Роспотребнадзор собирается оштрафовать «Яндекс.Такси» за введение в заблуждение «относительно потребительских свойств услуги по перевозке пассажира». В ноябре москвичка Ольга Садвокасова заказала машину в приложении агрегатора. Водитель приехал на автомобиле с символикой «Яндекса» и желтыми номерами. Во время поездки клиентка поругалась с таксистом — и мужчина сломал ей ногу и нос. На водителя, работавшего со сторонним таксопарком, завели уголовное дело, однако его до сих пор не нашли.

The Village пообщался с сотрудниками индустрии и узнал, как агрегаторы набирают водителей и кто отвечает за их адекватность.

Кто отвечает за услуги водителя такси? 

Когда пассажир садится в автомобиль «Яндекс», Gett или «Ситимобил», ему кажется, что услугу по перевозке оказывают именно они. Но это не так: эти приложения, по сути, только агрегаторы. Таксисты подключаются к ним через организацию-перевозчика: таксопарк или компанию-прослойку, которые выдают водителям справки на определенных условиях комиссии и выступают их юрлицами.

Штат таксопарка — это гарантия для водителя на случай аварии и других инцидентов, а сервису, в свою очередь, будет проще найти таксиста с трудовым договором. С водителями «подключашек» все сложнее, так как они могут совсем не подписывать трудовых договоров, рассказал The Village источник в индустрии. За официального сотрудника нужно платить взносы и налоги, но маленькие компании, а иногда и таксопарки не хотят себя этим обременять. Кроме того, компания может принадлежать другому юрлицу, которое принадлежит еще одному юрлицу, и так далее — в итоге они будут перекладывать друг на друга ответственность за произошедшее. При этом, если организация исправно платит налоги, у агрегаторов не будет к ней претензий, а в отношения «подключашек» с водителями они никогда не вмешиваются.

Проблема в том, что в одной Москве зарегистрировано более тысячи таксопарков, юрлиц и ИП, с которыми работают агрегаторы такси, и пассажир не может оперативно проверить, кто на кого работает, какая компания купила справки, а какая нет. 

Как маркируются автомобили такси?

Согласно лицензиям, которые начали выдавать с 2016 года, автомобили такси, зарегистрированные в Москве, нужно оклеивать в желтый цвет, а в Подмосковье — в белый. Автомобили, которые получили документ раньше, могут ездить на машине любого цвета. Также никто не запрещает водителям с лицензиями на машины из ближайших к Москве регионов, где нет цветовых правил (например, Калужской или Рязанской областей), работать в столице. Кроме того, автомобили бизнес-класса часто работают по договору фрахта, и им тоже необязательно быть желтыми или белыми.

Что касается оклейки под бренд агрегатора, то это условие не обязательное. К примеру, «Ситимобил» предлагает эту услугу бесплатно и еще предоставляет водителям денежный бонус. Водители «Яндекса» на автомобилях с брендовой оклейкой могут получить приоритет заказов в Москве. То есть агрегаторы используют оклейку как рекламу, а не как знак качества.

Как таксопарки отбирают водителей?

Некоторые компании изучают историю таксистов. К примеру, в таксопарке BananaTaxi всех водителей в обязательном порядке проверяют по специальным черным спискам и сайтам судебных приставов, а также смотрят, не было ли у них судимостей, рассказал совладелец BananaTaxi Виталий Кириллов. Адекватность водителей оценивают, когда они впервые приезжают за машиной: по таксисту «сразу понятно», сможет ли он водить, пояснил Кириллов. При этом, по словам совладельца таксопарка, автомобилей на рынке сейчас слишком много, и таксопаркам не хватает потока соискателей, поэтому они начинают сдавать их кому попало.

Как контролируют состояние водителей?

В классическом таксопарке вроде «Формулы такси» есть свои врачи, которые осматривают водителей в начале каждого рабочего дня. Предполагается, что они должны спросить таксиста о его самочувствии и качестве сна, а также провести общий осмотр: убедиться, что он не пил, проверить состояние кожи, слизистых и зрачков, измерить давление и пульс.

Штатные врачи не всегда проводят предрейсовый осмотр по правилам — например, не измеряют давление каждому водителю, — но они хотя бы «бросают взгляд» на таксистов, в то время как в «подключашках» совсем нет медиков, рассказал The Village источник в индустрии. Такие организации иногда покупают медицинские справки для лицензий, а на их достоверность мало кто обращает внимание. 

Проблема — и частые переработки водителей в погоне за заработком. Компании не контролируют время работы сотрудников, что подтверждает собеседник The Village. Когда водитель приходит в таксопарк, он получает путевой лист, где указывают, когда началась его смена. По правилам через восемь часов он должен вернуть машину и завершить рабочий день, но часто таксистам выдают уже проштампованный пустой бланк, в котором он может самостоятельно проставить нужное время.

Как «Яндекс» и Uber проверяют водителей?

