Новый корпус или сквер: Что будет с Музеем Достоевского Планы расширения музея в Кузнечном переулке, аргументы градозащитников и авторов проекта
ТЕКСТ: Всеволод Воронов
Через три года исполнится 200 лет со дня рождения Федора Достоевского. По этому поводу музей-квартиру в Кузнечном переулке, где писатель прожил свои последние годы, хотят расширить и превратить его в полноценный культурный центр. По плану на участке по соседству появится новый пятиэтажный дом, прямо примыкающий к существующему зданию музея. Сейчас часть площадки для будущего корпуса занимает сквер — его возможное исчезновение уже стало одним из главных поводов для критики проекта. Кроме того, градозащитники уверены, что новый музейный корпус не будет сочетаться с окружающей застройкой. The Village выслушал обе стороны, чтобы понять, что станет с музеем: пойдет ли он вверх по Кузнечному или останется на месте?

Пять этажей на 700 миллионов
Окончательное разрешение на возведение новых корпусов Смольный может выдать Музею Достоевского уже на этой неделе. Правда, с одним условием: в день получения документов фонд «Петербург Достоевского», который курирует расширение пространства, должен предъявить властям не менее 60 % средств, необходимых для строительства. Соучредители фонда, сын бывшего главы РЖД Андрей Якунин и архитектор Евгений Герасимов, чья мастерская разработала проект нового музея, уже заверили, что деньги найдутся.
Идея построить в Кузнечном переулке новое здание появилась три года назад, когда Евгений Герасимов сотрудничал с музеем в рамках издания иллюстраций для романов «Идиот» и «Преступление и наказание». Тогда, увидев, что гардероб музея находится в подвале, а туалет — на другом этаже, архитектор понял, что зданию необходимо расширение. Проект поддержала директор музея Наталья Ашимбаева. Однако городские власти идею архитектора восприняли без энтузиазма, и когда Герасимов убедился в том, что получить бюджетную поддержку не удастся, он обратился к Андрею Якунину.
Мемориальная квартира писателя состоит из семи комнат. К зданию на углу Кузнечного переулка и улицы Достоевского планируют пристроить еще одно — состоящее из театрального зала, библиотеки, открытой террасы, магазина и кафе. Между зданиями — стеклянный вестибюль, который станет новым входом в музей и соединит оба дома.
Примерная стоимость проекта — от 600 до 700 миллионов рублей. Искать деньги соучредители фонда готовы везде, но ставку делают на петербургских инвесторов. Архитектор Герасимов уже подал личный пример, взявшись бесплатно составить проект новых зданий.
«Если мы хотим, чтобы комплекс был готов к третьему кварталу 2021 года, значит, он должен быть сдан в эксплуатацию уже в первом квартале. Мы считаем, что строительный цикл займет от 18 до 20 месяцев. Исходя из этого, чтобы иметь хоть какой-то запас времени, на стройплощадку нужно выйти уже в начале следующего года. А сам проект должен быть готов уже к осени этого года», —заявил Якунин.
По словам Якунина, сейчас у фонда — две приоритетные задачи: юридическое оформление земельного участка и завершение проектных работ.

