«Нам тоже нужно что-то есть»: Курьеры «Яндекс.Еды» — о том, сколько зарабатывают во время пандемии Боятся ли курьеры заразиться коронавирусом и как изменились условия их труда

Профессия курьера в дни карантина становится одной из самых востребованных среди соискателей. Только на платформе YouDo количество желающих найти подработку курьером за последние две недели увеличилось на 73 %. Многие уверены, что количество заказов на доставку готовых блюд в дни всеобщей самоизоляции выросло в разы и сейчас на этом можно неплохо заработать. Мы решили проверить этот тезис и поговорили с несколькими курьерами сервиса «Яндекс.Еда», которые доставляют заказы по Екатеринбургу.
Я больше боюсь остаться без денег на еду, чем заболеть коронавирусом, поэтому работаю
Евгений
Я работаю курьером восемь месяцев. Сейчас чувствую самый высокий спрос — стало в 1,5 раза больше заказов. Насколько я знаю, в целом у сервиса объем вырос в два раза. При этом я не могу сказать, что работаю до изнеможения.
Заработок курьера зависит от трех составляющих. Мы получаем гарантированную плату за час работы — 100 рублей. За каждый выполненный заказ, в зависимости от расстояния, нам начисляют от 80 до 150 рублей. Кроме того, порой клиенты оставляют чаевые.
Я работаю на велосипеде, поэтому зарабатываю чуть больше курьеров, передвигающихся своим ходом. Раньше у меня выходило 13-15 тысяч в месяц, в апреле может получиться 20 тысяч. Я могу зарабатывать больше, но из-за учебы пока не получается.
Заказов стало больше уже в первую неделю самоизоляции, во вторую неделю он стал еще более заметным. Интересно, что сейчас люди стали чаще заказывать еду в офис. Видимо, работодатели не дождались окончания карантина.
Нас инструктировали по бесконтактной доставке и мерам предосторожности. Говорили носить маски и перчатки, но все остается на совести курьеров. Контролируют только соблюдение бесконтактной доставки. Могут устроить внеплановую проверку и попросить прислать все фото заказов за последнюю смену. Если не пришлешь, заблокируют курьерское приложение. Фактически это означает увольнение.
Я больше боюсь остаться без денег на еду, чем заболеть коронавирусом, поэтому работаю. Надеюсь, что угроза сделает людей более миролюбивыми, научит их состраданию. Это то, чего сейчас не хватает людям в целом во всем мире. Как курьер, который каждый день контактирует с большим количеством человек, я знаю это по собственному опыту.
Рестораторы стали еще реже пускать курьеров погреться, подзарядить телефон или сходить в туалет
Андрей
Число заказов не увеличилось, но мне стали больше давать чаевых. Я уверен, что недавно введенная функция «чаевые» сыграла свою роль. Раньше нас редко поощряли — людям лень искать мелочь по карманам. Теперь же клиенты могут перечислить деньги с банковской карты. Может быть, многие не понимали, что курьерам тоже можно давать чаевые, а теперь им показали, что так делать можно.
Если клиенты стали добрее, то с ресторанами ничего не поменялось, даже стало хуже. Рестораторы стали еще реже пускать курьеров погреться, подзарядить телефон или сходить в туалет. Мы к этому уже привыкли, но из-за закрытия заведений возможностей для передышки стало еще меньше. Приходится мерзнуть на улице, пока ждешь заказ. Ситуация осложняется еще и тем, что заведения пока не перестроились на новый формат работы и выдают еду с задержкой.
Клиенты не боятся курьеров, но иногда звонят и просят оставить заказ у двери, чтобы не контактировать с нами. Многие, напротив, забивают на новые правила и пытаются взять заказ с рук. Приходится объяснять, что так делать уже нельзя.
Я не боюсь заразиться коронавирусом. Если будешь о чем-то много думать, то так и произойдет. Да и кому-то все равно надо развозить еду. Конечно, я соблюдаю меры предосторожности: перчатки, маска, антисептик всегда при мне.
Курьеры разносят еду и тем самым помогают людям оставаться в режиме самоизоляции, не дают им заболеть
Анна
Я работаю курьером уже десять месяцев. Я студентка, поэтому могу совмещать работу с учебой, выбираю удобные смены. После введения режима всеобщей самоизоляции нагрузка осталась примерно на том же уровне, но в пасмурные дни она увеличивается в 1,5 раза.
Поскольку число заказов серьезно не изменилось, то заработная плата не выросла и не упала. Мне сложно сказать, сколько в среднем я зарабатываю, потому что зарплата зависит от многих факторов. Например, продолжительности смены, количества заказов и чаевых, местоположения клиентов. А они постоянно меняются.
Клиенты стали давать больше чаевых. Некоторые опасаются коронавируса и обрабатывают заказ из пульверизатора. Что касается бесконтактной доставки, то бывают забавные ситуации. Клиент встречает меня и уже готов взять еду, а я останавливаюсь, чтобы сфотографировать заказ для отчетности. Некоторое время мы просто стоим в неловком молчании.
Я не боюсь работать во время пандемии, потому что ношу маску и перчатки, пользуюсь антисептиком и бесконтактно передаю заказы. Разнося еду, курьеры помогают людям оставаться в режиме самоизоляции и не дают им заболеть. Мы снижаем риск распространения коронавируса. Кроме того, мне же нужно на что-то жить.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.