17 октября, воскресенье
Москва
Войти

Спорт от Бога: Зачем священнику играть в футбол? Нужно ли спортсмену верить в Бога и как церковь помогает развитию спорта

Спорт от Бога: Зачем священнику играть в футбол?

Зачем священнику играть в футбол? Нужно ли спортсмену верить в Бога? Как церковь поможет развитию спорта? Ответы на эти вопросы искали на открытой лекции «Вера и спорт» в Российском Международном Олимпийском Университете (РМОУ) в Сочи. На необычной лекции побывала и наша редакция.

О том, как влияет спорт на человека и его духовное развитие, в каких направлениях могут взаимодействовать Церковь и мир спорта, как использовать спортивные мероприятия в качестве объединяющей силы для укрепления межконфессионального взаимодействия рассказал священник Даниил Зубов. В прошлом профессиональный футболист, выпускник педагогического факультета Российской Академии физической культуры и спорта, сегодня он руководит Воскресной школой при храме св. Николая на Трех Горах, где ведется активная работа с детьми и прихожанами, на регулярной основе проводятся спортивные турниры.

Являясь членом Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, Даниил Зубов возглавляет секцию коллективных видов спорта и работы с болельщиками. Отец Даниил — член исполкома Всероссийской Федерации по хоккею с мячом, а с 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла работает духовным наставником сборной РФ по хоккею с мячом. 

Даниил Зубов

священник


Я занимался профессиональным футболом и был вратарем. Путь к Богу начался у меня с обращения к Святым угодникам божьим. В момент, когда я оказывался среди спортсменов, я брал поучения и читал, которые мне потом помогли стать священником. Искал ответы на те вопросы, которые беспокоили и беспокоят людей, и, конечно же, эти ответы человек может получить, когда он общается с Богом в молитве. Она может быть простой, искренней, храмовой и домашней. Господь сказал: «Где двое или трое собираются, там и имя мое среди них». Дай бог, чтобы Господь благословил этот диалог между верой и спортом. Патриаршая комиссия, которая создается – новая, мы находимся на новом этапе общения, который да продолжится, потому что хочешь или нет, если ты спортсмен, то стараешься играть в команде, и если играешь в команде, то твое мнение отходит на второй план, потому что важен результат. Мы должны признать, что мы находимся в одной команде, в которой должны играть и договариваться. Сегодняшняя лекция это конечно одна из первых ступеней, лестницы, которую нам нужно пройти всем вместе.


Спорт церковным взглядом

Как учение церкви относится к спорту или более широко к физической культуре? В церкви не изучают анатомию или физиологию, биохимические процессы, но знание о человеке, о том, как он создан, задуман Богом в глобальном смысле, дает нам именно она. Как связаны в нас дух, душа и тело, как они влияют друг на друга, я не ставлю целью читать лекцию на тему первичности или вторичности материи. Я хочу дать ответ, зачем верующим людям, для которых первично внимание к духу, обращать его на тело и, следовательно, на физическую культуру и спорт. Тем более, что не редко звучат мнения, что проблема физического развития человека не относится к области церкви.

Существует немало определений физической культуры и спорта. Позвольте мне рассматривать физическую культуру как одну из сфер социальной деятельности, направленную на развитие способностей человека, через его физическое совершенствование. Под термином спорт можно понимать род физической активности, направленной на соревнования по различным физическим упражнениям, а также систему их организации и проведения. Если изучить историю возникновения физической культуры, станет понятно, что само течение возникло и развивалось как часть общей культуры человечества с самых древних времен. Существуют различные теории возникновения, но все признают, что двигательная деятельность человека, как его естественная потребность, является объективной биологической предпосылкой зарождения физических упражнений.

