Как работают в разных странах Английские мыши, американский декрет, эфиопский календарь и запрет на оружие в офисах ЮАР

Пятидневная трудовая неделя, нахождение в офисе с девяти до шести, традиционный новогодний корпоратив и начальники, которые звонят по ночам, — все это вполне привычные вещи, когда ты работаешь в России. Мы решили узнать, как проходят трудовые будни в других странах, и спросили об этом несколько человек, которым довелось поработать по всему миру.
США
Ирина Назарова
Директор по маркетингу Brain Scientific, работает с нью-йоркской скоростью и не носит обувь на каблуках
Я заметила, что демократичный подход к управлению в США намного популярнее, чем в России, где все еще существует позиция «я начальник, и поэтому я знаю лучше и все должны меня слушаться». Я работала в нескольких американских компаниях, в том числе и на фрилансе, и нигде не замечала такой позиции руководства. Если это твоя часть работы или ты являешься экспертом в определенной области, то тебя спрашивают, выслушивают, интересуются твоим мнением и учитывают его.
В Нью-Йорке все нужно делать очень быстро. Вначале мне даже приходилось сложновато: я привыкла тратить время на обдумывание вопроса, а не кидаться все делать сразу. Но, поработав здесь, я приспособилась к этому темпу: например, на все входящие сообщения я стараюсь отвечать в течение 12 часов, а если не успеваю, то обязательно информирую людей, что это займет определенное время. Задачи, которые раньше отнимали у меня целый день, теперь решаются в два раза быстрее. Из-за привычки все делать быстро здесь начинают работать без договора: никто не ждет, когда ты подпишешь все бумаги; как только ты понял, что тебе интересен продукт, созваниваешься с партнерами — и можно приступать. Таким скоростям удивляются даже в других частях США. Я часто бывала в Новом Орлеане, и там мне говорили: «Нет, давайте помедленнее, мы здесь не работаем как сумасшедшие, как вы там в Нью-Йорке!»
Здесь, если тебе звонят, чаще всего это означает, что случился какой-то форс-мажор
Почти все, даже основатели и руководители компаний, пользуются общественным транспортом, а не личными автомобилями. Дресс-код есть далеко не везде, может, в банках и нужен, но я работаю в медицинском стартапе и вижу очень много врачей и людей из индустрии, которые не носят костюмы и туфли на каблуках. Я сама от них отказалась, потому что это неудобно. Для коммуникаций все предпочитают электронную почту, а все телефонные звонки планируют заранее. Здесь, если тебе звонят, чаще всего это означает, что случился какой-то форс-мажор.
У многих в Нью-Йорке есть вторая работа, и даже не из-за цен в городе. Днем здесь можно заниматься чем-то серьезным в офисе, а вечером — чем-то для души. Я знаю продюсера на телевидении, который по вечерам выступает как стендап-комик, экономиста, параллельно ставшего художником со своей студией и регулярными выставками, профессора математики в Нью-Йоркском университете, организовавшего беговой клуб.
Отпуск по уходу за ребенком для родителей здесь очень короткий. Моя подруга недавно родила ребенка, и ей уже прислали письмо: «Ваши четыре месяца истекли, выходите на работу скорей!» Четыре месяца — это еще хороший декретный отпуск, столько дают в крупных серьезных компаниях, где заботятся о сотрудниках, а так обычно отпускают всего на полтора или два месяца. Я читала, что в Нью-Йорке очень мало работающих мам, и это совсем не удивительно. Кто-то даже увольняется, потому что даже четырех месяцев недостаточно.
Великобритания
Аня Павлова
Руководитель отдела по маркетингу и корпоративным коммуникациям, работала в Англии и привыкла к обедам на улице и мышам
Люди в Англии очень четко соблюдают границы, меньше лезут с советами и не предлагают помощь, пока не попросишь. Если ты забудешь на столе кружку, ее никто не тронет, даже когда из оставшейся заварки вырастет целый гриб. Как-то у нас из-за оставленного кем-то хлеба в офисе завелись мыши (их вообще в Лондоне очень много). За мышами все бегали, но полку, где лежал хлеб, так и не вскрыли, пока хозяйка не вернулась из отпуска. В опенспейсе не принято громко разговаривать при коллегах. Для этого бронируют переговорные или уходят на кухню.
