У платформы Царицыно женщина объясняет мужчине, что теперь электрички ходят гораздо чаще. «Я что, теперь могу ездить в Подольск каждые шесть минут?» — удивляется он. Этот диалог состоялся прямо перед запуском Московских центральных диаметров, которые власти прозвали наземным метро. Но открытие провалилось. С самого утра 21 ноября случился коллапс и давка: в «Иволгах» оказалось по семь вагонов — меньше, чем в обычных электричках. Короткие поезда пришлось догонять, валидаторы не работали, а интервалы стали даже больше. The Village спросил у жителей районов возле станций МЦД, как транспорт изменился за месяц.

Автор: Алена Дергачева 
Редактор: Юля Рузманова

Реклама МЦД убедила горожан, что по маршрутам будут ходить только новые поезда, но на деле маршруты обслуживают и старые — на полную замену составов уйдет несколько лет. В день запуска «70 % пассажиров не садились в привычные поезда, а ждали брендированные „Иволги“, думая, что только там включаются специальные тарифы, действующие на МЦД», — признал глава Дептранса Максим Ликсутов. Ошибку исправили только через две недели — обозначили все электрички, которые имеют отношение к диаметрам, наклейками.

Сразу после запуска ЦППК, оператору диаметров, пришлось извиниться и пообещать, что число вагонов увеличат. По маршрутам действительно начали ходить дополнительные «Ласточки» и сдвоенные «Иволги». Еще в компании отметили, что работы до конца не завершили, хотя Сергей Собянин говорил, что к запуску все подготовили «полностью». Для платформ до сих пор закупают дорогие «погодные модули» — навесы от дождя и снега с USB-зарядками. «Многим станциям электричек не хватает всего лишь колючей проволоки, чтобы полностью стать похожими на тюремный двор», — написал Аркадий Гершман, и с ним трудно поспорить.

Касса у платформы Царицыно

Еще после неудачи ЦППК объявила тендер на 30 миллионов рублей на пиар-кампанию МЦД. Подрядчик организует публикации в ведущих СМИ. О достоинствах электричек расскажут блогеры со 100 тысячами подписчиков — им нужно будет ответить на вопрос «Вандалы и безбилетники: почему они не хотят, чтобы транспорт становился лучше?». В целом москвичам попытаются объяснить, что пользоваться МЦД выгодно. При этом на модернизацию транспорта уйдет еще не один год: основные работы только на первых двух диаметрах закончат к началу 2021 года. Собянин же в итоге признал «технические огрешности» при запуске, отметив, что над ними надо дальше «спокойно работать».

Кирилл Сазонов

студент ВШЭ, живет в общежитии в Одинцове

«Я очень ждал МЦД. Реклама на всех остановках гласила, что это будет наземное метро в область. Мне хотелось ездить до Москвы быстро с интервалами пять-семь минут, а еще платить за проезд „социалкой“. Но меня обманули. За проезд надо платить дополнительно, еще и „Тройку“ для этого пришлось перекодировать. Мне повезло — в день открытия я остался дома. Быстрее ли я стал добираться из Одинцова? Ничего подобного. Просто добавили два поезда раз в полчаса, причем поезда гораздо короче обычных электричек. МЦД — это просто разочарование года и шедевральный распил бабла. Новые „Иволги“ ходят, дай боже, раз в час. Сами станции почти не изменились: там поставили новые лавочки и сделали оформление. Один плюс: теперь нет обеденного перерыва у электричек, раньше он мешал добираться на четвертые пары».

Арина Шаврина

студентка ВШЭ, живет в общежитии в Одинцове

«Из плюсов: электричек стало больше, к основным добавились двухэтажные аэроэкспрессы, ходят они чаще. Но все же кардинальной разницы нет, мой путь от Беговой до Одинцова занимает столько же времени. Никаких дополнительных переходов прямо из метро на станцию тоже не появилось. Из-за чего такой шум и что поменялось, я не понимаю совершенно, просто добавили аэроэкспрессы».