Физическая культура и спорт присутствовали во всех известных цивилизациях, это и Древняя Греция, Индия, Китай, Шумеры, археология собрала немало свидетельств этому. Например, в египетских захоронениях на фресках обнаружены изображения десятков видов физических упражнений и игр. Древние также уделяли большое значение физической подготовке в воспитательном процессе, была разработана целая система физического воспитания подрастающего поколения. Военно-спортивная подготовка существовала и на Руси, более системный характер она получила в период Петровских реформ, когда преподавание спортивных дисциплин впервые было введено в Морской академии. В последующие времена в учебных заведениях круг дисциплин расширялся, но в целом, он носил военно-прикладной характер. Девятнадцатый век стал не только золотым веком в литературе, но и в педагогике.

В нашей стране появились замечательные ученые педагоги Константин Ушинский и Петр Лесгафт, которые проработали теорию и практику преподавания физической культуры. Именно Лесгафтом было введено понятие телесного воспитания, как одного из главных терминов, которые используются в его трудах. Великомученица Елизавета Федоровна, как и вся последующая династия императоров, активно занимались разными видами спорта. Царь Николай II благодаря регулярным тренировкам отличался и силой и выносливостью. Он был также поклонником физического просвещения подданных, что выразилось в появлении в начале ХХ века в России Олимпийского движения и в создании государственных и общественных органов, занимающихся развитием спорта.

Сегодня никем не оспаривается значение физической культуры, не только в физическом, но и моральном, нравственном и даже эстетическом развитии человека. Как же Церковь относится к физической культуре и спорту на протяжении всей истории? Известно, что распространение в римской империи христианства стало причиной запрета Олимпийских игр. На этом основании, а также в силу развития в последующие века аскетических традиций в христианстве, высказываются не совсем корректные выводы о несоответствие христианского вероучения и телесного укрепления и совершенствования человека, даже в среде церковных служителей.

Считается, что телесное здоровье или крепость находится за пределами интересов церкви. На самом деле это не так. Источниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание, Ветхий и Новый завет. Священное Предание означает передачу знаний по наследству от одного поколения людей другому. Соответственно церковное вероучение содержит большую объем информации, накопленный столетиями, который охватывает все области жизни человека, не только его внутреннюю и духовную, но и взаимодействие с внешним миром, социальные связи, быт, внутрисемейные отношения и другое. Но при этом, мы находим немного сведений относительно физической культуры в учении Церкви. Значит ли это, что такие вопросы Церковь никогда не интересовали? Конечно, нет. Во-первых – необходимость физической активности никогда не ставилась под сомнение. Сам Творец, Бог повелел Адаму: «В поте лица будешь есть хлеб свой». Господь дал нам для этого совершенное тело, способное выносить колоссальные физические нагрузки, не только выносить, но и нуждающееся в них. Более того, физическая сила не редко рассматривалась как божий дар. Например, Ветхозаветный судья Самсон был наделен сверхъестественной силой от Бога, для того, чтобы помогать своим соотечественникам.

Немало в истории вселенской Церкви и святых воинов, например Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы. В русской православной церкви мы видим воинов-богатырей причисленных к лику святых, это князь Владимир, Дмитрий Донской, Пересвет, Александр Невский, тот же Илья Муромец - не просто былинный герой, но и святой, мощи которого почивают в Киево-Печерской лавре. Известно, что могучее телосложение было и у преподобного Серафима Соровского. Об исполинской силе одного из святых преподобного Силуана Афонского ходили легенды. В молодости он голыми руками мог удерживать лошадь, ударом кулака перебивал толстую доску. Да и вообще многие русские святые обладали уникальным здоровьем и силой. Разве может физически-слабый человек уйти в леса и жить там годами, иногда совсем один, в суровом климате, как это делал, например, Преподобный Сергий? После него примеру последовали десятки людей, его ученики, основавшие монастыри по всей северной Руси.

Известно, что именно монастырская колонизация, путем основания подвижниками монастырей в необжитых и труднодоступных местах стали одним из основных способов заселения этих трудно-климатических территорий. Если мы обратимся к русскому народному эпосу, то главными героями были богатыри, с их сверхъестественной физической силой. При этом они обладают особыми качествами: добрым и благородным сердцем, встающем на защиту веры православной.