Каждый сотрудник проходит ежеквартальный ассесмент по системе 360 градусов: начальство, подчиненные, сотрудники других подразделений дают оценку работе, достижениям и качествам человека. Сначала такая регулярная оценка вызывает агрессию, но, когда привыкаешь, понимаешь, что плохой проект или даже квартал не означают, что лично я плохая. К тому же в такие моменты всегда ощущаешь поддержку своего отдела, своей команды.
Все вопросы профессиональных коммуникаций запротоколированы. Например, руководитель обязан давать тебе обратную связь по выполненному заданию, и ее можно официально затребовать, если он этого не сделал. Бывает такое, что сотрудник регулярно выполняет какие-то действия и не получает комментариев, а потом на ассесменте эти действия обсуждают как недостаток. В этом случае можно обратиться в HR-департамент с жалобой на плохие управленческие качества руководителя.
Каждую пятницу все или отправляются в паб, или в самом бизнес-центре организовывают кейтеринг на первом этаже
Похвала за выполненную работу — это норма, даже если ты едва справляешься со своими обязанностями. Развитие персонала происходит только через «позитивное подкрепление», а негативные оценки передаются через так называемый сэндвич (местные еще говорят «shit sandwich»): сначала тебя хвалят, потом говорят что-то плохое, потом снова хорошее. Акценты обычно ставят на хорошее, а плохое просто проговаривают, не слишком заостряя на нем внимание. Когда это ассесмент, негатив фиксируют, чтобы в следующий раз вернуться к этому вопросу и убедиться, что ты вырос над собой.
Большое внимание уделяют корпоративным посиделкам. Каждую пятницу все или отправляются в паб, или в самом бизнес-центре организовывают кейтеринг на первом этаже. Обедают многие рядом с офисом. В Лондоне практически любой кусок городского пространства засаживают деревьями и кустарниками, потому в теплое время года (и даже до тех пор, пока не становится предельно холодно) люди c едой навынос сидят на траве в парке. Вообще все стараются хотя бы на полчаса выйти на улицу в течение рабочего дня. Практически каждый бизнес-центр оборудован душевыми и велопарковками, поэтому 70 % сотрудников либо приезжают на велосипедах, либо прибегают на работу.
Эфиопия
Вадим Гауптман
Основатель и Chief Inspiration Officer в E-Champs, три года жил в Эфиопии по местному календарю
Помимо того, что это Африка — это другая культура и специфический образ жизни, это еще и другой календарь. Здесь в году 13 месяцев, а сутки начинаются не в полночь, а в шесть утра по нашему времени. Новый год в Эфиопии празднуют в сентябре, а самый короткий месяц длится всего пять дней. Например, сейчас там 2012 год, а когда я приехал в 2014 году, мне выдали водительские права, датированные 2007 годом.
Всегда при назначении встречи лучше уточнить, по какому это времени мы договариваемся — по европейскому или эфиопскому, а документы приходится постоянно сверять, чтобы разобраться, где какая дата стоит. Часть ведомств в столице ставят сразу две даты — местную и мировую, но, например, на чеках дата всегда только эфиопская.
Примечательно еще и то, что в Эфиопии нет почтовых адресов, улицы не подписаны, дома не пронумерованы. Почтовый адрес указывают примерно так: 300 метров на север от гостиницы «Хилтон», здание с красной дверью напротив рынка. Если нужно пройти или проехать в конкретное место, лучше спрашивать у людей на улице.
Испания
Алексей Мехоношин
Независимый член правления The May Ltd, обсуждал футбол и пил вино с испанскими коллегами
В Испании никогда не назначайте встречи раньше десяти утра, иначе никто не придет. Будьте готовы к тому, что люди будут подтягиваться в течение минут 20. Конечно, вам придется обсудить результаты футбольных матчей во всех лигах, прежде чем получится перейти к бизнесу. Днем обеденный перерыв в среднем длится примерно два часа.
Важно помнить, что для испанцев сиеста — священное время. Даже не пытайтесь его захватить какими-нибудь деловыми встречами и решением рабочих вопросов. Лучше начать весело обедать совместно с сослуживцами, причем днем допускается даже выпить бокальчик-другой вина. Только в этом случае вы станете своим в коллективе и сможете эффективно взаимодействовать с коллегами.