Рустам Билялов,

живет в трех минутах ходьбы от станции Кубанская, ездит на работу в Покровское-Стрешнево

«Я планирую часто пользоваться МЦД и уже не первый год добираюсь на работу от станции Люблино, которую переименовали в Кубанскую, до Покровского-Стрешнева. Было удобно и раньше пользоваться электричками, единственное — иногда были слишком большие интервалы. Поэтому, когда я узнал о проекте диаметров, обрадовался этой новости: электрички будут ходить чаще, обновится парк, и в поездах будет свободней.

Видно, насколько спешными были работы. Ремонт на Кубанской, кстати, до сих пор не завершен. Кроме того, спустя месяц валидаторы все еще работают со сбоями. Совсем непонятно, зачем было так торопиться. Думаю, было бы гораздо разумней перенести сроки запуска МЦД, объяснив горожанам, что ради их же блага диаметр откроют, когда все доделают качественно.

Платформа Дмитровская

В день запуска обратил внимание на то, насколько больше людей стало в поездах. Свободных мест в электричке уже почти не было. Через четыре дня, когда турникеты открыли для всех и проезд сделали бесплатным на две недели, я уже ехал на сдвоенной «Иволге». Еще за несколько дней до официального запуска я ездил в сторону Нахабина — побывал на Аникеевке и Павшино. И последняя платформа — это просто караул. Вместо современной станции там стоит деревянная платформа-времянка, а новую станцию не достроили».

После двух недель проезд по диаметрам снова стал платным, но жители все равно жалуются на сбои. Оказалось, что валидаторы могут реагировать долго — до четырех секунд. В метро система считывает все виды проездных в несколько раз быстрее. Некоторые отмечали, что у них некорректно списались деньги, а еще сообщали, что часть турникетов просто закрыты. Нескольким пассажирам случайно зачислили на карты 20 тысяч рублей. Потом в ЦППК назвали это новогодними подарками. Сложности были и со считыванием браслетов, брелоков и других носителей «Тройки».

Сломанный валидатор

Юрий Егоров

живет в Москве, часто пользуется электричками, чтобы ездить по делам

«Ситуация с МЦД — это пример того, как из хорошей и работоспособной идеи сделали полный провал исключительно из-за желания выслужиться перед начальством и полного непрофессионализма городских властей. То, что диаметры не смогли в первый день поехать «прямо сейчас, потому я так хочу», знали все — и проектировщики, и РЖД, но их поставили в такую ситуацию, когда они не могли отказаться.

За месяц в основном справились с билетами, хотя сообщения о сбоях все еще попадаются. А более глобальные вещи, которые нельзя быстро исправить, никуда не делись. Например, недостаток поездов компенсируется с других железных дорог. На МЦД работают поезда из разных депо Московской железной дороги. Я слышал, что привезут даже поезда с Урала, но их пока никто не видел. Этот недостаток поездов вполне можно было просчитать заранее, но решили открывать как есть. Существенный провал — отмена 42 пар поездов на МЦД-2 по выходным. Появились длинные паузы между поездами, поэтому ушло главное преимущество идеи МЦД: чтобы человек, придя на станцию и не зная расписания, уехал в кратчайшее время».

Как выяснилось, утром и вечером трафик вырос, а в самый час пик, напротив, уменьшился. Электрички «не вывозили всех желающих, отчего время на посадку и высадку увеличивалось, были даже случаи выламывания дверей», что сильно сбивало график.

На вопрос, считали ли власти, что семивагонных поездов «Иволга» будет достаточно, Ликсутов ответил: «С учетом того, что общий рост пассажирских мест составляет 900 тысяч в сутки на МЦД-1 и МЦД-2, ЦППК посчитала, что решение оптимально». В проблемах с турникетами он тоже обвинил ЦППК. Все расходы из-за бесплатного проезда в течение двух недель возложили именно на пригородную компанию. Ее потери из-за этого, по подсчетам «Коммерсанта», достигнут 255–280 миллионов рублей.


фотографии: обложка — Владимир Гердо / ТАСС, 1, 2, 3 — Алена Дергачева, 4 — Рустам Билялов