Технический прогресс позволил изучить Туринскую плащаницу, которая содержит в себе отпечаток в полный рост тела Спасителя, и воссоздать лик Христа. Благодаря этой плащанице человечество увидело прекрасно сложенного и физически-развитого мужчину, тело которого было сформировано под воздействием физических нагрузок и привыкло к ним. Непосредственно физической культурой занимались относительно небольшой процент населения – высшие социальные слои и воины, которые не были заняты тяжелым физическим трудом для обеспечения своего пропитания. Соответственно, и актуальность этой темы не была не столь высока и касалась она в основном только привилегированных слоев населения, хотя сама идея воспитания гармоничного человека с помощью физических упражнений вызывала одобрение Святых отцов. Они рекомендовали физические упражнения людям как необходимые для развития личности и поддержания здоровья. Например, Святитель Климент Александрийский, который жил в третьем веке или Феофан Затворник.

Если возвращаться к причине запрета Олимпийских игр под влиянием Церкви, то Святые отцы выступали не против состязаний как таковых, а именно против языческих культов, которыми эти состязания сопровождались, против диких зрелищ, иногда кровавых, будящих в человеке необузданные страсти. Хотя физической культуре как таковой в церковном движении отводилось не так много места, тем не менее, ее необходимость никогда не ставилась под сомнение.

Спорт как религия

Физическая культура и спорт развивались в зависимости от общественных формаций, производственных отношений, этно-культурных особенностей, отдельных обществ и цивилизаций. В XIX веке их развитию способствовали и урбанизация, и технический прогресс, когда у людей стало появляться свободное время. Точкой отсчета нового периода развития спорта стала организация Олимпийских игр в конце XIX века. Появились новые виды спорта, спорт стал развиваться, в том числе и как один из элементов национальной культуры, стал массовым, а не только досугом для элиты.

В настоящее время значение и важность физической культуры и спорта, как для отдельного человека, так и для общества в целом, являются общепризнанным фактом, другой вопрос, что спорт сегодня – не просто спорт, а инструмент геополитики и способ управления массами, псевдорелигия. Эти процессы уже давно подмечены социологами. Сложно не увидеть, как через футбольные фанатские движения формируется новый культ. Действительно, все больше и больше в спорте и фанатском движении появляются атрибуты, характерные для религии, такие как наличие объекта поклонения, места поклонения, обрядов, священных предметов, жреческого сословия.


Стадионы — выполняют роли храмов, роли жрецов или объектов поклонения — спортсмены, в фанатской среде есть и обряды и священные предметы. Если рассматривать спорт в таком аспекте, то он может стать опасным для человеческой души явлением.


Нельзя не упомянуть и другую крайность, довольно распространенный сегодня культ тела, когда физически-совершенное тело становится чуть ли не главной ценностью и целью. Об этих главных опасностях церковь не может не предупреждать.

С другой стороны, человечество достигло небывалого технологического развития, резко снизилась необходимость физического труда, уровень бытового комфорта стал чрезвычайно высоким. Тот труд, который выполнял Адам по велению Господа, не однозначен труду современного человека, сидящего у монитора. Подвижные игры детей сменились быстрыми движениями пальцев по экрану гаджета и клавиатуры. Мир начинает уходить в виртуальную реальность, когда само тело становится не таким нужным. На смену человеку приходят механизированные машины, готовые его заменить буквально во всем. Но потребности в физических нагрузках не изменились, также, как не изменились законы гармоничного развития человека, его духовного и физического совершенствования.

В православной аскетике немало места уделяется связи души и тела, их взаимному влиянию друг на друга. В отличие от родившегося в греческой философии и получившего распространение в западном христианстве взгляда на тело как темницу души, у многих православных богословов тело рассматривается как храм духа. Апостол Павел в своем послании говорит: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть божья». Признавая первенство души пред телом, не редко сравнивая ее с кормчим корабля, Святые отцы утверждали, что воспитание души происходит, в том числе, через тело, которое не просто материальный объект этого мира, но и орудие, через которое душа взаимодействует с внешним миром, орудие, признанное стать храмом духа. Благоухающие нетленные мощи святых, вот как может преобразиться человеческое тело, переступив биологические законы этого мира.

