24 октября, воскресенье
Москва
Войти

Создатель «Ночи пожирателей рекламы» — о том, как коты вытеснили из роликов коров и улиток Red Pepper Film, The Village Екатеринбург и Жан Мари Бурсико обсуждают рекламную индустрию

Создатель «Ночи пожирателей рекламы» — о том, как коты вытеснили из роликов коров и улиток

В начале декабря Екатеринбург впервые посетил создатель «Ночи пожирателей рекламы» Жан Мари Бурсико. Он с детства любил кино и был частым гостем марсельских кинотеатров. Однажды он заметил, как уборщик выбрасывает в уличный мусорный бак около кинотеатра обрывки кинопленки — как оказалось позже, то были рекламные ролики, которые в 1960-х годах вклеивали в каждый фильм, а после окончания кампании выбрасывали за ненадобностью. Жан Мари начал собирать эти обрывки и стал хранить их в обувной коробке под кроватью. Так появилась «Синематека» — крупнейшее в мире хранилище рекламных фильмов.

В рамках рубрики «Диалоги» The Village совместно с Кириллом Верхозиным, продюсером агентства Red Pepper Film, пообщался с Жаном Мари Бурсико и узнал, как в век назойливой телевизионной рекламы создавать ролики, на которые люди сами будут хотеть тратить время и деньги.

САША: Каждый год из десятков тысяч роликов вы лично выбираете 400, которые покажете гостям. По каким критериям, что для вас важно?

ЖАН МАРИ: Ежегодно я получаю около 25 тысяч фильмов, которые самостоятельно просматриваю в течение всего года. Когда фильм вызывает у меня эмоции, или же что-то в нем — будь то игра актеров, режиссерская работа или музыка — кажется мне важным, я включаю его в тематическую подборку. «Ночь пожирателей рекламы» рассказывает истории и показывает кино — их полюбят даже те, кто равнодушен к рекламе. Я стараюсь задать подборке ритм, чтобы люди не скучали, слежу за актуальными тенденциями, которые связаны между собой. Каждый год они меняются подобно трендам в моде: в модельных дефиле тоже всегда можно отследить цвета, доминирующие в определенном сезоне.

САША: Как вы улавливаете эти тенденции?

ЖАН МАРИ: Они парят где-то в воздухе. Естественно, есть первые создатели идеи, но я получаю рекламу, которая уже готова к трансляции — сразу кучу роликов. Были годы, когда в рекламных роликах было представлено много образов коров — очевидно, что это логично в рекламе сыра, но коров можно было встретить в любой отрасли. В некоторые годы были улитки. Два года назад было очень много котов — в роликах абсолютно всех стран. Сейчас модно транслировать экологическую продукцию — еду, одежду, машины, которые производят меньше загрязнений.

Были годы, когда в рекламных роликах было представлено много образов коров — очевидно, что это логично в рекламе сыра, но коров можно было встретить в любой отрасли

КИРИЛЛ: Реклама считается чем-то навязчивым — негативной, раздражающей вещью. К вам же люди ходят смотреть рекламу специально. В чем магия?

ЖАН МАРИ: Люди знают, что на «Ночи пожирателей рекламы» они посмотрят кино и повеселятся. Я бы не хотел, чтобы ролики из моей коллекции показывали по телевизору или в интернете. Почему? Публика не может веселиться, сидя перед своими экранами. Преимущество ночи в том, что она собирает вместе тысячи человек, которые в одно и то же время реагируют на увиденное: аплодируют, смеются, свистят. Создается интерактивная взаимосвязь, которой вы не сможете добиться дома перед экраном.

Да, есть проблема: люди не любят смотреть рекламу. Так случилось, потому что она повторяется слишком часто. Вы видите один и тот же ролик трижды за вечер, переключаете каналы, а она там снова и снова — это нервирует, раздражает. Но «Ночь пожирателей рекламы» — это праздник. Это клуб: люди приходят в сюда, чтобы повеселиться. Поэтому мы и проводим ее ночью, когда веселиться проще.

В некоторых странах мы делим площадку мероприятия на две части — в одной люди сидят, в другой — стоят, общаются, пьют. В Италии и в Румынии «Ночь пожирателей рекламы» обрела формат спектакля-ужина — во время показа люди едят. Возможно, когда-то я смогу прийти к такому формату и в России — тенденция к этому есть.

