Со 2 июня в ЦДХ работает выставка анонимного британского художника Бэнкси, которая пользуется большой популярностью, несмотря на высокую цену билета: 550 рублей в будни и 650 — в выходной. Чтобы зайти без очереди, нужно купить vip-билет за 1 400 рублей. Вчера вечером Бэнкси опубликовал на своей странице в инстаграме скриншот переписки с подписчиком о выставке его работ. Он заявил, что не имеет отношения к экспозиции и против того, чтобы брать деньги с людей за просмотр его искусства. Организаторы в комментариях к этому посту подтвердили, что действовали без согласования с художником, но отметили, что имели на это право, так как на экспозиции представлены работы из частных коллекций. The Village разобрался, обязаны ли арт-менеджеры согласовывать проведение выставок с художником, как должны называться такие выставки и как работы Бэнкси попали в ЦДХ.

Текст

Ольга Проскурнина

Текст

Елизавета Подколзина

Почему к этой выставке есть вопросы


Сабина Чагина

со-основатель и куратор творческого объединения «Артмоссфера» и одноименной биеннале искусства уличной волны

По миру ездит много выставок работ Бэнкси по франшизе Стива Лазаридиса, его бывшего агента. Эту франшизу может купить любой человек. Но если вы зайдете на страницу Бэнкси в интернете, там написано, что Лазаридис не представляет его интересы (равно как и ни одна другая галерея. — Прим. ред). Понятно, что работы художника находятся в разных галереях и коллекциях. Нет ничего плохого в том, чтобы представлять собрание из этих коллекций. Но то, что проводится персональная выставка живого художника, а он никакого отношения к этому не имеет — вот это странно.

Проблема в том, как это подается. Выставка же четко позиционируется как персональная, а не собрание работ одного художника из разных коллекций. На баннере висит огромная надпись Banksy. Обывателю сложно отличить эту выставку от настоящей персональной выставки. К тому же все это сопровождается массированной рекламой спонсора, который ассоциирует себя с Бэнкси. Художнику за такое использование его имени каким-то брендом должны выплачиваться отчисления.

Но то, что проводится персональная выставка живого художника, а он никакого отношения к этому не имеет — вот это странно

Покрас Лампас

художник

Самое важное — три вопроса, на которые до сих пор не было публичного ответа от организаторов и ЦДХ:

 На официальном сайте выставки написано: «2 июня 2018 года в Москве в Центральном Доме художника открылась персональная выставка Бэнкси (Banksy)», а не «выставка коллекции работ Бэнкси». Почему?

 Как появилась «коллаборация» с МТС (огромный баннер BANKSY X MTC)? Если это было официально согласовано, почему художник заявляет, что не имеет к этому никакого отношения?

 Насколько корректно использовать огромный логотип художника на 70-ти метровом баннере в самом центре Москвы, если это неофициальная выставка из работ, собранных из музейных и частных коллекций?

Ситуация с неофициальными выставками распространена по всему миру. В случае с Бэнкси это серия выставок «The Art of Banksy», но в визуальной айдентике не используется его логотип/подпись, которую он оставляет под работами, там просто стороннее написание названия и имени художника. Такие афиши не вводят в заблуждение зрителя и более уместны для неофициальных выставок. Сами работы верифицируются сертификатами аутентичности, подписью художника и продавцом — часто это известные аукционные дома, коллекционеры, или команда/представитель художника.


Что говорят организаторы

Александр Начкебия

организатор и продюсер выставки «Бэнкси: гений или вандал? Решаешь ты!»

Идея сделать выставку Бэнкси пришла мне после того, как я посмотрел аналогичные в Амстердаме и Антверпене. Сам я интересуюсь современным искусством с начала 2000-х. Вряд ли можно назвать меня серьезным коллекционером — я просто покупаю то, что находит у меня в душе отклик, если это не стоит миллионы долларов, вплоть до работ уличных художников на развалах. Очень люблю «Митьков», у меня неплохая коллекция работ современных грузинских художников… Консультанты по искусству — это для профессионалов, не для таких коллекционеров, как я. Тут я соглашусь с Бэнкси, который часто говорит, что музейные кураторы, галеристы и агенты управляют нашими вкусами. А я против того, чтобы моим вкусом кто-то управлял, и покупаю то, что мне нравится.

