новых русских, но к нам приходят музыканты, бизнесмены, театралы, которые путешествуют по всему миру», — рассказывает он.

Премьера шоу состоялась 1 декабря. Изначально было запланировано провести 50 показов, но в марте шоу продлили еще на два месяца. Изменившиеся планы объясняют высоким спросом аудитории, хотя сначала создатели хотели заставить публику «выйти из-за стола с чувством легкого голода».

Название шоу в каком-то смысле отражает надежды продюсеров. Люди часто возвращаются, купив билеты во второй раз. «Мы знаем, что один человек был у нас 16 раз. Люди приходят повторно и сидят в одной комнате, нюхают реквизит или придумывают себе персонажей и играют спектакль, который уже никак не относится к нашему произведению. Один раз зритель, пришедший в особняк во второй раз, неожиданно подошел к незнакомому человеку и обнял его. Так они простояли всю сцену, а когда музыка закончилась, он убрал руки и исчез», — рассказывает Тимур.

«Черный русский»

На счету команды «Черного русского» 302 спектакля. Их посмотрели около 24 тысяч человек; по данным продюсеров, около трети посетителей пришли повторно. «Есть и ядро фанатов шоу, которые возвращались уже более пяти раз, а самый преданный зритель видел спектакль 11 раз и придет на заключительное шоу», — говорит Елена Новикова.

Стоимость билета на «Черного русского» — 5 900 рублей. Но если спрос на конкретную дату высок, последние билеты распродают дороже — по 7,5 тысячи рублей. На ценообразование влияют расходные материалы: каждому зрителю дарят маску (ее закупочная цена — 600 рублей) и угощают (на столе стоят стопки водки, пельмени с чернилами каракатицы, бутерброды с кровяной колбасой, виноград и другие угощения).

Изначально организаторы не были уверены в потенциале продаж и хотели завершить шоу в конце декабря 2016 года, но потом продлили его до конца апреля. Елена Новикова говорит, что сейчас продюсеры заняты подготовкой новых проектов, и это сложно совмещать с операционной деятельностью спектакля и управлением командой из 70 человек. «Мы на самом деле уходим сейчас безвозвратно, это не маркетинговый ход», — подчеркивает она.

Продвижение

«Вернувшиеся»

«Было очень сложно объяснить, что такое иммерсивный театр. Мы шли через параллели, сравнивая себя с сериалом „Твин Пикс“, организовывали предпремьерные показы, на которых объясняли, почему не выдаем программки, заставляем надевать маски и не оглашаем актерский состав», — рассказывает Дарья Волкова из «Команды+1», которая занималась продвижением проекта.

PR-кампания началась с тизера и нескольких промофотографий. Их распространяли в Facebook и Instagram в аккаунтах с большой аудиторией — суммарный потенциальный охват был равен 60 миллионам. После выхода тизера шоу стало участником театрального фестиваля NET, войдя в основную программу.

«Мы общаемся с людьми, которые приходят на шоу, помогаем сформировать впечатления. И в итоге 99 % негативных отзывов превращаются в позитивные, — говорит Мигель. — Как-то раз я стоял на улице, когда, не дождавшись окончания шоу, из особняка вышла пара. Я спросил у них, почему они не дождались финала. „Да что-то как-то непонятно, мы ходили-бродили, но никаких впечатлений нет“. Оказалось, что они пошли против правил с самого начала и, вместо того чтобы разделиться, ходили везде за ручку. Я им за пять минут объяснил, как они должны зайти туда заново. После этого они вышли с совсем другими впечатлениями».

«Черный русский»

Основная задача продвижения подобного проекта, по мнению создателей «Черного русского», — обеспечить мощное сарафанное радио. «Те же правила дома Троекуровых, которые мы высылаем на e-mail вместе с билетом, — очень мощный PR-инструмент. Люди делятся таким контентом в соцсетях, цитируют их. Так продукт продает сам себя», — рассказывает Дарья.

В начале декабря команда спектакля сняла клип с Равшаной Курковой и Максимом Виторганом, записала саунд-трек к спектаклю и выпустила его на iTunes. «PR-охват этого релиза был в принципе сопоставим с PR-волной на запуске проекта», — отмечает Дарья.

Бюджет

«Вернувшиеся»

Стоимость проекта продюсеры «Вернувшихся» не называют. «В этом тоже часть секрета. Мы проделали много работы по оптимизации расходов и не хотим делиться информацией с потенциальными конкурентами. Кто-то скажет: мне хватит 200 миллионов, чтобы это сделать, кто-то скажет про 25 миллионов. Пускай гадают», — говорит Тимур Каримов.