Я бы не хотел, чтобы ролики из моей коллекции показывали по телевизору или в интернете. Почему? Публика не может веселиться, сидя перед своими экранами

КИРИЛЛ: Не кажется ли вам, что реклама превратилась в развлечение для узкого круга людей из индустрии? Мы показываем друг другу ролики, награждаем сами себя. Нет ли в этом лицемерия? Ведь получается, что мы просто развлекаемся за чужой счет.

ЖАН МАРИ: Из всей публики «Ночи пожирателей рекламы» профессиональные рекламщики — это 20 процентов людей. К нам приходят студенты, много гостей из лингвистической, экономической, медицинской сфер — откуда угодно.

Проблема в другом: когда они женятся или выходят замуж, то больше не приходят — даже не знаю почему. Возможно, им не с кем оставить своих детей. Может, один хочет прийти, а другой не хочет. Поэтому можно сказать, что «Ночь пожирателей рекламы» — это спектакль для холостых.

КИРИЛЛ: Как нам, рекламщикам, начать разговор с теми людьми, которые не ходят на «Ночь пожирателей рекламы»? Как сделать так, чтобы вне мероприятия они смотрели ролики, подобные вашим?

ЖАН МАРИ: Нужно объяснить им, что это не та реклама, которую мы видим ежедневно. Рассказывать о фильмах, делать анонсы, рекламировать рекламу.

Женщины стали рекламировать продукцию, которая их не касалась — это меняло представление о них

САША: Реклама хорошо отражает время — даже лучше, чем кино. Можно ли по вашим 38 коллекциям отследить, как менялось общество?

ЖАН МАРИ: Реклама стала моей профессиональной сферой 40 лет назад. «Синематека» собирает фильмы, датированные с 1898 года, поэтому содержит в себе огромный исторический вклад — эволюция общества просматривается за последние 120 лет.

Поменялась продукция, которую рекламируют: раньше на экранах были большие автомобили и одежда с натуральным мехом, в 50-60-х популярными стали женское белье и косметика, затем пришли компьютеры. Сейчас много роликов — про телефоны, социальные сети и мобильных операторов.

Художественная сторона тоже изменилась. Раньше реклама была более профессиональной: рекламодатели полностью доверялись режиссерам, а те рассказывали их истории со своей точки зрения. Получались забавные и качественные фильмы-истории. В 1968 году во Франции рекламные ролики стали показывать по телевизору — стоимость телевизионного времени была высокой, поэтому рекламу стали делать короткой и максимально эффективной. Рекламировали все, что связано с продукцией широкого потребления.

Самой важной эпохой для рекламы во Франции стали 1980-е годы — агентства делали что-то невероятное. Именно поэтому в 1981 году у меня и возникла идея создать «Ночь пожирателей рекламы». Позже на рекламном рынке снова произошли изменения: ассоциации стали запрещать многие вещи — нельзя было использовать образы детей в рекламной продукции, которая не предназначена для детей. С экранов запретили говорить о скорости — но о чем еще говорить, если мы показываем автомобиль?

Женщины стали рекламировать продукцию, которая их не касалась — это меняло представление о них. Раньше в рекламных роликах снимались очень красивые женщины. Сейчас есть тенденция снимать обыкновенных людей. Не имею в виду некрасивых — скорее, в их образах можно узнать соседа, настолько реалистичны они становятся. Можно сказать, что у рекламы пропала магическая сторона — мне нравилось, что она заставляла мечтать. Она часто преувеличивала, но никогда не лгала — неправдивой рекламы я не видел. Ролики представляют преимущество продукта и делают хорошую картинку, но никогда не врут. Во многом сыграли ассоциации, которые запрещали ту рекламу, что казалась им неправдивой.

Сегодня из-за ассоциаций, из-за потребителей, из-за государства и законов появляются кучи рамок. Есть директоры по маркетингу, которые лишают режиссеров возможности делать рекламу качественной. Маркетинг — смерть для рекламы.

