На сайтах с объявлениями вроде Avito и «Юла» можно не только продать ненужные вещи, но и найти брендовую сумку, диван или детские вещи с хорошей скидкой. Правда, есть риск нарваться на мошенников. Они продают подделки, узнают данные карт доверчивых покупателей и присылают по почте совсем не то. Один из недавних примеров: заказчик получил пакетик соуса из «Доширака» вместо процессора за 20 тысяч рублей. Мы узнали у экспертов и пользователей сайтов, как выбирать надежных продавцов и обезопасить себя при совершении сделки.

Выставляйте фильтры

Найти товар будет проще, если выставить определенные фильтры. Например, на «Юле» можно обозначить верхнюю и нижнюю границы цены, бренд и состояние вещи. Руководитель пресс-службы сервиса Тимофей Соболевский также советует заходить в раздел «Рекомендованные»: «Нейросети „Юлы“ подбирают для покупателя товары, основываясь на его предыдущих поисковых запросах. Искусственный интеллект анализирует всю базу объявлений, историю выдачи, изображения, описание товаров и предлагает действительно интересные варианты».

Выбирайте продавцов поблизости

Включив геолокацию, вы сможете сначала увидеть предложения рядом с вами. Часто система находит подходящие товары или услуги не просто в нужном районе, а в соседнем подъезде. Стоит отдавать предпочтение тем, кто живет рядом и готов передать товар лично. Так можно снизить риск получить по почте совсем не то, что было на фото в объявлении.

С продавцом лучше встречаться в людных и хорошо освещенных местах, где есть возможность осмотреть и проверить вещь. Если вам нужно зайти домой к незнакомому человеку — например, чтобы забрать мебель или бытовую технику, — лучше это делать в компании друга и сообщить знакомым адрес и контакты продавца.

Ищите надежного продавца

Перед покупкой стоит обратить внимание на то, как давно пользователь зарегистрирован на сайте, посмотреть его рейтинг и отзывы, много ли у него проданных товаров, задать уточняющие вопросы. Постоянный пользователь сайтов объявлений Константин Соковых говорит, что в случае любых сомнений можно просить прислать дополнительные фотографии вещи. Если продавцу нечего скрывать, он это сделает.

PR-директор Avito Андрей Барковский рекомендует с осторожностью относиться к объявлениям с заниженными ценами: «Сомнительно, что продавец готов очень дешево отдать хороший товар, поэтому стоит ориентироваться на средние цены на сайте». Также не стоит связываться с теми, кто настаивает на предоплате и отправке почтой. Если что-то смущает в поведении продавца (например, он пытается узнать ваши личные данные), нужно пожаловаться на него модераторам, приложив скриншоты переписки.

Создательница телеграм-канала Avitements Полина рассказывает о брендовых вещах, которые нашла на просторах сайтов объявлений. Она советует обращать внимание на профиль продавца — в каких интерьерах сфотографированы вещи, как выглядит сам человек: «Сразу становится ясно, что это, например, зажиточная домохозяйка распродает Dior десятилетней давности или эскортница — подаренные „луики“». Полина говорит, что если у одного продавца много хороших новых вещей по низким ценам, то это практически всегда магазин, с качественными, но все же подделками. Правда, при переписке они обычно честно говорят, что торгуют репликами.

Тщательно проверяйте товар

Полина также рекомендует перед покупкой изучить, как выглядит оригинальная вещь, особенно обращать внимание на мелочи типа брендированной фурнитуры. Стоит узнать и о том, как ведет себя вещь в носке: к примеру, у сумок Louis Vuitton ручки со временем темнеют — как говорят в сообществе поклонников марки, «загорают». Товар перед покупкой лучше осмотреть в хорошо освещенном помещении, но Полина признается, что пока не сталкивалась с тем, чтобы продавцы скрывали дефекты: «Всегда скидку сделают, чаем напоят, до метро подвезут. У меня вообще вера в людей выросла».

Не оплачивайте покупку заранее

Если нужного товара нет в вашем городе и надо воспользоваться услугой пересылки, не вносите предоплату на счет продавца. При необходимости лучше воспользоваться возможностями сайта — например, сервисом, позволяющим заморозить деньги покупателя на специальном счете до подтверждения получения товара и его соответствия описанию. Вместо обычной почты товар стоит отправлять собственной службой доставки Avito или «Юлы» — так не придется долго доказывать, что вам пришло не то. А для подстраховки можно снять на видео процесс распаковки.

Отстаивайте свои права

Адвокат, член совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Евгений Корчаго объясняет, что, столкнувшись с мошенниками, в полицию идти бесполезно: «Полиция, как правило, проводя проверку по подобным заявлениям, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и это справедливо, так как между продавцом и покупателем — гражданско-правовые отношения, разрешать которые следует в суде общей юрисдикции». Тем не менее, отстаивать свои права нужно. Евгений Корчаго советует покупателю, получившему не тот товар, обратиться с исковым заявлением в суд и требовать выплаты в свою пользу — стоимость самого товара, компенсацию за моральный вред, а также штраф в размере 50 % от суммы иска — и в качестве соответчика привлечь саму платформу. В таком случае администрация сайта будет заинтересована в том, чтобы предоставить все необходимые данные конечного продавца.

Начальник центра операционно-сервисного обслуживания Райффайзенбанка Марина Кабирова говорит, что жертве мошенников, перечислившей деньги им на счет, можно обратиться в банк, но помочь смогут, только если вы заплатили юрлицу. «Если заказ товара на сайте бесплатных объявлений сопровождался переводом средств с карты одного физического лица, покупателя, другому физическому лицу, продавцу, и перевод совершался самостоятельно и добровольно, то оспорить его нельзя. Эта операция идентична ситуации, когда покупатель отдал наличные деньги продавцу до получения товара, полагаясь лишь на его честное слово».