22 октября, четверг
Санкт-Петербург
Войти

Звезды, рыбка и Победа: 10 советских мозаик Петербурга «Ледовое побоище» и «Гимн городу», мозаичный дворик и Гагарин: гид по мозаичному наследию Ленинграда

Звезды, рыбка и Победа: 10 советских мозаик Петербурга

«Петербург — город-музей мозаики», — писала профессор Института имени Репина Нина Кутейникова в своей книге 2005 года. Несмотря на это, исследований, посвященных петербургской мозаике — особенно советского периода, — очень мало. The Village уже рассказывал о лучших советских мозаиках Москвы, теперь мы собрали 10 лучших мозаик, которые создали (или начали создавать) в общедоступных пространствах Ленинграда. Помог нам в этом автор телеграм-канала «Советский Ленинград» Михаил Крайнов.

Фотографии

Виктор Юльев


Михаил Крайнов

автор телеграм-канала «Советский Ленинград»

После революции ставшая популярной мозаичная техника не была утрачена в нашем городе: мастерские сохранены, запасы смальты уцелели. Вообще все советское мозаичное искусство «выросло» из смальтовых мастерских Академии художеств и мозаичных мастерских семьи Фроловых. Принято считать, что в первые десятилетия новой советской власти мозаика не была востребована из-за восприятия ее исключительно как религиозного искусства. На самом деле — лишь потому, что это во всех смыслах затратный вид монументального искусства: дорогие материалы, большие временные затраты, тяжелый профессиональный труд.

В 1918 году столица «переезжает» из Петрограда в Москву. Новая столица молодой советской страны становится чуть ли не основным заказчиком для мозаичных мастерских нашего города. Получается, что трудились наши ленинградские мастера, а вся красота доставалась Москве. Пожалуй, первой советской мозаикой можно назвать два герба СССР, установленные на фасаде Киевского вокзала в Москве. Они были изготовлены в стенах мозаичного отделения Академии художеств к 1925 году и переправлены в Москву. В конце 1920-х строится нынешнее, третье по счету, здание усыпальницы В. И. Ленина — Мавзолей. Его архитектор — Алексей Викторович Щусев — был давно знаком с Владимиром Александровичем Фроловым: они вместе работали над украшением Марфо-Мариинской обители еще в 1910 году. Мавзолей изнутри украшают ленинградской мозаикой.

Курс на «освоение архитектурного наследия», принятый в 1932 году, стал своего рода катализатором для возрождения мозаичного дела в Ленинграде и СССР в целом. Один за другим поступают Фролову заказы из Белорусской ССР, Украинской ССР, городов РСФСР. В Ленинграде во второй половине 1930-х в мастерской Фролова изготавливают и размещают на здании Палаты мер и весов на Московском проспекте периодическую систему элементов Менделеева.

Появляются все новые проекты и задачи. Всего за 11 месяцев в Ленинграде делают огромную мозаичную «Карту индустриализации СССР». Территория СССР на панно выполнена в технике флорентийской, а зарубежные страны и акватория — русской мозаики. Над картой трудилась группа из географов, экономистов, инженеров, а мозаичными работами руководил В. А. Фролов. В общей сложности в работе было занято около 700 человек. К 20-й годовщине Октябрьской революции карта была готова. Это гениальное произведение, гордость ленинградских мастеров, и сегодня можно увидеть в музее Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского.

Осенью 1941 года редеют ряды мозаичистов мастерской: к ноябрю их остается четверо, включая 67-летнего руководителя, работавшего вместе со всеми. В блокадном Ленинграде Фролов не прекращает работу над мозаиками для московской станции метро «Павелецкая». Он успевает закончить ее в начале 1942 года, незадолго до своей смерти от голода. Четырнадцать восьмигранных панно диаметром по три метра каждое были вывезены по «Дороге жизни» в столицу.

