В 1992 году в Барселоне прошли летние Олимпийские игры. Спустя два десятилетия столица Каталонии превратилась из пребывающего в упадке индустриального гиганта в популярный мегаполис будущего с широкой сетью общественных пространств и высоким качеством жизни. The Village поговорил с бывшим главным архитектором Барселоны Висенте Галлартом об успешных мегаполисах и счастье горожан.

Висенте Галларт 

Один из ведущих урбанистов Европы. Основатель мастерской Guallart Architects и Института современной архитектуры Каталонии (IAAC). Занимал пост главного архитектора Барселоны с 2011 по 2015 год.

О развитии Барселоны и Олимпийских играх

«Олимпийские игры в Барселоне прошли очень давно — 23 года назад. Олимпиада стала началом трансформации экономической жизни, менталитета людей: они снова начали гордиться городом. Но проекту развития Барселоны уже много лет, и Олимпийские игры — это не ответ на вопрос, а просто отличный толчок к развитию. Успех города складывается из нескольких компонентов. Один из них — очень прозрачное сотрудничество между политиками и гражданским обществом. Другой — сотрудничество между частным сектором и общественными пространствами. И, конечно, твёрдое, уверенное развитие на протяжении долгого времени. У нас очень хорошие сети общественных рынков, библиотек по всему городу, и мы работали над этим последние 25 лет. А когда постоянно меняешь направление развития города, он становится похож на коллаж».

О городах — футбольных командах

«Города можно сравнить с футбольными командами. Одни строятся вокруг звёздного игрока, другие держатся на команде. Хорошие команды всегда имеют лучший результат — они более надёжные и гибкие. Бильбао — это команда, в которой есть один звёздный игрок, вокруг которого выстроена вся игра. Если звезда действительно хороша, система будет работать. Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери действительно поразителен, он изменил город. Многие вдохновились этим примером, захотели свою архитектурную икону, но успех Бильбао очень тяжело повторить. В Барселоне другая модель: у нас есть очень много хороших мест, общественных пространств с отличной архитектурой, которые образуют целую систему. Мы строим город вокруг системы, а не вокруг иконы. Многие города терпят неудачи, пытаясь идти по обратному пути».