8 петербургских музыкантов, о которых говорили в 2018 году Кроме Шнурова: От Little Big и «Френдзоны» до Гречки и БГ
Little Big
Илья Прусикин собрал Little Big — ироничный фрик-рейв-проект — больше пяти лет назад, но произведение Skibidi случилось с нами именно этой осенью (ему предшествовала столь же задорно-идиотская, но менее мемоемкая Faradenza). На ютьюбе число просмотров клипа вот-вот достигнет 100 миллионов, а в инстаграме количество публикаций с хештегом #SkibidiChallenge превысило 20 тысяч (к декабрю, впрочем, энтузиазм пользователей немного угас). Клипом со странным танцем где-то в недрах завода «Красный треугольник» мы обязаны не только Ильичу, но и Алине Пязок — одному из самых интересных и востребованных клипмейкеров современной России. Собственно, и Little Big — не столько группа, сколько самостоятельный феномен, включающий в себя массу актуальных вещей: от продюсирования других музыкантов до видеоблогинга. По масштабу его можно сравнить даже не с Die Antwoord, а с нашим же «Ленинградом»: это пир во время чумы, участники которого игнорируют невеселую повестку, при этом успешно продают (в первую очередь нам самим) курьезы русского бытия.
Гречка
Формально первый альбом «Звезды только ночью» певицы Гречки вышел еще в 2017-м, но заговорили о вчерашней школьнице родом из Кингисеппа (пожалуй, одного из самых неприятных городов Ленобласти) уже в этом году. В первую очередь за Гречку спасибо визионерским способностям Александра Ионова: он спродюсировал и выпустил «Звезды» на своем лейбле Ionoff Music. За год — после выступления у Ивана Урганта и на «Стереолете», Земфира-гейта и интернет-буллинга — Анастасия переросла формат и размер клуба «Ионотека», став своего рода правильным бардом поколения 2.0: новый альбом «Мы будто персонажи» в ноябре она выпускала уже самостоятельно на другом лейбле. Это по-прежнему пубертатный блюз, исполненный страдальческого пафоса, который откликается не только у аудитории 13+, но и у их родителей.
«Френдзона»
Квинтет персонажей, будто срисованных из аниме, появился из ниоткуда в апреле этого года. Позже начались спекуляции (и даже расследования) о происхождении коллектива: «Френдзону» связывают с петербургским рэпером, постоянным участником Versus Battle Галатом (якобы он и есть Кроки Бой — человек в костюме крокодила) и пабликом «Рифмы и панчи». На самом деле, толком не ясна даже локализация группы — о том, что они из Петербурга, мы можем догадываться по косвенным признакам: например, тому, что их первый концерт был в клубе Opera, а последний клип «Девственница» начинается с изображения стадиона на Крестовском (с недавних пор известного как «Газпром-арена»). К музыке группы (ключевые теги: поп-панк, k-pop, эмо) можно относиться по-разному, но маркетинговая составляющая проекта в любом случае восхищает: транслируемые драматичные образы — от синевласки Мэйби Бэйби до диджея Валеры Диджейкина («не исключено, что гей») — на 100 % попали в школьную аудиторию, которую сами персонажи называют «френдиками». Один из эффектов, правда, оказался неожиданным: вместе с Хаски и Ic3peak «Френдзона» попала в число артистов, концерты которых поступательно запрещают в российских городах. Кстати, второй концерт в Петербурге — на большей площадке — будет в апреле 2019 года, и первую партию билетов уже раскупили.
Boulevard Depo
Никаких выдающихся скандалов/рекордов, связанных с рэпером Boulevard Depo, в этом году не случилось — он просто выпустил очень хороший альбом «Rapp2» (продолжение микстейпа 2014 года) с оммажем Цою и при участии тех же Ic3peak и Биг Бейби Тейпа — «невеселая песня моя», которую Артем отказывается называть клауд-рэпом. Билеты на его ноябрьский концерт в клубе Zal разобрали подчистую, пришлось добавить вторую петербургскую дату. Вообще, Boulevard Depo — как Шевчук, Земфира и Фейс — родом из Уфы, но давно обитает в Петербурге и вроде бы не планирует перебраться в столицу, в том числе таким образом постулируя принципиальный нонконформизм.
Борис Гребенщиков
С таким же успехом Бориса Борисовича можно было включить в список 2017 (и какого угодно еще) года — хотя бы за песню «Время на*******ся (напиться)», ироничный приговор совершенно дурацкой эпохе. Впрочем, одноименный альбом («Время N») формально вышел в этом году, а сам БГ вдобавок недавно отметил юбилей — 65 лет, — после чего «Аквариум» дал феноменальный концерт в БКЗ «Октябрьский». Возвращаясь к «Времени N»: по совпадению это, как и у Boulevard Depo, продолжение альбома 2014 года («Соль»); социальный комментарий, в первых нескольких композициях исполненный какого-то небывалого мрака (потом, впрочем, автора как будто попускает).
Также отметим:
«СБПЧ»: за симпатичную пластинку «Мы не спали, мы снились» и мощный клип-триптих «1999 / 17:05 / Друг».
Shortparis: за красивое появление с кавером на Дэвида Боуи в фильме «Лето» и собственный клип «Стыд» с высокой дозой арта.
«Ритуальные услуги»: за песню «Обратно» со строчкой «Зачем нужна Москва, когда есть Питер?».
Обложка: Base Productions