«Закон Мединского»: Новые правила кинопроката от Минкультуры К чему приведут ограничения на показ одного и того же кассового иностранного фильма в течение дня

Сегодня министерство культуры опубликовало проект поправок к закону о государственной поддержке кинематографа. Согласно этому документу, количество показов каждого зарубежного фильма не сможет превышать 35 % от общего числа дневных сеансов в кинотеатре, имеющем более одного зала. При этом ограничения не затрагивают национальные фильмы (то есть кино российского производства). The Village поговорил с представителями Минкультуры и киноиндустрии о том, какого эффекта они ожидают от принятия этого закона.

Текст

Ольга Проскурнина

«Главная цель — максимально разнообразить прокат»


Павел Степанов

советник министра культуры РФ по вопросам кинематографии

Во-первых, обращаем внимание на то, что это законодательная инициатива. Документ еще никуда не внесен — ни на рассмотрение правительства РФ, ни в Госдуму. В ближайшее время он появится на сайте  для широкого общественного обсуждения. Во-вторых, он вводит общие нормы, чтобы один фильм не имел подавляющего большинства сеансов, так как это может отрицательно сказаться на разнообразии репертуара в каждый конкретный день.

В среднем каждую неделю в прокат выходят от трех до шести новых картин, при этом не сбрасывается со счетов, что фильм идет не одну неделю. Таким образом, еженедельно в широком прокате представлено от семи до 20 лент. Поэтому данная норма не создает проблему, а является обеспечительной и направлена прежде всего на многообразие релизов в принципе. Ее главная цель — максимально разнообразить прокат.


В декабре 2017 года министерство культуры уже публиковало на сайте правительства проект поправок к закону о государственной поддержке кинематографа, где тоже фигурировала квота 35 %. Однако ее предполагалось распространить на все фильмы иностранного производства. Этот законопроект не был рассмотрен Госдумой и вызвал протесты в отрасли.

Летом 2017 года Минкультуры предлагало взимать с прокатчиков единовременный платеж в 5 миллионов рублей за каждый фильм. В этом случае за российские картины платил бы Фонд кино. Министр культуры Владимир Мединский говорил, что новые правила помогли бы зачистить прокат от низкобюджетного иностранного кино и получить дополнительные деньги для производства российских картин.


«Мы показываем зрителю то, что он хочет видеть»

Пресс-служба сети кинотеатров «Каро»

Сейчас киноиндустрия испытывает дефицит привлекательного для зрителей контента — как российского, так и иностранного. Поэтому дополнительные ограничения только усугубят ситуацию.

Мы всегда отрицательно относились к любым искусственным ограничениям кинопроката со стороны законодательства. Кинобизнес — живой саморегулирующийся организм. Динамика предыдущих лет показывает естественный прирост отечественного кино в прокате. И, что важно, это происходит из-за повышения качества продукта и уровня доверия зрителя к нему. Это результат здоровой конкуренции на рынке, которая наилучшим образом помогает развитию российского кинематографа.

Этот же принцип определяет и политику репертуарного планирования. В нашей сети разнообразный контент — от театральных постановок и независимого кино до блокбастеров отечественного и зарубежного производства. Мы показываем нашему зрителю то, что он хочет видеть.


«Это может навредить российскому кино»

Александр Роднянский

продюсер, член Американской киноакадемии

На первый взгляд, эта мера должна помочь российскому кино, об успехе которого мы так мечтаем. Но впечатление обманчиво. Если разобраться, введение подобных ограничений может поставить под вопрос само существование кинотеатральных сетей в их нынешнем виде и, как следствие, навредить производителям российского кино.

Сегодня мировой кинематограф переживает сложные времена, связанные с эволюцией технологий, развитием стримингового вещания и уходом многих, ранее популярных жанров, с большого экрана на малый. Драмы, психологические триллеры, историческое кино сегодня существуют в первую очередь как качественные телесериалы, пользующиеся большим успехом у зрителей. В кинотеатрах же доминируют невероятно дорогие аттракционные блокбастеры, которые не имеет смысла смотреть дома из-за очевидной потери в качестве и градусе переживаемых эмоций. Для создания таких картин используются новейшие технологии, и это, мягко скажем, дорогое удовольствие.

