Ежегодно в России проходит профессиональный конкурс для преподавателей школ на звание учителя года. Участники проходят несколько этапов — от внутришкольного до всероссийского. «The Village Владивосток» пообщался с призерами городского конкурса.

Текст

Ксения Спирина

Фотографии

Алексей Зайцев


1 место

Анна Римовна Литвинова

Школа № 21, учитель биологии

Стаж: 6 лет

О проекте

Свой проект я назвала «Реальный урок». Реформы образования в нашей стране идут одна за другой, а детей нужно учить здесь и сейчас. И так, чтобы это приносило реальную пользу ребенку. Когда я начинаю урок, свою задачу вижу в том, чтобы заинтересовать обучающихся своим предметом, совмещая достижения старой советской школы с современными. Например, я в целом сохраняю классическую структуру урока: актуализация знаний, новая тема, закрепление. На одном из этих этапов я могу применить групповую работу или мини-проект.

Очень бы хотелось иметь общую базу с проверочными материалами по биологии на каждую параллель, в которой бы был отражен разный подход к каждому ребенку.

На уроках я стараюсь привить своим ученикам навыки критического мышления. В дальнейшем они помогут серьезно подходить к решению любых жизненных задач, а не доверять псевдонаучным теориям.

Биология — это наука о жизни, и изучать ее без практики невозможно. На каждом уроке мы стараемся соприкоснуться с живыми объектами. Например, измерить свой собственный пульс, ведь человек — это тоже живой организм.

О конкурсе

Мастер-классы моих коллег были очень познавательными. На таких мероприятиях всегда находишь что-то интересное, что можно применить в своей работе. Как каждого учителя, меня интересует применение здоровьесберегающих технологий. Например, на одном мастер-классе я увидела комплекс упражнений, которые успешно применяю в своей работе на физминутках.

Я благодарна жюри конкурса за объективную оценку нашей работы, особенно за замечания и вопросы.

О родителях и отношении к учебе

Сегодня нам всем, в том числе и родителям наших учеников, порой приходится решать очень сложные задачи. К сожалению, мы не всегда можем и хотим оказать своим детям должное внимание: отмахиваемся, отталкиваем, откупаемся. Очень бы хотелось напомнить родителям, что, перекладывая всю ответственность за воспитание на школу, они теряют связь со своим ребенком, возможность как-то влиять на его будущее.  Только вместе мы сможем помочь своим детям стать успешными, грамотными, воспитанными людьми.


2 место

Юлия Борисовна Крутько

Центр образования № 28, учитель английского языка

Стаж: 12 лет

О проекте

Проект называется «4к за 20 минут». 4к — это компетенции 20 века: креативность, коммуникабельность, командное сотрудничество, критическое мышление.

На конкурс я представила сингапурскую систему обучения. В ней используются непривычные для нас взаимодействия с учениками. Например, наша система проверки домашних задний не позволяет опросить всех присутствующих. А теперь ребята отвечают на мои вопросы, поднимая руку или топая.

Со старшими учениками эффективно работать в группах: они самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы и оценивают друг друга. Такой подход мотивирует работать даже тех, кто обычно отсиживался.

Я прошу учеников общаться на английском. Это дополнительная практика, школьникам проще начать говорить, даже делая ошибки, с равным себе.

О конкурсе

На конкурсе я отметила для себя систему Анны Литвиновой. Она составляет цепь вопросов, которые помогают ребенку самому прийти к правильному ответу.

Об участии не пожалела ни разу. После конкурса решила пойти учиться в магистратуру по направлению «Воспитательные практики».

О родителях и любви к детям

Я думаю, что отношение и государства, и детей, и родителей к учителям изменилось. Раньше школа несла больше ответственности за воспитание детей. Родители сейчас больше прислушиваются к учителям, чем 10−15 лет назад.

В школе нечего делать без любви к детям. Мы с ребятами проводим вместе треть суток. Они многое берут от нас, порой, копируют поведение, поэтому важно понимать, что все, чему мы учим, должно быть в нас.


3 место

Ирина Анатольевна Овчинникова

Школа № 35, учитель начальной школы и английского языка в начальной школе

Стаж: 23 года

О проекте

Я не инноватор, и на городском этапе представляла элементы советской школы, усовершенствованные с учетом современных реалий. Дети стали меньше читать, поэтому я защищала проект «Читательский дневник», который решает несколько задач. Среди них — формирование навыка осознанного чтения. В дневнике ученик не просто записывает, что прочитал — он описывает главную мысль произведения, рассуждает о действиях героев, аргументируя свое мнение.

Мой подход ориентирован на совместную деятельность родителей и детей, предполагает чтение и обсуждение книг в кругу семьи.

Список литературы, который я предлагаю ребятам, шире привычного программного, в нем есть и произведения современной литературы. К примеру, сказки С. Прокофьевой, Л. Чарской, О. Пройслера и других авторов. Ребята могут сами выбирать, что читать.

О конкурсе

Участие в конкурсе стало для меня возможностью подвести некоторые промежуточные итоги работы. У нас коллегами сложились приятельские отношения, мы поддерживали друг друга на всех этапах состязаний. У учителей столько идей, что хочется скорее бежать к ребятам и все применять. Хочу изучить подробнее технологию Юлии Борисовны, даже записалась на курс международного обмена для учителей в Сингапур.

О родителях и подходе к учительству

Родители — наши самые большие помощники. Но им не стоит забывать, что выполнять задания стоит вместе с ребенком, а не вместо него.

35-я — моя родная школа, я когда-то училась здесь сама. С опытом меняется даже личный подход к учительству — от возвышенного наставничества к партнерству. Главное — не забывать сохранять авторитет и любить детей.