С 1 января мы начинаем писать историю нового десятилетия — 20-х годов XXI века. Самое время зафиксировать, какими остаются в истории 2010-е. The Village вместе с телеграм-каналом «Тихое место» составил обзор зарубежных трендов в музыкальных видео 2010-х годов.

Текст

Александр Куликовский

2010

Начало 2010-х годов — конец эпохи телевидения. Для пришедшей ей на смену эпохи интернета важна виральность. И музыканты делают ставку на кинематографичность, сложность и интертекстуальность своих видео. Показательный пример — получасовой фильм Канье Уэста, ставший зеленым светом для всех представителей афроамериканской культуры. Канье объединил высокое искусство и бунтарскую оболочку хип-хопа, таким образом определив вектор развития визуальной стороны жанра на долгие годы, а рэп стал плотно граничить с понятием перформанса. My Chemical Romance удачно предугадали главный тренд десятилетия — кинокомиксы. Arcade Fire сосредоточились на понимании проблем молодого поколения, а совсем уж юный Earl Sweatshirt показал, чем оно на самом деле живет, без цензуры и лоска.

Канье Уэст

«Runaway»

Леди Гага

«Telephone»

Gorillaz

«Stylo»

Earl Sweatshirt

«Earl»

My Chemical Romance

«Na Na Na»

Massive Attack

«Splitting The Atom»

Arcade Fire

«The Suburbs»


2011

Сменив приоритет с TV на YouTube, режиссеры и музыканты обращают больше внимания на тренды, актуальные для молодежи. А темы подростковой любви и секса еще не кажутся устаревшими. Skins и Shameless стали объектом вдохновения для целого ряда клипов. Что главное — никто не забыл о театрализации своих клипов, а благодаря социальным сетям DIY-подход стал ценнее, чем когда-либо.

Tyler, the Creator

«Yonkers»

St. Vincent

«Cruel»

M83

«Midnight City»

Woodkid

«Iron»

Рианна

«We Found Love»

Джей-Зи и Канье Уэст

«Otis»

Лана Дель Рей

«Video Games»

Gotye

«Somebody That I Used to Know»


2012

Корейский музыкант Psy убил сразу двух зайцев: высказался на злободневную тему и создал первый музыкальный тренд планетарного масштаба — его клип стал первым миллиардником, а тот самый танец из ролика повторяли повсюду. Артисты перестали снимать в разрезе нескольких жанров, переключившись на более киношный почерк: здесь и социальный боевик, и пафосная мелодрама, и концентрированный артхаус. В противовес этому все чаще создаются видео, будто бы записанные в домашних условиях, однако создаются они пока на дорогостоящем оборудовании.

M.I.A.

«Bad Girls»

Sigur Rós

«Ég anda»

Psy

«Gangnam Style»

Death Grips

«Double Helix»

Джей-Зи и Канье Уэст

«No Church In The Wild»

Grimes

«Oblivion»

Лана Дель Рей

«National Anthem»


2013

В 2013 году мир клипов накрыл секс. Завуалированный, страстный, прямолинейный, провокативный — он стал еще одним словом для режиссера, инструментом, а не частью сценария. В кадре мелькает гораздо больше вещей, которые бы не стали показывать в эфире ни при каких условиях: обнаженка, наркотические вещества, неприкрытый половой акт. Позже музыка превратится в еще один рычаг в информационных войнах. При этом открытый визуальный язык не был богемным — даже миллионеры склонялись к вульгарности.

