По данным московского Центра организации дорожного движения, количество личных автомобилей в городе продолжает увеличиваться, несмотря на появление платных парковок, постоянно растущие цены на бензин и сами машины. В 2010 году в Москве насчитали 5,7 миллиона зарегистрированных автомобилей, а сейчас — 7,7 миллиона. При этом все больше водителей отказываются от машин, пересаживаясь на метро и каршеринг. Мы попросили сторонников личного автомобиля и общественного транспорта пояснить свои точки зрения — а вы можете оценить, какая вам ближе.

точка зрения:

автомобиль

в москве нужен

Александр

топ-менеджер

Водит машину больше 20 лет 

и не собирается от нее отказываться

точка зрения:

общественный транспорт проще и дешевле

Полина

PR-менеджер

Водила машину четыре года, но пересела на такси и метро

Какие аргументы они приводят?

Александр:

Безопасность для себя и ребенка

личный транспорт

Я водитель со стажем: права я получил в 1991 году, а собственная машина появилась у меня в 1998-м. Конечно, с тех пор отношение к автомобилю в обществе сильно изменилось. Еще 15 назад это был своеобразный символ успеха, водители постоянно спрашивали друг у друга: «На чем ты ездишь?» Сейчас такого уже нет, людям нужно просто добраться из одной точки в другую, не важно, на чем — на машине, велосипеде или даже пешком, многие готовы в течение дня пользоваться разными видами транспорта. Я сам периодически езжу на метро, беру такси и пользуюсь каршерингом, но от личного автомобиля отказываться не собираюсь. У нас в семье две машины — у меня и у жены. Были разговоры, что надо бы оставить всего одну, но так и не решили, чью будем продавать.


В такси вместо нормальных детских кресел обычно стоят просто отвратительные


У нас есть ребенок, ему полтора года. Как правило, когда я везу его куда-то, беру с собой много других вещей, например коляску — она занимает весь багажник. В машине у меня есть детское кресло, которое меня полностью устраивает по всем характеристикам. В такси вместо нормальных безопасных кресел обычно стоят просто отвратительные. Как-то мы прилетели в Шереметьево и заказали такси, причем в приложении специально написали, что с нами ребенок (ему тогда не было и года). Но наши требования не учли: приехала машина с бустером, который рассчитан на детей от пяти лет. Зима, мороз, а мы бегаем от одной машины к другой, ребенок плачет, а сами таксисты звонят друг другу и спрашивают, есть ли у них подходящее кресло. В итоге взяли такси классом выше, потому что все мы устали и хотели поскорее попасть домой, но ребенка пришлось везти на руках.

Честно говоря, я вообще не доверяю такси в плане безопасности и с ребенком на нем стараюсь не ездить, но сам иногда перемещаюсь так по городу. К счастью, в аварии я не попадал, но как водитель с большим стажем я вижу, когда таксист очень плохо ведет машину. Часто они не знают города и правил дорожного движения или едут «на тестостероне» — превышают скорость, выполняют опасные маневры. В такие моменты становится страшновато.

общественный

транспорт

Полина:

Экономия времени

У меня права с 18 лет, я тогда очень хотела водить машину, поэтому ездила на ней в университет. Меня не смущало даже то, что на дорогу приходилось тратить минимум два-три часа. Энтузиазма у меня поубавилось только после новогодних пробок: если до этого я любой ценой избегала поездок на метро, то после нескольких часов, проведенных в пробке без движения, я стала ориентироваться по ситуации. Конечно, я все равно предпочитала машину. Я стала ездить реже только тогда, когда в Москве ввели платные парковки.


Вечером можно выпить и не думать, как я потом буду добираться домой


Потом я устроилась на работу в центре, и на метро получалось добраться гораздо быстрее, чем на автомобиле (я могла ехать до офиса час и почти столько же искать парковку). Бонус: вечером можно было выпить и не думать, как я потом буду добираться домой. Я стала пользоваться машиной, только если нужно было поехать за город или на маникюр в соседний район. О том, чтобы вообще продать автомобиль, я задумалась, когда нужно было продлевать страховку или даже менять машину. Тогда я подумала, что она мне вообще не нужна.