«Черный русский»

Стоимость постановки «Черного русского» составляет 45 миллионов рублей. Часть этих средств — меценатские, часть — личные, а часть инвестировал партнер проекта Алексей Зайцев, владелец металлургической компании «А ГРУПП». На вопрос, почему они с такой легкостью открывают цифры проекта, продюсеры отвечают: «У нас нет господдержки, за нами не стоят медиахолдинги или большие игроки entertainment-индустрии, но при этом нам удалось реализовать успешный кейс и открыть новую нишу. Бизнес-изданиям интересны цифры, а нам интересны люди бизнеса, вдохновляющиеся искусством». Выручка за четыре месяца составила 82 миллиона рублей, окончательные финансовые итоги еще не подведены.


Что будет дальше?

Мигель

«Три года назад мы начинали проект, связанный с танцами в России. На сегодняшний день мы превратили этот рынок в индустрию: огромное количество людей стали зарабатывать на этом большие деньги, а обыватели всей страны теперь могут отличить хип-хоп от вога. Тут та же история.

Меня удивляет, когда журналисты говорят о буме иммерсивного театра в Москве. Мы всего четвертый такой проект в мире. Нам хочется создать здесь точно такой же культовый проект, как Sleep No More, и все равно остаться эксклюзивом.

Сейчас мы готовим новую постановку вместе с Journey Lab, точнее с Мией и Виктором, потому что за прошедшие полгода другие члены их команды отсеялись. Нам очень важно занять с этим форматом место в голове каждого зрителя, который у нас уже побывал и который еще не побывал. Если это получится, то будет уже неважно, что какой-то конкретный проект спустя время перестанет быть востребованным».


Дарья Золотухина

«Если честно, мы уже немного устали от слова „иммерсивный“, точнее от его повсеместного использования. Когда накануне запуска проекта мы думали над тем, стоит ли вообще использовать это слово, в русскоязычном интернете оно встречалось всего в двух-трех статьях. А сейчас иммерсивность везде: в квестах, ужинах, концертах.

Конечно, понятия иммерсивности очень широкие. В Нью-Йорке и Лондоне есть множество именуемых иммерсивными постановок, и все они разные: где-то зритель бродит сам по огромным ангарам, где-то его ведут и приказывают, куда идти, где-то он остается один на один с психоакустической аудиозаписью в черной комнате и на него капают капли дождя с запахом ванили. Наверное, это прежде всего свобода выбора зрителя, свобода выбора реакции на происходящее.

Любая следующая постановка будет отличаться материалом — Пушкин, Шекспир, Ибсен, Стругацкие... Это же разные миры. И наверняка и синтезом разных жанров: где-то в фокусе музыка и вокал, где-то хореография и видеоарт, и все это в иммерсивном контексте».


Почему проекты оказались коммерчески успешными

Антон Хитров

театральный критик

«За последние два года одних только коммерческих (я подчеркиваю —коммерческих) иммерсивных спектаклей в Москве появилось пять штук. О каждом из них можно говорить как о факте искусства, притом что львиная доля коммерческого театра в России — комедии категории „B“. Получается, иммерсивный театр настолько интересен зрителям, что способен обеспечивать себя сам, без помощи государства (а независимость — это здорово, особенно при сегодняшней культурной политике). Почему? Мне кажется, это влияние интернета и видеоигр: они воспитали пользователя, который привык принимать решения сам, а на следовать за рассказчиком. К тому же, чтобы выжить в мире кино и сериалов, театру нужно предложить вам нечто такое, чего не могут предложить другие виды искусства: в иммерсивном спектакле этим „нечто“ будет прямой контакт с артистом или другим зрителем».


Федор Елютин

импресарио, проекты Remote Moscow, твоя_игра

«Раньше был Twitter с 140 знаками, потом картинка в Instagram, теперь видео в формате Stories. Театр тоже не стоит на месте, и интерактивность — то, куда мы движемся, хотя в Европе и Штатах этим уже никого особо не удивишь.

В свое время я подглядел такой проект в Авиньоне и привез в Москву. Мое внимание сложно удержать трехчасовой оперой, где плотность фактов настолько мала, что засыпаешь через полчаса. Думаю, что классическую оперу будет все сложнее и сложнее продать.