«Если они спилят хотя бы одно дерево, мы встанем под экскаваторы»
Пока же предварительный проект уже вызвал много вопросов. Первая претензия: фасад второго корпуса музея плохо вписывается в архитектурный стиль XIX века. «Я в этом районе вырос и прекрасно эту застройку знаю. Считаю такое вмешательство в историческую среду недопустимым», — говорит депутат Законодательного собрания Борис Вишневский.
Ранее парламентарий обратился к вице-губернатору Игорю Албину с просьбой заморозить проект и вынести его на обсуждение совета по сохранению культурного наследия. При этом сам Вишневский против строительства нового корпуса ничего не имеет: по его мнению, единственная проблема — это фасад будущего дома, диссонирующий с архитектурным окружением. Как считает депутат, есть два решения: первое — найти другое фасадное решение, второе — не строить новый корпус, а просто выкупить квартиры, которые делят здание с музеем, и расселить их, что для инвесторов может выйти даже дешевле.
Другие настороженно восприняли участие в проекте Андрея Якунина. В музее Достоевского как таковых мемориальных вещей очень мало — об этом прямо говорится в пояснительных музейных слайдах . По словам же Евгения Герасимова, площадь пятиэтажного здания рядом с памятным домом будет около полутора тысяч квадратных метров. В результате второй корпус кажется наблюдателям избыточным. Отсюда — распространенная версия: под прикрытием Достоевского Якунин может построить совсем не музей, а очередной бизнес-центр в Центральном районе города.
Мы будем протестовать, мы полезем под экскаваторы, если они хотя бы одно дерево решат спилить. Недопустимо превращать Петербург в каменные джунгли
Еще одна проблема — сквер на месте снесенного в советские годы дома № 7, который попадает в зону строительных работ. 10 апреля у Смольного прошли два пикета против уничтожения скверов и садов в историческом центре Петербурга. 11 апреля такой же пикет был у Законодательного собрания, а 12-го числа — в Кузнечном переулке.
«В Центральном районе есть 50%-ная нехватка зеленых насаждений, а во Владимирском муниципальном округе, где планируется строительство, вообще один квадратный метр зеленой зоны на человека вместо шести. И мы будем протестовать, мы полезем под экскаваторы, если они хотя бы одно дерево решат спилить. Недопустимо превращать Петербург в каменные джунгли», — говорит координатор движения «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров.
Проектировщики, в свою очередь, сквер за сквер не признают: по их наблюдениям, никто там не гуляет и не отдыхает, кроме студентов, которые используют благоустроенную территорию как место для курения.

«Страшная теснота и давка»
Подозрения в строительстве бизнес-центра авторы идеи расширения музея отметают. «Бизнес-центр на полторы тысячи квадратных метров не имеет права на существование», — отвечает Андрей Якунин. «Если люди думают, что полторы тысячи квадратных метров — это рентабельный бизнес-центр, значит, они профаны», — вторит Евгений Герасимов.
Если Смольный передаст территорию под застройку фонду, то участок перейдет организации по целевому назначению. В свою очередь, соучредители фонда уверяют, что новый культурный комплекс будет передан музею согласно уставу фонда.
В Петербурге более десятка адресов, связанных с Достоевским. Однако мемориальная квартира только одна — в Кузнечном переулке. На совете по инвестициям, где впервые публично прозвучали первые идеи и цифры нового проекта, Игорь Албин обратил внимание на другие здания, в которых жил писатель. По словам вице-губернатора, их тоже надо как-то отметить. Однако речи о том, чтобы этим занялся фонд «Петербург Достоевского», не было.
«Действительно, я часто слышу: „Зачем строить еще одно здание? Просто выкупите и расселите соседние квартиры“. Но дело в том, что на черную лестницу, которая является и внутренней лестницей музея, выходят всего три квартиры. Их суммарная площадь — около 350 квадратных метров. Фонд планирует предложить собственникам продать их квартиры. Но эта площадь не решит проблем музея», — рассказывает Герасимов.
У нас страшная теснота и давка, когда собираются две экскурсионные группы и больше: людям практически негде находиться
Наталья Ашимбаева объясняет, почему даже нескольких сотен квадратных метров музею явно недостаточно: «Когда мы говорим о проблемах нашего музея, в первую очередь обозначаем общественно значимые стороны его работы. Но дело в том, что есть и внутренняя деятельность, которая, как правило, никому не интересна и находится в страшном утеснении. У нас страшная теснота и давка, когда собираются две экскурсионные группы и больше: людям практически негде находиться. Это же касается и наших работников. У научных сотрудников есть всего одна общая комната, и, когда они все вместе в ней собираются, вернее, ютятся, все сидят друг у друга на головах. Это помещение совершенно непригодно для вдумчивой, индивидуальной работы».
По закону фонд должен компенсировать городу исчезновение сквера созданием нового благоустроенного участка в том же районе. Соучредители фонда предложили администрации муниципалитета облагородить территорию в районе от Свечного переулка до Разъезжей улицы. Сейчас там только плешивый газон, который, по словам местных жителей, едва ли годится для выгула собак. Однако, если местные власти откажутся от этого варианта, фонд не отчаивается: его организаторы уверены, что в историческом центре достаточно неблагоустроенных скверов.
Фотографии: Архитектурная мастерская "Евгений Герасимов и партнеры"
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.