4 этажа, тысячи квадратных метров, бесконечные коридоры и кабинеты за стеклянными перегородками как из ностальгического кино про советских инженеров — так выглядит один из корпусов завода «Ленполиграфмаш» на углу Карповки и проспекта Медиков. Его новые арендаторы — клубы «А2» и «Эфир», бар Social, открытый командой «Фартука», центр графического дизайна Make It, а в перспективе ещё десятки молодых компаний и коллективов. The Village побывал в полузаселенном корпусе, поговорил с арендаторами и попытался разобраться, и есть ли у нового кластера шанс оживить район «Петроградской».

 

Промзона

Комплекс, построенный в начале XX века, сейчас заселяют типичные для бывших промзон арендаторы: типографии, магазины-склады и малоизвестные турфирмы. Производство полиграфических машин в начале 90-х перенесли на другую территорию. Теперь половина корпусов превратились в бизнес-центры класса D, а остальные и вовсе пустуют.

Одно из таких зданий и занял новый «А2» — правда только первые два этажа. Другие два пока в крайне плачевном состоянии. 

 

В советское время на них собирали мелкие детали и занимались бумажной работой. Тяжёлое производство находилось по соседству.

Редкие арендаторы в огромных заброшенных залах всё же появлялись, здесь повсюду следы их офисной жизни: календари с котиками, связки ключей и поросшая пылью канцелярия. Сотрудники «А2» шутят, что на месте их клуба долгие годы работал только один сотрудник — сидя за столом в огромном зале он паял провода для секретных предприятий.

Арендаторы

 

«А2»

Новая концертная площадка — проект учредителя закрытого «А2» на Разъезжей и недавно проданного «Космонавта». Наталья Леушина уже не собиралась возрождать свои музыкальные проекты, но случайно наткнулась на подходящее помещение и решила сделать клуб в два раза масштабнее, чем раньше. За собой подтянули несколько дружественных проектов — Case Club, сделанный командой «Эфира», и бар Social от владельцев Фартука. Теперь площадка, во многом сохранившая заводской антураж, занимает 4 000 квадратных метров.

Для концертного зала место оказалось почти идеальным. Долгий льготный период (нулевая арендная ставка на время ремонта), неограниченное электричество заводских мощностей, возможность оборудовать свою стоянку и привозить технику на больших фурах — всё это значительные преимущества перед любым помещением в центре. Правда, «А2» приходилось решать массу проблем с коммуникациями, часть из которых находилась в аварийном состоянии. Будущим арендаторам придётся немало потрудиться не столько над декоративной составляющей, сколько над внутренним ремонтом. На полу второго этажа после каждого дождя огромные лужи, а вода из многих кранов вообще не течёт.

Один из координаторов площадки — Владимир Игнатьев — уже засматривается и на верхние этажи. Силами инициативной группы, которую он планирует собрать, всё здание потенциально превратится в творческую площадку, которая станет центром притяжения на Петроградской стороне. 

 

Владимир Игнатьев

Координатор
площадки «А2»

 

В центре достаточно сложно найти такие по площади помещения, где можно было бы шуметь и днём и ночью. Есть заводские площади, но они обычно в отдалении от метро. А на счёт психологического барьера: Петроградка — это даже проще, чем Обводный канал. У неё нет такого депрессивного антуража.

На Петроградке очень мало всего, а между тем это такой же центр города, как и всё, что находится по ту сторону Невы. То есть половина центра получается вообще обделённой, а тут наша целевая аудитория и живёт, и квартиры снимает. Мы хотим добраться до них.

 

 

Лобби-бар Social

Первое, что видит посетитель нового «А2», — неоновую вывеску лобби-бара Social и огромную стойку. Несмотря на то, что в клубе целых две барные зоны, команда «Фартука» решила открываться именно здесь. Интерьером занималось архитектурное бюро Rhizome Group: лофтовое пространство переделали по минимуму, законсервировав стены и потолки. В центре — большая барная стойка и стулья с высокой посадкой.

 

Йос Фрумкин
 

Команда «А2» предложила нам открыть бар на их площадке. Посмотрели всякие разные помещения на заводе и в итоге решили делать лобби-бар напротив входа — на манер баров при гостиницах. Хотели сделать бар-клуб с акцентом на танцы и вечеринки ночью и интересным по вкусу и подаче алкоголем. Но у «А2» довольно насыщенная программа пять дней в неделю, так что про формат мы ещё подумаем. В любом случае у нас будет много всякого разного алкоголя, интересная коктейльная карта, салаты, закуски и всё, чтобы приятно провести время перед концертом.

 

 

Case Club

По музыкальной политике место станет преемником закрывшегося клуба «Эфир» на Малом проспекте. На новом месте та же команда будет устраивать вечеринки с актуальной электроникой и иностранными привозами. Правда, площадка будет несколько меньше, чем «Эфир», и владельцы обещают ужесточить фейсконтроль. Дизайном помещения, как и в «А2», занимался архитектор Дмитрий Давыдов, оставивший от оригинального заводского интерьера массу конструктивистских элементов.

 

Дмитрий Агалаков
 

Это абсолютно новый проект под названием Case Club. Поскольку дизайнером всего комплекса «А2» был наш друг, мы решили тоже примкнуть к проекту. Но клуб абсолютно автономен, даже вход отдельный. Отличаться от «Эфира» мы будем камерностью. События сделаем платными, но с бонусами для посетителей: на входе будут выдавать жетоны на бесплатный алкоголь в баре. Странно, что такой схемой почти никто в Петербурге не пользуется, хотя это очень распространено в Европе. В баре сделаем уклон на миксологию и качественные натуральные ингредиенты. Не будет обычной наливайки.

