Как РЖД избавляется от московской архитектуры Почему исчезли все малые вокзалы столицы и можно ли было их спасти

В ночь на четверг, 17 августа, снесли павильон на платформе Рабочий поселок — один из последних малых вокзалов Москвы. Ранее общественное движение «Архнадзор» заявило павильон под государственную охрану как объект культурного наследия. The Village выяснил, почему, несмотря на это, здание снесли и можно ли было сохранить этот и другие малые столичные вокзалы.


Андрей Новичков  активист «Архнадзора»

О планирующемся сносе мы узнали месяц назад. Было подготовлено и сдано заявление о включении здания в перечень выявленных памятников. После этого никаких работ по демонтажу со стороны РЖД или кого-либо другого в соответствии с действующим законодательством быть не могло. Мосгорнаследие выдало предостережение от работ.

И активисты «Архнадзора», и местные жители наблюдали за тем, чтобы здание не начали ломать. Но снос произошел в лучших московских традициях — ночью, когда контролировать что-либо трудно, и к утру мы уже могли наблюдать только остатки здания. Это очередной беспредел со стороны «Российских железных дорог», которые не считают нужным подчиняться законам.

Никаких помех для дальнейшего использования малых вокзалов не было. Нет ничего сложного в том, чтобы обойти вокзал или передвинуть. Здесь все дело только в том, что в РЖД принципиальны в своих решениях и, к сожалению, не любят идти на какие-либо уступки в пользу общественности. А региональные власти, в свою очередь, не пытаются помочь найти компромисс и самоустраняются.

Хотелось бы услышать реакцию Мосгорнаследия на данный снос, хотя понимаем, что виновным будет грозить всего лишь небольшой штраф.


В Мосгорнаследии подтвердили получение заявки «Архнадзора», отметив, что ведомство приступило к работе по определению историко-культурной ценности павильона и на это время взяло объект под свою охрану.


Алексей Емельянов  руководитель Мосгорнаследия

Историческое здание вокзала снесли вопреки тому, что оно находилось под охраной Мосгорнаследия в период рассмотрения заявления о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Снесенное здание являлось собственностью РЖД. 24 июля собственнику было направлено уведомление о принятии мер по сохранению объекта и исключении возможности проведения работ, которые могут нанести ему вред. Кроме того, 25 июля департаментом в адрес Москомархитектуры, ОАТИ, Мосгосстройнадзора были направлены уведомления о необходимости обеспечения мер по сохранению объекта.

Мосгорнаследие рассматривает вопрос об определении конкретных должностных лиц, пренебрегших предписаниями, и возбуждении административных дел по факту сноса находящегося под охраной государства здания.


В РЖД снос павильона объяснили работами по развитию железнодорожной инфраструктуры, увеличению объемов пригородного движения и повышению качества обслуживания пассажиров. При этом получение предостережения по сохранению объекта в компании отрицают.


Служба корпоративных коммуникаций Московской железной дороги

На остановочном пункте Рабочий поселок предусмотрено строительство дополнительных главных путей, новой платформы и кассового павильона. В связи с этим демонтирован существующий кассовый павильон. Будет демонтирована и старая платформа, но только после ввода в эксплуатацию новой платформы.

В соответствии с информацией, поступившей от департамента культурного наследия города Москвы, на участке, где проводятся строительные работы, отсутствуют объекты культурного наследия.


Это не первый случай, когда РЖД избавляется от памятников московской архитектуры. Последний в России пригородный деревянный вокзал дачного типа на платформе Ильинское снесли в 2012 году после просьбы «Архнадзора» о сохранении здания. А в 2013 году уничтожили практически половину Кругового депо Николаевской железной дороги — первого паровозного депо Москвы и одного из первых железнодорожных зданий, построенных в столице в 40-е годы XIX века. Снос произошел также ночью, вопреки устным договоренностям с Северной транспортной прокуратурой. По словам главного эксперта «Архнадзора» по архитектуре железных дорог Юрия Егорова, все эти сносы стали возможны из-за плохо отлаженной системы принятия решений по сносу подобных объектов. Он также рассказал, чем был особенно ценен малый вокзал Рабочего поселка и что появится на его месте.

Круговое депо Николаевской железной дороги

Юрий Егоров  главный эксперт «Архнадзора» по архитектуре железных дорог

Какое-то количество малых вокзалов еще осталось. Другое дело, что они уже не используются по назначению. Есть малый вокзал на станции Ховрино, есть станция Подмосковная — на ней вообще деревянный вокзал и в очень тяжелом состоянии. Рабочий поселок был последним вокзалом, который использовался по назначению. Кроме того, это был единственный малый вокзал, построенный в стиле сталинского ампира. Тут жаль не столько сам вокзал, но эту архитектуру: здание точно выверено, продуманы все детали, ничего лишнего — и эту мастерскую работу архитектора мы потеряли. Кроме того, вокзал входил в кунцевский архитектурный ансамбль.

Лучший способ сохранять такие вокзалы — использовать их по назначению, поддерживая здание в надлежащем состоянии. У нас климат достаточно северный, и, конечно, человеку будет приятнее зайти в пусть и небольшой зал ожидания, чтобы укрыться от ветра и снега. Но сейчас в России такая тенденция, что эти здания сносятся. Вместо них ставят навесы, под которыми можно разве что прятаться от дождя. На Рабочем поселке, кстати, тоже уже поставили такой навес. Тут проблема с нашими друзьями из РЖД: если это здание, то его надо поддерживать в порядке, надо платить за тепло и электричество; если внутри сидит кассир — платить кассиру. Они таким образом пытаются избавиться от этих расходов.