Ирландия
Андрей Тараканов
Основатель и CEO компании COREX Logistics, привык не спешить вместе с ирландцами
Самое большое отличие работы в Ирландии — это work-life balance. Здесь много тех, кто успешно строит карьеру и тратит на это силы и энергию, но большинство людей в первую очередь хотят уделять внимание саморазвитию, семье, хобби, путешествиям. Многие международные корпорации сейчас открывают свои офисы в Ирландии, и, конечно, они транслируют и несут свою корпоративную культуру. Но ирландские неторопливость, размеренность и спокойствие, помноженные на общемировой тренд по сокращению рабочего времени, все равно накладывают отпечаток. После шести вечера в ирландских офисах вы вряд ли кого-то встретите, а если речь заходит о работе во внеурочное время или в выходные, то у сотрудников это вызывает только серьезные вопросы к работодателю. К тому же государство очень серьезно следит за правами тех, кто работает по найму.
Если вы придете в банк со срочным запросом, к примеру, в понедельник, вам скажут возвращаться не раньше вторника
В взаимоотношениях с коллегами ирландцы никогда не скажут в лоб, если недовольны чьей-то работой. Это похоже на английские и американские компании: тебе будут вежливо улыбаться, намекать, что ты что-то делаешь неправильно, а, например, вместо прямого отказа — изящно игнорировать.
Ритм жизни здесь, безусловно, не сравнить с Москвой или другими крупными мегаполисами. Люди здесь явно не спешат жить, и это здорово. Но к этому надо привыкнуть и быть готовым к неожиданностям. Особенно это касается клиентского сервиса в банковской сфере: если вы придете в банк как представитель юрлица со срочным запросом, к примеру, в понедельник, вам скажут возвращаться не раньше вторника. Правда, потом в ходе разговора выяснится, что речь идет вообще о следующей неделе.
Другие страны
Леонид Башлыков
Руководитель департамента международного развития «Учи.ру», налаживал контакты в Бразилии и Индии
Если вы представляете интересы своей компании в Индии, вы непременно столкнетесь с особенностями местной бизнес-культуры. Успех моей работы зависел не только от качества продукта, но и от готовности налаживать связи с местными органами власти, инфлюенсерами и представителями НКО, и завоевать их поддержку очень сложно. В Бразилии тоже придется показывать чудеса нетворкинга. Без узнаваемости и связей с властями сделать новый шаг в продвижении продукта чрезвычайно сложно. Когда работа тесно связана с правительством, возникнут новые проблемы: кадры на ключевых постах меняются каждые один-два года, и существует риск того, что даже самая надежная договоренность будет расторгнута.
Работая в Индонезии, Вьетнаме и Китае, я отметил главную особенность азиатского рынка: практически ничего не получится сделать удаленно. Легко обмануться общемировой тенденцией к дистанционному общению, но здесь вам придется соглашаться на формат face-to-face. Специфика бизнеса в Азии требует не только готовности работать «в поле» и отправлять сотрудников на личные встречи, но и огромного запаса терпения. Сам запуск продукта в Азии оказался очень трудоемким процессом, который может затянуться. Партнеры из Китая, например, будут ждать актуального и, что важнее, безвозмездного предложения, которое позволит убедиться в серьезности намерений. Только после этого они, может быть, согласятся стать вашим проводником на рынок, без такой поддержки новичкам почти невозможно закрепиться, и наши китайские коллеги об этом знают.
Дарья Ребенок
соосновательница сервиса Grabr, следит за коллегами в США, Бразилии и Аргентине
Наша команда работает из пяти разных стран по всему миру – США, Россия, Испания, Аргентина и Бразилия. Конечно, отношение к работе, work-life balance, социокультурный код сотрудников из разных стран сильно отличается. Например, для аргентинцев отдых и праздники важнее работы. И если кто-то из них перерабатывает, то непременно очень гордится этим и будет при каждом удобном случае напоминать о своих заслугах. При этом, только официальных праздничных дней в прошлом году в Аргентине было 17. Невозможно представить, что кто-то будет работать в такие дни.
А вот для российской команды или бразильцев переработки по собственному желанию – норма. Русские вообще очень похожи по своему отношению к работе и своей прямолинейности на бразильцев. И им часто одинаково непонятны нормы американской корпоративной культуры. Скажем, если компания в США не проводит тренинги по толерантному поведению и харассменту, это странно. Нечто похожее мы проводили и для российской команды, и в Бразилии – везде эти темы вызвали у сотрудников только улыбку.