Загнанные в каменные джунгли, лишенные возможности двигаться, привыкшие к невиданному комфорту люди, перестали владеть своим телом, как это делали наши предки. Как священник я вижу, что молодежь с большим трудом на службах молится, потом что физически не готова. Если раньше в течение 5-6 часов человек мог спокойно молиться в храме и дальше идти делать физическую работу, то сейчас мы видим, что молодежь не готова к таким марафонам. Я не говорю про подвиги подвижников, которые не только в течение 5-6 часов молились в храмах, но совершали другие великие дела. Николай Сербский, который возглавлял миссию в Японии, совершал длительные богословия, потом он шел в семинарию, где преподавал детям, занимался миссионерством. У себя в семинарии он ввел предмет для студентов – спорт, единоборства.

Как сказано в Священном Писании: «Царство Божие с усилием берется». Обленившееся, расслабленное тело, расслабляет в человеке его дух, который становится не способным к подвигу. Логично, что в сложившейся ситуации, наше внимание привлекает физическая культура и спорт. Мы знаем поговорку: «В здоровом теле был здоровый дух», но сказана она была по-другому: «Молись, чтобы в здоровом теле, был здоровый дух». То есть дух первичен, а материя вторична, и дух укрепляет тело. Если раньше были аскеты, которые старались ограничивать и поставить под контроль духа свою плоть, то теперь возможно настанет время, когда плоть, расслабленную технологическими совершенствованиями, придется оживлять.

В храм — с поля

В нашей стране эти проблемы приобрели особую актуальность. В предыдущие годы, в период социальных потрясений, государство практически полностью устранилось от системы массового физического просвещения, снизилось качество физической подготовленности людей и их здоровья, а технические новшества усугубили ситуацию. Сегодня поддержка физической культуры и спорта прорабатывается на государственном уровне. Церковь, которой крайне не безразлично состояние свое паствы и общества в целом, ни в какой мере не подменяя функции государства, может предложить свой опыт в решении указанных проблем.

За последние годы было несколько видов активностей, которые проводились либо церковными структурами, либо под их патронажем, например соревнования по отдельным видам спорта, как профессиональные, так и любительские, круглые столы, посвященные спортивной проблематике, организовывались межконфессиональные турниры между православными и мусульманами. Есть каноны, которые не позволяют нам вместе молиться, но есть площадка, спортивная, которая является точкой соприкосновения между христианами, мусульманами, лицами других конфессий, такие турниры, они очень объединяют.

Садишься после спортивного матча за чашку чая и обсуждаешь, те вопросы, которые раньше не задавал, чувствуешь, что ты в одном коллективе, общее дело всегда объединяет. Среди мусульман много хороших спортсменов и спортивные инициативы с обеих сторон всегда встречают внимание и поддержку. В целом данная деятельность была разноплановой, но не редко она носила периодический характер, в большей степени зависела от проявления частной инициативы представителей церкви или прихожан. Именно поэтому Патриархом была создана специальная комиссия по физической культуре и спорту, членами которой стали не только священники, но известные спортсмены, представители спортивных сообществ. Возглавляет комиссию Митрополит Североморский Митрофан, формат ее деятельность только вырабатывается, во многом он будет подсказан жизнью, но цели ее четко определены. Нужно сказать, что 36 000 приходов, 309 епархий - это огромный пласт. Сейчас в Москве в некоторых приходах в воскресных школах вводится такой предмет как спортивная дисциплина, как хоккей с мячом. Мы видим, как это работает, как это объединяет, когда священник тоже выходит на спортивную площадку. Это привлекает не только прихожан, которые раньше не занимались спортом, это объединяет и приводит на спортплощадку, а затем и в храмы, тех, кто никогда не заходил в церковь.

