BCG и исследовательский холдинг «Ромир» выпустили исследование, посвященное потребительским настроениям на фоне пандемии. Участников спросили о тратах в условиях кризиса, также аналитики дали прогноз, как изменится поведение покупателей в ближайшие полгода.

Эксперты считают, что по сравнению с представителями других развивающихся стран россияне относятся к коронавирусу и его влиянию на жизнь менее серьезно. Тем не менее 75 % респондентов изменили свой привычный образ жизни из-за пандемии. Столько же настроены пессимистично относительно будущего российской экономики. А 40 % не уверены в стабильности своего дохода.

Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг — естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис. Сейчас самое время задуматься о цифровизации отраслей: в выигрыше оказались те компании, у которых налажены каналы онлайн-продаж, говорит президент «Ромира» Андрей Милехин. Прогнозы аналитиков помогут бизнесу принять верное стратегическое решение.

Как сейчас ведут себя покупатели

Авторы исследования ожидают снижение спроса на все виды продуктов, кроме свежих. Те же, кто увеличивает расходы, делает это только ради создания запасов. 38 % заявили, что собираются сократить расходы на алкоголь. А 34 % опрошенных впрок обеспечили себя бакалеей.

Сильнее всего планируют сократить траты миллениалы 26–35 лет (20 %). Люди в возрасте задумываются об этом в меньшей степени (10 %).

Кто выиграет и проиграет от кризиса

В выигрыше, по мнению аналитиков, останутся товары, востребованные в режиме самоизоляции: Wi-Fi, подписка на домашний интернет, услуги мобильной связи, коммунальные услуги и видеосервисы. Также расходы вырастут на товары, воспринимаемые потребителями как укрепляющие здоровье, — безрецептурные лекарства, свежие продукты.

Сильнее всего расходы сократятся на путешествия, развлечения, рестораны, бытовую электронику, одежду и спортивное снаряжение. Косметику, ювелирные украшения и обувь тоже будут покупать в разы меньше, не коснется это разве что детских товаров. Из-за риска заразиться расходы на передвижения тоже сократятся: для общественного транспорта — 47 % респондентов, для такси — 49 %, а для каршеринга — 56 %.

Как покупатели будут вести себя через полгода

«Сознание потребителя после завершения самоизоляции и окончания пандемии уже никогда не будут прежними», — считает исполнительный директор «Ромира» Инна Караева.

Траты сократятся во всех каналах, сильнее всего пострадают торговые центры (порядка 47 % опрошенных планирует тратить там меньше) и торговые объекты на улицах (40 %). Меньше денег будут тратить в кинотеатрах и ресторанах (по 34 %), спа-салонах, концертных залах и тематических парках (по 36 %).

В сегменте онлайн-торговли ожидается рост за счет москвичей, но в целом покупатели будут покупать меньше везде из-за нестабильной экономической ситуации. На офлайн-торговлю, в свою очередь, негативно влияет боязнь заразиться.

Одновременно прогнозируется рост расходов на услуги телемедицины, вызванный опасением лично посещать медицинские учреждения. 43 % участников опроса сказали, что при появлении симптомов болезни свяжутся с врачом по телефону.

Когда ситуация восстановится

Потребительский спрос восстановится, только когда начнут расти располагаемые доходы, — не раньше второй половины 2021 года, прогнозирует старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин. При умеренно оптимистичном сценарии на возврат потребления к докризисному уровню уйдет до трех лет.


Источник: пресс-служба «Ромира»