Это проблема не конкретного здания, а всех крупных проектов в этой сфере, в первую очередь транспортных. Все обсуждения с экспертами начинаются на очень поздней стадии, когда уже детально прорисован план и получены почти все согласования. И когда кто-то говорит, давайте вот тут сделаем так, чтобы сохранить здание, для РЖД это означает пересогласование и новые работы.

Из этой же серии: несколько лет назад на Ярославском шоссе снесли одну из последних почтовых станций. Никто не знал, что ее снесут, проектировщики не потрудились узнать, что у них там что-то ценное. Ее просто снесли в рамках приведения в порядок территории. Та же история с Биржевой площадью. У меня это до сих пор не укладывается в голове: в Москве снесли XVI век, постройка чуть ли не времен Ивана Грозного. Она достояла до XXI века, и ее снесли просто потому, что так запроектировано. Когда проект принят, он уже как каток идет и все подминает под себя.



Фотографии: обложка – Струнин В. Creative Commons (CC BY-SA 3.0), 1 – Сергей Зайцев, Рабочий поселок, 2 – Защита Кругового депо Николаевской железной дороги

Share
5
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут проводники
Личный счёт
На что живут проводникиМолодой сотрудник РЖД — о своей работе, пассажирах и зарплате
На что живут проводники
Личный счёт

На что живут проводники Молодой сотрудник РЖД — о своей работе, пассажирах и зарплате

Самолет или поезд: На чем удобнее ехать
Простые числа
Самолет или поезд: На чем удобнее ехатьКак быстрее и дешевле доехать из Москвы до разных городов России
Самолет или поезд: На чем удобнее ехать
Простые числа

Самолет или поезд: На чем удобнее ехать Как быстрее и дешевле доехать из Москвы до разных городов России

«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические здания
Книга недели
«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические зданияБывший директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина — о том, как создать современный музей
«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические здания
Книга недели

«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические здания Бывший директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина — о том, как создать современный музей

Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу»
Архитектура
Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу»И чем для Москвы уникальны найденные артефакты
Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу»
Архитектура

Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу» И чем для Москвы уникальны найденные артефакты

На что живут проводники
Личный счёт
На что живут проводникиМолодой сотрудник РЖД — о своей работе, пассажирах и зарплате
На что живут проводники
Личный счёт

На что живут проводники Молодой сотрудник РЖД — о своей работе, пассажирах и зарплате

Самолет или поезд: На чем удобнее ехать
Простые числа
Самолет или поезд: На чем удобнее ехатьКак быстрее и дешевле доехать из Москвы до разных городов России
Самолет или поезд: На чем удобнее ехать
Простые числа

Самолет или поезд: На чем удобнее ехать Как быстрее и дешевле доехать из Москвы до разных городов России

«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические здания
Книга недели
«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические зданияБывший директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина — о том, как создать современный музей
«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические здания
Книга недели

«Музей. Проектируя будущее»: Почему нельзя строить заново снесенные исторические здания Бывший директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина — о том, как создать современный музей

Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу»
Архитектура
Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу»И чем для Москвы уникальны найденные артефакты
Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу»
Архитектура

Находка века: Как обнаружение средневековых зданий под Ильинкой остановило «Мою улицу» И чем для Москвы уникальны найденные артефакты

Комментарии

5 комментариев
Показать все

нужно!

даже если ты являешься собственником здания, есть ряд гос органов, чьи постановления и предписания собственник здания хочет этого или нет обязан исполнить.

Тэги

Сюжет

Событие

Места

Бренды

Новое и лучшее

«Я потерял обоих родителей в пандемию»

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»

Первая полоса

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию»История о беспомощности человека в медицинской системе

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию» История о беспомощности человека в медицинской системе

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно! 8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животныхЧтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных Чтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений

«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа
«Мне повезло, что я остался без работы»Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности
«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа

«Мне повезло, что я остался без работы» Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather

Главные книги осени
Планы на сезон
Главные книги осениРоман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже
Главные книги осени
Планы на сезон

Главные книги осени Роман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории

«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
СПЕЦПРОЕКТ
«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:StoreДля путешествий с комфортом
«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
Спецпроекты
СПЕЦПРОЕКТ

«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:Store Для путешествий с комфортом

Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
ПРОМО
Глобальная удаленка: Как мы к ней привыклиИ как ищем работу по новым правилам
Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
Спецпроекты
ПРОМО

Глобальная удаленка: Как мы к ней привыкли И как ищем работу по новым правилам

Может ли гаджет быть универсальным
ПРОМО
Может ли гаджет быть универсальнымИ помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу
Может ли гаджет быть универсальным
Спецпроекты
ПРОМО

Может ли гаджет быть универсальным И помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас) На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»

Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия
Большой гид по Турции, которая вас удивитМарсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки
Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия

Большой гид по Турции, которая вас удивит Марсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеряИ куда теперь сдавать ненужные вещи
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря И куда теперь сдавать ненужные вещи

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?

Подпишитесь на рассылку