В задачи комиссии входит привлечение прихожан к физической культуре и спорту, разрабатываются методические рекомендации, создание в епархиях отделов, которые будут координировать, работать на местах, взаимодействие со спортивным сообществом, спортивными федерациями, болельщиками и спортсменами. Сейчас готовится соглашение с Министерством спорта. Я упомянул не только о положительном значении спорта, но и о негативных тенденциях, в Комиссии созданы несколько секций по разным направлениям – сектор легкой атлетики, сектор Олимпийского, паралимпийского спорта, спортивных единоборств. Мне поручено возглавлять сектор коллективных видов спорта и проводить работу с болельщиками. Также я являюсь духовником сборной по хоккею с мячом. Федерация хоккея с мячом стала пионером в этом направлении, заключив с нашей церковью соглашение о сотрудничестве. Небесным покровителем федерации является Святой князь Александр Невский. Нужно сказать, что икона князя Александра Невского вышита на форме игроков, несколько лет подряд проводится кубок на призы Патриарха на Красной Площади, в неофициальной части даже принимала команда священнослужителей. Федерация также помогает с проведением занятий в воскресных школах по хоккею с мячом, организует круглые столы на Соловецком архипелаге, обсуждаются вопросы взаимодействия мира спорта и церкви.

И в спорт, и в церковь

На пути к Богу не может быть ни насилия, ни принуждения, кто-то встречает Бога в начале жизненного пути, кто-то под конец, верить или нет, каждый решает сам. Как священник могу сказать, я не видел искренне верующего человека, который бы не считал свою веру сокровищем, а для спортсмена этот вопрос не праздный. Спортсмены – одни из самых духовно-уязвимых людей, нуждающихся в пасторском окормлении. Объясню, почему.

В мир спорта ребенок попадает не самостоятельно. Его приводят или родители, или тренер. Чаще всего выбор делают старшие, потому что в том возрасте, когда начинают заниматься спортом, сознательные решения еще не принимаются. Развитие спортсмена также происходит под влиянием и контролем со стороны взрослых, часто за молодого человека принимают решения другие люди. Порой для тренера спортсмен – это материал для огранки, испортился, сломался, не подошел – следующий. Но человек, это, прежде всего – образ божий, нуждающийся в соответствующем отношении и подходу к нему. Помимо физических перегрузок юный спортсмен получает и огромные психо-эмоциональные, встречает большое количество соблазнов. Это есть в жизни любого человека, но в спорте все намного насыщеннее.

Сейчас идет Великий Пост, как известно, он установлен в память о том посте, который совершал Спаситель перед тем, как выйти на общественную проповедь. Христу было 30 лет, когда он вышел на общественное служение. Этот возраст в еврейском народе считался возрастом совершеннолетнего человека, он мог учить, он мог выйти и проповедовать. А потом к нему приступил Сатана и стал его искушать – деньгами, славою, и властолюбием. Это уже был зрелый мужчина. А спортсмен с такими вещами встречается в юности, когда нет еще у него никакого жизненного опыта, нет опыта преодоления и даже знаний. Хотя возможно, это необходимо поставить на первое место, ведь в спорте сначала тренируется тело, забывается, что душа тоже требует пищи. Последствия такого перекоса всегда заканчиваются плачевно для человека. Нельзя обойти молчанием и проблему допинга, которая не всегда однозначна, спортсмен может стать заложником ситуации. И это не то, что ВАДА может признать допингом, как это было с мельдонием, это было политически-мотивированное решение. Я говорю о настоящем допинге, который подрывает здоровье спортсмена. Спортсмен не всегда может точно знать, что ему дают.