Те люди, которые увидели эти изменения, в том числе создатели „Черного русского“ и „Вернувшихся“ — молодцы. Они заставляют людей покупать билеты по 5, 7 и 30 тысяч рублей. Если люди платят и им нравится, я только рад.

„Интерактивный“, „иммерсивный“, „театр-променад“ — просто жонглирование понятиями. Главное, чтобы это было интересно и увлекательно. Если режиссеру и его команде удалось сделать так, чтобы человек что-то почувствовал, то это успех. А что это было — иммерсивный театр или нет — неважно. Мы называемся это experience.

Москва — огромный город. Она все время требует новых впечатлений и эмоций, поэтому творческие продукты живут здесь два-три года. Я думаю, что уже этой весной шоу а-ля „Вернувшиеся“ с особняками и подобными историями будет больше. И чем больше эта тема будет развиваться, тем больше людей узнают об иммерсивном театре. А зрителя хватит всем».



Фотографии: обложка, 4, 8, 10, 12, 14, 16 – Игорь Матей / Иммерсивный спектакль "Вернувшиеся", 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 – Иван Гущин / Иммерсивный спектакль "Черный русский", 2, 6, 18 – Михаил Медведев / Иммерсивный спектакль "Вернувшиеся"

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут актёры
На что живут актёры The Village узнал, сколько зарабатывает молодой актёр московского театра и на что он тратит деньги
На что живут актёры

На что живут актёры
The Village узнал, сколько зарабатывает молодой актёр московского театра и на что он тратит деньги

Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии 20-летних
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии 20-летних Что готовят брусникинцы в их первой постоянной резиденции и зачем москвичи ходят в театр?
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии 20-летних

Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии 20-летних
Что готовят брусникинцы в их первой постоянной резиденции и зачем москвичи ходят в театр?

Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский»
Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский» Длинные косы и шипованные каблуки на премьере ожидаемой постановки Максима Диденко
Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский»

Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский»
Длинные косы и шипованные каблуки на премьере ожидаемой постановки Максима Диденко

Молодые российские артисты, за которыми стоит следить
Молодые российские артисты, за которыми стоит следить Новые лица кино и театра
Молодые российские артисты, за которыми стоит следить

Молодые российские артисты, за которыми стоит следить
Новые лица кино и театра

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Евгений всюду ищет мины

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды

Первая полоса

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику

Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику
Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь Слушать «Нервы», «Пошлую Молли» и закупаться на благотворительном маркете
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Слушать «Нервы», «Пошлую Молли» и закупаться на благотворительном маркете

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам Как — читайте в гиде The Village по волонтерству
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Как — читайте в гиде The Village по волонтерству

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава

Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава
Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»

На компанию впервые подали в суд за увольнение

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»
На компанию впервые подали в суд за увольнение

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

обновлено

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»
А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити

Как будет выглядеть новый небоскреб?

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити
Как будет выглядеть новый небоскреб?

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной

Проверьте, доставляют ли их в ваш город

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной
Проверьте, доставляют ли их в ваш город

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»

Что теперь грозит школьникам?

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»
Что теперь грозит школьникам?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»

Почему?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»
Почему?

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком

(*признан властями иностранным агентом)

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком
(*признан властями иностранным агентом)

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе

Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе
Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Как стать волонтером в Ереване
Как стать волонтером в Ереване И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам
Как стать волонтером в Ереване

Как стать волонтером в Ереване
И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей

Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей
Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован

Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован
Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад? В Турции, Грузии, Армении и Сербии
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
В Турции, Грузии, Армении и Сербии

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей

Вы тоже можете прислать свою историю

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей
Вы тоже можете прислать свою историю

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Что делать в Москве и Питере в декабре? Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»
Что делать в Москве и Питере в декабре?

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»

Почему?

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»
Почему?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина

Кто в этом виноват?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина
Кто в этом виноват?

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ

Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ
Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%

Почему подорожали цитрусовые?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%
Почему подорожали цитрусовые?

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе

Доброго понедельника!

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе
Доброго понедельника!

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат

Где он сейчас?

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат
Где он сейчас?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет

Сколько это может стоить?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет
Сколько это может стоить?

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники

И предложили альтернативу

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники
И предложили альтернативу

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»

В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»
В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»

Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»
Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году
Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

обновлено

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат
Где они находятся сейчас?

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»
Что говорят об этом сами активисты?

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов
Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

В России появятся казачьи факультеты
Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ
Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

Официанты и бармены остались без работы
Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Можно ли отказаться идти на войну через суд?
Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?