Ринат Шайдуллин — незрячий житель Екатеринбурга, с которым The Village уже тестировал город на комфортность среды для слабовидящих. С марта 2018 года он передвигается по городу при помощи собаки-поводыря Николаса. 21 декабря Ринат попал в федеральную повестку после того, как кондуктор автобуса вместе с пассажирами пытался выгнать его из салона.

The Village поговорил с Ринатом, юристом и представителем Центра реабилитации инвалидов о подробностях этой истории и правомерности действий кондуктора.

Накануне, 20 декабря, Ринат сел в автобус № 27 на остановке «Викулова», чтобы поехать в сторону ТЦ «Мега». Как периодически и случается, к нему подошла кондуктор и сразу же потребовала оплатить проезд собаки. В ответ на объяснения Рината, что по Федеральному закону он имеет право беспрепятственно заходить в общественные места, транспорт и не платить за поводыря, так как собака является средством передвижения, женщина заявила, что ей все равно на увольнение и законы, и требовала оплатить проезд Ника.

После объяснений кондуктор перешла к крайним мерам и начала выражаться нецензурной бранью, грубо оскорблять Рината, обещала «переломать ему руки и ноги и выбросить из автобуса». Женщина говорила, что у собак-поводырей должна быть отдельная «Е-карта», а если незрячий не в состоянии оплатить проезд животного, то это значит, что он — нищий. «Ты уже наказан богом, раз уже инвалид, поэтому с тобой разговаривать не о чем», — кричала она.

Собака-поводырь — это специально обученное животное, которое помогает незрячим и слабовидящим людям передвигаться и избегать препятствий. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов» незрячий человек в сопровождении поводыря имеет право на беспрепятственный доступ ко всем общественным местам и может свободно пользоваться любым транспортом. По этому же закону собаки-проводники являются техническими средствами реабилитации человека, то есть приравниваются к специальным средствам передвижения — креслам-коляскам, протезам, костылям и другим похожим изобретениям для передвижения, а не к обычным животным.

Из присутствующих пассажиров за Рината заступилась только одна девушка, водитель также не принимал никаких мер и не реагировал. В какой-то момент человек, представившийся работником полиции, заявил, что на собаке нет намордника и Рината следует высадить из автобуса. Но по закону достаточно того, чтобы намордник для собаки просто всегда находился при незрячем человеке, а он в любой момент мог бы его достать и надеть на животное. После этого факта «сотрудник полиции» замолчал.

На конечной остановке Ринат остался в автобусе один. Опасаясь за свое здоровье и безопасность, набрал номер 112. Диспетчер подробно проинструктировал незрячего и сообщил, что будет оставаться на связи, а если услышит через трубку о попытках физического воздействия, то примет срочные меры. За все время, что Ринат передвигается по Екатеринбургу при помощью поводыря Ника, с такой агрессией и непониманием он столкнулся первый раз.

В пассажирском транспортном предприятии «Город» после произошедшего перед Ринатом извинились. Представители пообещали провести расследование и принять меры вплоть до увольнения.


Светлана Васильева

специалист компании «Мой семейный юрист»

Вопрос посещения любых объектов социальной инфраструктуры, общественных организаций гражданами, являющимися инвалидами по зрению урегулирован Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Органы власти должны обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. При наличии документа, разрешено присутствие собаки-поводыря.

Поэтому любая организация, в том числе транспортная, должна обеспечить доступ гражданам, являющимися инвалидами по зрению и нуждающимся в сопровождении собаки-поводыря.


Сегодня в Екатеринбурге и области работают примерно 15 собак-поводырей. Некоторые из них находятся на пенсии и практически не выполняют своих обязанностей. Другие — на реабилитации. Например, пес-поводырь Барри, который недавно попал под машину. Но есть категория пассажиров, которые передвигаются с поводырями по городу. Они имеют право беспрепятственно пользоваться любым общественным транспортом вместе с собакой.

Никакого проездного на собаку-поводыря не предполагается, потому что проводник — это техническое средство реабилитации. Так же как костыль или инвалидная коляска, за которые дополнительной оплаты никогда не просят.


Вера Золотарева

пресс-секретарь Областного центра Реабилитации Инвалидов

В Екатеринбурге такие инциденты, когда незрячего человека не пускают в общественный транспорт или любые другие места, периодически случаются. Например, совсем недавно, 3 декабря, когда тот же Ринат Шайдуллин спешил на церемонию награждения, посвященную Международному дню незрячего человека, кондуктор в автобусе потребовала оплатить проезд собаки-поводыря. Ринату пришлось долго объяснять права собаки и показывать документы. Но все было урегулировано мирным разговором.

За четыре года работы в Областном центре реабилитации инвалидов я не помню такого случая, чтобы работник автобуса или другой организации переходил грань и доходил до оскорблений и унижений незрячего человека. Но больше всего поражает в этой ситуации то, что пассажиры автобуса не заступились за Рината. 

Наш проект «Собака-проводник безопасна для общества» изначально предполагался как социально-просветительский. Сотрудники вместе с незрячими людьми рассказывали организациям о профессии собаки-проводника, ее правах и обязанностях, работе и правилам поведения среди окружающих. Но сейчас мы задумались, что нужна отдельная информационная кампания для перевозчиков и участников дорожного движения. Многие водители не знают, что после того, как незрячий человек поднимает на переходе трость, он обязан уступить ему дорогу. А некоторые кондукторы вообще не слышали о существовании поводырей и не знают о их правах. Незнание кондуктора — это ответственность не только его, но еще и руководителей, которые не доводят до своих работников информацию.

После каждого инцидента в транспорте, с которым столкнулся незрячий человек, и его обращения в полицию мы звонили в диспетчерскую транспортного предприятия, где нам отвечали, что работу и инструктаж с сотрудниками провели. Но проходит какое-то время, и ситуации повторяются, а теперь уже доходят и до оскорблений. Например, сегодня Ринат вновь столкнулся с непониманием кондуктора в автобусе. Женщина сказала: «Я не знаю, кто такой поводырь».


Заявление в полицию Ринат писать не будет. Для него важнее, чтобы транспортная компания провела обучение своих сотрудников. По Екатеринбургу с собакой-поводырем передвигаются не только незрячие мужчины, но и девушки, которые зачастую не могут постоять за себя и в ответ на оскорбления рассказать о правах и законе. 26 декабря сотрудники Центра реабилитации инвалидов проведут на собрании в автотранспортной компании «Город» беседу, на которой расскажут о собаках-поводырях, их работе и правах.