В период послевоенного восстановления города и страны мозаичные работы на несколько лет приостановились. Обещанный ленинградцам к 1950-му году метрополитен вступил в строй только в ноябре 1955-го. Первая линия украшена сразу несколькими большими мозаичными панно: «Победа» в «Автово», «Моряки-балтийцы» на «Балтийской», «Изобилие» на «Владимирской», «Ленин» на «Площади Ленина».

Мозаичных панно могло быть в несколько раз больше. Борьба с архитектурными излишествами, начавшаяся еще в 1951 году, усилилась после смерти Сталина. Проекты станций меняли на ходу. Десталинизация, инициированная Хрущевым, «вымарала» почти все изображения «зодчего коммунизма», «корифея науки» и «великого ученого» из архитектурного убранства второго в СССР метрополитена. Однако же в торце станции «Нарвская» мозаичное панно «Сталин на трибуне» было установлено. Мозаику выполнили по мотивам картины, написанной в 1939 году художником А. М. Герасимовым. Станция никогда не носила название «Сталинская» — миф об этом появился после архитектурного конкурса на оформление станций первой очереди: девиз одной из работ был «Сталинская» (причем имелась в виду даже не «Нарвская»). Что же касается мозаичного панно, то оно провисело в торце шесть лет и было закрыто фальш-стеной осенью 1961-го на пике десталинизации. Другой миф гласит, что мозаика лишь «закрыта штукатуркой». Также ходили слухи, что «мозаика аккуратно собрана в мешки и хранится на складе метрополитена» и при желании ее якобы можно восстановить на прежнем месте. Очевидно, что, даже если это правда, сбитая и сложенная в мешки мозаика — по сути, груда мусора, а не произведение, и восстановить ее не представляется возможным. Зато небольшие фрагменты этой мозаики хранятся сейчас в Музее Петербургского метрополитена, их может увидеть каждый желающий.

Мозаичное искусство в нашем городе пережило революцию, выстояло в блокаду, не исчезло на волне борьбы с архитектурными излишествами. В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы появляются новые и новые работы. Мозаиками украшают стены домов, фасады театров, холлы гостиниц, станции метрополитена, дворы. Целые мемориальные комплексы украшены мозаиками. Ленинградская мозаика «перешагнула» в начале 90-х через развал Советского Союза, через смену названия города и уже в новейшее время продолжает радовать нас.


Мозаика «Ледовое побоище» на станции метро «Площадь Александра Невского»


Автор: Александр Быстров

1990 год

Смальтовое мозаичное панно в верхнем вестибюле «Площади Александра Невского» — работа художника-монументалиста А. К. Быстрова. Оно «выросло» из диплома, который Быстров делал под руководством профессора А. А. Мыльникова в Институте им. Репина. Свою «Битву Александра Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году» будущий мозаичист защитил в 1985-м, еще два года в творческой мастерской Мыльникова создавали картон и восемь месяцев — набирали само панно. «Размер панно „Александр Невский“ велик: 60 квадратных метров. <…> Расположенное в сравнительно небольшом и аскетичном по архитектуре наземном павильоне метрополитена (архитектор Н. В. Ромашкин-Тиманов), панно является его главной смысловой и цветовой доминантой, напоминая драгоценность, хранящуюся в не слишком дорогой оправе», — пишет Нина Кутейникова в книге «Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII-XXI вв.». Быстров — автор и других, уже постсоветских мозаик для станций петербургского метро: «Спортивной», «Старой Деревни», «Комендантского проспекта», «Парнаса», «Звенигородской», «Волковской», «Адмиралтейской», «Бухарестской», «Международной».