Немного работ Бэнкси у меня в коллекции есть. Покупал их через галереи — когда я стал интересоваться его творчеством, у меня появилось много знакомых в этой среде. Конечно, сейчас цены на его работы взлетели до каких-то немыслимых высот: оценочная стоимость коллекции, которая выставляется сейчас в Москве, а потом поедет в Петербург, составляет около 12 млн фунтов. А после Петербурга мы дополним коллекцию и повезем экспозицию в Мексику, она будет стоить уже 20 млн фунтов. К сожалению, не все коллекционеры согласились передать свои работы для выставок в России из-за политической обстановки, когда каждую неделю вводились новые санкции, высылают дипломатов, постоянные обострения. Теперь, правда, они жалеют об этом. Это коллекционеры из разных стран: США, Голландия, Италия, Испания, Дания и Россия. Работ из моей коллекции на выставке нет, это был бы конфликт интересов. Стив [Лазаридис] не имеет отношения к нашей выставке — его коллекция находится в Торонто и в Берлине, мы сами сделали свою коллекцию.

Организацией выставки занималась моя компания [IQ Art Management Corporation]. Я отвечал непосредственно за формирование коллекции, подписание контрактов, уговаривал коллекционеров — многие боялись, что их работы не вернутся обратно. Мы также договорились о партнерстве с компанией «Люмьер Холл», они произвели мультимедийный контент для выставки. Бюджет выставки превышает 1,5 миллиона долларов: аренда коллекции стоит около миллиона, страховка экспозиции в Москве — 114 тысяч фунтов, прибавьте сюда расходы на перевозку работ в Москву, аренду, которая в Москве не самая дешевая, рекламу. До нас выставку работ Бэнкси трижды пытались привезти в Москву, и всякий раз это упиралось в огромные затраты. Конечно, партнерские деньги — часть бюджета, как и всегда.

Компания МТС очень быстро отреагировала на наше предложение стать генеральным партнером нашей выставки. Во многом благодаря нашему сотрудничеству с МТС нам удалось составить такую большую и разнообразную коллекцию и при этом сохранить невысокую стоимость билетов на выставку. Она сейчас ниже, чем на любую другую выставку Бэнкси, проходящую в мире. В Торонто, например, билет стоит 39 канадских долларов, в Берлине — 14 евро, в Амстердаме — от 12 евро, и так далее. Компания МТС приняла очень быстрое решение о поддержке нашей выставки, и мне кажется, они довольны нашим сотрудничеством. Нас также поддержала Лаборатория Касперского, для которой мы произвели и интегрировали в экспозицию мультимедийный контент, который пользуется большой популярностью.

Конечно, для меня это коммерческий проект, который должен окупиться. Я доволен тем, как проходит московская выставка, по-моему, это удачный проект и с точки зрения посещаемости, которая приближается к 300 000 человек, и с точки зрения общественного резонанса. По поводу того, что лично Бэнкси был не в курсе выставки его работ — это же работы из частных коллекций. Бэнкси при продаже своих работ передает владельцам объем прав, который включает право передачи работ в выставочные или музейные коллекции. Он сознательно выбрал такой путь. Кстати, когда сам он устраивал выставку своих работ в парке развлечений Dismaland, входные билеты туда стоили 3 фунта — это к вопросу о том, что он в своем посте [в инстаграме] выступает против платы за просмотр его работ.

Тэг Бэнкси не защищен правами. Это не логотип

Интерес к творчеству Бэнкси во многих странах огромен, люди хотят видеть его работы. В такой ситуации он может либо сам организовывать показы по всему миру, либо мириться с тем, что это делают владельцы его работ. Это его выбор.

Вопрос отчислений — это вопрос владельцев произведений искусства, которые получают от нас средства за аренду экспонатов. Что касается определения персональной выставки — возможно, это сложности перевода. Наша выставка персональная в том смысле, что на ней представлен только один художник, только работы Бэнкси.


Алексей Меркутов

пресс-секретарь МТС

Мы рады, что данная выставка впервые в России была организована при поддержке МТС и огромное количество любителей современного искусства и стрит-арта смогли воочию увидеть уникальные экспонаты и работы художника. А по поводу того, что выставка не была согласовала с художником, лучше поговорить с непосредственными организаторами. Баннер [с логотипами Бэнкси и МТС ]— не наша зона ответственности.



Обложка: Артем Геодакян/ТАСС