Если в школе предмет был очень скучным, но учитель умел хорошо передавать информацию, то уроки мне нравились. Так и здесь: если рекламщики действительно любят продукт, им удается этим поделиться

САША: Если реклама стремится стать искусством, она теряет эффект продаж, но в результате именно ее запоминают. Где золотая середина: как делать одновременно интересные и эффективные фильмы?

ЖАН МАРИ: Хороший ролик для рекламщика — тот, что заставляет покупать. Неважно, насколько фильм художественен и интересен.

САША: Реагируете ли вы сами на рекламу? Покупали что-нибудь под ее воздействием?

ЖАН МАРИ: Нет. Я смотрю много рекламных роликов про сигареты и алкоголь, но никогда не курил и не пил крепкий алкоголь, хотя ролики про них мне обычно нравятся. Ко мне поступает реклама со всего мира. Есть в том числе и недоступная мне продукция, поскольку я живу в другой стране.

Есть две компании, продукцию которых я не использую, но их рекламные ролики считаю самыми гениальными: Volkswagen и McDonald’s. Они делают рекламу качественной, интересной, смешной, но я разделяю продукцию и продвижение.

КИРИЛЛ: Каким должен быть современный рекламщик или креативный директор? Какие качества помогают создать крутые, прорывные вещи?

ЖАН МАРИ: Воображение и способность улавливать тенденции. Очень важно любить то, что ты рекламируешь — так делают все профессионалы в этой области, с которыми я знаком. Нужно уметь разделить свою страсть, показать то, что любишь.

Если в школе предмет был очень скучным, но учитель умел хорошо передавать информацию, то уроки мне нравились. Интересную географию учитель сам не любил, поэтому его предмет не нравился и ученикам. Так и здесь: если рекламщики действительно любят продукт, им удается этим поделиться.

Конечно, есть и еще один аспект — нужно, чтобы продукция соответствовала требованиям и желаниям людей.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Основатели агентства Red Pepper Film — о том, как отказались от рекламы и начали снимать кино
Основатели агентства Red Pepper Film — о том, как отказались от рекламы и начали снимать кино Иван Соснин и Данил Голованов — о клипе «Мгзавреби» и о том, почему реклама мертва
Основатели агентства Red Pepper Film — о том, как отказались от рекламы и начали снимать кино

Основатели агентства Red Pepper Film — о том, как отказались от рекламы и начали снимать кино
Иван Соснин и Данил Голованов — о клипе «Мгзавреби» и о том, почему реклама мертва

Толя Карнаухов: «Хайпбистов в Екатеринбурге можно сосчитать по пальцам»
Толя Карнаухов: «Хайпбистов в Екатеринбурге можно сосчитать по пальцам» В первом интервью «Город. Герой» основатель «Самиздата» рассказывает «Бюро100» о скандалах и хайпопровинциальности Екатеринбурга
Толя Карнаухов: «Хайпбистов в Екатеринбурге можно сосчитать по пальцам»

Толя Карнаухов: «Хайпбистов в Екатеринбурге можно сосчитать по пальцам»
В первом интервью «Город. Герой» основатель «Самиздата» рассказывает «Бюро100» о скандалах и хайпопровинциальности Екатеринбурга

Опыт Казани, велодорожки над озером и борьба с захватчиками: Артур Зиганшин — о реконцепции Шарташа
Опыт Казани, велодорожки над озером и борьба с захватчиками: Артур Зиганшин — о реконцепции Шарташа Директор Шарташского лесопарка рассказывает The Village о том, что изменится к 2023 году
Опыт Казани, велодорожки над озером и борьба с захватчиками: Артур Зиганшин — о реконцепции Шарташа

Опыт Казани, велодорожки над озером и борьба с захватчиками: Артур Зиганшин — о реконцепции Шарташа
Директор Шарташского лесопарка рассказывает The Village о том, что изменится к 2023 году

Рок-концерты и аппараты ИВЛ: Как устроен детский хоспис в Екатеринбурге
Рок-концерты и аппараты ИВЛ: Как устроен детский хоспис в Екатеринбурге Как Фонд Ройзмана каждый день помогает неизлечимо больным детям
Рок-концерты и аппараты ИВЛ: Как устроен детский хоспис в Екатеринбурге

Рок-концерты и аппараты ИВЛ: Как устроен детский хоспис в Екатеринбурге
Как Фонд Ройзмана каждый день помогает неизлечимо больным детям

