25 января, вторник
Москва
Войти

«Закон Мединского»: Новые правила кинопроката от Минкультуры К чему приведут ограничения на показ одного и того же кассового иностранного фильма в течение дня

Сегодня министерство культуры опубликовало проект поправок к закону о государственной поддержке кинематографа. Согласно этому документу, количество показов каждого зарубежного фильма не сможет превышать 35 % от общего числа дневных сеансов в кинотеатре, имеющем более одного зала. При этом ограничения не затрагивают национальные фильмы (то есть кино российского производства). The Village поговорил с представителями Минкультуры и киноиндустрии о том, какого эффекта они ожидают от принятия этого закона.

Текст

Ольга Проскурнина

«Главная цель — максимально разнообразить прокат»


Павел Степанов

советник министра культуры РФ по вопросам кинематографии

Во-первых, обращаем внимание на то, что это законодательная инициатива. Документ еще никуда не внесен — ни на рассмотрение правительства РФ, ни в Госдуму. В ближайшее время он появится на сайте  для широкого общественного обсуждения. Во-вторых, он вводит общие нормы, чтобы один фильм не имел подавляющего большинства сеансов, так как это может отрицательно сказаться на разнообразии репертуара в каждый конкретный день.

В среднем каждую неделю в прокат выходят от трех до шести новых картин, при этом не сбрасывается со счетов, что фильм идет не одну неделю. Таким образом, еженедельно в широком прокате представлено от семи до 20 лент. Поэтому данная норма не создает проблему, а является обеспечительной и направлена прежде всего на многообразие релизов в принципе. Ее главная цель — максимально разнообразить прокат.


В декабре 2017 года министерство культуры уже публиковало на сайте правительства проект поправок к закону о государственной поддержке кинематографа, где тоже фигурировала квота 35 %. Однако ее предполагалось распространить на все фильмы иностранного производства. Этот законопроект не был рассмотрен Госдумой и вызвал протесты в отрасли.

Летом 2017 года Минкультуры предлагало взимать с прокатчиков единовременный платеж в 5 миллионов рублей за каждый фильм. В этом случае за российские картины платил бы Фонд кино. Министр культуры Владимир Мединский говорил, что новые правила помогли бы зачистить прокат от низкобюджетного иностранного кино и получить дополнительные деньги для производства российских картин.


«Мы показываем зрителю то, что он хочет видеть»

Пресс-служба сети кинотеатров «Каро»

Сейчас киноиндустрия испытывает дефицит привлекательного для зрителей контента — как российского, так и иностранного. Поэтому дополнительные ограничения только усугубят ситуацию.

Мы всегда отрицательно относились к любым искусственным ограничениям кинопроката со стороны законодательства. Кинобизнес — живой саморегулирующийся организм. Динамика предыдущих лет показывает естественный прирост отечественного кино в прокате. И, что важно, это происходит из-за повышения качества продукта и уровня доверия зрителя к нему. Это результат здоровой конкуренции на рынке, которая наилучшим образом помогает развитию российского кинематографа.

Этот же принцип определяет и политику репертуарного планирования. В нашей сети разнообразный контент — от театральных постановок и независимого кино до блокбастеров отечественного и зарубежного производства. Мы показываем нашему зрителю то, что он хочет видеть.


«Это может навредить российскому кино»

Александр Роднянский

продюсер, член Американской киноакадемии

На первый взгляд, эта мера должна помочь российскому кино, об успехе которого мы так мечтаем. Но впечатление обманчиво. Если разобраться, введение подобных ограничений может поставить под вопрос само существование кинотеатральных сетей в их нынешнем виде и, как следствие, навредить производителям российского кино.

Сегодня мировой кинематограф переживает сложные времена, связанные с эволюцией технологий, развитием стримингового вещания и уходом многих, ранее популярных жанров, с большого экрана на малый. Драмы, психологические триллеры, историческое кино сегодня существуют в первую очередь как качественные телесериалы, пользующиеся большим успехом у зрителей. В кинотеатрах же доминируют невероятно дорогие аттракционные блокбастеры, которые не имеет смысла смотреть дома из-за очевидной потери в качестве и градусе переживаемых эмоций. Для создания таких картин используются новейшие технологии, и это, мягко скажем, дорогое удовольствие.

