Воронка непродаж: История одной попытки найти работу Студентка экономического вуза проанализировала итоги двух месяцев поиска работы и поделилась результатами с The Village
Мне 23 года, я иностранная студентка РЭУ им. Г. В. Плеханова с украинским паспортом и белорусским дипломом экономиста. Два месяца назад я начала поиск работы. Не секрет, что из-за квот процедура трудоустройства нерезидентов была весьма непростой. Но с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в законодательстве. Для компаний наём иностранцев упростился, так как теперь соискатель самостоятельно делает патент на работу.
Как позже оказалось, рано было воодушевляться, изменения пока не повлияли на интерес со стороны работодателей. Работу я пока не нашла, но зато узнала много интересного о рынке труда.
О чём я сообщала в резюме
Образование: получила диплом специалиста на факультете международных экономических отношений в БГЭУ, заканчиваю магистратуру по специальности «менеджер» на факультете бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова, также проучилась год в Германии и во Франции.
Иностранные языки: английский, немецкий — свободно, французский — читаю и немного говорю.
Опыт работы: 7 месяцев.
Искомые позиции: стажёр, ассистент менеджера, ассистент отдела, менеджер по закупкам, менеджер ВЭД, менеджер по продажам, аналитик.
Своё резюме я рассылала по e-mail в HR-отделы компаний и также использовала карьерные разделы на корпоративных сайтах, Facebook, LinkedIn и Hh.ru.
Воронка для найма
Поиск работы — это своеобразная продажа, когда ты ищешь покупателя своих навыков, знаний. Как и в продажах, здесь можно составить воронку, позволяющую оценить, сколько компаний отпадает на разных этапах найма. Для систематизации этого процесса я составила в Excel сводную таблицу из 30 столбцов, в которую попали 167 компаний. Я внесла туда участников рейтинга «100 лучших работодателей России 2014», а также крупнейшие интернет-магазины, логистические, FMCG- и IT-компании. Уже при первичном анализе некоторые компании отвалились: выяснялось, что компания или сфера деятельности мне всё же неинтересны или нет подходящих вакансий.
Мой эксперимент длится уже два месяца. Я потратила около 90 часов чистого времени на запросы в компании: коммуникации с 543 HR-менеджерами, тесты и интервью. Всего я прошла три тестирования и три собеседования. Пока предложений по работе так и не поступило, но в двух компаниях я ожидаю второго этапа собеседований.
Эффективность каналов поиска
Во время моих поисков одной из главных задач было найти «волшебную пилюлю», то есть наиболее эффективный канал связи с компаниями. На первом месте по количеству ответов на мои запросы оказался LinkedIn (отсюда пришло 61 % ответов), на втором — электронная почта HR-отделов (27 %), наименее эффективными оказались Facebook с 7 % и сайт HeadHunter с 5 %. Я откликнулась на 238 вакансий компаний на сайте и получила лишь три ответа. Причём это были не приглашения на собеседование, а просьбы заполнить анкеты на корпоративном сайте. Более половины моих откликов на HeadHunter не были просмотрены вовсе. В связи с этим создалось впечатление, что сайт по большей части является витриной с вакансиями, а не инструментом для поиска специалистов.
Интересна скорость ответа компаний на мои запросы. Лишь десять компаний ответили в тот же день, среди них — Mail.ru, Danone, Сaterpillar, Heinz, Otto Group, Ostin и банк Тинькова. Более 20 дней потребовалось на обратную связь от четырёх компаний — МТС, British American Tobacco, BMW Group и General Electric.
Так как больше всего ответов пришло через LinkedIn, то хотела бы поделиться парочкой полезных лайфхаков. Не всегда просто найти рекрутеров нужной компании. Расширенный поиск по компании и по должности показывает не все профили сотрудников. Но когда вы находите хотя бы одного HR-менеджера, которого вы можете добавить в друзья, то справа в поле «Другие участники также смотрели» вы видите сотрудников, которые не попали в выдачу. Если после того, как вы зафрендили человека, он не отвечает в личных сообщениях, можно найти его e-mail и иногда даже мобильный номер во вкладке «Сеть –> Адресная книга».
Тесты и собеседования
Я прошла онлайн-тестирования в компаниях PwC, Unilever и SUN InBev. Как оказалось, тесты весьма схожи: есть два ключевых момента — проверка способности к анализу числовой информации и логическому мышлению. Но тесты организованы по-разному. Например, в PwC надо выполнить оба теста по очереди, а в SUN InBev письмо со ссылкой на второй тест приходит только после успешного прохождения первого.
У меня были собеседования в PwC, Schneider Electric, BST Management Consulting. В первых двух компаниях практиковали смену языка общения — с русского на английский, немецкий и даже украинский. В PwC было две встречи: тестирование по английскому языку и собеседование с HR-менеджером. Потом мне отказали, прислав автоматическое уведомление по e-mail. Предположу, что причиной отказа могли быть как моё гражданство, так и недостаточно сильный интерес к сфере HR-консалтинга, в которой была открыта вакансия. В Schneider Electric и BST Management Consulting меня пригласили на второй этап собеседований. Абсолютно новым опытом было собеседование в BST Management Consulting: за одно собеседование я пообщалась с тремя сотрудниками и решила два кейса.
Выводы
Пока мои результаты не очень обнадёживающие: из 144 компаний откликнулись около 20 %. Предположу, что на такой результат серьёзно влияет текущая экономическая ситуация. Нельзя забывать и о моём статусе иностранки — это также может быть причиной низкого процента ответов (лишь 14 компаний ответили, что готовы нанять иностранца на работу). Законодательные нововведения по трудоустройству нерезидентов пока не особо улучшили ситуацию. Причём далеко не все рекрутеры знают про изменения.
Самым эффективным каналом коммуникации с компаниями оказалась профессиональная социальная сеть LinkedIn, поэтому стоит иметь качественный профиль. В целом поиск работы можно считать долгосрочной инвестицией: у меня появилось много знакомых рекрутеров, резюме попало в базу к потенциальным работодателям, и я нашла эффективный алгоритм поведения на рынке труда.