Мы не относимся к Петроградке как к чему депрессивному. Это часть центральной жизни города — за три года существования «Эфира» мы обзавелись своей целевой аудиторией. Место ведь не влияет на качество. На нашей стороне живёт много людей, для которых такая локация более удобна. Все те, кто хотят оказаться на Петроградке, оказываются там. История показывает, что самые успешные клубные проекты — «Паръ.spb», «Туннель», «Мама» — были здесь. Они своей активностью затмевали все недостатки.

 

 

Make It

Чтобы попасть в новоиспечённый центр графического и информационного дизайна, здание надо обогнуть со стороны набережной Карповки. Минуя вывески «Шеллак за 500», «Коктейль-бар „Бурлеск“» и «Пельменная», мы попадаем к неприметной двери почти напротив входа в Ботанический. На пятом этаже с выходом на крышу и расположился Make It.

На нынешнем этапе владельцы Make It только изучают аудиторию, её потребности и интересы. По выходным проходят воркшопы и дискуссии, в качестве специальных гостей приглашают Даниэля Лурье, Протея Темена и Илью Рудермана, а для работы привлекают молодых дизайнеров. Одна из основных идей на ближайшее время — запустить образовательный проект для решения конкретных городских задач в сфере дизайна и урбанистики: от создания городских афиш до благоустройства микрорайонов. То есть фактически аналог московского института «Стрелка». Более глобальная инициатива — организация Petrogradka Design Week — и превращение Петроградки в местный design district.

 

Маским Шпаковский

Соучредитель Make It

 

Петроградка очень подходит для формирования дизайн-сообщества. Тут исторически много архитектурных мастерских, интерьерных салонов. Это остров, а на ограниченном пространстве легче создавать центр притяжения. В центральных районах уровень визуальной культуры у людей выше (хочется так думать). Это понятным образом связано с тем, что человека окружает. У жителей Петроградки он очень высок, их окружает прекрасная архитектура, театры, «Ленфильм», культурная жизнь. Поэтому аудитория более подготовленная, нежели в промышленных, спальных районах.

Наша задача — прежде всего сформировать активность вокруг себя и направить усилия людей в нужное русло: развитие двора, района, города. Безусловно, у «Ленполиграфмаша» есть все перспективы для того, чтобы стать очагом городских изменений. Просто нужно привлекать сюда больше хороших проектов, в деятельности которых прослеживается желание развития территории вокруг. 

 

 

Перспективы

Стадион «Петровский», несколько ресторанов и кафе вроде «Волконского» и Porto, Ботанический сад, Зоопарк и «Ленфильм» — примечательных мест на Петроградской сходу вспоминается не так много. Активная жизнь идёт на Большом с его сосредоточением бутиков и мебельных салонов и в районе станций метро, да и то не всех.

В разное время на Петроградке открывались и закрывались места, становившиеся центрами притяжения для достаточно

 

активных жителей города: клубы «Паръ.spb», «Мама», «Туннель», то же «Эфир». Сейчас таких мест в районе почти нет. Из рестораторов совсем не боятся Петроградки, кажется, только владельцы Probka. Здесь находится их флагманская «Rыба» и «Моццарелла бар» (который с недавних пор не считается частью холдинга).

Квартиру в этой исторической части города в среднем стоит арендовать на несколько тысяч дешевле, чем в центре. Крыши текут так же, а по архитектуре район местами даже более интересен, чем Центральный. Однако большая часть горожан приезжает сюда лишь по делу, и чтобы Петроградская стала новым центром, нужна точка притяжения. Желательно не одна. Новые арендаторы «Ленполиграфмаша» считают, что именно они могут стать толчком к развитию района, а их пример станет показательным для многих инвесторов, компаний и жителей города.

 

Владимир Игнатьев

«А2»

 

Сюда хочется привлечь всяческих городских активистов — редакции, велодеятелей, создателей антикафе. Независимые арендаторы — это быстрее и дешевле, чем один большой инвестор, которого в принципе не так проблематично найти. Но это уже не будет мобильной структурой. Дополнительные инстанции всегда замедляют процесс, увеличивают число согласований и в конечном счёте лишают проект независимости. Как правило, инвестор не вмешивается в процесс только до поры до времени. Так что идеальный вариант — инициативная группа, которая соберёт арендаторов для верхних этажей корпуса.

Например, с моим приятелем Даниилом Горошко из прокатной компании А-One обсуждали возможность создания альтернативного кинотеатра. Сейчас, кажется, впервые в России такая ситуация, когда независимые прокатные компании предлагают больше фильмов, чем можно показать в наших кинотеатрах. Так что надо уже создавать базу для показа такого кино. Не факт, что именно на этой площадке, конечно.

 

Дмитрий Агалаков
 

Развитие «Ленполиграфмаша» во многом зависит от активности «А2». Если они сделают хорошее расписание, в котором будет то, что нужно городу и его интеллигенции, внесёт какой-то авангард в программу, то здесь получится огромный культурный центр.

 

Йос Фрумкин
 

Я отлично воспринимаю этот район, я тут живу. Народ, правда, пострашнее, чем в центре. Мы обеспечиваем основной поток людей через концерты, но хотим работать как отдельное заведение. Откроем — просмотрим. Вообще на Петроградке народ есть, но ходить особо некуда. Есть «Ленконцерт», из ресторанов — Capuletti и Mozzarella Bar, но это только на Большом проспекте. Он живёт. Когда построят туннель под Невой, Петроградка начнёт развиваться очень активно. Сейчас всё скованно, конечно, но чем больше заведений откроется, тем легче будет продолжать. Планов у «Ленполиграфмаша» громадье: клуб от «Эфира» открывается, какие-то вроде бы арт-пространства. Однажды ведь проблема с мостами решится.