Gesaffelstein

«Pursuit»

Childish Gambino

«Sober»

Foals

«Late Night»

Джеймс Блейк

«Overgrown»

Канье Уэст

«Bound 2»

MGMT

«Cool Song No 2»

Queens of the Stone Age

«I Appear Missing»

Disclosure

«White Noise»

Yung Lean

«Ginseng Strip»


2014

2014-й был неопределенным годом как для музыки, так и для тематического видеопроизводства — стоит посмотреть на 57-ю церемонию «Грэмми», чтобы понять, что индустрии не хватает огня и смелых решений. В 2014-м проще, чем в любом другом случае, выделить наиболее оригинальные режиссерские работы. Например, Arcade Fire опередили Мартина Скорсезе, превратив Эндрю Гарфилда в мученика. Perfume Genius также высказался на тему дуальности в форме сюрреализма. Певица Сиа вовсе доверила нарративную линию маленькой девочке, используя танец вместо четких образов: как результат — 2 миллиарда просмотров.

Flying Lotus

«Never Catch Me»

Ники Минаж

«Anaconda»

Blood Orange

«You’re Not Got Enough»

Сиа

«Chandelier»

Arcade Fire

«We Exist»

FKA Twigs

«Video Girl»

Perfume Genius

«Queen»


2015

YouTube отмечает свой десятилетний юбилей. На этот момент площадка уже используется артистами как полноценный кинотеатр для трансляции своих сообщений. Умирающий Дэвид Боуи выпускает клип «Lazarus» как собственную эпитафию, гарлемская суперзвезда A$AP Rocky цитирует Гаспара Ноэ, иллюстрируя действия наркотических веществ, а Stromae визуально с помощью метафоры передает страдания человека от рака. В это же время Кендрик Ламар выпускает негласный гимн черного протеста, позже дополняя его весьма изобретательным видео, в котором противоречивость отыгрывает главную роль. MØ снимает клип в Киеве, тем самым показав зеленый свет будущим гостям столицы Украины, желающим отснять очередной ролик за территорией города. А Канье отказывается от пафосных идей, пригласив Спайка Джонса снять лоуфайный клип, где он просто гуляет с дочерью.

Дэвид Боуи

«Blackstar»

A$AP Rocky

«L$D»

Tame Impala

«The Less I Know the Better»

Рианна

«Bitch Better Have My Money»

«Kamikaze»

Дэвид Боуи

«Lazarus»

Кендрик Ламар

«Alright»

Канье Уэст

«Only One»


2016

В 2016-м произошел интригующая метаморфоза, связанная с жанром музыкальных видео. Apple Music запустила трансляцию Endless, в которой Фрэнк Оушен на протяжении нескольких недель мастерил винтовую лестницу, пока на фоне играли сырые инструменталы его новых песен. По мере прогресса музыканта-краснодеревщика музыка обрастала новыми деталями, и уже под конец зритель услышал финальные версии композиций. Это явление получило название «визуальный альбом» — до этого музыканты использовали подобную модель для дистрибуции своей музыки, но никто не решился на выпуск релиза строго в форме видео. Бейонсе выпустила роскошный фильм «Lemonade» на одноименный альбом. В целом можно заметить, что 2016 год запомнился яркими женскими перформансами: здесь и Джемма Артертон в клипе Bonobo, и Розамунд Пайк в психоделической работе Massive Attack, ну и как обойтись без Тейяны Тейлор из знаменитого «Fade». Другая британская группа поставила под объектив Пола Томаса Андерсона собственного фронтмена, Ромен Гаврас заставил зрителей поверить в спецэффекты, не прибегая к их использованию, а Илья Найшуллер превратил зрителя в главного героя.

Jamie хх

«Gosh»

Фрэнк Оушен

«Nikes»

The Weeknd

«False Alarm»

Grimes

«Kill V. Maim»

Massive Attack

«Voodoo in My Blood»

Bonobo

«Kerala»

Канье Уэст

«Fade»

Radiohead

«Daydreaming»

Aphex Twin

«CIRKLON3»

Бейонсе

«Formation»


