20 марта Apple представила вторую версию наушников AirPods, которая нас слегка разочаровала: ничего кардинально нового в ней нет. Автономная работа стала на 50 % дольше, но только в режиме разговора, а при проигрывании музыки время осталось прежним. Еще в новой версии появился чехол с беспроводной зарядкой, который впервые показали еще в 2017 году. Из относительно интересного можно выделить то, что AirPods второго поколения работают на процессоре H1, который позволяет быстрее передавать данные и активировать Siri голосом.

Сама компания называет AirPods самыми популярными наушниками в мире. Проверить это трудно: статистику продаж Applе не разглашает. По словам довольно авторитетного аналитика Мин-Чи Куо, в этом году компания может продать от 50 до 55 миллионов AirPods и, возможно, удвоит цифры к 2021 году. Это довольно парадоксально, потому что AirPods — не самые лучшие наушники с точки зрения звука и соотношения цены и характеристик (например, у них нет шумоизоляции). The Village попытался разобраться в причинах их популярности.

Тот самый цвет

В 2004 году Apple запустила рекламную кампанию «Силуэт»: черные силуэты людей танцевали на ярком фоне, а по их телам бежали белые провода наушников к белому iPod. Кстати, гаджеты компании на самом деле не чисто-белого цвета, а лунно-серого.

Журналист Линдер Кани в своей книге «Джони Айв. Гений, стоявший за великими продуктами Apple» объясняет это тем, что изначально Стив Джобс был против белых продуктов, и тогда Айв придумал оттенок белого. С тех пор альтернативный белый стал отличительным цветом компании, а наушники, выпускаемые в одном цвете, стали культовыми.

В рекламной кампании 2005 года iPod пятого поколения был ролик с трубачом и композитором Уинтоном Марсалисом — и у него были белые барабанные палочки! Через 12 лет, 7 сентября 2016 года, Apple представила первые AirPods одновременно с iPhone 7, который лишился входа для наушников. В отличие от гаджетов, которые не всегда на виду, белые беспроводные наушники видны даже из-под густых волос. Это спровоцировало волну демонстративного потребления: AirPods стоят дешевле других продуктов Apple и могут подключаться к смартфонам других, более бюджетных марок.

Повышенные мемоемкость и статус

Apple планировала начать продажи AirPods в конце октября, но наушники поступили в магазины только в декабре года (по слухам, были проблемы с Bluetooth-соединением). Как только наушники вышли, сразу возникла волна претензий к ним. Одни говорили, что их легко потерять, другие — что они выпадают из ушей. Общественное внимание трансформировалось в мемы, и это еще сильнее повысило популярность наушников среди молодых людей.


Александра Архипова

антрополог, РАНХиГС

В Португалии AirPods посвящена магистерская диссертация в области маркетинга. Ее автор, Марта Родригес Пессоа де Аморим, изучала потребительское поведение пользователей, которые задумались о покупке новых дорогих наушников. Исследование показывает, что не существует единого пользовательского запроса и единой причины их популярности.

Потенциальный покупатель может быть «гедонистом» или «утилитарщиком». Для гедонистов важна форма и дизайн. Покупка таких дорогих и красивых вещей дает им больше возможностей подчеркнуть индивидуальность. Но если у пользователя сформированы утилитарные взгляды, он откажется от покупки наушников, если не будет твердо убежден в их реальной пользе (на деле многие опрошенные в этом сомневались). Согласно опросу, в основном их покупают мужчины. Причем с возрастом люди меньше стремятся покупать дорогие наушники, которые вызывают приятные эмоции и позволяют поднять социальный статус. 

Маркетологи (в том числе и автор этого исследования) говорят о влиянии инновационных продуктов на потребителей, хотя мне как антропологу довольно очевидно, что новый продукт становится успешен, только когда он приобретает социальное измерение и становится не просто устройством, позволяющим на ходу хорошо слышать звуки, но и прежде всего способом увеличить свой социальный капитал в ситуации, когда твой взрослый статус только начинает подтверждаться.


Удобство использования

Несмотря на критику, AirPods все же удобно пользоваться. Главная причина — в продуманности. Например, в них встроены инфракрасные датчики, благодаря которым музыка ставится на паузу, если вы достали наушник из уха. Хранятся наушники в удобном маленьком кейсе, который одновременно является внешней батареей, поэтому состояние AirPods по умолчанию — заряжено. Сам кейс нужно заряжать где-то раз-два в неделю. Правда, кейс довольно сильно царапается и покрывается пылью изнутри.

Встроенный в AirPods чип W1 по сути — надстройка над Bluetooth, которая обеспечивает мгновенное соединение со всей экосистемой Apple. Чтобы подключить AirPods к айфону или айпаду, достаточно просто открыть их кейс и вставить наушники в уши. Это занимает примерно три-пять секунд. Технически AirPods можно подключить к любому устройству, поддерживающему беспроводные Bluetooth-наушники, но магии мгновенного соединения уже не будет — придется подключать через настройки, как обычные беспроводные наушники.

Чип также W1 обеспечивает хорошую дальность работы: блогеры с YouTube-канала ListenPros TV выяснили, что максимальная дальность — 90 метров. С обычным Bluetooth-соединением такое невозможно.


Антон Городецкий

издатель сайта о развлечениях Kanobu

AirPods — первая настоящая техреволюция от Apple со времен первого айфона. Ты начинаешь их использовать — и уже без них не можешь. Все мои друзья, коллеги, товарищи сходят с ума по ним, наш операционный директор и ассистентка ходят в них по офису, не снимая, мой беговой кореш разве что не спит в них. Я пробежал в них свой первый марафон, ненадолго убрав на зарядку где-то незадолго перед финишем.

Я хожу в них по улице и в метро, слушаю музыку, подкасты, аудиокниги, разговариваю по телефону. Я никогда их не терял, но однажды забыл дома, а еще недавно — на работе. Вот эти два раза я запомнил надолго: чувствуешь себя как без рук. Девушка предложила заменить на обычные проводные EarPods — отказался, настолько я отвык от вечно путающихся и мешающих проводов между ушами и айфоном.


Чего еще ждать от AirPods

На сентябрьской презентации 2017 года компания представила беспроводную зарядную станцию AirPower. Она позволяет заряжать айфон, Apple Watch и AirPods одновременно. Выпустить в продажу хотели «где-то в 2018 году», но что-то пошло не так. По слухам, проблемы в сильном нагреве и низкой эффективности. В какой-то момент упоминание об AirPower убрали с официального сайта компании — видимо, ее судьба под вопросом.

На этой же презентации показали обновленный кейс для AirPods, поддерживающий беспроводную зарядку, который вышел вместе со вторым поколением наушников. Его уже можно заказать на официальном сайте за 6 590 рублей.

О втором поколении наушников вероятностных слухов почти нет. The Village надеется, что AirPods 2 смогут одновременно подключаться к двум устройствам — кажется, это единственный серьезный недостаток первого поколения.


Обложка: apple