4 миллиона 335 тысяч 800 рублей. Примерно столько денег потеряли российские художники, театралы, музыканты и другие артисты-фрилансеры и не только из-за пандемии. Речь, конечно, не обо всех — только о 67 людях, которые решили рассказать об этом. Отмененные или перенесенные премьеры спектаклей, несостоявшиеся выставки, курсы, лекции, концерты и съемки — на фоне пандемии это может показаться несущественным. Но те, кто занимался этим, остались совсем без денег: на аренду, ипотеку, лекарства. 

Текст
Лев Левченко, Юля Рузманова

«На смену незащищенности придет безусловный базовый доход»

Стабильности в индустрии искусств не было и до эпидемии COVID-19. Поэтому российское художественное сообщество в числе первых (после врачей и бизнесменов) призвало к объединению на фоне кризиса. Так появилась петиция в поддержку свободных артистов, то есть тех, кто не работает на долгих контрактах и не создает материальные произведения искусства, которые можно продать.

Авторов петиции шесть: актер Николай Мулаков, куратор и режиссер Мария Пацюк, куратор, танцевальный художник Дина Хусейн, критик Егор Софронов, хореограф Ольга Цветкова и певец Алексей Коханов. Чуть позже к команде примкнули директор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская и театральный критик (и постоянный автор The Village) Ольга Тараканова. На данный момент их петицию подписали больше 8 тысяч человек.

Также группа создала биржу труда на Facebook Artists On Fire и обсуждает идею профсоюза (объединения — как они называют это сами) работников культуры.

Что требуют артисты в петиции

1) Обеспечить работников культуры минимальным базовым доходом;

2) Заморозить платежи по ипотеке и другим долгам;

3) Предотвратить увольнение штатных сотрудников.

В конце петиции указано, что требование вызвано сложившейся из-за пандемии ситуацией, но авторы надеются, что это лишь повод поднять широкую дискуссию о социально-экономическом положении деятелей искусства, «а также всех уязвимых групп нашего общества (прекариат)».

Поясняя термин «прекариат», хореограф Ольга Цветкова, которая, например, ставила эстетский балет в Mutabor, рассказывает:

Ольга Цветкова 

хореограф куратор

В 2014 году Ad Marginem издали книжку Гая Стэндинга «Прекариат — новый опасный класс». В ней экономист предлагал новую классовую теорию: вместо привычного и пугающего деления на аристократию, буржуа, пролетариев выделил рантье (сдают недвижимость и не работают), салариат (трудятся за зарплаты) и прекариат (без постоянного места работы и соцгарантий). И желанный сценарий будущего — «политику рая», где на смену незащищенности придет безусловный базовый доход. Стэндинг приезжал с лекцией в Москву, интервью его осталось на Colta, в узких кругах современного искусства идея прижилась, но публичных всплесков не было. Разве что тихие инфоповоды типа запуска финского эксперимента и его мнимой неудачи.

Сейчас вторая волна. Она началась пораньше ковида, так что мы были идейно готовы к этому кризису, и он нам даже на руку

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

Зачем безработным в Финляндии платят по 560 евро ежемесячно

читать

«Если занимаешься независимыми исполнительскими искусствами, например современным танцем, как я, в нестабильности нет ничего нового», — объясняет хореограф Дарья Юрийчук. Осенью 2019 года вспыхнул скандал с Московской биеннале. При новом руководстве многим художникам и работникам не заплатили еще в прошлый раз. В этот раз ситуация повторилась. В итоге хореограф Дарья Юрийчук вместе со своей подругой Настей Дмитриевской основали канал в телеграме «Кафе-мороженое», где начали публиковать материалы и проводить дискуссии о трудовых правах. На фоне коронакризиса это оказалось очень кстати.

Европейский опыт

Хореограф Дина Хусейн — одна из тех, кто придумал петицию, настаивает, что их идеи не утопичны, поскольку она как артист получает государственную поддержку по безработице во Франции, где живет уже больше десяти лет.

Дина Хусейн

хореограф куратор

Во Франции есть специализированное пособие по безработице для художников и техников, которые работают в секторе живых искусств. Если ты отработал 507 часов в течение 12 месяцев, то следующие 12 месяцев государство оплачивает тебе каждый день, который ты не работаешь, — в размере 50 % от твоей обычной суммы за день. То есть если в том году ты зарабатывал 110 рублей в день, то будешь получать около 50 рублей в день господдержки. Все зависит от твоей зарплаты

Хусейн поясняет, что эта система имеет строгие критерии отбора, не все могут претендовать на эти выплаты, и сама Дина не получала иногда господдержку, потому что не наработала нужное количество часов.

Как это должно работать у нас?

В идеале, по мнению авторов петиции, в России будущего должна появиться подобная система поддержки независимых артистов, которые не привязаны долгими контрактами к какой-либо институции и не создают материальные произведения искусства под продажу. Что касается суммы выплат, то, по словам Дины Хусейн, речь идет о МРОТ — это 20 тысяч рублей в Москве.

Но точнее все критерии — начиная с того, кто все-таки нуждается в поддержке, в каком размере и откуда ее будут выплачивать, — должны сформироваться в ходе диалога с государством. На данный момент это скорее односторонняя коммуникация.

Инициативу артистов поддерживают Елена Ковальская, а также директор «Золотой маски» Мария Ревякина и Дмитрий Мозговой из Союза театральных деятелей России. С их помощью артисты надеются добиться ответа правительства.

«Письмо в правительство мы отправим раньше, чем соберемся легально организовать профсоюз. Но к этому тоже идет. Созванивались на днях с юристкой — она говорит, надо делать, государство сейчас внимательнее прислушивается», — говорит Тараканова.

Как художников поддерживают в других странах — и как они сами борются за свои права

  1. В Британии профсоюз музыкантов, в котором состоят 30 тысяч человек, потребовал увеличить долю доходов от стримингов;
  2. Немецкое правительство выделило 50 миллиардов евро в поддержку художников и сотрудников креативных индустрий;
  3. Итальянская группа Art Workers Italia выпустила манифест с призывом к поддержке работников искусства.

Почему не для всех?

Естественно, сейчас идея звучит слишком экзотичной даже для некоторых независимых артистов. И один из главных камней, который летит в сторону авторов инициативы в России: а почему безусловный доход только для артистов, почему не для всех?

«Мы все — левые утописты, то есть за безусловный базовый доход и против здравого смысла, что деньги можно получать только за труд, а не потому что ты родился», — говорит Тараканова. По ее словам, группу уже ругают, мол, вот вроде как утописты, а просите пока только для художников. «Ну, пока делаем, что можем и в чем разбираемся», — объясняет критик. В идеале, если все получится, она видит это «прецедентом для всех сфер».


обложка: Angelov – stock.adobe.com