Эксперты бизнес-школы «Сколково» совместно с банком UBS провели исследование «Российский филантроп» о благотворительных пожертвованиях в стране.

Они выяснили, что совокупные рас­ходы жителей России на благотворительные проекты в прошлом году составили примерно 340–460 миллиардов рублей. По словам экспертов, это сравнимо с тратами федерального бюджета на здравоохранение (около 400 миллиардов рублей в 2017 году) или расходами на культуру и спорт (около 200 миллиардов рублей за тот же период).

При этом специалисты отметили, что относительно ВВП эта сумма не очень большая — около 0,4–0,5 %. Например, бюджетные расходы на социальную политику в стране на порядок выше — около 5 триллионов рублей в год, а Пенсионного фонда — примерно 8 триллионов рублей.

Место

Кто отдает деньги на благотворительность

Сумма пожертвований в рублях за год

Население

140–160 миллиардов


Крупнейшие нефтегазовые компании

100–120 миллиардов


Остальные российские компании

60–100 миллиардов


Отдельные состоятельные граждане

40–80 миллиардов


Средний размер массового пожертвования в России составлял в прошлом году около 8 тысяч рублей, при этом чаще всего россияне жертвовали по 2 тысячи рублей. Среди владельцев бизнеса средний размер трат на благотворительные проекты превысил 3 миллиона рублей, однако чаще они жертвовали по 230 тысяч рублей за раз.

Специалисты отметили, что большой разрыв между средним и наиболее типичным значением свидетельствует, что основную часть пожертвований обеспечивает «небольшое число филантропов». Так, согласно опросам бизнес-школы «Сколково», 80 % совокупного объема пожертвований обеспечили 11,7 % опрошенных топ-менеджеров и представителей бизнеса.

Исследование также показало, что состоятельные граждане вовлечены в благотворительность в полтора раза больше, чем менее богатые россияне. Лидером по популярности среди направлений благотворительности состоятельных россиян стала помощь детям.

Место

На что жертвовали деньги состоятельные россияне

Процент

Помощь детям

73,9 %


Помощь малоимущим

47,8 %


Церковь и религия

28,3 %


Высшее образование и наука

17,4 %


Состоятельные россияне чаще отправляют средства напрямую людям или через собственные фонды. Авторы исследования добавили, что независимым некоммерческим организациям (НКО) не удалось стать основным каналом для пожертвований — они получили только треть от совокупных средств, потраченных в течение года на благотворительность.


 Эксперты проводили оценку с учетом данных Фонда поддержки и развития филантропии CAF, который в течение нескольких лет опрашивает россиян об участии в благотворительности. Также эксперты использовали исследование Knight Frank и отчетности компаний.


Источник: «РБК»

Подписывайтесь на нас!