Бюджеты в сотни миллионов долларов сегодня есть только в одном месте в мире — в транснациональном Голливуде (очень редко аналогичные, несопоставимо меньшие по масштабу, картины производят и в Европе). Именно такие фильмы и обеспечивают выживание кинотеатральной индустрии: один успешный голливудский блокбастер может сделать квартальный план кинотеатра. Например, в этом году летом не было по-настоящему сильных фильмов, и после двух неудачных кварталов многие кинотеатры сейчас находятся в крайне плачевном финансовом состоянии.

В свою очередь, русских событийных фильмов, появлению которых мы так радуемся, в силу естественных причин не может быть много. Недостаточно денег и ресурсов. Когда появляется знаковый русский фильм, например «Движение вверх», количество сеансов американских картин снижается естественным образом: кинотеатры заинтересованы предложить зрителям максимальное количество сеансов интересующей их картины. А когда подобных фильмов в прокате нет, такое ограничение лишь резко сократит доход и осложнит будущее кинотеатров.


«Закон не дает распускать руки мейджорам»

Алексей Бажин

основатель компании «Иное кино»

На мой взгляд, это вполне адекватный законопроект, в отличие от того, который скоро вступит в силу и после которого не останется 90 % кинофестивалей и ретроспективных показов во всей стране.

В данном случае обновленный закон не дает права «распускать руки» прокатным компаниям-мейджорам, которые вынуждают кинотеатры брать максимальное количество сеансов для своих блокбастеров, даже если кинотеатру не нужно столько сеансов этих фильмов. Это известная порочная и несправедливая практика в киноиндустрии. И данные поправки в закон можно рассматривать как антимонопольную меру, ведь они не обязывают заполнять образовавшиеся пустоты в расписании определенными фильмами российского производства. Все на усмотрение сотрудников кинотеатров.

Обычно крупные блокбастеры имеют по 25–45 % сеансов, из которых около 5–10 % могут быть искусственно накручены за счет требований мейджор-компаний, а не получены за счет здоровой конкуренции. А бывает, программные директора кинотеатров по стране просто ленятся. Им проще поставить на весь день блокбастер и не тратить время на эксперименты, чем продуманно составлять сетку расписания. Поэтому и получается, что иногда целый день идет сплошной такой-то блокбастер, а других фильмов почти нет.

На нашей деятельности по прокату сложного авторского кино эти поправки отрицательно не скажутся. Но хорошо бы Минкульт еще задумался над тем, что не стоит убивать 2 ноября все наши ретроспективные и фестивальные показы, а также сотни других кинофестивалей по стране, когда вступят в силу те поправки, которые как технически, так и экономически не позволят всем нам дальше заниматься культурной деятельностью.



Обложка: Ferenc Szelepcsenyi — stock.adobe.com

Share
1
скопировать ссылку

Читайте также:

Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды»
Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды»Армандо Ианнуччи слишком убедительно расколдовывает советскую власть
Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды»

Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды» Армандо Ианнуччи слишком убедительно расколдовывает советскую власть

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам» Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме

Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры
Как независимые кинофестивали собираются бороться с МинкультурыПрокатчики хотят смягчить закон до его вступления в силу, но не верят в диалог с чиновниками
Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры

Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры Прокатчики хотят смягчить закон до его вступления в силу, но не верят в диалог с чиновниками

Комментарии

1 комментарий
Показать

Я вот не мечтаю помочь российскому кино, сколько меня не заставляй. 
Если сделают так, что нужный мне фильм не будет в прокате в удобное время, так как вечера пятницы и субботы отдали под показ российских фильмов, то я плюну на кинотеатр и просто скачаю потом дома с торрента нужный мне фильм. И кому от этого станет лучше, сети кинозалов, правообладателям или русскому говнофильму? 