2017

Кендрик Ламар взорвал 2017-й благодаря исключительному видеопродакшену. Под каждым роликом стоит подпись Дэйва Мейерса и неких the little homies — это режиссер Дэйв Фри и сам Кендрик. Серия удачных видео помогла многим песням из альбома «DAMN.» крепко удерживать позиции в чартах, а сам Ламар обрел статус одного из ключевых визуальных артистов в хип-хоп-комьюнити. DIY-культура получила новый виток развития — команда Brockhampton за каких-то полгода выпустила не только три альбома, но и запомнилась десятком уникальных клипов, а творческое объединение AWGE вовсе превратилось в серьезную фигуру на режиссерском поприще, популяризовав глитч-эстетику. В клипах стали чаще ставить под сомнение нашу реальность: Radiohead изобразили панику, смещая два почти одинаковых визуальных ряда, King Krule размыл грань между сном и действительностью, а режиссер клипа «Wyclef Jean» снял самую интересную деконструкцию музыкальных видео.

The Blaze

«Territory»

Кендрик Ламар

«Humble»

Мозес Самни

«Lonely World»

Джей-Зи

«The Story of O. J.»

Young Thug

«Wyclef Jean»

Charli XCX

«Boys»

King Krule

«Czech One»

Radiohead

«Man of War»

Brockhampton

«Heat»

Playboi Carti

«Magnolia»


2018

«My Beautiful Dark Twisted Fantasy» был образцом среди работ, демонстрирующих силу пафоса, но, как оказалось, даже это можно было переплюнуть. Джей-Зи и Бейонсе на ночь закрылись в самом знаменитом музее Европы, прогуливаясь по коридорам Лувра, будто бы среди пустот заброшенного здания. Эта парочка возвысила себя над ключевыми мировыми произведениями искусства, тем самым показав, кто здесь главный. С 2018 года артисты начали пользоваться визуальной частью, указывая на свой высокий статус. Дрейк запомнился тем, что пригласил в свой клип целый ряд голливудских селебрити, хотя основной посыл касался образа независимых женщин. Режиссеры также возвысились над предшественниками, достигнув небывалого уровня в области монтажа: «A$AP Forever» — настоящее чудо склейки, а «Fun!» результат гениев-креативщиков. Но прежде всего, 2018 год — это Хиро Мурай и Дональд Гловер, чей танцевально-социальный перформанс получил глобальный эффект и в других странах.

Джей-Зи и Бейонсе

«Apeshit»

Трэвис Скотт, Дрейк

«Sicko Mode»

Винс Стейплс

«Fun!»

Дрейк

«Nice for What»

Розалия

«Malamente»

Жанель Монэ

«Make Me Feel»

Childish Gambino

«This Is America»

A$AP Rocky

«A$AP Forever»


2019

Российские режиссеры неоднократно работали с именитыми зарубежными артистами, но лишь малое количество сделало это дважды или даже трижды. Айсултан Сеитов отметился роликами с 21 Savage, Offset и Goldlink, и, кажется, что это далеко не конец: юный режиссер из Казахстана не реализовал даже пятой части собственного потенциала, заняв кресло одного из главных имен в музыкальном видеопроизводстве. Хотя было с кем конкурировать: здесь и Гаспар Ноэ с голливудским уровнем постановки драки, и Бен Штребель с романтизацией брутальности, и Дэйв Мейерс, обезличивающий привычную атрибутику мейнстримной поп-музыки.

В зарубежном сегменте начался своеобразный застой, хотя это было крайне сложно заметить. Совпало или нет, но ключевые ветераны сцены попрятались по студиям, тщательно планируя свой поход на новое десятилетие, потому торжеством заправляли молодые исполнители, эксплуатирующие устаревшие темы в обновленном стиле: здесь и хоррор, и вестерн, и классическое визуальное ассорти.

Гарри Стайлс

«Lights Up»

FKA Twigs

«Cellophane»

Билли Айлиш

«Bad Guy»

21 Savage

«А lot»

The Hour

«Mother»

SebastiAn

«Thirst»

A$AP Ferg

«Floor Seats»

Halsey

«Nightmare»


изображения: 1 — Interscope Records, 2 — Young Turks, 3 — Young Money Entertainment, 4 — Universal Music Group