«Яндекс.Такси» и объединенный с ним Uber обучают водителей собственным правилам и проводят добровольное тестирование, чтобы убедиться, что таксист хорошо усвоил эти правила. Если водитель подключается к сервису без тестирования, его рейтинг на старте будет ниже. Представитель «Яндекса» отметила, что водители стараются сдавать и пересдавать экзамены, так как рейтинг для них действительно важен. В компании так и не ответили, обучают ли таксистов общению с пассажирами и оценивают ли во время тестов их психологические характеристики.

После претензий Роспотребнадзора «Яндекс» ввел карточки с подробной информацией о водителях. Все эти сведения были в приложении и раньше, но сейчас сервис попытался сделать их более заметными. Как только пользователю назначат машину, на экране появится фотография водителя — нажав на нее, можно увидеть имя таксиста, его рейтинг, количество поездок в сервисе и отзывы.

Также водителей обучают работе с приложением «Таксометр» и проводят отдельные тренинги для водителей «детского» тарифа. На последних учат правильно обращаться с креслом и рассказывают, как реагировать, если ребенок устал, плохо себя чувствует или колотит ногами по сидению. Эти инструкции разрабатывали совместно с психологами Инcтитyтa дoшкoльнoгo oбpaзoвaния и ceмeйнoгo вocпитaния.

В январе компания открыла свой первый центр для водителей в Москве — там они могут пройти начальное тестирование, инструктаж для перехода на новый тариф или получить помощь в регистрации ИП.

У «Яндекса» есть свои технологии контроля. Например, раз в несколько дней водители должны с определенных ракурсов фотографировать автомобиль и отправлять снимки через приложение. Алгоритм определит состояние машины и после этого решит, допускать ли таксиста к заказам.

Кроме того, «Яндекс» проводит мобильный контроль качества: машины осматривают контролеры, которые проверяют документы и оценивают внешние и внутренние параметры автомобиля, включая запахи в салоне. Такую процедуру проходят только водители со статусом «свободен» — им приходит заказ со специальной пометкой о контроле качества. Также агрегатор отслеживает соблюдение таксистами скоростного режима.

Представитель «Яндекса» добавил, что если пользователи жалуются на поведение водителя, то последнему заблокируют доступ к новым заказам до окончания разбирательства.


Оценка адекватности водителей

Неизвестно

Обучение водителей корректному общению с пассажирами

Неизвестно

Какие тесты проводит «Ситимобил»?

Менеджеры «Ситимобил» беседуют с каждым водителем перед подключением к сервису, рассказал директор по работе с водителями компании Ашот Восканян. Они оценивают знание русского языка, состояние автомобиля и адекватность, задают вопросы об опыте общения с клиентами. Из диалога, по словам Восканяна, становится понятно, готов ли человек работать таксистом. Также менеджеры консультируют водителей по вопросам комиссии, действующим акциям и условиям аренды автомобиля.

После проверки необходимых документов водителей приглашают на обучение, где им рассказывают, как работать с приложением, как действовать в чрезвычайных ситуациях, поддерживать высокий рейтинг поездок и корректно вести себя с пассажирами и пассажирками. После обучения они проходят тесты и при положительной оценке выходят на линию. 

Тестирования проводят в «Домах такси» — многофункциональных центрах для общения и отдыха водителей. Сейчас у компании три таких центра в Москве. Там таксисты могут проконсультироваться по финансовым вопросам: узнать, как оформить ИП или перейти в статус самозанятого. При этом посетить центр «Ситимобил» может водитель любого агрегатора.


ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ

Да

ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ КОРРЕКТНОМУ ОБЩЕНИЮ С ПАССАЖИРАМИ

Да

Как выбирает таксистов Gett?

Чтобы начать работать в Gett, водитель также должен пройти тестирование и обучение. Последнее состоит из двух частей — очной, которую проводят в специализированном центре для водителей, и дистанционной. Во время очного обучения водителю рассказывают о требованиях компании. Чтобы на него попасть, таксист должен пройти видеособеседование и тестирование на учебном портале Gett.

Водитель должен записать видео, где он отвечает на вопросы компании (их пришлют заранее). Затем по специальному алгоритму сотрудники оценивают адекватность будущего работника, его поведение, внешний вид и манеру, в которой он говорит.

Также таксистам задают ситуативные вопросы: им описывают безобидное обстоятельство, а не спрашивают, что они будут делать, если на них нападет пассажир. Например: «Вы очень опаздываете на поезд, вас в другом городе ждет человек, но в очередь перед проводником перед вами врывается другой человек. Что вы будете делать?» Водитель может сказать, что он его ударит или бросит под поезд, а может ответить, что такое случается и ничего страшного в этом нет. По словам представителя Gett, такое резюме сильно отличается от теста, где нужно расставить галочки, который, по его мнению, легко подделать.

Если человек подходит по критериям знания города и языка, адекватности
и психологической стойкости, его приглашают на следующий этап. Дистанционное обучение проходят в крупных партнерах-таксопарках сервиса, у которых есть собственные учебные центры.
В них организован по сути такой же процесс, с теми же стандартами. Gett это обучение контролирует.


ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ

Да

ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ КОРРЕКТНОМУ ОБЩЕНИЮ С ПАССАЖИРАМИ

Да


обложка: lana1501 / Фотобанк Лори