Бюджеты в сотни миллионов долларов сегодня есть только в одном месте в мире — в транснациональном Голливуде (очень редко аналогичные, несопоставимо меньшие по масштабу, картины производят и в Европе). Именно такие фильмы и обеспечивают выживание кинотеатральной индустрии: один успешный голливудский блокбастер может сделать квартальный план кинотеатра. Например, в этом году летом не было по-настоящему сильных фильмов, и после двух неудачных кварталов многие кинотеатры сейчас находятся в крайне плачевном финансовом состоянии.

В свою очередь, русских событийных фильмов, появлению которых мы так радуемся, в силу естественных причин не может быть много. Недостаточно денег и ресурсов. Когда появляется знаковый русский фильм, например «Движение вверх», количество сеансов американских картин снижается естественным образом: кинотеатры заинтересованы предложить зрителям максимальное количество сеансов интересующей их картины. А когда подобных фильмов в прокате нет, такое ограничение лишь резко сократит доход и осложнит будущее кинотеатров.


«Закон не дает распускать руки мейджорам»

Алексей Бажин

основатель компании «Иное кино»

На мой взгляд, это вполне адекватный законопроект, в отличие от того, который скоро вступит в силу и после которого не останется 90 % кинофестивалей и ретроспективных показов во всей стране.

В данном случае обновленный закон не дает права «распускать руки» прокатным компаниям-мейджорам, которые вынуждают кинотеатры брать максимальное количество сеансов для своих блокбастеров, даже если кинотеатру не нужно столько сеансов этих фильмов. Это известная порочная и несправедливая практика в киноиндустрии. И данные поправки в закон можно рассматривать как антимонопольную меру, ведь они не обязывают заполнять образовавшиеся пустоты в расписании определенными фильмами российского производства. Все на усмотрение сотрудников кинотеатров.

Обычно крупные блокбастеры имеют по 25–45 % сеансов, из которых около 5–10 % могут быть искусственно накручены за счет требований мейджор-компаний, а не получены за счет здоровой конкуренции. А бывает, программные директора кинотеатров по стране просто ленятся. Им проще поставить на весь день блокбастер и не тратить время на эксперименты, чем продуманно составлять сетку расписания. Поэтому и получается, что иногда целый день идет сплошной такой-то блокбастер, а других фильмов почти нет.

На нашей деятельности по прокату сложного авторского кино эти поправки отрицательно не скажутся. Но хорошо бы Минкульт еще задумался над тем, что не стоит убивать 2 ноября все наши ретроспективные и фестивальные показы, а также сотни других кинофестивалей по стране, когда вступят в силу те поправки, которые как технически, так и экономически не позволят всем нам дальше заниматься культурной деятельностью.



Обложка: Ferenc Szelepcsenyi — stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды»
Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды» Армандо Ианнуччи слишком убедительно расколдовывает советскую власть
Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды»

Либо ничего: Почему «Смерть Сталина» напугала чиновников сильнее «Матильды»
Армандо Ианнуччи слишком убедительно расколдовывает советскую власть

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам» Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме
Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»

Мэт Коллишоу: «Хотел привезти „Смерть Сталина“ в подарок всем москвичам»
Британский художник — о насилии, искусстве и капитализме

Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры
Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры Прокатчики хотят смягчить закон до его вступления в силу, но не верят в диалог с чиновниками
Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры

Как независимые кинофестивали собираются бороться с Минкультуры
Прокатчики хотят смягчить закон до его вступления в силу, но не верят в диалог с чиновниками

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию

Первая полоса

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел

Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел
Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях И помогут ли в этом комментарии под постами
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
И помогут ли в этом комментарии под постами

На что живут доулы
На что живут доулы «Приходится быть на связи с роженицей 24/7»
На что живут доулы

На что живут доулы
«Приходится быть на связи с роженицей 24/7»

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить Свежие кофейные открытия
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
Свежие кофейные открытия

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Подпишитесь на рассылку