15 февраля в здании Кругового депо Николаевской железной дороги открылся книжный клуб. Книготорговцы, впрочем, окончательно въехать еще не успели: центр депо все еще заставлен павильонами с орхидеями, а по периметру пустуют холодильники для цветов. Еще месяц назад тут была цветочная ярмарка, а сейчас в депо собираются сделать новое культурное пространство.

Расположение

Комсомольская площадь, 3/30, стр. 1

Год постройки

1851 

Площадь

 3 000 м²

Назначение

 Книжная ярмарка, лекции и ивенты


Круговое депо построили в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона (среди известных построек Тона — храм Христа Спасителя, Оружейная Палата и другие). Здание не было уникальным — всего вдоль Николаевской железной дороги существовало десять подобных сооружений, — однако оно считается важнейшим памятником промышленной архитектуры XIX века. Впрочем, в качестве функционирующего паровозного депо здание просуществовало недолго: длина паровозов изменилась, и они уже не влезали в стойла. Для обслуживания паровозов было построено другое здание, а круговое депо в советское время переделали в завод «Макет», заштукатурив кирпичные стены.

В 90-е депо перешло в частные руки: здесь образовалась большая стихийная барахолка, где подавали все, в том числе и книги. Уже к середине нулевых строение сильно отличалось от изначального проекта: были демонтированы купол и поворотный круг, большинство арочных проемов заложили, а над сводами надстроили третий этаж. В 2007 году власти Москвы решили проложить на месте депо дополнительный путь Октябрьской железной дороги, чтобы пустить экспрессы до платформ Крюково и Алабушево. Депо хотели снести полностью — так началась долгая тяжба между РЖД и «Архнадзором». Градозащитникам удалось отстоять здание, однако девять из 22 паровозных стойл все же разрушили.

В 2013 году здание закрыли на реконструкцию, последние строительные леса убрали в сентябре 2018 года. В ходе ремонта здание очистили от штукатурки, снесли надстроенный третий этаж, а также вернули утерянный 33-метровый купол. Исторические элементы старались по возможности сохранить: сейчас в интерьере депо можно найти оригинальные петли, а в части дымоходов видна старая кладка.

После окончания работ депо сдали в аренду. Сначала здесь открылась цветочная база, но просуществовала она недолго: рядом уже работал Рижский цветочный рынок, и запускать еще один было бессмысленно. К тому же осенью 2018 закрыли на реконструкцию «Олимпийский», в котором находилась крупнейшая книжная ярмарка. Так у Олега Фочкина, куратора книжного клуба «Депо», возникла идея собрать книготорговцев в новом месте.

«Недавно к нам заходил один издатель, который, увидев купол, предложил: «А давайте откроем здесь планетарий, как в Питере». Идея, конечно, хорошая, но я хочу превратить депо в новое городское культурное пространство, как „Винзавод“ или „Флакон“, но только с акцентом на книги», — рассказывает Фочкин. В депо планируют приглашать не только частных торговцев или монстров вроде «АСТ» и «Эксмо», но и небольшие издательства, которым сложно пробиться на рынок. Помимо книжных стендов, кураторы нового пространства планируют проводить в нем и другие мероприятия: сейчас обсуждаются совместные экскурсии с Музеем Москвы, цикл литературных лекций с Дмитрием Быковым, а также просмотр фильмов на куполе депо.

Олег Фочкин и ранее участвовал в организации больших культурных мероприятий (фестивалей бардовской песни и книжных ярмарок), однако признается, что книжный клуб «Депо» — это первая для него «история такого масштаба». Фочкин надеется, что новое культурное пространство понравится москвичам: «Опыт у меня есть, да и книжники и писатели меня хорошо знают — мне с ними легче разговаривать на одном языке». Архнадзорщики, спасшие здание от сноса в 2013 году, тоже рады открытию книжного клуба: «Любое здание живет, пока оно используется. Решение открыть книжную ярмарку мне нравится намного больше, чем предыдущая попытка посадить тут цветочные магазины. Я думаю, от соседства с книгами никакого вреда депо не будет, скорее наоборот», — говорит Юрий Егоров, координатор «Архнадзора».

Арендаторы довольны существующей инфраструктурой, но уже думают, как можно ее улучшить. Сейчас идут разговоры о том, чтобы построить на подходе к депо книжную аллею — вместо ларьков с шаурмой и шашлычными. Также есть планы организовать вход в «Депо» прямо с железнодорожной платформы — чтобы люди могли перед отъездом выпить кофе и купить книги.