Американцы охотнее делятся обратной связью по своей работе и взаимодействию с коллегами. Здесь все давно привыкли к исследованиям и регулярным ревизиям персонала, так называемым Performance Review, где сотрудники оценку друг друга. Русские же часто не хотят говорить о ком-то плохо за глаза, или терпят, или жалуются напрямую руководителю, или вообще увольняются. Американцы всегда сначала постараются решить проблему с коллегами лично. Еще американским сотрудникам гораздо сложнее им отменить йогу, игру в баскетбол или выставку собак из-за командного совещания вечером. Работа здесь никогда не должна мешать личным планам.
Макс Нанис
Сооснователь и CEO компании General Research, поработал в 36 странах
Раньше у нас был офис в Лос-Анджелесе, но недвижимость там нереально дорогая, и за те деньги, которые мы отдавали за офис, я мог бы нанять еще двух сотрудников. Присутствовать именно в Лос-Анджелесе нам было не нужно, мы могли общаться онлайн и работать из любой точки мира. К тому же некоторым сотрудникам пришлось специально переехать в Лос-Анджелес и снимать жилье ближе к офису, хотя было бы дешевле работать, например, из Мексики. От офиса мы решили отказаться и некоторым сотрудникам даже оплатили перелеты, чтобы они могли работать из разных точек мира, как настоящие цифровые кочевники. Я сам уже объездил 36 стран и везде работал в местных коворкингах.
Я обычно выбираю коворкинги WeWork. Сами по себе они не сильно отличаются — есть все необходимое, красивый интерьер, но по людям вокруг всегда можно понять, где ты находишься. Например, в Париже все будут в джинсах и футболках, а в Джакарте меня в свитшоте могли бы принять за бездомного. В Индонезии совсем другие стандарты внешнего вида на работе: даже не важно, офис это или коворкинг, принято приходить в костюмах, а надеть на работу шорты просто немыслимо, даже несмотря на жару.
Если в Сан-Франциско в коворкинге нет бариста и стола для пинг-понга, это все, кошмар, работать невозможно. В Испании всегда будет стоять хорошая кофемашина, а в Германии — холодильник с крафтовым пивом
В ЮАР, конечно, очень красиво, но это реально дикое место. На офисных зданиях висят объявления с просьбой не проносить оружие, на окнах в отеле стоят решетки. К тому же интернет там очень дорогой: я заплатил около 55 долларов за сим-карту с лимитом 5 гигабайтов. Потому люди там часто остаются после работы, но не чтобы закончить дела. Просто в офисе или коворкинге интернет всегда быстрый, так что там можно посмотреть фильмы и сериалы на Netflix. В Токио тоже принято сидеть допоздна. Я видел людей, которые прямо в костюмах спали на своих рабочих местах. Они могли так проспать до десяти вечера, а потом просто встать и пойти домой.
Еще в разных точках мира у людей разные ожидания от рабочего пространства. Если в Сан-Франциско в коворкинге нет бариста и стола для пинг-понга, сотрудники технологических компаний из Кремниевой долины скажут: «Это все, кошмар, работать невозможно. В Испании всегда будет стоять хорошая кофемашина, а в Германии почти везде можно найти холодильник с крафтовым пивом.
Года три назад я приехал в Россию и хотел поработать в одном коворкинге в центре. На то, чтобы согласовать все формальности, мне потребовалось около двух часов — нужно было объяснить, кто я такой, зачем я хочу снять здесь место на месяц и подписать кучу бумаг на русском, в которых я ничего не понимал. Тогда это был печальный опыт: приезжая в новый город, я хочу тратить нерабочее время на походы по барам, достопримечательности и всяческие развлечения, а не искать, где поработать с нормальным Wi-Fi.
Сейчас в Москве я работаю в WeWork, мне нравится ходить оттуда в парк Горького. Еще я замечаю и иногда даже фотографирую что-то забавное или странное, что люди делают в офисах. В коворкинге в «Белой площади» я недавно сфотографировал человека, который прямо на рабочем месте устроил себе настоящий ланч с чаепитием. Даже находясь в современном коворкинге, он решил не отходить от русской традиции.
Обложка: BullRun – stock.adobe.com