Мозаичный портрет поэта на станции метро «Маяковская»


Автор: Юрий Могилевский

1967 год

Стены центрального зала станции метро «Маяковская», открывшейся в 1967 году, декорированы ярко-красной смальтой, а в конце вестибюля, ближе к эскалаторам, — портреты Владимира Владимировича. Их создали по гравюре московского художника Ю. Б. Могилевского: он никогда не был мозаичистом, работал в основном в эстампе. Идентичный графический портрет поэта стал эмблемой столичного Театра Маяковского. Это самая известная работа художника. Вот что сам Юрий Могилевский писал о создании «Портрета Маяка»: «Решение получившей известность гравюры 1959 года пришло не сразу, ему предшествовали многочисленные варианты. Все они меня не удовлетворяли, и я был близок к тому, чтобы бросить, казалось, непосильную для меня работу. Так продолжалось до тех пор, пока я не понял: в портрете должно быть выражено самое главное — человеческое и творческое кредо поэта: „Светить всегда, светить везде!..“ Вот тогда и родился „Портрет Маяка“, в котором в неистовой схватке черного и белого раскрылся этот замысел».

Мозаика «Победа» на станции метро «Автово»


Авторы: Виктор Воронецкий и Алексей Соколов

1955 год

Британская The Guardian в 2014 году признала станцию «Автово» одной из самых красивых в мире. Ее оформление посвящено обороне Ленинграда. Центральная композиция на торцевой стене подземного зала называется «Победа»: это изображение женщины с младенцем на руках и лент с надписями «Миру мир» и «Наше дело правое — мы победили». «Декоративный строй мозаики решен в лучших традициях этого вида искусства. Золотой фон придал ей необходимую торжественность, набранные под разным углом кусочки смальты (модуль 1х1,5 или 2х1,5) создали особую игру цвета, а сама гравюра набора рельефно выделила основные объемы. Для мозаики была использована смальта довоенных и даже дореволюционных запасов, отличавшаяся необычайным богатством оттенков каждого цвета. Только золото фона включает до семи разных его оттенков, гармонично подобраны светлые тона фигур, поражает красота сложного набора изображения знамени и лент, привлекает тональное решение щитов», — пишет Нина Кутейникова.

Мозаика «Человек и звезды»

(ул. Боткинская, 1)


Автор: Валентина Анопова

1967 год

В 1967 году, спустя шесть лет после полета Гагарина, на брандмауэре дома рядом с Финляндским вокзалом появилось панно «Человек и звезды»: изображение космонавта и знаков зодиака. Автор эскизов — художница В. А. Анопова. «Тема новой мозаики перекликалась с работой для Белорусского шинного комбината — „Человек и звезды“. На этот раз художница выбрала более спокойную цветовую гамму: различные оттенки синего, белый и зеленый. Изображение созвездий — символов добрых и злых начал — стало сюжетом для этого произведения. Автор и здесь использовала стекло и керамикоплитку, которую буквально собирала в отходах различных производств. Общая площадь мозаики составила 100 квадратных метров», — указано в книге «Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII–XXI вв.». Интересен и сам дом: это комплекс, в начале ХХ века построенный для служащих Финляндской железной дороги, — заметное здание в стиле модерн. Космическое панно в его торце выглядит довольно неожиданно. Сама станция метро «Площадь Ленина» оформлена мозаичным панно, посвященным выступлению Владимира Ильича в Петрограде 3 апреля 1917 года; один из его авторов — уже упоминавшийся художник Андрей Мыльников.

Мозаика ТЮЗа имени Брянцева (Пионерская пл., 1)


Авторы: Андрей Мыльников и Александр Королев

1962 год

Спроектированный институтом «Ленпроект» Театр юного зрителя открылся в мае 1962 года. На фасаде в пространствах между пилонами — два мозаичных панно, изображающих собственно юных зрителей: слева — девочки, справа — мальчики. Авторы — А. А. Мыльников и А. Л. Королев, бывшие по жизни большими друзьями. «Свое мастерство Королев довел до феноменальной виртуозности: за десять секунд, по свидетельству очевидцев, он мог полностью сконструировать форму и оживить ее „движением и дыханием“», — пишет Нина Кутейникова в книге «Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII-XXI вв.». В вестибюле ТЮЗа также есть фрески с изображениями отдыхающих юношей и девушек, авторы — те же плюс уже упоминавшийся в связи со станцией метро «Автово» А. К. Соколов.