Комментировать

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Первая полоса

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok
Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

Кроссовки-таби Maison Margiela и Reebok

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого
«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

«Чудо-женщина: 1984»: Пустой блокбастер для всех и никого

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab
Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Бар «Союз» на Маросейке, кафе WIP в особняке на Яузе и крабовые бранчи с шампанским в Wine & Crab

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно естьЧто смотреть, слушать и читать на этой неделе
Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть

Фильм про Боуи, долгожданный альбом Shame и книга о том, как правильно есть Что смотреть, слушать и читать на этой неделе

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре
Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Remy 2.0 и множество десертов: Gentle Cafe на Тверском бульваре

Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникул
Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникулПока главный вопрос — откроют ли музеи
Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникул

Праздники — всё: Как провести первую неделю после каникул Пока главный вопрос — откроют ли музеи

20 пар обуви на зиму
20 пар обуви на зимуРассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы
20 пар обуви на зиму

20 пар обуви на зиму Рассказываем, в каких ботинках переживать гололед, слякоть и сугробы

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять названиеНет, это не постирония
«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название

«Я не коммунист и не какой-то либерал»: Владелец Stalin Doner объяснил, почему не собирается менять название Нет, это не постирония

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу
«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами»

«У меня БАС — болезнь, из-за которой я могу двигать только глазами» Как учительница математики из-за болезни потеряла способность ходить и говорить, но нашла новую работу

«Я заработал на биткоине»
«Я заработал на биткоине»Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы
«Я заработал на биткоине»

«Я заработал на биткоине» Квартиры в Москве и Нью-Йорке, сочный бургер и провальный криптопроект — на что счастливчики потратили свои доходы

Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы
Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы
Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы

Где пить коктейли: 7 новых (и не очень) мест Москвы

Батенька, да вы эйджист!
Батенька, да вы эйджист!Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть
Батенька, да вы эйджист!

Батенька, да вы эйджист! Проверьте, как много стереотипов о возрасте у вас есть

5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир
5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартирСтарый фонд, советские дома и новостройка
5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир

5 инстаграм-дневников о ремонте петербургских квартир Старый фонд, советские дома и новостройка

Как записывают аудиокниги
Как записывают аудиокнигиРасстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов
Как записывают аудиокниги

Как записывают аудиокниги Расстановка сложных ударений, «50 оттенков серого» голосом бабушки и нецензурные междометия чтецов

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски
30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

30 лет «Черному альбому»: Почему на последнем альбоме «Кино» Цой звучит совсем не по-геройски

«Я год не покупала новую одежду»
«Я год не покупала новую одежду»Предпринимательница Дарья Лисиченко рассказала о своем челлендже и его итогах
«Я год не покупала новую одежду»

«Я год не покупала новую одежду» Предпринимательница Дарья Лисиченко рассказала о своем челлендже и его итогах

6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)
6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)
6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)

6 российских марок одежды и аксессуаров для собак (и кошек)

Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и Wildberries
Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и WildberriesИнсайдеры — о хитростях работы маркетплейсов
Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и Wildberries

Как выгоднее покупать на AliExpress, Ozon и Wildberries Инсайдеры — о хитростях работы маркетплейсов

Что покупать в новой коллекции Uniqlo U
Что покупать в новой коллекции Uniqlo UНачинаем год с пополнения базы гардероба
Что покупать в новой коллекции Uniqlo U

Что покупать в новой коллекции Uniqlo U Начинаем год с пополнения базы гардероба

«Я пропустил 2020 год»
«Я пропустил 2020 год»Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще
«Я пропустил 2020 год»

«Я пропустил 2020 год» Как сотрудника ФБК выкрали из квартиры перед Новым годом, отправили служить на Новую Землю без связи, и он не увидел ничего. Вообще

Подпишитесь на рассылку