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»

«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы

Первая полоса

«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше
«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше
«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше

«К черту скромность»: Как говорить о деньгах, чтобы вам заплатили больше

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели Концерт Ветлицкой, фестиваль короткометражек и лекция о свободе
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели
Концерт Ветлицкой, фестиваль короткометражек и лекция о свободе

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»
Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters» Артем Макарский — о том, как изменилась певица
Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»

Бережно к себе: Лана Дель Рей расставляет приоритеты на новом альбоме «Blue Banisters»
Артем Макарский — о том, как изменилась певица

«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы
«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы Что слушать, читать и смотреть в эти выходные
«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы

«Наследники», Лана Дель Рей и книга про грибы
Что слушать, читать и смотреть в эти выходные

Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург
Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург Падающий Кремль и летающие мусорные баки
Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург

Ураган атакует Москву и Санкт-Петербург
Падающий Кремль и летающие мусорные баки

Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?
Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?
Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?

Почему шампанское стоит дороже тихих вин и других игристых?

Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella
Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella
Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella

Третья пиццерия Maestrello на Петровке и третий бар Michelada на «Новослободской», новое меню в Scrocchiarella

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

Большая история Melon Music: Как Тюмень стала новой столицей российского рэпа

«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками
«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками «Вообще-то нас интересуют не только секс и наркотики»
«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками

«Чаки», «Пингвины моей мамы» и еще 3 новых сериала о подростках. Мы посмотрели их вместе со школьниками
«Вообще-то нас интересуют не только секс и наркотики»

5 рецептов сытных блюд из овощей
5 рецептов сытных блюд из овощей Печеная капуста, баклажан с пекорино, стейк из цветной капусты и другие горячие блюда
5 рецептов сытных блюд из овощей

5 рецептов сытных блюд из овощей
Печеная капуста, баклажан с пекорино, стейк из цветной капусты и другие горячие блюда

В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября
В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября
В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября

В Москве опять (почти) все закрывают. Пока что с 28 октября по 7 ноября

Что такое светотерапия
Что такое светотерапия Как лампы помогают бороться с сезонной депрессией и где их взять
Что такое светотерапия

Что такое светотерапия
Как лампы помогают бороться с сезонной депрессией и где их взять

«Я прошел цифровой детокс»
«Я прошел цифровой детокс» Горожане, отказавшиеся от соцсетей — о свободе и времени на чтение книг вместо фейсбука
«Я прошел цифровой детокс»

«Я прошел цифровой детокс»
Горожане, отказавшиеся от соцсетей — о свободе и времени на чтение книг вместо фейсбука

Фабрика-кухня мечты

Фабрика-кухня мечтыСамарский архитектор 20 лет сражался за нее — теперь там будет филиал Третьяковки

Фабрика-кухня мечты

Фабрика-кухня мечты Самарский архитектор 20 лет сражался за нее — теперь там будет филиал Третьяковки

Где покупать теплое пальто на осень (и зиму)
Где покупать теплое пальто на осень (и зиму) 20 вариантов от 7 до 50 тысяч рублей
Где покупать теплое пальто на осень (и зиму)

Где покупать теплое пальто на осень (и зиму)
20 вариантов от 7 до 50 тысяч рублей

Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет
Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет От Карпентера до Грина без инфаркта и валокордина
Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет

Круговорот «Хэллоуинов» в природе: Что происходило со знаменитой хоррор-франшизой последние 40 лет
От Карпентера до Грина без инфаркта и валокордина

+39 Pizzeria & Mozzarella bar: Крохотная итальянская пиццерия и сыроварня в кластере «Рассвет»
+39 Pizzeria & Mozzarella bar: Крохотная итальянская пиццерия и сыроварня в кластере «Рассвет» Лучшая неаполитанская пицца в округе, а, может, и во всей Москве
+39 Pizzeria & Mozzarella bar: Крохотная итальянская пиццерия и сыроварня в кластере «Рассвет»

+39 Pizzeria & Mozzarella bar: Крохотная итальянская пиццерия и сыроварня в кластере «Рассвет»
Лучшая неаполитанская пицца в округе, а, может, и во всей Москве

Подпишитесь на рассылку