Что же касается Андрея Мыльникова, то он, пожалуй, самая значительная фигура в мозаичном искусстве послевоенного Ленинграда (и не только). Мыльников возглавлял мастерскую монументальной живописи Института им. Репина: «Середина 50-х годов — время интенсивной работы Мыльникова в монументальном искусстве. По примеру Москвы наземные вестибюли и подземные залы Ленинградского метрополитена также стали украшаться мозаиками, — пишет Нина Кутейникова. — В шестидесятые и последующие годы Мыльникову, как руководителю монументальной мастерской старейшего художественного вуза страны, было суждено сыграть важную роль в развитии монументального отечественного искусства; многие мозаики, созданные в Ленинграде-Петербурге и за его пределами, выполнены его учениками. Некоторые были исполнены под его непосредственным руководством».

Мозаика на корпусе НИИ цитологии РАН (Тихорецкий пр-т., 4)


Автор: Владимир Лащинин

1987 год

Панно в смешанной технике (мозаика и керамика) появилось на одном из корпусов НИИ цитологии в 1987 году. Автор — малоизвестный художник Владимир Лащинин. Вот как описывают его работу на Citywalls: «Общеизвестные факты из школьного курса биологии художник проиллюстрировал максимально безумно. Бородатый ученый и юный отрок, голова ласточки, рыбка, ныряющая в ракушку-каури, и фигура женщины в средневековой одежде — все это разбегается в разные стороны от гигантской, похожей на жемчужину, клетки».

Мозаика на медицинском колледже имени Бехтерева (Ленинский пр-т., 149)


Автор: неизвестен

Год неизвестен

Здание медицинского колледжа, построенное во второй половине 1970-х, находится между станциями метро «Московская» и «Ленинский проспект». Кирпичная серая коробка была бы совсем неприметной, если бы не мозаичное панно на медицинскую тематику на стене спортзала. В центре композиции — изображение Гиппократа и, не исключено, самого Бехтерева, их обрамляют сцены с участием врачей и медсестер.

Мозаика «Гимн городу» на фасаде концертного зала «Санкт-Петербург» (Пироговская наб., 5/2)


Авторы: содружество художников «ФоРУС» (Сергей Репин, Василий Сухов, Иван Уралов, Никита Фомин)

1984 год

Еще одни выпускники мастерской Мыльникова, четверо художников — Фомин, Репин, Уралов и Сухов — основали группу «ФоРУС» (по начальным буквам фамилий) и с конца 1970-х практиковали монументальное и декоративное искусство в общественных и жилых зданиях. «При создании мозаик они опираются на традиции искусства Греции, Рима и Византии. Чаще всего художники используют прямой набор. <…> Для их работ характерны символические, обобщенные решения», — пишет Нина Кутейникова. Среди работ «ФоРУС» — мозаика из смальты и естественного камня на фасаде концертного зала «Санкт-Петербург». «Мозаика расположена в сравнительно стесненных условиях крытого перехода, который соединяет два корпуса отеля, набережную реки Невы и внутренний двор. <…> Ситуацию, основанную на сочетании интимного и эпического, верно почувствовали авторы мозаики. Ее композицию составляют семь аллегорических женских фигур, исполняющих торжественный хорал во славу города», — описывает мозаику Кутейникова.

В течение 1980-1990-х Фомин, Репин, Уралов и Сухов активно работали в метрополитене: они создали мозаики для станций «Улица Дыбенко», «Озерки», «Достоевская» и «Крестовский остров».