Сейчас я обычно добираюсь на работу на метро, трачу на дорогу в день около часа. Люди вокруг меня вообще не напрягают, может, потому что я все время в наушниках. Я могу не ездить в час пик, и по большей части мои передвижения происходят в пределах Кольцевой ветки, поэтому, к счастью, я не сталкиваюсь с особым дискомфортом. Но одно время приходилось ездить в офис в «Сити», и это было очень тяжело.

Александр:

Комфорт, за который не жалко заплатить

личный транспорт

От работы я живу не очень далеко, по московским меркам даже близко. На общественном транспорте и автомобиле мне добираться примерно одинаково — около 40 минут, хотя все зависит от времени, например, рано утром до пробок на машине можно проскочить и за 25 минут. Паркуюсь я не рядом с офисом, но знаю пару мест, где всегда свободно. Я работаю в районе Ленинградского шоссе, и платную парковку у нас не ввели.

Много лет назад я, простаивая в пробках, думал: «Откуда же у людей вокруг столько денег?» Литр бензина тогда стоил около 20 рублей. Потом бензин подорожал до 30 рублей. Мне казалось, что, как только цена дойдет до 50 рублей, дороги опустеют. Как мы сейчас видим, этого не произошло. Бензин все дорожает, а люди не прекращают ездить на машинах. Конечно, автомобиль требует расходов — нужно оплачивать транспортный налог, страховку, парковку.


Я потрачу на дорогу больше времени, но поеду в комфорте, без неприятных запахов и соприкосновений с потными мужчинами


Но для меня это вопрос эмоционального удовлетворения: если эти деньги будут просто лежать на счетах, сделают ли они меня счастливым? Траты на машину довольно значительные, но, когда заработок позволяет, почему бы не потратиться на собственный комфорт. Для меня важно и удовольствие от вождения. Мне нравится сам процесс управления, я интересуюсь автомобильной тематикой, иногда беру в каршерингах машины, которые мне хочется попробовать поводить. Многие по такому же принципу покупают мотоцикл.

На общественном транспорте я периодически езжу. Кстати, летом я пользуюсь метро намного реже, чем зимой, потому что в вагонах душно и плохо пахнет. Сейчас, когда стало прохладно, в метро вполне комфортно, но в июне, пока стояла жара, мне приходилось пару раз эвакуироваться из вагона. Я проезжал одну остановку и понимал, что выйду оттуда в таком виде, будто сидел в сауне. Приходилось подниматься и искать ближайший каршеринг. Пусть лучше я потрачу на дорогу больше времени, но зато поеду в комфорте, с кондиционером, без неприятных запахов и соприкосновений с потными мужчинами.

общественный

транспорт

Полина:

Меньше затрат

Наверное, один из самых главных и очевидных аргументов, почему я решила отказаться от машины, — это экономия денег. Даже если пользоваться только такси, то в день у меня уходит максимум 700 рублей, а зачастую даже меньше. В год это 255 500 рублей, что намного меньше суммы, которую пришлось бы потратить на обслуживание машины — бензин, страховку, техническое обслуживание, парковку. Новый автомобиль в среднем ценовом сегменте обойдется примерно в 1,3 миллиона рублей, а это практически столько, сколько можно потратить за пять лет поездок на такси.

Сейчас я понимаю, что машина нужна только людям, которым приходится добираться из Подмосковья и ездить на электричках и метро по четыре часа каждый день или тем, кто часто бывает за городом. У машины есть свои плюсы: начинаешь возить с собой целый гардероб на все случаи жизни, зимой можно надеть что-то легкое, а не утепляться. Наверное, есть еще стереотип, что успешный человек должен купить машину, но мне кажется, что сейчас молодежь думает более рационально и понимает, что в городе автомобиль только все усложняет. Ну, если бы у меня была такая возможность, я бы лучше наняла личного водителя, а не сидела за рулем сама.

Александр:

Доступность отдыха

личный транспорт

Я увлекаюсь водными видами спорта, в машине лежит гидрокостюм, гидроботинки и другое необходимое оборудование. Я не представляю, как это все можно везти на общественном транспорте. У меня есть знакомые, которые занимаются кайтсерфингом, им надо возить еще больше всего — доску, парашют, трапецию. Даже в машине столько оборудования занимает много места.

Если есть дача, то без своей машины не обойдешься. Я езжу на дачу каждые выходные. Обычно выбираю такое время, когда можно быстро проскочить, например, в пятницу в 11 вечера дороги уже относительно свободны.


Обложка: Pavel Losevsky – stock.adobe.com