Я помню, как занимался спортом, в голову не приходило спросить врача: «Что это за таблетки?», давали – сразу принимал. Как может молодой человек, с утра до ночи занимающийся тренировками, понять это. Здесь ответственность лежит на враче, тренере, не всегда на спортсмене. Понятно, что когда ради победы человек готов на все, на любые разрушительные действия по отношению к своему телу и здоровью, это очень плохо. Мы видим иногда трагические судьбы чемпионов, не сумевших себя найти после завершения карьеры.

Наличие веры, тот стержень, та основа, опираясь на которую можно преодолевать все, и победы и неудачи, соблазны. Вера дает ориентиры, учит правильно расставлять приоритеты жизненных ценностей, дает понимание, что жизнь не краткий период времени, не переход от чемпионата к чемпионату, а вечность, к которой нужно достойно подготовиться. С другой стороны, среди священников и монахов можно встретить немало бывших спортсменов и атлетов. Более того, что когда общаешься с прихожанами, то проще всего доносить какие-то истины именно тем, кто занимался спортом, некоторые вещи именно этим людям понятны быстрее и доходчивее. Опыт постоянного самоограничения и преодоления трудностей просто нельзя получить, он формируется годами, а спорт — прекрасная среда для этого. Для достижения результата необходимо следовать определенным правилам, которые сходны с правилами духовной жизни. И там, и там требуется преодоление себя, своей слабости, своей лени, жесткое самоограничение, умение концентрироваться на главном, ведь главная цель — стать настоящим человеком, прославленным Богом и в душе и в теле.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой»
Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой» О сексе, кризисе веры и роли священнослужителя сегодня
Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой»

Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой»
О сексе, кризисе веры и роли священнослужителя сегодня

Apollo bar: Новое место в Краснодаре
Apollo bar: Новое место в Краснодаре Двухэтажный лофт с 7-ми метровыми потолками и барными традициями Барселоны и Берлина
Apollo bar: Новое место в Краснодаре

Apollo bar: Новое место в Краснодаре
Двухэтажный лофт с 7-ми метровыми потолками и барными традициями Барселоны и Берлина

II Cухумский кинофестиваль: Мнения жюри и участников
II Cухумский кинофестиваль: Мнения жюри и участников Алексей Федорченко, Нигина Сайфулаева, Ада Квирая
II Cухумский кинофестиваль: Мнения жюри и участников

II Cухумский кинофестиваль: Мнения жюри и участников
Алексей Федорченко, Нигина Сайфулаева, Ада Квирая

 «Экологистика» в Сочи — что это?
«Экологистика» в Сочи — что это? Акция к 9 мая, и новые места, куда можно сдать отходы в нашем городе
 «Экологистика» в Сочи — что это?

«Экологистика» в Сочи — что это?
Акция к 9 мая, и новые места, куда можно сдать отходы в нашем городе

Тэги

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

«Без усилий»: Как начать действовать

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Первая полоса

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве Винтажные маркеты, Beat Weekend и немое кино с оркестром
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Винтажные маркеты, Beat Weekend и немое кино с оркестром

«Без усилий»: Как начать действовать
«Без усилий»: Как начать действовать И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав
«Без усилий»: Как начать действовать

«Без усилий»: Как начать действовать
И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

И зачем она вообще нужна

Безопасно ли участвовать в переписи населения?
И зачем она вообще нужна

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

Вещи со смыслом
Промо
Вещи со смыслом Почему нам больше не интересны просто кроссовки
Вещи со смыслом
Промо

Вещи со смыслом
Почему нам больше не интересны просто кроссовки

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет» «Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
«Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок «Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
«Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры Холодная война, единороги и хиппи
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
Холодная война, единороги и хиппи

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие» The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате

Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой
Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой «Мне не нравятся шутки, потому что они математические»
Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой

Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой
«Мне не нравятся шутки, потому что они математические»

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара» Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера

Как восстановить ногти после гель-лака
Как восстановить ногти после гель-лака Самостоятельно дома и в салоне
Как восстановить ногти после гель-лака

Как восстановить ногти после гель-лака
Самостоятельно дома и в салоне

Подпишитесь на рассылку