Мозаика на мемориале «Пулковский рубеж» (Пулковское ш., 100)


Автор: Алексей Ольхович

1967 год

Открытый в 1967 году мемориальный комплекс находится на южном склоне Пулковских высот — на рубеже, где в сентябре 1941 года Красная армия остановила немецкие войска. В комплекс входит бетонная стела с мозаичным панно из бело-серо-черного гранита: на нем изображены эпизоды из жизни осажденного города, в том числе раскрывающие героизм ленинградских женщин. Автор панно — художник-монументалист А. П. Ольхович (это наиболее известная его работа).

Мозаичный дворик (ул. Чайковского, 2/7)


Автор: Владимир Лубенко и его ученики

С 1984 года

Одна из самых известных неформальных достопримечательностей Петербурга, мозаичный двор — произведение художника Владимира Лубенко и его учеников из Малой академии художеств. Создавать украшенные мозаикой скульптуры и барельефы начали еще в 1984 году (хотя в большей степени дворик ассоциируется с постсоветским искусством). Время от времени скульптуры реконструируют и создают новые произведения. «Декоративный строй мозаик близок манере исполнения З. Церетели. <…> С другой стороны, нельзя не вспомнить, что на творчество многих отечественных художников, работающих в технике мозаики, оказали влияние произведения крупных мексиканских мастеров-монументалистов, работы испанского художника А. Гауди. В работах В. Лубенко образы героев народных картинок с их наивностью и чистотой соседствуют с изображением каких-то мятущихся людей», — пишет Нина Кутейникова в книге «Мозаика. Санкт-Петербург. XVIII-XXI вв.».

Лубенко неоднократно подозревали в том, что он создал на базе академии секту; а в прошлом году в СМИ прошла информации о закрытии учреждения — однако оно продолжает работать. Похожая мозаичная площадка «Морское дно» (но куда менее впечатляющая и гораздо хуже сохранившаяся) есть в сквере на Среднеохтинском проспекте, 41, — ее в те же 1980-е создали студенты ЛИСИ.

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга
Гид The Village

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов ПетербургаБелая дама, грифоны, семимостье, подземный тоннель через Неву, дух быков и другие шедевры городского фольклора

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга
Гид The Village

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга Белая дама, грифоны, семимостье, подземный тоннель через Неву, дух быков и другие шедевры городского фольклора

Самые удивительные дворы Петербурга
Архитектура

Самые удивительные дворы ПетербургаThe Village показывает самые интересные дворы Литейной части города и рассказывает о них

Самые удивительные дворы Петербурга
Архитектура

Самые удивительные дворы Петербурга The Village показывает самые интересные дворы Литейной части города и рассказывает о них

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России
Дом, в котором

Лодки или грибы: Самая необычная церковь РоссииКак пятидесятники достроили позднесоветский фабричный музей под Петербургом в пропорциях золотого сечения

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России
Дом, в котором

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России Как пятидесятники достроили позднесоветский фабричный музей под Петербургом в пропорциях золотого сечения

Лучшие советские мозаики в Москве
Гид The Village

Лучшие советские мозаики в МосквеThe Village рассказывает о неочевидных местах, где сохранилось художественное наследие страны

Лучшие советские мозаики в Москве
Гид The Village

Лучшие советские мозаики в Москве The Village рассказывает о неочевидных местах, где сохранилось художественное наследие страны

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга
Гид The Village

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов ПетербургаБелая дама, грифоны, семимостье, подземный тоннель через Неву, дух быков и другие шедевры городского фольклора

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга
Гид The Village

От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга Белая дама, грифоны, семимостье, подземный тоннель через Неву, дух быков и другие шедевры городского фольклора

Самые удивительные дворы Петербурга
Архитектура

Самые удивительные дворы ПетербургаThe Village показывает самые интересные дворы Литейной части города и рассказывает о них

Самые удивительные дворы Петербурга
Архитектура

Самые удивительные дворы Петербурга The Village показывает самые интересные дворы Литейной части города и рассказывает о них

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России
Дом, в котором

Лодки или грибы: Самая необычная церковь РоссииКак пятидесятники достроили позднесоветский фабричный музей под Петербургом в пропорциях золотого сечения

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России
Дом, в котором

Лодки или грибы: Самая необычная церковь России Как пятидесятники достроили позднесоветский фабричный музей под Петербургом в пропорциях золотого сечения

Лучшие советские мозаики в Москве
Гид The Village

Лучшие советские мозаики в МосквеThe Village рассказывает о неочевидных местах, где сохранилось художественное наследие страны

Лучшие советские мозаики в Москве
Гид The Village

Лучшие советские мозаики в Москве The Village рассказывает о неочевидных местах, где сохранилось художественное наследие страны

Комментарии

0 комментариев

Тэги

Места

Прочее

Новое и лучшее

Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде»

Не переедать

Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемии

«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»

Первая полоса

Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде»
Личный опыт
Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде»Запятая, Шоколадка и Жужа
Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде»
Личный опыт

Пруд-челлендж: «Как я объехала все пруды Москвы на велосипеде» Запятая, Шоколадка и Жужа

Не переедать
Хорошая привычка
Не переедатьЧтобы сохранить здоровье
Не переедать
Хорошая привычка

Не переедать Чтобы сохранить здоровье

Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемии
Менеджмент
Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемииНомера для работы на удаленке и усиленная дезинфекция
Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемии
Менеджмент

Что гостиницы предлагают горожанам во время пандемии Номера для работы на удаленке и усиленная дезинфекция

«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»
Кино
«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»
«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»
Кино

«Медиазона»-69: Как на самом деле проходил суд над «чикагской семеркой»

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»
Ситуация
Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»Лучшие места у начальников и борьба за диваны
Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити»
Ситуация

Опенспейс министров: Как изменилась работа чиновников после переезда в «Сити» Лучшие места у начальников и борьба за диваны

Как делают шоколад Mojo Cacao
Сделано в Москве
Как делают шоколад Mojo CacaoБез молока, сахара и даже заявленного в названии печенья
Как делают шоколад Mojo Cacao
Сделано в Москве

Как делают шоколад Mojo Cacao Без молока, сахара и даже заявленного в названии печенья

У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом
Гид The Village
У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом
У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом
Гид The Village

У COS появился онлайн-магазин. Что заказывать первым делом

Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого
Как купить счастье: 5 простых советовНа что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее
Как купить счастье: 5 простых советов
Проще простого

Как купить счастье: 5 простых советов На что ученые рекомендуют тратить деньги, чтобы стать счастливее

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике
Гид The Village

Матча — не только пить: Как готовить с ним и использовать в косметике

Могильный камень преткновения
Истории
Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных
Могильный камень преткновения
Истории

Могильный камень преткновения Как РКН судится с автором «Википедии Обнинска» за публикацию персональных данных

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Промо
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесосИ почему он может больше, чем вы думаете
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Спецпроекты
Промо

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос И почему он может больше, чем вы думаете

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки

«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа
«Я выбрал работу с меньшими доходами»Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом
«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа

«Я выбрал работу с меньшими доходами» Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сценаИ почему эксперимент невозможно повторить

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена И почему эксперимент невозможно повторить

Откуда берутся привычки
Книга недели
Откуда берутся привычкиИ почему начать курить проще, чем начать бегать
Откуда берутся привычки
Книга недели

Откуда берутся привычки И почему начать курить проще, чем начать бегать

Как решить нерешаемую проблему
Промо
Как решить нерешаемую проблемуС помощью технологий и собственной головы
Как решить нерешаемую проблему
Спецпроекты
Промо

Как решить нерешаемую проблему С помощью технологий и собственной головы

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратноОб эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно Об эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жильеИ делятся своими финансовыми лайфхаками
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье И делятся своими финансовыми лайфхаками

Подпишитесь на рассылку